Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 10:21, автореферат

Описание работы

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных проблем современной педагогической науки. Её актуальность обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приёмов и средств обучения.
При решении проблемы активизации познавательной деятельности выход видится в повышении теоретического уровня преподаваемого материала с параллельным ознакомлением и обучением школьников методам познания, вооружения их методами самостоятельной работы по развитию и приобретению инструментария познания [124, c. 183-184].

Файлы: 1 файл

disser.doc

— 881.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Министерство образования Республики Беларусь

 
Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка»

УДК 811.111(07)+93(07)     На правах рукописи

 
 
 
Сенько Владимир Олегович

 
 
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание академической степени

магистра педагогических наук по специальности

13 00 02 Теория и методика обучения и воспитания (учащихся и студенческой молодежи)

 
 
Научный руководитель

доктор педагогических наук, профессор

Белоусов Николай Алексеевич

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Минск 2006

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных проблем современной педагогической науки. Её актуальность  обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приёмов и средств обучения.

При решении проблемы активизации познавательной  деятельности выход видится в повышении теоретического уровня преподаваемого материала с параллельным ознакомлением и обучением школьников методам познания, вооружения их методами самостоятельной работы по развитию и приобретению инструментария познания [124, c. 183-184].

На основании того, что развитие мышления оказывает решающее влияние на совершенствование других психических познавательных процессов, в условиях реформируемой школы исследования акцентируются на актуализации возможностей развития логичности и критичности мышления учащихся, определяющих проявления активности познавательной деятельности. Установление взаимосвязи успешности усвоения школьниками языков и исторических наук как учебных дисциплин и активизации их умственного развития как основы формирования и развития познавательной активности обусловливает актуальность исследований по данной проблеме.

В современной школе идёт интенсивный  поиск путей усиления развивающей направленности традиционной классно – урочной системы, главное место в которой должна занимать рациональная познавательная деятельность учащихся. Эффективность такой методики может быть достигнута за счет создания комплексной системы методических средств обучения. Они должны исполнять функцию управления познавательной деятельностью и быть рассчитаны на активную работу по формированию у учащихся навыков учебной работы, наиболее подходящих конкретным условиям современного учебно – воспитательного процесса [174, c. 17-18]. При разработке такой методики  необходимо учитывать результаты исследований, проведенных в 50-80-ые годы, согласно которым, начиная со среднего звена общеобразовательной школы, зафиксированы несформированность и слабое развитие познавательного интереса как потребности в приобретении новых знаний, в том числе и к таким учебным предметам, как история [22, c. 76-98; 229, c. 140-141] и иностранный язык. Потенциальные возможности повышения познавательного интереса к гуманитарным дисциплинам, в частности истории и иностранному языку, сохраняются в связи с общественной значимостью этих наук и исходя из фактического и идеологического содержания курсов.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Диссертационное исследование связано со следующими крупными научно-методическими проблемами, решаемыми в Республике Беларусь:

- созданием учебно-методических комплексов по истории Беларуси, Всемирной истории, а также создание учебно-методических национальных комплексов по английскому языку (учебники, хрестоматии, книги для чтения, рабочие тетради, сборники заданий, соответствующие пакеты компьютерных программ, комплекты наглядных пособий, настенные карты, контурные карты и атласы, другие дидактические средства);

- подготовкой программных, дидактических, методических, диагностирующих материалов по курсам истории и иностранного языка в связи с переходом на 12 – летний срок обучения в общеобразовательной школе и реформой образования.

Исследование выполнено с учетом положений и задач Государственной программы  «Сельская школа» (1998 г) [58], в частности, разработки и внедрения комплекса учебно-программных методических и дидактических материалов в учебный процесс сельских школ.

Объект исследования – процесс обучения английскому языку и истории в 5-ых, 6-ых классах в средних общеобразовательных сельских школах.

Предмет исследования – пути и условия активизации познавательной деятельности учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла в общеобразовательных сельских школах.

Цель исследования – обоснование путей и условий активизации познавательной деятельности учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла (на опыте обучения истории и английскому языку) в сельских общеобразовательных школах.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

    1. Раскрыть специфику познавательной деятельности школьников на уроках гуманитарного цикла.
    2. Определить пути и условия активизации познавательной деятельности школьников на уроках гуманитарного цикла.
    3. Выявить пути активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся во внеурочное время.

Рабочая гипотеза исследования заключается в следующем: познавательная деятельность учащихся может быть активизирована в процессе обучения гуманитарным дисциплинам, если алгоритм операций мыслительной деятельности обеспечивается:

- комплексным применением игровых и проблемных методов обучения с учетом возрастных особенностей сельских школьников, сензитивности к освоению языков, интенсивного формирования когнитивной сферы;

- дифференциацией учебных заданий с учетом индивидуальных возможностей; активизацией познания при введении в содержание обучения проблемной ситуации;

- индивидуальным подходом к учащимся с учетом их познавательных возможностей и интересов.

Методологической основой исследования явились: философия как наука об общих закономерностях развития природы, общества, личности [12; 54; 239, 20;130;170; 14; 30; 53; 123; 194; 221;9; 92; 110; 127; 214; 43; 45; 47; 62; 238]; теория поэтапного формирования умственных действий [49; 205].

Педагогической основой исследования являются: теория усвоения знаний и формирования умений и навыков в процессе познавательной деятельности[44-47;85-87;193-194]. В ходе исследования были использованы положения о мотивах учения, разработанные в теории познавательного интереса [232-236], система методов обучения, рекомендуемая в теории оптимизации учебно-воспитательного процесса [15;199]. Принципы проблемного обучения[141;126]. Определенное методологическое значение имело изучение работ белорусских историков по проблемам истории Беларуси[145-148;138;183;198].

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, школьной документации, продуктов деятельности учащихся; обсервационные методы, в т.ч. включенное наблюдение; изучение, обобщение и использование педагогического опыта; апробация методических средств; опрос учителей и родителей.

Научная новизна и значимость основных положений и результатов исследования заключаются в:

– выявлении новых подходов к мотивации и стимулированию процесса обучения;

– дальнейшей разработке приемов оптимизации познавательной деятельности учащихся;

– комплексном характере применения методов активного обучения и использования условно-графической наглядности.

Практическая значимость исследования заключается в:

– сохранении положительной мотивации школьников к учебно-познавательной деятельности, что имеет значимую социальную ценность и способствует воспитанию личности учащегося как субъекта своей жизнедеятельности.

– определении путей и условий активизации познавательной деятельности учащихся;

– обогащении опыта активизации познавательной деятельности в процессе обучения английскому языку и истории учащихся 5-ых, 6-ых классов сельских общеобразовательных школ;

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Активизация  познавательной деятельности учащихся  осуществляется путем организации  учебной деятельности в форме  полилога.

2. Условием для раскрытия потенциала активности учащихся является комплексное воздействие на мотивационно-потребностную, эмоционально-волевую и когнитивную сферы личности.

3. Совокупность определенных методических средств и условий обеспечивающих процесс активизации познавательной деятельности.

В ходе работы проанализирован и обобщен педагогический опыт обучения школьников предметам гуманитарного цикла в сельских общеобразовательных школах; проанализирован собранный теоретический и практический материал; сформулированы выводы. Лично соискателем апробированы методические средства и приемы, способствующие активизации познавательной деятельности школьников в процессе обучения английскому языку и истории в двух общеобразовательных школах (Олехновичская общеобразовательная средняя школа и общеобразовательная средняя школа № 14 г. Молодечно). Результаты исследований, включенные в диссертацию, докладывались на заседаниях школьных методических объединений.

База исследования: исследование проводилось в средних классах (5-ых, 6-ых) Олехновичской общеобразовательной средней школы (деревня Олехновичи Молодечненского района Минской области) и общеобразовательной средней школе № 14 г. Молодечно.

Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, общей характеристики работы, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Полный объем диссертации составляет 150 страниц, из них: 73 занимает текстовая часть; 20 - список использованных источников (251 наименование, из них 7 - на иностранном языке); 57 - приложения.

 

ГЛАВА 1.  АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

1.1. Проблема активизации познавательной деятельности в дидактике общеобразовательной школы.

Понятие познавательной активности многоаспектно и многогранно, чему свидетельствует анализ работ В.А. Аверина [1]; В.И. Дружинина [68]; Е.В. Коротаевой [103]; Н.В. Кухарева [113]; А.М. Матюшкина [140]; М.П. Осиповой [3]; И.Ф. Харламова [220]; Т.И. Шамовой [229]; Г.И. Щукиной [232]. Признавая, что активность в широком смысле является биологически обусловленным свойством человека, особое внимание придается ее направленности на определенный вид деятельности и способах удовлетворения. В отношении познавательной деятельности это означает формирование у школьников мотивации учения и обучения их навыкам добывания и использования информации, т.е. навыкам мыслительной деятельности, которые определяют возможность осуществления продуктивной учебно-познавательной деятельности. Результативность деятельности, вызывая положительные эмоции  и гностические чувства, тем самым способствует  сохранению и упрочнению познавательных интересов, стимулируя дальнейшую познавательную деятельность. Необходимым условием реализации познавательной активности является саморегуляция, выражающаяся в умении регулировать своё поведение в зависимости  от характера и условий деятельности, в частности, проявлять волевые усилия для достижения поставленной цели. Сформированность учебной деятельности, предполагающая  наличие способности  к саморегуляции поведения, рефлексии, устойчивой мотивации учения , позволяет школьнику реализовать свою познавательную активность адекватными способами. Становление учащегося как субъекта учебной деятельности невозможно без определенного уровня развития психических познавательных процессов, прежде всего мышления, поскольку осуществление рефлексии, самоконтроля и самооценки предполагает сформированность операций мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т. д. Несформированность навыков  учебной деятельности порождает снижение эффективности процесса учения, как следствие,  успешности обучения, что ведет к потере мотивации к учебно – познавательной деятельности.

В педагогической энциклопедии [192, c. 27] активность личности рассматривается как деятельностное отношение к миру, способность человека производить социально значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно – исторического опыта. Способами проявления активности служат творческая деятельность, волевые действия, общение. В отношении познания, активность выражается в наличии познавательных интересов, освоения навыков получения информации и оперирования ею, сформированности саморегуляции поведения; Г.И, Щукиной [232] познавательная деятельность характеризуется как интеграция поисковой направленности в учении, познавательного интереса и его удовлетворения, при помощи  различных источников знаний, благоприятных условий осуществления деятельности. И.Ф. Харламов понимает познавательную активность как «деятельное состояние ученика, которое характеризуется  стремлением к учению, умственным напряжением  и проявление волевых усилий в процессе овладения знаниями»[220, c. 31]. Т.И. Шамова [229] рассматривает познавательную активность  как качество личности, проявляющееся в отношении к содержанию и процессу деятельности, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами их получения, в мобилизации волевых усилий в достижении цели обучения. Можно условно выделить два направления развития познавательной активности – деятельное, предполагающее освоение навыков учебной деятельности, и личностное, в основе которого лежит формирование  мотивационно – потребностной и эмоционально-волевой сфер личности школьника. Познавательная активность с одной стороны, является формой самоорганизации и самореализации учащихся, с другой – результатом усилий педагога в организации учебной деятельности и становлении их в качестве субъектов последней [103]

Вычленение типов познавательной деятельности зависит от ракурса их исследования. Исходя из основных функций деятельности, А.М. Матюшкин [140] условно выделяет два ее типа: адаптивный, обеспечивающий приспособление личности к условиям изменяющейся среды, и продуктивный – «сверхадаптивный», выходящий за пределы необходимого уровня адаптации. Познавательная деятельность рассматривается им в рамках продуктивной, чем подчеркивается ее направленность на познание, осмысление и усвоение нового (объективного или субъективного). В продуктивной познавательной деятельности на основании особенностей саморегуляции субъекта так же вычленяются  три уровня: активность внимания, возникающая вследствие новизны стимула, провоцирующего поисковую деятельность; исследовательская  познавательная деятельность  как ответ (реакция) на естественную или искусственно созданную в условиях обучения ситуацию; личностная активность как устойчивое проявление «интеллектуальной инициативы»

Информация о работе Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла