Активизация мыслительной деятельности путем самостоятельного анализа проблемной ситуации на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 12:59, доклад

Описание работы

В данном докладе учитель рассматривает методы и формы по технологии проблемно-диалогического обучения, использованные на своих уроках. Делает вывод, что проблемно-диалогическая технология активизирует мыслительную деятельность учащихся.

Файлы: 1 файл

расул.docx

— 49.61 Кб (Скачать файл)

      Виды проблемного обучения «научное»  творчество - теоретическое исследование, то есть поиск и открытие  нового  правила

«практическое» творчество- поиск практического решения, то есть поиск  способа применения известного  знания в  новой  ситуации «художественное»  творчество -художественное отображение действительности на  основе  творческого     воображения.

    Постановка  учебной  проблемы - это этап формулирования  темы  урока  или  вопроса  для  исследования.

Поиск  решения учебной  проблемы – это этап формулирования  нового  знания

  Проблемные  методы – это  методы,  основанные на создании  проблемных   ситуаций , активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа,  умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность.

    Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.              

1 этап – постановка проблемной  ситуации, при которой у ребенка  возникают вопросы.                                                                                               

2   этап – начало активного  поиска ответа на него, осознание  сущности противоречия. Учитель  оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы. При  создании проблемной ситуации  используется дифференцированный  и индивидуальный подходы.                                             

3 этап – поиск решения проблемы, выход из тупика противоречий. Выдвижение и проверка различных  гипотез с привлечением дополнительной  информации. Учитель оказывает необходимую  помощь (в зоне ближайшего развития)                                                                                 

4 этап – появление идеи решения,  переход  к решению, появление  нового знания в сознании учащихся

5 этап – реализация найденного  решения.                                                               

6 этап – отслеживание результатов. 

      Учитель лично  заостряет противоречие  проблемной  ситуации и  сообщает  проблему    (учитель выдвигает и проверяет гипотезу) . Ученик  сам  осознает  противоречие и  формулирует  проблему (ученик выдвигает и проверяет гипотезу).

Учитель  диалогом  побуждает  учеников  осознать  противоречие и сформулировать  проблему (учитель диалогом побуждает учеников  выдвигать и проверять гипотезы).

 

 

 

 

    Подводящий  к  теме  диалог

Сообщение  темы с мотивирующим  приемом (прием «яркое  пятно») Побуждающий  от проблемной ситуации диалог

Создание  проблемной  ситуации.

Побуждение  к  осознанию противоречия  проблемной  ситуации.

Побуждение к  формулированию  учебной  проблемы.

Принятие  ученических  формулировок  учебной  проблемы.

Приемы создания проблемной ситуации

Одновременно  предъявить  противоречивые факты, теории, точки зрения

Столкнуть  мнения  учеников  вопросом  или  практическим  заданием

Дать  практическое  задание, не выполнимое  вообще

Дать практическое  задание, не  сходное  с  предыдущим

Дать практическое  задание, сходное  с  предыдущим и  доказать, что  задание  учениками  не  выполнено

Обнажить  житейское  представление  учащихся  вопросом  или  практическим  заданием  «на  ошибку» и предъявить научный  факт сообщением, экспериментом, наглядностью.

  Алгоритм применения проблемно-диалогического  обучения на уроках

  • Знакомство с литературой
  • Выявление проблемы
  • Постановка проблемы
  • Прояснение неясных вопросов
  • Формулирование гипотезы
  • Планирование и разработка учебных действий
  • Сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств)
  • Анализ и синтез собранных данных
  • Сопоставление данных и умозаключений
  • Подготовка сообщений
  • Выступление с подготовленным сообщением, переосмысление результатов ходе ответов на вопросы
  • Проверка гипотез, построение обобщений

          выводов, заключений

  • Контроль  преподавателя  -  минимальный

            Достаточно изучив литературы по  технологии проблемно-диалогического обучения, я начала системное применение данной технологии на своих уроках.    Начиная с 3 класса,  при объяснении урока,  я стала применять технологию проблемного обучения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Вначале ребята испытывали трудности при постановке проблемы и тем более поиска решения – формулирования знания. Но даже незначительные продвижения ребят поощрялись, создавалась ситуация успеха. С каждым уроком ребята чувствовали большую уверенность в себе. Постановка учебной проблемы и поиск ее решения ученики осуществляли в ходе специально выстроенного диалога. Использовались два вида диалога: побуждающий и подводящий.

 

 

 

          В 3-5 классах чаще использую побуждающий диалог, так как он состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески, развивая творческие способности. На этапе постановки проблемы  создаю проблемную ситуацию, а затем произношу специальные реплики, приводящие учеников к осознанию противоречия  и формулирования проблемы.  Таким образом,  на этапе поиска решения побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезу, осуществляя открытие знаний путем проб и ошибок.                                                                                                      Подводящий диалог стала использовать чаще с 6 класса, он представляет собой систему вопросов и заданий, которые активно задействуют и соответственно развивают логическое мышление.

        На этапе постановки проблемы подвожу детей к формулированию темы и цели урока. (целеполагание).  Например, при изучении темы «Приставки»  (в 6 классе) на этапе актуализации предлагаю задание. На доске дается группа слов: море, приморский, моряки, морозы, заморозки и по двум сторонам доски помещаю схемы:  1-корень и окончание, 2 – корень, суффикс, окончание.

     К каждой схеме из группы слов найти соответствующие слова,  доказать свой выбор, аргументировать.  Затем  проверяю ребят, остается два слова, приморский, заморозки. Спрашиваю: «Почему эти слова вы не выбрали?». Проблема. Кто-то из ребят скажет, что в этих словах есть приставка. И ребята по просьбе учителя легко определяют тему урока, и каждый индивидуально ставит цель. Затем выводим цель общую для класса. На этапе поиска решения выстраиваю логическую цепочку к новому знанию, веду учеников к «открытию».  Проблемно-диалогические уроки способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной мотивации. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, нельзя не понимать того, до чего додумался сам.            Все задания учениками выполняются на интерактивной доске. У ребят появляется возможность найти решение проблемы не только в учебниках, словарях и энциклопедиях, но и в электронных учебниках и электронных энциклопедиях.

 Привожу примеры создания разных проблемных ситуаций и диалогического выхода из них. Например,  урок русского языка в 5-м классе по теме «Падежи имен существительных»:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  • Прочитайте предложение.

 

  • Найдите однородные члены в этом предложении.
  • К какой части речи они относятся?
  • Определите их род и падеж (предъявление первого факта).
  • Выделите их окончания (предъявление второго факта).

 

  • Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.)
  • Какой возникает вопрос? (Побуждение  к формулированию проблемы.)
  • Старая женщина волновалась о сестре и дочери.
  • Сестре, дочери.

 

  • Это существительные.
  • Женский род, предложный падеж.

 

  • Выделяют окончания, испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации).
  • Эти существительные одного рода и падежа, но окончания у них разные (осознание противоречия).
  • Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания? (Учебная проблема как вопрос.)



 

  Урок русского языка в 7-м классе по теме «Сложные слова»

Учитель

Ученики

  • В словах на доске выделите корень (практическое задание).
  • Все согласны?

 

 

 

  • Сколько мнений в классе? (Побуждение к осознанию противоречия.)

Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы.)

  • Ученица у доски в последнем слове «мухоловка» выделяет один корень.
  • Нет. В слове «мухоловка» два корня: мух - и лов-.

Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации)

  • Два мнения (осознание противоречия).
  • Кто прав? Сколько корней в слове «мухоловка"? (Учебная проблема как вопрос.)

Урок русского языка в  7-м классе по теме «Спряжение глаголов»

 

Учитель

Ученики

  • Что такое склонение?
  • Какие части речи, известные вам, склоняются?
  • Попробуйте просклонять глагол «прыгать» (задание, не выполнимое вообще).
  • Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? (Побуждение к осознанию противоречия.)
  • Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.)
  • Изменение по падежам.
  • Существительные и прилагательные.
  • Испытывают затруднение (возникновение проблемной ситуации).

 

  • Нет, не смогли. Глаголы не склоняются (осознание противоречия).

 

  • Как изменяются глаголы? (Учебная проблема как вопрос.)

 

 

Урок в 6 классе по теме «Употребление  имен существительных множественного числа  в родительном падеже» 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Откройте тетради. Запишите  сегодняшнюю дату, классная  

     работа.

- Ребята, я хочу вас  спросить: Как вы понимаете слово  «Родина»?

- А как называется ваша  малая Родина?

 

2.  А вы хорошо знаете  свой район?

3 Давайте, все вместе  посмотрим видео-ролик. 

- Так  о чём этот  ролик?

 

- В каких словах автора  выражена главная мысль ?(по  иллюстрациям- новые здания)

- Слова  какой части  речи больше всего встречается  в тексте?

-Правильно, имена существительные.  Назовите их.

- Что вы заметили?

-А что вы знаете  про падежей?  Я дала вам  творческое задание подготовить  проект на эту тему.

. Сообщение темы урока и постановка цели.

- Как вы думаете, а  всё ли мы знаем об имени  существительном?

- А хотите узнать о  нём что-то новое?.

- Какую цель вы  ставите  для себя на этот урок?

- А что это что-то  новое, мы узнаем чуть позже.

 

- Найдите в тексте имена  существительные во множественном  числе и выделите окончания

-какого они рода?

-Как определить род  у имени  существительного  во множественном числе?

Запишите в тетради, в  скобках, указывая род

Поменяйтесь тетрадями и  проверьте работу друг друга

Что мы сейчас с вами вспомнили? А как вы думаете пригодится это на уроке?

Открытие нового:

Продолжим работу. Будем  учиться правильно писать окончание имен существительных родительного падежа множественного числа.

На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном  падеже?

Какие окончания имеют  существительные в родительном  падеже?

Это существительные какого числа?

А теперь посмотрим какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа и выделим окончания

магазины, дом, кабинет, врач

Какие окончания имеют  существительные в родительном  падеже множественного числа мужского рода?

Какие окончания имеют  сущ. в родительном падеже мн.числа женского рода

-Прочитайте слова на  доске. Какого они рода? Нужно  поставить эти слова в родительный  падеж множественного числа, выделить  окончание и посмотреть, какие  окончания будут

Гостиница-

Школа-

Больница-

Библиотека-

Река-

Остановка-

Тетрадь-

Речь-

-Как вы думаете по какому определенному признаку можно сгруппировать данные слова?

Проверяем друг друга.

Вы определили, какие окончания  имеет существительные женского рода.

Какие имена существительные  остались?

Пять место (-) род.п

Несколько село (-) р.п

Шесть пальто (не изменяется)

Много дело (дел)

Мало море (морей)

Нет облако (облаков)

Самостоятельная работа упр. 3

Слова много, мало противоположны по значению. Употребите в каждом предложении  слова, которые называют то, что есть, или то, чего нет в нашем городе или селе (они даны справа)

Вывод: Существительные в  родительном падеже множественного числа часто употребляются со словами много, мало.

Сущ. М.р. и ср. рода в родительном падеже множественного числа имеет окончание –ов;-ев;-ей или нулевое окончание например: мандаринов, овощей, яблок

   Ж.р. имеет окончание –ей или нулевое окончание мыслей,птиц.

  Ср.р имеет окончание –ов; -ев.

 

 

 

 

 

Работают в тетради

Атырауская область Индерский  район село Елтай

 

 

После просмотра дети узнали, какой  наш район, сколько больниц, школ, заводов и другие есть у нас.

 

 

 

 

 

Они употреблены в разных формах, в разных падежах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знания об имени существительном.

Умение определять окончания  имён существительных в разных формах.

Узнать что-то новое об имени существительном.

 

 

 

 

 

Поставим существительное в начальную форму

 

 

 

Знания о существительных

 

 

 

 

 

 

 

Кого?Чего?

Ж.р. –ы,-и

М.р.-а,-я     

С.р.-а,-я      

Единственного числа

 

 

 

 

Много магазинов

Мало домов

Много кабинетов

Много враче

 

 

 

 

-ов,-ев,-ей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ж.р.

Они сущ.женского рода

1 группа с окончанием-ей

2 группа с  нулевым  окончанием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Существительные ср.рода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


    В 8 классе  ребята уже легко стали справляться с постановкой проблемы на уроке русского языка . Перед изучением какой - либо темы ребятам предлагаю различного рода задания по решению проблемы.

      В 8 «А» классе всего 17 учащихся, из них 10 учащихся с высоким уровнем,

7 учащихся со средним уровнем. Например,  ребята при изучении темы  «Наречие» записывают предложение под диктовку и разбирают предложение по членам предложения и по частям речи:  Усталые путники пришли в село издалека.

В ходе выполнения задания ученики рассматривали варианты разборов по следующим критериям: 2 балла – правильная формулировка проблемы, гипотезы; 1 балл – частичное решение проблемы; 0 баллов – отсутствие гипотез или ошибочный вариант. В итоге каждый ученик  выполняет задание на одном из трех уровней: высоком, среднем, низком.

   2 урок в 8 классе по теме «Правописание сложных прилагательных». Большинство ребят справились с предложенным заданием. Результаты отражены в таблице

                            

Уровни  развития

 

Постановка  проблемы

Поиск решения

I Четверть

II Четверть

I Четверть

II Четверть

Высокий

12%

24%

8%

24%

Средний

48%

64%

46%

38%

Низкий

40%

12%

46%

38%


          В 4 классе непосредственно перед изучением темы «Правописание непроизносимых согласных » был предложен бланк: 

Я диктую слова. Знайка записал их так:

                                                      Грустный, вестник, солнце, властный 

А Незнайка написал вот как:

                                                     Грусный, весник, сонце, власный.

Что тебя удивило?____________________________________________

Какой вопрос у тебя возникает?_________________________________

Прочитай еще раз слова, которые  написал Знайка  и Незнайка. С кем из них ты согласишься, почему. Выбери правильное написание и докажи  правильность своего выбора, почему данные слова пишутся именно так. Сформулируй и запиши свои предположения _________________________

_________________________________________________________________

Докажи правильность своего предположения. Примени свою догадку к правописанию предложенных слов __________________________________

_________________________________________________________________

Сформулируй и запиши правило написания  подобных слов.______________

__________________________________________________________________.

Информация о работе Активизация мыслительной деятельности путем самостоятельного анализа проблемной ситуации на уроках русского языка