Агрессивное поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Агрессия, в каких бы формах она ни проявлялась, ока зывается часто главным источником трудностей во взаимо отношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведет к драматическим последствиям. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для родителей, педагогов и психологов, но и для всего общества в целом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии............................................................................................................4
Типология агрессивного поведения у детей…...……. …………...………9
Особенности развитие агрессивного поведения в раннем возрасте……..5
Выводы по первой главе….……………………...………………..…………..…...2
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация и методы исследования агрессивных проявлений у детей в раннем возрасте………………………………….………………...………...……16
2.2. Результаты собственного исследования агрессивных проявлений у детей в раннем возрасте…………………. ……………...…………………….…29
2.3. Практические рекомендации по профилактике агрессивности в раннем возрасте……………………………………………………………………..……...43
Выводы по второй главе…………………………………………………..…..…..2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...5
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………....57
ПРИЛОЖЕНИЕ..................................................................................................10

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТ1.docx

— 95.87 Кб (Скачать файл)

Реакция на побои у детей  бывает разной; маленький ребенок, которого ударили, зачастую начинает плакать  еще громче; ребенок чувствует  себя оскорбленным и униженным; ребенок  чувствует глубокую неприязнь к  своим обидчикам; ребенок, которого бьют постоянно, чувствует ненависть  к самому себе и окружающим [15].

Если родители подавляют  агрессию ребенка с позиции силы или отвечают на детскую агрессию гневной вспышкой, то ребенок усваивает  эти формы поведения и применяет  их в дальнейшем в общении с  детьми и взрослыми, а также в  играх. Интересный пример приводит В. Куинн, Мама, которая, решив наказать дочь за сквернословие, моет ей рот с мылом, провоцирует ребенка на дальнейшее употребление грубых слов в свое отсутствие[19]. Психологи считают, что «наказывать  ребенка лучше лишая его хорошего, чем делая ему плохое». Наказания  должны быть приближены по времени  к проступку и не носить длительный характер, так как длительные наказания  вызывают обиду и могут привести к эмоциональному срыву [1].

Специалисты считают, что  агрессивное поведение – своеобразный крик о помощи,  в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми ребенок не в силах справится самостоятельно, и таким образом борется за свое психологическое выживание. Возможность высказать наболевшее – первый шаг к преодолению агрессивного поведения. Ребенок проявляет агрессию не потому, что он плохой, а потому что ему требуется помощь. Агрессивность – это  способ выражения своего протеста. В его основе лежит обида, страх, боль, унижение, а они в свою очередь возникают из-за неудовлетворенности потребности в любви и чувства нужности другому человеку [17].

Из всего  сказанного можно сделать вывод, что   чаще агрессия не является целенаправленной, а выступает лишь как побочный эффект жизнедеятельности ребенка, который может даже и не иметь представления о том, что он поступает агрессивно. Любые человеческие отношения, даже такие как любовь, дружба, - это всегда более или менее выраженная борьба за власть, а, значит, в той или иной степени и проявление агрессии.

Ведь агрессивность вызывает не только отрицательные эмоции, но и положительные, такие как готовность защитить себя и окружающих от негативного  вторжения, желание познать себя и окружающий мир, стремление к цели, к творческой деятельности, морально-волевым  усилиям [8].

Современные психологи выделяют позитивную агрессию, обеспечивающую ребенку  возможность выживания, безопасности и развития, и агрессию негативную, направленную на удовлетворение влечений путем причинения вреда окружающим [3].

Из сказанного понятно, что  искоренять проявление агрессии не только бессмысленно, но и вредно. Скорее необходимо добиваться, чтобы они оказывались  соразмерными обстоятельствам и  социально допустимыми, а также  не ограничивали без необходимости  права и свободы человека [3].

Социализация детской  доброкачественной агрессивности, перевод ее в социальную активность, а не подавление, должны стать важнейшим  условием успешной педагогической работы. Осуществить этот перевод можно  следующим образом: направлять негативное поведение в игровую, трудовую, познавательную деятельность; перенести разрушительные действия на неживое (природные материалы, песок, воду, глину, пластилин); объяснить нецелесообразность поведения и поступков, ведущих к насилию и жестокости; выразить сопереживание и сочувствие пострадавшему; показать образец поведения, с помощью которого «гасятся» деструктивные действия [8].

Таким образом, всех агрессивных  детей объединяет одно общее свойство - неспособность понимать других людей. Оно не зависит ни от самооценки, ни от реального положения ребенка  в группе. В его основе лежит  особая структура самосознания ребенка: он фиксирован только на себе и изолирован от других [3]. В мире и в других людях такой ребенок видит, прежде всего, себя и отношение к себе. Другие дети выступают для него как  обстоятельства его жизни, которые  либо мешают достижению его целей, либо не уделяют ему должного внимания, либо пытаются нанести ему вред. Поэтому для таких детей недоступно сочувствие, сопереживание или содействие.

ГЛАВА  II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ  

2.1.    Организация и методы исследования агрессивных проявлений у детей в раннем  возрасте

Исследование проводилось  в период с сентября 2011 по январь  2012 г. В эксперименте участвовало 14 детей (10 мальчиков и 4 девочки) в возрасте 3,5-3 лет. С целью диагностики уровня агрессивности детей нами была использована следующие методики:

1)Структурализированное  наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного  поведения детей, разработанная  Лаврентьевой Г.П.)(Приложение 5). 

 Цель: выявить склонность  к агрессивному поведению у  детей раннего возраста.

Оборудование: карта наблюдений, включающая 18 картинок- фиксированных  форм поведения, в данном случае агрессивного (испытатель  в течении дня  наблюдает за ребёнком и фиксирует результаты по его окончании).

Инструкция. В ответах  следует лишь проставить «+» (что  означает ДА, присутствуют); или «-» (что означает  НЕТ, отсутствуют).

Каждый «+» соответствует 1 баллу (ответ «-» соответствует 0 баллов).  Из суммы балов, делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка) (Таблица 1 и диаграмма 1).

Шкала оценок результатов:

Повышенный уровень агрессивности - 15 - 18 баллов

Высокий уровень агрессивности - 10 – 14 баллов.

Средний уровень агрессивности - 6 -9 баллов.  

       Слабый уровень агрессивности - 0-5 баллов

2. Анкета для родителей   Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.(Приложение 6).

Инструкция. Родителям предлагается ответить на 20 вопросов. Положительный  ответ на каждое предложенное утверждение  оценивается в 1 балл. Подсчитывается итоговая сумма балов, из чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка) (Таблица 2).

Шкала оценок результатов:

  1. Повышенный уровень агрессивности – 16-20 баллов
  2. Высокий уровень агрессивности — 11-15 баллов.
  3. Средний уровень агрессивности — 6-10 баллов.
  4. Слабый уровень агрессивности —1-5 баллов.

 

 Каждая из методик имеет шкалу уровня агрессивности (повышенный, высокий, средний, слабый уровень агрессивности).  По полученным данным мы провели количественный и качественный анализ. Нами были получены следующие результаты.

2.2.Результаты собственного  исследования

Диаграмма 1. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников

по методике Лаврентьевой Г.П.

Таблица 1.

Оценка уровня агрессивности  детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П.

№.

Порядковый номер

1

2

3

4

5

6

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

15

16

17

18

 

итог

1.

 

+

-

-

-

+

-

 

+

 

+

 

-

 

-

+

-

 

-

 

+

 

-

+

-

-

7

 

2.

 

+

-

-

+

+

-

 

+

 

+

 

-

 

-

+

+

 

+

 

+

 

-

+

-

+

11

 

3.

 

-

+

-

-

-

-

 

-

 

-

 

-

 

-

+

-

 

+

 

-

 

-

-

-

-

3

 

4.

 

-

-

+

+

+

+

 

+

 

-

 

-

 

-

+

+

 

+

 

-

 

+

-

+

+

11

 

5.

 

-

-

-

-

-

+

 

-

 

+

 

-

 

-

-

-

 

-

 

-

 

-

-

-

-

2

 

6.

 

-

+

-

-

-

-

 

-

 

+

 

-

 

+

+

-

 

+

 

+

 

+

+

-

+

9

 

7.

 

-

+

-

-

-

-

 

-

 

+

 

-

 

-

-

-

 

-

 

-

 

-

-

-

-

2

 

8.

 

+

+

-

+

-

+

 

+

 

+

 

+

 

+

+

+

 

+

 

+

 

-

+

+

+

15

 

10.

 

-

+

-

+

+

-

 

-

 

-

 

-

 

+

-

-

 

+

 

-

 

+

+

-

-

6

 

11.

 

-

+

-

-

+

-

 

-

 

-

 

-

 

-

+

-

 

-

 

-

 

-

-

-

+

4

 

12.

 

-

+

+

+

-

+

 

-

 

+

 

-

 

-

+

-

 

+

 

-

 

-

-

+

+

9

 

13.

 

+

-

-

+

+

-

 

+

 

+

 

-

 

-

+

+

 

+

 

+

 

-

+

-

+

11

 

14.

 

-

+

+

+

-

+

 

-

 

+

 

-

 

-

+

-

 

+

 

-

 

-

-

+

+

9

 
                                                         

Оценка уровня агрессивности  детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. (структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем): 28,57% детей  имеют слабый уровень агрессивности, 42,86% средний, 21,43% высокий и 7,14% повышенный уровень агрессивности (см. таблицу 1 и диаграмму 1). 

       Таким образом, по результату исследований, выявлено, что из 14 детей в особом внимании нуждаются 4 детей, у которых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности.

Психолого-педагогическая характеристика на каждого из четверых детей представлена в (Приложении 7).

Этим детям присуще  такое поведение: враждебность, гнев, рассказывание историй с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся.  Причинами агрессивного поведения некоторых детей является в большей степени ситуация в семье ребенка. Родители практически не говорят детям о своих чувствах, детям мало «достается» теплых слов, нежных касаний. А у других родители, чаще всего отцы, сами проявляют агрессивность и враж дебность по отношению к окружающему миру, а третьи испытывают неуверенность в себе, тревогу, импульсивность.

Таблица 2.

Оценка уровня агрессивности  детей 

по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.

Кол-во баллов

 

Уровень агрессивности

           
     

Слабый

 

Средний

 

Высокий

 

Повышенный

1.

5

               

2.

11

               

3.

13

               

4.

13

               

5.

16

               

6.

7

               

7.

10

               

8.

17

               

9.

10

               

10

11

               

11

5

               

12

11

               

13

13

               

14

7

               

2 ребенка 14,29%

 

4 ребёнка     28,57%

 

6 детей     42,86%

 

2 ребёнка    14,29%

     

Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.: 14,29% детей имеют слабый уровень агрессивности, 28,57% средний, 42,86% высокий и 14,29% повышенный уровень агрессивности (см. таблицу 2).

В анкетировании приняли  участие 14 родителей.

Из анкетных данных мы можем  сказать, анализируя полученные ответы родителей, мы отметили, что в целом  уровень агрессивности детей  родителями оценивается как высокий. Также в анкете большинство родителей  ответили, что в общении с другими  детьми их ребенок - неуравновешенный, нетерпеливый. При этом родители часто  не замечают проблемы детей во взаимоотношениях со сверстниками и наличие агрессивности.

По мнению родителей, детско-родительские отношения в семье не оказывают  влияния на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском  саду. Лишь 6 человек ответили, что  благополучие семейных отношений –  это психологическая защита, эмоциональный  тыл ребенка, облегчающий его  жизнь в детском саду.

Таким образом,  по результатам проведенного анкетирования родители детей показали, что они не очень хорошо осведомлены о поведении детей в детском саду и их взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. 

       В семьях агрессивных детей дистанция  между родителями и детьми огромна, родители мало интересуются развитием детей, детям не хватает тепла и ласки, отношение у родителей к проявлению детской агрессивности безразличное или снисходительное, в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения родители предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.

Также одной из причин агрессивного поведения детей может является и неограниченный просмотр телевизионных  передач, особенно передач и художественных фильмов с элементами агрессии и  насилия.

Таким образом, обозначилась насущная необходимость обучения детей  с агрессивным поведением открытому  проявлению своих чувств, переживаний, показывая им способы как общения  детей друг с другом, так и способы  выхода из разных негативных эмоциональных  состояний.

2.3.    Практические рекомендации по профилактике агрессивности в раннем возрасте

Дети в раннем возрасте  наиболее нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача специалистов и родителей в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку – это главное условие профилактики агрессивности.

Направления профилактической работы в ДОУ с дошкольниками  включают:

  1. обучение детей приемлемым способам выражения гнева;
  2. отработка навыков общения в конфликтных ситуациях;
  3. формирование таких качеств как эмпатия и доверие;
  4. работа с родителями агрессивных детей.

Информация о работе Агрессивное поведения