Агрессивное поведение. «Трудных» дети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы связана с относительной распространённостью детей с признаками коммуникативной агрессии. В наше время очень много детей, имеющих девиантное поведение. Если не работать с ними, то это приведёт к невозможности усвоения школьной программы, неприятию одноклассниками, возникновению конфликтны ситуаций. Изучение влияния разных факторов на становление характерологических и личностных аномалий и раскрытие сложных процессов их формирования на ранних этапах онтогенеза – это основа разработки комплексных мероприятий по первичной диагностике и коррекции поведенческих нарушений.

Содержание работы

Введение3
Глава 1. Роль педагогического общения в учебно-воспитательном процессе младших школьников 8
1.1.Понятие агрессии и причины ее проявления в детском возрасте 8
1.2.Общение как неотъемлемый элемент педагогической деятельности 13
1.3.Роль преподавателя в адаптации младших школьников 18
Глава 2. Воспитание младших школьников с признаками коммуникативной агрессии как педагогическая проблема……………………………………………………24
2.1. Особенности нравственного воспитания младших школьников…………………………………24
2.2. Приемы воспитательной работы учителя начальных классов.............................29

Глава 3. Работа учителя начальных классов по воспитанию младших школьников с признаками коммуникативной агрессии…………………………………………………..40
3.1. Диагностика детей младшего школьного возраста …………………………………….40
3.2. Разработка коррекционно – развивающей программы по устранению детской агрессии…………………………………………………………………………………………54
Заключение…………………………………………………………………………………….61
Список использованной литературы………………………………………………………63

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Особенности работы учителя мл. классов.docx

— 136.17 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение3

Глава 1. Роль педагогического общения в учебно-воспитательном процессе младших школьников 8

1.1.Понятие агрессии и причины ее проявления в детском возрасте  8

1.2.Общение как неотъемлемый элемент педагогической деятельности 13

1.3.Роль преподавателя в адаптации младших школьников 18

Глава 2. Воспитание младших школьников с признаками коммуникативной агрессии как педагогическая проблема……………………………………………………24

2.1.  Особенности нравственного воспитания младших школьников…………………………………24

2.2.    Приемы    воспитательной    работы   учителя  начальных  классов.............................29

 

Глава 3. Работа учителя  начальных классов по воспитанию младших школьников с признаками коммуникативной агрессии…………………………………………………..40

3.1. Диагностика детей младшего  школьного возраста …………………………………….40

3.2. Разработка коррекционно –  развивающей программы по устранению  детской агрессии…………………………………………………………………………………………54

Заключение…………………………………………………………………………………….61

Список использованной литературы………………………………………………………63

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее  время среди педагогов и родителей  всё чаще поднимается вопрос о  так называемых «трудных» детях. К сожалению, в последние годы число «трудных» резко увеличилось. Причину этого видят, прежде всего, во внешних факторах: бесконтрольный просмотр телепередач, длительное пребывание на улице, наметившийся кризис семьи  и многое другое. Не отрицая этих факторов, все же считаем, что основную причину появления «трудных»  следует искать в психическом  развитии современных детей.

Ни для  кого не секрет, что нынешние дети не похожи на своих сверстников двадцатилетней давности. Они более возбудимые и  менее управляемые, более интеллектуально  развитые и вместе с тем более  инфантильные, они умеют красиво  говорить и мало что умеют делать собственными руками, они могут часами неподвижно сидеть и не могут несколько  минут самозабвенно играть. Мы чаще всего не придаем большого значения происходящим в наших детях изменениям и уж никак не соотносим их с  возросшим количеством «трудных»  детей. Однако именно они чаще всего  и являются первопричиной, основой  для появления различных отклонений в детском поведении.

Возьмем, например, игру. У современных детей умение играть развито очень слабо. Игра вытиснилась другими, взрослыми  видами деятельности. Это привело  к тому, что ребенок не может  сам себя занять. Ребенок не может  длительно заниматься одной и  той же деятельностью: схватит одно, бросит, схватит другое, бросит и  т.п. Ребенок зачастую остается эмоционально равнодушным: бесконечное ломание  игрушек, отсутствие среди них любимых, издевательство над животными, неумение подчиниться правилам. У современного ребенка зачастую низок уровень  психологической подготовки к школе.

Актуальность  темы связана с относительной  распространённостью детей с признаками коммуникативной агрессии. В наше время очень много детей, имеющих девиантное поведение. Если не работать с ними, то это приведёт к невозможности усвоения школьной программы, неприятию одноклассниками, возникновению конфликтны ситуаций. Изучение влияния разных факторов на становление характерологических и личностных аномалий и раскрытие сложных процессов их формирования на ранних этапах онтогенеза – это основа разработки комплексных мероприятий по первичной диагностике и коррекции поведенческих нарушений.

     Агрессивное  поведение может быть непосредственным, т.е. прямо направленным  на  раздражающий объект или смещенным,  когда ребенок по каким - либо  причинам не может направить  агрессию на источник раздражения   и ищет более безопасный объект  для разрядки. Поскольку устремленная  вовне  агрессивность порицается, у ребенка может выработаться  механизм направления агрессии  на самого.

      Агрессивность  проявляется не только в физических  действиях. Некоторые дети склонны  к вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, ругаются), за которой   часто скрывается неудовлетворенная  потребность  в том, чтобы  почувствовать себя сильным, или  желание отыграться за собственные  обиды.

          Агрессивное поведение может  возникать под влиянием неблагоприятных  внешних условий: авторитарного  стиля воспитания, деформация системы  ценностей в семейных отношениях  и т.д.  Эмоциональная холодность  или чрезмерная строгость родителей  часто приводят к накоплению  внутреннего психического напряжения  у детей. Это напряжение может  разряжаться посредством  агрессивного  поведения.

     

 

Еще одна причина агрессивного поведения - дисгармоничные  взаимоотношения  родителей (ссоры и драки между  ними), агрессивное поведение родителей  по отношению к другим людям. Жесткие  несправедливые наказания  нередко  модель агрессивного поведения ребенка.

       Агрессивность  затрудняет приспособляемость детей  к условиям жизни в обществе, в коллективе; общение со сверстниками  и взрослыми. Агрессивное поведение   ребенка вызывает, как правило,  соответствующую реакцию окружающих, а это, в свою очередь, ведет  к усилению агрессивности, т.е.  возникает ситуация порочного  круга.

       Ребенку  с агрессивным поведением необходимо  специальное внимание, так как  порой оказывается, что он даже  не догадывается о том, какими  добрыми и прекрасными могут  быть человеческие отношения.

В настоящее  время диагностика, профилактика дезадаптации, осуществляются в общеобразовательных  заведениях социальными педагогами, психологами, учителями, классными  руководителями, но их усилия, как правило, не взаимосвязаны, что снижает их эффективность. Это заставляет по-новому посмотреть на формы педагогической поддержки учащихся в дезадаптационно  опасных ситуациях через создание целостной системы работы педагогического  коллектива по профилактике школьной дезадаптации. О большом практическом и теоретическом значении вопроса школьной адаптации говорит рост числа как отечественных, так и зарубежных публикаций, посвященных этой проблеме. Проблема адаптации детей в школе, причины девиантного поведения постоянно волнуют как педагогов, воспитателей, так и психологов. Огромную роль в рассмотрении проблем нарушения дисциплины, причин нежелания учиться принадлежат отечественным педагогам — П.П. Блонскому, К.Д. Ушинскому, С.Т. Шацкому и др. В настоящее время актуальными представляются воззрения Л.С. Выготского на механизм адаптации индивидуумов к обществу в процессе формирования личностного опыта. Значительный вклад в изучение проблемы генезиса личности, соотношения социального и индивидуального в личностном опыте внесли ученики Л.С. Выготского — Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев и др. Вопросы устойчивости личности в различных условиях рассмотрены в работах И.С. Кона.

Влияние среды на процесс проявления агрессии, меры социальной поддержки учащихся в предконфликтных и конфликтных ситуациях рассматривается в работах Б.Н. Алмазова. Причины и формы дезадаптации в связи с неврозами представлены в работах С.А. Бадмаева, Б.С. Братусь, В.Н. Мясищева, А.С. Слуцкого, Н.И. Фелинской и др. Педагогические и социальные проблемы дезадаптации — в работах Ю.Е. Алешиной, А.С. Белкина, Т.А. Власовой, А.И. Кочетова и др. В работах Л.М. Аболина, С.А. Беличевой, К.Н. Волкова,

А.Е. Личко, Ю.А. Миславского и др. акцентируется  внимание на психологических аспектах отклоняющегося поведения. В зарубежной литературе можно выделить работы: М.А. Робера и Ф. Тильмана, А. Адлера, К. Хорни, К. Юнга, Э. Фромма и др. в которых особое внимание уделяется структуре личности, природе комплексов, социальной обусловленности поведения и психики человека.

Цель работы: выявить особенности работы учителя  начальных классов по воспитанию младших школьников с признаками коммуникативной агрессии.

Задачи:

    1. Рассмотреть понятие агрессии и причины её появления;
    2. выяснить роль педагогического общения в учебно-воспитательном процессе младших школьников;
    3. выявить особенности воспитания младших школьников с признаками коммуникативной агрессии;
    4. провести диагностику младших школьников на наличие признаков коммуникативной агрессии;
    5. проанализировать результаты исследования;
    6. разработать коррекционно-развивающею программу по устранению детской агрессии.

   Объект исследования: нарушения поведения у детей младшего школьного возраста.

    Предмет исследования: работа учителя начальных классов по преодолению нарушений поведения у детей младшего школьного возраста.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Роль педагогического общения  в учебно-воспитательном процессе младших  школьников

    1. Понятие агрессии и причины ее проявления в детском возрасте

        Отклонения  в поведении детей - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных,  социальных и других факторов негативно влияет на образ жизни детей,  вызывая, в частности, нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Экономические трудности, переживаемые многими семьями,  приводят к значительному увеличению аморальных поступков, к росту преступности и других видов отклоняющегося поведения среди представителей различных социальных и демографических групп. Нарушенное поведение - понятие неоднозначное как в терминологическом, так и в содержательном плане. Термин «нарушенное поведение» часто рассматривается как синоним словосочетаний «трудный ребенок», «ненормальное поведение», «нарушения в аффективной сфере», «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение». Одна из форм проявления отклоняющегося поведения - агрессия. [5,123]

       Дать исчерпывающее определение всех существующих типов агрессии практически невозможно: любое из них неизбежно будет либо сужать, либо расширять границы понятия. Большинство определений агрессии совмещает в себе три разные точки зрения: позицию внешнего наблюдателя, позицию субъекта агрессии, то есть самого агрессора, и позицию объекта агрессии, то есть жертвы.

       Агрессивность — свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей.

 

       Агрессивное поведение чаще всего понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, наносящие вред, причиняющие боль и страдания людям. Однако при работе с агрессивным поведением необходимо помнить и о других аспектах проявления агрессии. Эмоциональный компонент агрессивного состояния - это чувства, и прежде всего гнев. Но не всегда  агрессия сопровождается гневом  и не всякий гнев приводит к агрессии. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злости, мстительности также часто сопровождают агрессивные действия, но они далеко не всегда приводят к агрессии. Важно учить детей осознавать и регулировать свои эмоции, приводящие к агрессивному поведению. Не менее важен и волевой компонент - умение преодолевать импульсивность, владение навыками саморегуляции. [5,134]

       Важно помнить и о том, что агрессивность в определенных пределах необходима любому человеку. Агрессивность может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности ребенка адаптироваться к обстановке, познавать новое, добиваться успеха. В то же время агрессивность в форме враждебности и ненависти способна нанести вред, сформировать нежелательные черты характера - либо задиры, хулигана, либо труса, не способного постоять за себя. И то, и другое негативно сказывается на чувствах ребенка, а в крайних случаях может привести к деструктивному поведению даже в отношении людей, которых ребенок любит. Первый тип агрессивности, безусловно, желателен, а иногда и необходим для выживания и достижения успеха. Второй тип временами тоже может быть необходим для адаптации и выживания.

 

 

Чаще всего  выделяют следующие  виды агрессии:

-  физическую - проявляющуюся в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, либо наносящие вред предметам (ребенок дерется, кусается, ломает, швыряет предметы и т.п.);  

- вербальную - выражающуюся в словесной форме (ребенок кричит, угрожает, оскорбляет других);

- косвенную - непрямая агрессия (ребенок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников,  и т.п.).

       Кроме того, при подавлении проявления агрессии и в некоторых других случаях агрессия может быть направлена на самого себя (аутоагрессия) – она выражается в нанесении себе вреда (обкусывании ногтей, выдирании волос, частом травмировании и т.п.).

Факторы, обусловливающие  появление агрессивного поведения:

• индивидуальный фактор - психобиологические предпосылки асоциального поведения, которые затрудняют адаптацию ребенка в обществе;

• психолого-педагогический фактор - дефекты школьного и семейного воспитания;

• социально-психологический фактор - неблагоприятные особенности взаимодействия ребенка с ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе сверстников;

• личностный фактор - активно-избирательное отношение ребенка к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также личные ценностные ориентации и личная способность к саморегулированию поведения;

• социальный фактор, определяющийся социально-экономическими условиями.

       Уровень агрессивности детей может меняться в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин тому много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимодействие с учителями и родителями. Стойкая агрессивность детей проявляется в, частности, в том, что порой они иначе, чем другие, понимают поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип поведения, который культивируется в семье и в средствах массовой информации. Однако в настоящее время и у девочек все чаще и чаще встречаются проявления различных форм агрессии.[7,136]

Информация о работе Агрессивное поведение. «Трудных» дети