Агрессивное поведение. «Трудных» дети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы связана с относительной распространённостью детей с признаками коммуникативной агрессии. В наше время очень много детей, имеющих девиантное поведение. Если не работать с ними, то это приведёт к невозможности усвоения школьной программы, неприятию одноклассниками, возникновению конфликтны ситуаций. Изучение влияния разных факторов на становление характерологических и личностных аномалий и раскрытие сложных процессов их формирования на ранних этапах онтогенеза – это основа разработки комплексных мероприятий по первичной диагностике и коррекции поведенческих нарушений.

Содержание работы

Введение3
Глава 1. Роль педагогического общения в учебно-воспитательном процессе младших школьников 8
1.1.Понятие агрессии и причины ее проявления в детском возрасте 8
1.2.Общение как неотъемлемый элемент педагогической деятельности 13
1.3.Роль преподавателя в адаптации младших школьников 18
Глава 2. Воспитание младших школьников с признаками коммуникативной агрессии как педагогическая проблема……………………………………………………24
2.1. Особенности нравственного воспитания младших школьников…………………………………24
2.2. Приемы воспитательной работы учителя начальных классов.............................29

Глава 3. Работа учителя начальных классов по воспитанию младших школьников с признаками коммуникативной агрессии…………………………………………………..40
3.1. Диагностика детей младшего школьного возраста …………………………………….40
3.2. Разработка коррекционно – развивающей программы по устранению детской агрессии…………………………………………………………………………………………54
Заключение…………………………………………………………………………………….61
Список использованной литературы………………………………………………………63

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Особенности работы учителя мл. классов.docx

— 136.17 Кб (Скачать файл)

 

3.2. Разработка коррекционно –  развивающей программы по устранению  детской агрессии

Цель программы: снижение уровня агрессивности младшего школьника путем снятия эмоционального напряжения, устранения патологических стереотипов реагирования, повышение  самооценки, принятие себя и других. Участки второклассники. Сроки выполнения программы: 11 занятий рассчитаны на 6 недель. Два занятия в неделю длятся 30-40 минут. В обще сложности программа требует 390 минут или 6 с половиной часов.

Задачи программы: устранить у ребенка неконтролируемые чувства гнева и злости;

- научить  его контролировать свой агрессию, выражать недовольство в приемлемой  форме;

- повысить  самооценку ребенка, нормализовать  эмоциональное состояние и развить чувство симпатии;

- закрепить  положительные коммуникативные  модели поведения: устранить ругательства  и драчливость ребенка.

 

 

 

Таблица 4. Тематический план занятий по программе

Тема  занятия

Цель  или цели занятия

Содержание  занятия

Кол-во часов

1

Мой гнев

1. Выявление  причины гнева

2. Переключение внимания  и агрессии

Упражнение  «Стукни кулаком»

Игра «мешочек криков»

Рисование «Шарж»

Упражнение «Гневный листок»

0,6 или 40 мин.

2

Вежливые  хозяева

1. Формирования  у ребенка представления об  ощущениях жертвы агрессии

Кукольное представление  «Кошкин дом»

Ролевая игра «Вежливые  хозяева»

0,5 или 30 мин.

3

Если я  злюсь…

1. Обучение  самоконтролю и закрепление этих  навыков

Упражнение  «Если я злюсь…»

Упражнение «Спектакль»

Упражнение «Счет  до десяти»

Игра «Зайчики»

0,6 или 40 мин.

4

Верь в  себя

1. Развитие  положительной самооценки

2. Формирование у ребенка  уверенности в себе

Беседа «Вера  в себя»

Рисование «Автопортрет» 

Рассказ «Мой лучший поступок»

0,5 или 30

5

Ты любим

1. Формирование  эмоциональной комфортности и  спокойствия у ребенка

Рисование «Моя семья»

Упражнение «Я хороший»

Лепка «Солнце»

0,6 или 40 мин.

6

Люби других

1. Развитие  положительного отношения к близким  и окружающим

Конструирование «Подарок другу»

Игра «Глаза в глаза»

Игра «Море»

0,5 или 30

7

Бежим от злости

1. Релаксация

2. Обучение техники  снятия физического напряжения

Гимнастика 

Игра «Дрова»

Игра «подушки»

Игровой массаж

0,6 или 40 мин.

8

Помощь

1. Развитие  чувства симпатии

2. Социализация ребенка

Беседа «Помощь»

Лепка «Старичок»

Игра «Доктор или  медсестра»

0,5 или 30

9

Знаток чувств

1. Развитие  чувства симпатии

Игра «Знаток  чувств»

Игра «Угадай чувство»

Игра «Актер»

Рисование «Мое чувство»

0,6 или 40 мин.

10

Словарик  хороших слов

1. Закрепление  коммуникативных навыков и положительных  моделей поведения

Игра «Словарик  хороших слов»

Игра «Поводырь»

Игра «диспетчер»

0,5 или 30

мин.

11

Итоговое

1. Закрепление  полученных навыков

Беседа «Что я понял?»

Ролевая игра «Ночлег»

Обсуждение игры

0,6 или 40 мин.


 

Необходимые материалы и технические средства для занятия: бумага, цветные карандаши, цветной пластилин, куклы, игрушки, конструктор детский, емкость с  водой, тряпичный мешочек или  бумажный пакет.

Ожидаемые результаты по программе: нормализация эмоционального состояния ребенка, повышение уверенности в себе, развитие симпатии, социализации и позитивного отношения к другим людям, и как следствие устранение вербальной и невербальной агрессии младшего школьника.

        Приступать к разработке и реализации коррекционно-развивающей программы можно лишь тогда, когда проведена психологическая диагностика ребенка. Для определения уровня агрессивности младших школьников можно использовать методики Басса-Дарки.

После определения  уровня агрессивности мы приступаем к составлению программы, опираясь на общую методологическую основу, заложенную в трудах А.В. Запорожца, А.А. Рояк, Н.А. Татенко, М.И. Чистяковой, Т.Н. Рахманиной, А.Н. Гайдапак, Ю.В. Егошкина, и других, что изучали влияние  и действие психокоррекционной работы с детьми.[23,36]

Психолого-педагогическая коррекция – комплекс мер и способов влияния на ребенка, коррекции его поведения, привычек, взглядов, инструментов формирования его памяти, внимания и мышления в целом. Вместе с тем психологическая коррекция должна содействовать всестороннему развитию личности ребенка. Поэтому она основывается на следующих принципах:

- принцип  гуманизма и ненасильственного  взаимодействия;

- принцип  сотрудничества, личностно-ориентированного 

 взаимодействия;

- принцип  систематичности, последовательности  и постепенности [1].

Согласно  положениям индивидуальной терапии  требуется:

1. Нахождение  причин агрессивного поведения  ребенка

2. Договоренность о проведении коррекционно-развивающей программы с родителями и поддержка с их стороны

3. Подбор оптимальных  техник, зависящих от возраста, психологического  и умственного развития ребенка,  а также опыт специалиста, проводящего  занятия, его умения использовать  или иные методологические приемы

4. Организация  психокоррекционных развивающих  занятий с приоритетом интересов  ребенка

Схема коррекционно-развивающей  работы с агрессивными детьми укладывается в рамки четырех пунктов:

1. Установление  контакта с ребенком, формирование  доверительной и дружелюбной  атмосферы;

2. Вызов эмоциональной  реакции агрессии, выявление источника  раздражения и успокоение ребенка;

3. Изменение  поведенческих стереотипов и  реакций, повышение самооценки, формирование  положительного отношения к себе  и окружающим;

4. Выработка  и закрепление навыков нормального  поведения, социально приемлемой  коммуникации [2,46].

Структура каждого  занятия начинается с приветствия  и заканчивается процедурой прощания, включающей улыбку и доброе пожелание. Главными методологическими приемами являются игры, рисование, беседы, релаксация. При этом категорически нельзя навязывать ребенку сое мнение, пытаться изменить его темперамент и делать ответственным за результаты занятий.

Поведение педагога, проводящего занятий по коррекционно-развивающей программе, должно служить образцом для подражания и способом усиления и подкрепления все положительных изменений в поведении ребенка. Педагог, проявляющий во время занятий внимание, сочувствие, искренность и доброту, может сделать коррекционную программу намного более эффективной.

      На первом занятии уделяется особое внимание знакомству и приветствию, когда формируются отношения доверия, чистосердечия, непосредственности, доброжелательности и оптимизма. В идеале специалист должен установить с ребенком дружественные отношения, выдерживая дистанцию.

Однако со стороны ребенка могут проявиться трудности в общении, нежелание  вступать в контакт, враждебность и  отчужденность. Причиной тому может  быть недостаток родительской любви  и уже укоренившиеся патологические модели поведения, с доминирующей вербальной агрессией. Поэтому проявление доброжелательности со стороны педагога может вызвать у ребенка страх потерять независимость.

Исходя из этого, нередко агрессивный ребенок  в ответ на доброту и открытость проявляет тревогу, недоверие и  гнев. Враждебное или провокационное поведение ребёнка своего рода тест на искренность учителя, проводимый осознанно или безотчетно на первых занятиях программы.

И если ребенок  не встретит враждебности, то его агрессивность снижается, если же педагог проявляет нетерпение – агрессивность дошкольника только возрастет. В этом проявляется механизм проекции, в ходе которого младший по возрасту ребенок использует агрессию в целях самозащиты от угнетения старшей личностью. Если период агрессии успешно пройден, то ребенок ощутить благодарность и привязанность к педагогу, сто проявил терпение, ведь часто учителя и родители не делают этого. У ребенка возрастет ответственность за свои действия, ускорится процесс социализации [7,235].

При правильном поведении педагога ребенок освобождается от тревожности, недоверия, и пытается установить контакт, вызвать похвалу и поощрение. Важно, чтобы в этот момент, проводящий коррекционную работу не оказывал давление на ребенка, не выяснил потаенных мотивов его действий, настойчиво не добивался конкретного ответа. Когда контакт установлен, начинается непосредственная коррекционная работа.

        Таким  образом, проведенное исследование  показало, что дети младшего школьного  возраста которые относятся к  группе как к самостоятельной  ценности, на первый план для  них выступают проблемы группы  и отдельных ее членов, наблюдается  заинтересованность как в успехах  каждого члена группы, так и  группы в целом, стремления  внести свой вклад в групповую  деятельность, проявляется потребность  в коллективных формах работы, именно они имеют благоприятные статусные категории. В отличие от тех, кто свои интересы ставит выше интересов группы.

        Исследование  выявило, что существует обратная  связь между внутренней позицией  младшего школьника, а в нашем  случае мы исходили из того, что одним из проявлений внутренней  позиции в данном возрасте  является отношение к коллективу  одноклассников, и уровнем проявления  агрессии в межличностных отношениях. Чем выше уровень агрессии, тем  менее выраженное коллективистическое  отношение к классу.

     Систематическое  применение специальных психологических  игр помогает 
младшим школьникам, особенно с проблемами коммуникативной 
агрессивности, сохранить психическое и эмоциональное здоровье детей; 
научить строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно 
относиться к себе.

Была разработана  программа занятий, в ходе которых ребенок усваивает правила поведения, нормы и ценности, что предлагаются педагогом, пересматривает свое поведение с чужой точки зрения. Признаком наличия самоконтроля может стать поведение ребенка, основанное на самоодобрении или самоосуждении. Поэтому важно, чтобы сам ребенок и педагог взаимно комментировали его поведение.

 

 

 

 

 

 

Заключение

        В младшем школьном возрасте индивид выходит на качественно новую 
социальную позицию, в это время формируется его сознательное отношение 
к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как протекает 
социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в формировании 
социальных установок человека. Общение со своими сверстниками - 
ведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются 
нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются 
отношения равенства и уважения друг к другу. В этом возрасте интенсивно 
развивается очень важная для общения особенность - умение 
ориентироваться на требования сверстников, учитывать их. Это необходимо 
для благополучия в отношениях. В данной работе был дан анализ 
особенностей межличностного общения у детей младшего школьного 
возраста с проблемами коммуникативной агрессии.

Проявление  коммуникативной агрессии – серьезнейшая проблема педагогики, современной общеобразовательной  школы, вызываемая многими причинами, в том числе и социальными. Ее основные причины, следует искать в особенностях взаимодействий в  системах "ученик – учитель", "ученик – родитель" и "ученик – ученики". Поэтому педагогу следует уделять  особое внимание таким детям.

      Современный ребёнок живёт в мире, сложном по своему содержанию и 
тенденциям социализации. В результате эксперимента, можно сказать, что 
более половины детей, принимавших участие в исследовании, имеют 
высокий уровень агрессии, а как, показало исследование, это может быть 
одним из следствий особенностей внутренней позиции младшего школьника, 
проявляющейся в отношении к классному коллективу. Возможно, это две 
взаимообусловленные характеристики младшего школьника. В рамках 
дипломной работы невозможно более глубоко исследовать причину этого.

        Возможно, младшие школьники, воспринимающие своих одноклассников, как средство достижения каких-то своих целей, вызывают тем самым негативное к себе отношение со стороны своих одноклассников, а это в свою очередь провоцирует агрессивное поведение первых. Поэтому так важно своевременно проводить специальную работу с младшими школьниками, направленную на оптимизацию межличностных отношений. Очень хорошо помогают в этом интерактивные игры, которые снижают коммуникативную агрессию, т.к. в ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной школьной жизни.

Была разработана  программа занятий, в ходе которых ребенок усваивает правила поведения, нормы и ценности, что предлагаются педагогом, пересматривает свое поведение с чужой точки зрения. Признаком наличия самоконтроля может стать поведение ребенка, основанное на самоодобрении или самоосуждении. Поэтому важно, чтобы сам ребенок и педагог взаимно комментировали его поведение.

 

Список использованной литературы:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Правещение, 2000. – 624 с.
  2. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / Под ред. М.Р. Битяновой. - М.: Просвещение, 1997.-355 с.
  3. Анастази А. Психологическое тестирование. в 2-х томах, - М.: Педагогика, 1989.
  4. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. 
  5. Баркай А.И. Особенности изобразительной деятельности первоклассников в период адаптации к школе – Ж. ²Вопросы психологии². № 4, 1987 – 8-10 с.
  6. Болотина Л.Р. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1987.
  7. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991. – 176с.
  8. Берис Р. Развитие Л. концепции и воспитание. – М., 1986 – 323 с.
  9. Бютнер, Х. Жить с агрессивными детьми. /Х. Бютнер.- М.: ВЛАДОС, 1991. -112 с.
  10. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников: проблемы умственного развития, общения, личностные. – Ж. ²Дефектология² № 2, 2001 – С. 89-96.
  11. Волков М.П. Методы социометрических измерений в социально-психологических исследованиях. – Л.: Нева, 1972 – 147 с.
  12. Выготский Л.С. Собрание сочинений. т.4 М., - 1984, 432 с.
  13. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Л.М. Орлова Младший школьник. Психодиагностика и коррекция развития. – М.: изд-во МГОПУ, 1995 – 116с.
  14. Дубровина М.В. Индивидуальные особенности школьников. – М., 1975 – 365 с.
  15. Диагностика школьной дезадаптации. Под ред. С.А. Беличева, И.А. Коробейникова. Научно-методическое пособие для школьных психологов. М.: Редакционно-издательский центр ²Социальное здоровье России², 1993 –127 с.
  16. Индивидуальные варианты развития младшего школьника. Под ред. Занкова А.В., М.В. Зверевой – М.: Педагогика, 1973 – 176 с.
  17. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков./В.П. Кащенко.- М.:Академия, 1994.- 210 с.
  18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: от рождения до 17 лет.: Учеб. пособ. – 3 е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1997 – 175 с.
  19. Липкина А.И., Рыбак Л.А., Критичность и самооценка в учебной деятельности. – М., 1985 – 145 с.
  20. Лусканова Н.Г. Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов. – Ж. ²Школьный психолог², № 9, 2001 – 8-9 с.
  21. Материалы Российской научно-практической конференции по теме «Проблемы школьной дезадаптации» от 26-28 ноября 1996г., г. Москва.
  22. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.- 352с.
  23. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. – М.: Педагогика 1992 – 160 с.
  24. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: сфера, 1998 – 240 с.
  25. Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учеб. для жд училищ и вузов. – М.: Школа-Пресс, 1997 – 384 с.
  26. Осипова, О.С. Девиантное поведение: благо или зло/О.С. Осипова// Социологические исследования.-1998.- № 8.- С.23-31.
  27. Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития. Под ред. Колмыковой З.И., Кулагиной И.Ю. – М.: Просвещение. – 1986 – 150 с.
  28. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. Под ред. Эльконина Д.Б. – М.: Педагогика, 1989 – 560 с.
  29. Общая психодиагностика. Под ред. Бодалева А.А., В.В. Столина, М., 1989 – 346 с.
  30. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2.- 435 с.
  31. Ульянова Т.Л. Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности в общении. Ж. ²Начальная школа².М., - 1996, № 7 – 14-16 с.
  32. Ушинский К.Д. Собрание сочинений - М., 1985,т.2. 243 с.
  33. Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. Избранные псих. труды М., 1987 –416 с.
  34. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие ребенка от рождения до 7 лет. М., Учпедгиз., 1960-328 с.
  35. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. Под ред. Лебединского В.В., Никольской О.С. М.: Просвещение, 1990 – 342 с.

Информация о работе Агрессивное поведение. «Трудных» дети