Агрессивное поведение. «Трудных» дети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы связана с относительной распространённостью детей с признаками коммуникативной агрессии. В наше время очень много детей, имеющих девиантное поведение. Если не работать с ними, то это приведёт к невозможности усвоения школьной программы, неприятию одноклассниками, возникновению конфликтны ситуаций. Изучение влияния разных факторов на становление характерологических и личностных аномалий и раскрытие сложных процессов их формирования на ранних этапах онтогенеза – это основа разработки комплексных мероприятий по первичной диагностике и коррекции поведенческих нарушений.

Содержание работы

Введение3
Глава 1. Роль педагогического общения в учебно-воспитательном процессе младших школьников 8
1.1.Понятие агрессии и причины ее проявления в детском возрасте 8
1.2.Общение как неотъемлемый элемент педагогической деятельности 13
1.3.Роль преподавателя в адаптации младших школьников 18
Глава 2. Воспитание младших школьников с признаками коммуникативной агрессии как педагогическая проблема……………………………………………………24
2.1. Особенности нравственного воспитания младших школьников…………………………………24
2.2. Приемы воспитательной работы учителя начальных классов.............................29

Глава 3. Работа учителя начальных классов по воспитанию младших школьников с признаками коммуникативной агрессии…………………………………………………..40
3.1. Диагностика детей младшего школьного возраста …………………………………….40
3.2. Разработка коррекционно – развивающей программы по устранению детской агрессии…………………………………………………………………………………………54
Заключение…………………………………………………………………………………….61
Список использованной литературы………………………………………………………63

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Особенности работы учителя мл. классов.docx

— 136.17 Кб (Скачать файл)

Но никакие новации, столь популярные в современной школе, не будут  иметь успеха, если они не изменят  самой позиции и роли учителя  в процессе обучения, который остается в позиции "над" школьниками. В  такой ситуации, когда личность ученика  рассматривается лишь в одной  плоскости обучаемого объекта (а  не субъекта учебной деятельности), у детей возможны различного рода психологические отклонения. [30,156]

На формирование личностных качеств  ребенка влияют не только сознательные, воспитательные воздействия родителей, но и общий тонус семейной жизни. На стадии школьного обучения семья  продолжает играть большую роль в  качестве института социализации. Ребенок  младшего школьного возраста, как правило, не в состоянии самостоятельно осмыслить ни учебную деятельность в целом, ни многое из тех ситуаций, которые с ней связаны. Переживания ребенка в этом возрасте прямо зависят от его взаимоотношений со значимыми людьми: учителями, родителями, формой выражения этих отношений является стиль общения. Именно стиль общения взрослого с младшим школьником может затруднить овладение ребенком учебной деятельностью, а порой, может привести к тому, что реальные, а подчас и надуманные трудности, связанные с учебой, начнут восприниматься ребенком как неразрешимые, порожденные его неисправимыми недостатками. Если эти негативные переживания ребенка не компенсируются, если рядом с ребенком нет значимых людей, которые были бы способны повысить самооценку школьника, у него могут возникнуть психогенные реакции на проблемы, которые в случае повторяемости или фиксации складываются в картину синдрома, названного психологической школьной дезадаптацией. [32,43]

К сожалению, приходится признать, что большинство  учителей приоритетными считают  учебные задачи, а социальные отодвигают на второй план. Однако необходимо иметь  в виду, что неуспевающий ребенок  может превратиться в "трудного", который труден не только для родителей  и учителей, но прежде всего трудности  переживает он сам. Учебные и социальные задачи в процессе обучения и воспитания учащихся, в частности второкласников, тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены.

Успешное  овладение основами наук, знаниями, умениями и навыками, которые дает школа, необходимо для всестороннего  и гармоничного развития личности ребенка. Неуспеваемость вызывает у школьника  переживание, потери основного стержня  своей жизни, приводит к негативным социальным последствиям и к различного рода деформациям в развитии личности.

 

Е.В.Новикова выделяет следующие особенности  школьной дезадаптации у младших  школьников: школьная дезадаптация связана  с невозможностью овладеть, в первую очередь, операциональной (а не социальной) стороной учебной деятельности; трудности  в учебе и поведении осознаются детьми в основном через отношение  к ним учителя; причины возникновения  школьной дезадаптации часто связаны  с отношением в семье к ребенку  и его учебе.[28,67]

Среди факторов в системе обучения, приводящих к  школьной дезадаптации, следует назвать  и традиционную систему оценивания знаний, умений и навыков учащихся. Причем, отмечается гипертрофированная оценочная позиция школы, преобладание в ней отрицательной оценочной  стимуляции, вследствие чего школьника  начинает преследовать боязнь получения  отрицательной отметки, у него повышается уровень тревожности, формируются "смысловые  барьеры" или "выученная беспомощность" (Л.С.Славина), развиваются и усугубляются болезненные реакции. [22,34]

Одним из аспектов социально-психологической адаптации  следует считать уровень самооценки второклассника. Для поддержания нормальной жизнедеятельности школьника большое значение имеет его отношение к себе, адекватная оценка способностей, знаний, умений. Большой смысл приобретает это свойство личности при ее общении с учителями, товарищами, родителями, в системе внутриколлективных отношений сверстников.

В психологии принято различать три основных уровня самооценки:

Адекватная  самооценка

Предполагает  умение понять и справедливо оценить  себя, подметив свои достоинства и  недостатки. Личностные качества детей  с адекватной самооценкой включают умение хорошо общаться с другими  ребятами, доброжелательность, отзывчивость. Таким детям свойственно радостное, оптимистическое отношение к жизни.

Завышенная  самооценка

Ученики с  завышенным уровнем самооценки страдают самоуверенностью, переоценкой своих  способностей, высокомерием. Будучи сосредоточены  на себе, они не замечают трудностей и успехов своих товарищей. В  своих притязаниях завышают трудность  задачи, возвышают свою роль. Такие  дети проявляют несдержанность, часто  создают конфликтные ситуации. Исходя из этого, следует сказать: неадекватная самооценка, будь она завышенной или  заниженной, является тормозом во взаимоотношениях с другими детьми.

Заниженная  самооценка

Детей с заниженной самооценкой отличает недооценка своих  возможностей, невысокая требовательность к себе, притупленное чувство собственного достоинства. Уровень притязаний этих детей невысок. Они часто пассивны, или наоборот, агрессивны, тяжело вступают в контакт с одноклассниками.

В последнее  время наметилась тенденция экспериментально исследовать особенность педагогического  процесса в связи с возникновением школьной дезадаптации. Роль педагогического  фактора в возникновении дезадаптации велика. Сюда относят особенности  организации школьного обучения, характер школьных программ, темп их освоения, а также влияние самого педагога на процесс социально-психологической  адаптации ребенка к условиям школы. [27,345]

С одной стороны, считается, что ребенок рассматривает  учителя как заместителя родителей, приходя в школу с теми же установками  в поведении, которые он установил  со своими родителями, и пытается их реализовать, учитель же, сознательно или бессознательно, всегда выступает против подобного переноса. Чаще всего это выражается в бессознательных эмоциональных реакциях педагога по отношению к ученику по типу его принятия или отторжения.

С другой стороны, учитель бессознательно переносит  переживания собственного детства  на свои взаимоотношения с ребенком, и характер этих отношений находится  в зависимости от степени эмоциональной  зрелости самого учителя.

Современная школа стоит перед проблемой  обучения и воспитания "трудных" детей. И, несмотря на декларацию индивидуального  подхода к обучению и воспитанию, индивидуализация школьных программ не осуществляется. Учителя и теперь, занимаясь обучением и воспитанием, исходят из общих программ для  всех детей класса. Объективными причинами  невозможности учета индивидуальных особенностей учащихся является неукомплектованность школ квалифицированными педагогами, слабая материальная база и, как следствие, многочисленные классные коллективы, обучающиеся из-за недостатка помещений  нередко в две смены. По этим причинам учителя часто не принимают во внимание такие аспекты развития личности школьника, как самооценку их положения в классном коллективе, адаптацию среди взрослых и сверстников.

Исходя из вышеизложенного, следует сделать  следующие выводы: проявление коммуникативной агрессии – серьезнейшая проблема педагогики, современной общеобразовательной школы, вызываемая многими причинами, в том числе и социальными. Ее основные причины, следует искать в особенностях взаимодействий в системах "ученик – учитель", "ученик – родитель" и "ученик – ученики".

 

 

 

Глава 2. Воспитание младших школьников с  признаками коммуникативной агрессии как педагогическая проблема

2.1.  Особенности нравственного воспитания младших школьников

      Ученые в  области педагогики выявили, что  в различные возрастные периоды  существуют неодинаковые возможности  для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Особенно важно нравственное воспитание для детей склонных к коммуникативной агрессии. [5,132]

       Работая  над проблемами воспитанности  младших школьников, надо учитывать  их возрастные и психологические  особенности:

1) Склонность к игре. В  условиях игровых отношений ребенок  добровольно упражняется, осваивает  нормативное поведение. В играх,  более чем где- либо, требуется  от ребенка умение соблюдать  правила. Нарушение их дети  с особой остротой подмечают  и бескомпромиссно выражают свое  осуждение нарушителю. Если ребенок  не подчинится мнению большинства,  то ему придется выслушать  много неприятных слов, а может,  и выйти из игры. Так ребенок  учится считаться с другими,  получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра  требует от ее участников умения  действовать по правилам. «Каков  ребенок в игре, таков во многом  он будет в работе, когда вырастет»  - говорил А.С.Макаренко.

2) Невозможность долго  заниматься монотонной деятельностью.  Как утверждают психологи,  дети 7-9-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

3) Недостаточная четкость  нравственных представлений в  связи с небольшим опытом.

4) Может существовать противоречие  между знанием, как нужно, и  практическим применением (это  касается этикета, правил хорошего  тона, общения).

5) Неравномерность применения  вежливого общения со взрослыми  и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).

        В.  А. Сухомлинский говорил: «В  практической работе по нравственному  воспитанию наш педагогический  коллектив видит, прежде всего, формирование общечеловеческих норм нравственности. В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:

1.Ты живешь среди людей.  Не забывай, что каждый твой  поступок, каждое твое желание  отражается на окружающих тебя  людях. Знай, что существует граница  между тем, что тебе хочется,  и тем, что можно. Проверяй  свои поступки вопросом к самому  к себе: не делаешь ли ты  зла, неудобства людям? Делай  все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.

2. Ты пользуешься благами,  созданными другими людьми. Люди  делают тебе счастье детства.  Плати им за это добром.

3. Все блага и радости  жизни создаются трудом. Без труда  нельзя                           честно жить. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

5. Будь неравнодушен к  злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым  к тому, кто стремится жить  за счет других людей, причиняет  зло другим людям, обкрадывает  общество.

Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.»[30, с.161-165] 

      Среди основных задач, которые ставит современное общество перед народным образованием, выделяется актуальная задача воспитания активной сознательной творческой личности.

       Младший школьник в процессе учебы в школе постепенно становится не только объектом, но и субъектом педагогического воздействия, поскольку далеко не сразу и не во всех случаях воздействия учителя достигают своей цели. Действительным объектом обучения ребенок становится только тогда, когда педагогические воздействия вызывают в нем соответствующие изменения. Это касается, тех знаний, которые усваиваются детьми, в совершенствовании умений, навыков, усвоении приемов, способов деятельности, перестройки отношений учащихся. Естественная и необходимая «ступенька» важна в процессе развития ребенка в младшем школьном возрасте. Значимой особенностью субъекта деятельности является и осознание им своих возможностей, и умение (возможность) соотнести их и свои стремления с условиями объективной действительности [10, с.19-20]

        Проблема нравственного развития младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана с тремя факторами:

         Во-первых, придя в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения окружающей действительности, в том числе и морально-нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и т.д. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа т. п.

Во-вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с учителем.

И третий фактор: в процессе обсуждения положения в современной  школе все чаще звучит тезис о  том, что обучение в школе –  это, прежде всего, формирование нравственной личности. В связи с этим предлагается увеличить удельный вес гуманитарных наук в общем объеме школьной программы. Учебная деятельность имеет все  возможности,  позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета.

       С этой точки зрения и необходимо решать проблему нравственного воспитания учащихся в процессе школьного обучения, в единстве, в тесной взаимосвязи одного и другого. С этих позиций учебная деятельность является фактором целостного развития личности ребенка. [21,28]

Информация о работе Агрессивное поведение. «Трудных» дети