Агрессивное поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Агрессия, в каких бы формах она ни проявлялась, ока зывается часто главным источником трудностей во взаимо отношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведет к драматическим последствиям. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для родителей, педагогов и психологов, но и для всего общества в целом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии............................................................................................................4
Типология агрессивного поведения у детей…...……. …………...………9
Особенности развитие агрессивного поведения в раннем возрасте……..5
Выводы по первой главе….……………………...………………..…………..…...2
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация и методы исследования агрессивных проявлений у детей в раннем возрасте………………………………….………………...………...……16
2.2. Результаты собственного исследования агрессивных проявлений у детей в раннем возрасте…………………. ……………...…………………….…29
2.3. Практические рекомендации по профилактике агрессивности в раннем возрасте……………………………………………………………………..……...43
Выводы по второй главе…………………………………………………..…..…..2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...5
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………....57
ПРИЛОЖЕНИЕ..................................................................................................10

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТ1.docx

— 95.87 Кб (Скачать файл)

КУРСОВАЯ РАБОТА

Особенности агрессивных  проявлений в раннем возрасте

Доктор медицинских наук

профессор

Ахмадуллина Х.М.

«___»________2011

УФА 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ИЗУЧЕНИЯ  АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ  ДЕТЕЙ  РАННЕГО ВОЗРАСТА

  1. Основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии............................................................................................................4
  2. Типология агрессивного поведения  у детей…...……. …………...………9
  3. Особенности развитие агрессивного поведения в раннем возрасте……..5

Выводы по первой главе….……………………...………………..…………..…...2

ГЛАВА  II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ  ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

2.1.    Организация и методы исследования агрессивных проявлений у детей в раннем  возрасте………………………………….………………...………...……16

2.2.     Результаты собственного исследования агрессивных проявлений  у детей в раннем возрасте…………………. ……………...…………………….…29

2.3.     Практические рекомендации по профилактике агрессивности в раннем возрасте……………………………………………………………………..……...43

Выводы по второй главе…………………………………………………..…..…..2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...5

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………....57

ПРИЛОЖЕНИЕ..................................................................................................10

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Агрессия, в каких бы формах она  ни проявлялась, ока зывается часто  главным источником трудностей во взаимо отношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведет  к драматическим последствиям. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для родителей, педагогов и психологов, но и для всего общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, но, к сожалению, работы большей частью заключают в себе теоретические аспекты и гипотезы о механизмах и проявлениях детской агрессии. В то же время исследований, основанных на реальном опыте коррекции и терапии, относительно немного. И несмотря на значительное количество исследований в этой области, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми.         

Многоплановое психолого-педагогическое исследование проблемы детской агрессивности  в отечественной и зарубежной  психологии и педагогике привлекло внимание многих авторов и нашло отражение в ряде работ (Г.М. Андреевой, В.В. Знакова, С.В. Еникополова, Н.Д. Левитова, С.Е. Рощина, Т.Г.Румянцевой., Бандура А., Бэрон Р., Берковиц А., Корнадт Г., Реан, Ричардсон Д., Фрейд З., Фромм Э.,  Бютнер К.,  Парренс Г.,  Ратнер М., Кэмпбэл Р. и других).

Как пока зывает опыт психолого-педагогической работы, жалобы на проявление детской  агрессивности одно из наиболее рас  пространенных явлений у родителей  и педагогов. И число детей  с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией  целого ряда неблагоприятных факторов: ухудшение социальных условий жизни  детей, кризисом семейного воспитания, невниманием образовательных учреждений к нервно-психическому состоянию  детей.

Огромную долю вносят и  средства массовой информации: кино- и  видеоиндустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия.

К сожалению, исторически  сложилось так, что проблема детской  агрессивности в отечественной  психологии не полу чила должного развития, более того, в течение долгих лет  эта тема была практически закрытой. Детская агрессия изуча лась только в связи с разрешением конфликтов, так как в науке главенствовала установка, что агрессивные реакции  могут возникнуть только у педагогически  запущенных детей.

Агрессивность, как явление, привлекает к себе внима ние исследователей в различных областях знаний, но при этом, недостаточно психологической  литературы, содержащей практические рекомендации по коррекции агрессии, а также закреплению навыков  конструктивного поведения.

Между тем, наиболее  важной является помощь детям в раннем возрасте, агрессивность которых находится только в стадии становления. Это позволяет предпринять своевременные корригирующие меры.

В настоящее время диагностика  проявлений детской агрессивности  представляет определенную сложность. С одной стороны, возрастная импульсивность детей, характерные для них эмоциональная  возбудимость и чувствительность часто  трактуется взрослыми как агрессивность. С другой – психологическая практика не может похвастаться большим количеством  средств выявления индивидуальных качественных характеристик агрессивности  и их возможных причин у детей.

Актуальность данной проблемы определяется необходимостью более  глубокого изучения особенностей агрессивного поведения детей  именно в раннем возрасте.

Лично для меня эта проблема наиболее актуальна  и  как для матери, и как для воспитателя. Для того чтобы не навредить, а помочь ребенку, нужно понимать, что происходит с ребенком, если он вдруг стал агрессивным, знать как вести себя при этом и что можно предпринять в конкретной ситуации.

Все вышесказанное обусловило выбор темы работы “Особенности  агрессивных проявлений в раннем возрасте ”.

Цель  исследования: изучить особенности агрессивных проявлений в раннем  возрасте.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ исследования по данной проблеме и определить сущность основных понятий «агрессия», «агрессивность».  
  2. Охарактеризовать варианты проявления детской агрессивности.                          

3. Провести эмпирическое  исследование особенностей агрессивных  проявлений в раннем детстве.                                                                     

4. Дать количественный  и качественный анализ полученных  результатов собственного исследования.

5. На основании полученных  данных разработать практические  рекомендации по профилактике  проявлений агрессивности в раннем  возрасте.

Объект исследования: агрессивные дети в раннем возрасте.

Предмет исследования:   особенности агрессивных проявлений в раннем возрасте.  

         Гипотеза: исследование особенностей проявления агрессивности в раннем возрасте позволит: выделить основные факторы агрессивности в раннем детстве, раскрыть варианты проявления детской агрессивности и разработать рекомендации для родителей и педагогов по профилактике агрессивности в раннем возрасте.

Эмпирическая база исследования: исследование проводилось в МДОУ ”Детский сад” № 43 города Уфы. Количество испытуемых 14 человек в возрасте от 3,5  до 3 лет. Эмпирические исследования: специальные методики.

Практическая значимость исследования: Материалы исследования  могут быть использованы в учебном процессе в высших учебных заведениях при подготовке специалистов.  Предложенные  рекомендации по профилактике детской агрессивности в раннем возрасте может использоваться  как родителям, так и  педагогами  в своей практической деятельности. 

Курсовая работа состоит  из введения, основной части, заключения, практических рекомендаций, списка использованной литературы и приложений.

В списке литературы представлены библиографические источники, справочники, учебники, использованные при написании  курсовой работы.

Объем и структура исследования: работа представлена на 40 страницах, состоит  из  введения, 2 глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, приложения.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОСТОЯНИЯ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ  

1.1Основные теоретические  подходы к понятию агрессивности  и агрессии

Слово «агрессия» (aggression) происходит от слова adgradi (где ad - на, gradus - шаг), которое  в буквальном смысле означает «двигаться на», «наступать». Ближайшими родственными словами этого понятия являются  «прогресс» (движение вперед, развитие) и «регресс» (движение назад). В первоначальном смысле «быть агрессивным» означало нечто вроде «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения». Агрессия - это осознанные действия, которыми причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному.

Исследователи агрессии имеют  разные точки зрения на то, что она  собой представляет, и следует  ли ее расценивать как положительное  или как отрицательное явление [3].

Э. Фромм определяет агрессию как причинение ущерба не только живому, но и любому неживому объекту. Агрессивное  поведение человека является, прежде всего, реакцией на физический и психический  дискомфорт, стрессы, фрустрации (фрустрация - психическое состояние, вызываное  объективно или субъективно непреодолимыми   препятствиями, возникающими на пути к достижению цели. Проявляется в виде целой гаммы эмоций(гнев, разочарование, расстройство и срывы). Кроме того, агрессивное  поведение может выступать в качестве средства достижения какой-либо цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения или целенаправ ленное нанесение физического или психичес кого ущерба другому лицу [19].

З. Фрейд с считал, что  в жизни человека существует два  основных инстинкта - стремление к жизни (эрос) и стремление к смерти (танатос). Между этими инстинктами присутствует посто янное напряжение. Существующие психологические механизмы человека служат, в том числе, и для отвода отрицательной энер гии этого постоянного конфликта вовне. По мнению З.Фрейда если агрессия, направленная на других людей, не будет направле на вовне, то это приведет к раз рушению самого индивидуума. Агрессия берет начало из врож денных, инстинктивных сил, а внешнее проявление эмоций, со провождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушитель ной энергии.   Агрессивность, по его мнению, представляет собой некий постоянно присутствующий в организме подвижный импульс. Это инстинкт либо саморазрушения, либо разрушения другого индивида [7].

К. Лоренц считает, что влечение к агрессии встроено в психику  человека, и для своего проявления она не нуждается во внешней угрозе. Она возникает спонтанно и  нуждается в разрядке.

Этого же мнения придерживается  Э. Фромм, отмечая: «Механизм оборонительной агрессии "вмонтирован" в мозг человека и призван сохранять его жизненно важные интересы от угроз... Необходимо строго различать агрессию биологическую, адаптивную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, от злокачественной агрессии, не связанной с сохранением жизни»[3].

В теории, предложенной А. Бандурой, агрессия рассматривается как некое  специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения. Согласно Бандуре, исчерпывающий анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов: 1) способов усвоения подобных действий, 2) факторов, провоцирующих их появление и 3) условий, при которых они закрепляются [4].

Поэтому, существенное значение здесь уделяется обучению, влиянию  первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей  агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей  может выступать в качестве модели агрессии и, что у агрессивных  родителей обычно бывают агрессивные  дети [30].

Г. Корнадт отмечает, что  агрессия связана с гневом, вызванным  препятствием на пути к достижению цели, угрозой или причинением  боли, а торможение агрессии — с  ожиданием негативных последствий  ее проявления.

Он считает, что процесс  социализации состоит в развитии ответных реакций, принятых в обществе, в котором живет индивид [19].

Итак, из всего этого следует, что агрессия заложена в ребенке  биологически. Это механизм, позволивший homo sapiens в очень давние времена  выжить среди более приспособленных  и сильных животных. В последующем, решив эти задачи, агрессия не исчезла, а по мере развития человека и образования  общества, попала под контроль социальных норм и функций [3]. Сам термин «агрессия» в целом имеет нейтральное  значение. По сути, агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным  интересам и выживанию, так и  негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе [9].

В структурном виде агрессия проявляется в виде агрессивного поведения или агрессивных действий. «Это одна из форм реагирования на различные  неблагоприятные в физическом и  психологическом отношении жизненные  ситуации, вызывающие стресс, и тому подобные состояния. Психологически выступает  одним из основных способов решения  проблем, связанных с сохранением  индивидуальности, с защитой и  ростом чувства собственной ценности, самооценки,  а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением». Агрессивные действия выступают в качестве: средства достижения какой-либо значимой цели, способа психологической разрядки, способа удовлетворения потребностей в самореализации и  самоутверждении [3].

Агрессивное поведение складывается из трех компонентов: познавательного, эмоционального, волевого. Познавательный компонент заключает в себе понимание  ситуации, выделение объекта и  обоснование мотива для проявления агрессии. Эмоциональный компонент  представляет собой легкое возникновение  отрицательных эмоций: гнева, отвращения, презрения, злости. Наконец, волевой  компонент - это целеустремленность, настойчивость, решительность и  инициативность (качества сами по себе вполне положительные). Степень выражения  компонентов в этой триаде может  варьироваться. Все они связаны  с физиологическими свойствами личности - темпераментом, интраверсией и экстраверсией  и прочим [3].

Информация о работе Агрессивное поведения