Агрессивное поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Агрессия, в каких бы формах она ни проявлялась, ока зывается часто главным источником трудностей во взаимо отношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведет к драматическим последствиям. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для родителей, педагогов и психологов, но и для всего общества в целом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии............................................................................................................4
Типология агрессивного поведения у детей…...……. …………...………9
Особенности развитие агрессивного поведения в раннем возрасте……..5
Выводы по первой главе….……………………...………………..…………..…...2
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация и методы исследования агрессивных проявлений у детей в раннем возрасте………………………………….………………...………...……16
2.2. Результаты собственного исследования агрессивных проявлений у детей в раннем возрасте…………………. ……………...…………………….…29
2.3. Практические рекомендации по профилактике агрессивности в раннем возрасте……………………………………………………………………..……...43
Выводы по второй главе…………………………………………………..…..…..2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...5
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………....57
ПРИЛОЖЕНИЕ..................................................................................................10

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТ1.docx

— 95.87 Кб (Скачать файл)

1.3.Особенности развитие  агрессивного поведения в раннем  возрасте

Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование, которых может иметь серьезные последствия? С психолого-педагогической точки зрения это ранний детский возраст, от одного года до трех лет. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие.

Характерной особенностью агрессии в раннем возрасте является непосредственность. У такой агрессии, как ее определяет А. Гуггенбюль [17], нет предварительной  стадии обдумывания, предвкушения, накопления напряжения, которое ищет выхода и, наконец, находит его. У детей  отсутствуют понимание последствий  своих действий и чувство вины.

Никакое другое поведение  так не раздражает взрослых как агрессивное.

Подобные дети их раздражают, и разговор о них, как правило, ведется в осуждающих терминах.  Агрессивность проявляется в широком диапазоне от резких высказываний до физических действий, являя собой тот редкий случай, когда ребенок вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко – ответную агрессию, даже со стороны специалистов [3].

Характер агрессивного поведения  во многом определяется возрастными  особенностями ребенка. Адаптация  к возрастным требованиям нередко  сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения [7]. Так, у только что родившегося ребенка уже  можно определить состояние, когда  он доволен и когда нет. Его  недовольство проявляется в крике, движении тела, выражении лица. В  два месяца легко выделить из общего состояния недовольства эмоцию гнева. По выражению лица можно сказать, что младенец злится. Становясь старше и овладевая своим телом, младенцы сопровождают данную эмоцию действиями: движение рук, ног. В дальнейшем добавляются  бросание игрушек, и другие более  демонстративные формы поведения. Совершенно ясно, что такое поведение  ребенка вызвано состоянием дискомфорта   или беспомощности [30].

У годовалых детей осознанного  агрессивного поведения не наблюдается  практически никогда. Малыш может  случайно, заигравшись причинить  боль взрослому или другому ребенку. Если взрослый немедленно остановит  ребенка или предупредит саму возможность такого действия, то отпадет  и всякая опасность. Соответственно не возникнет и вероятности закрепления  подобных действий в поведении малыша.

Уже на втором году жизни  ситуация несколько меняется. В этот период резко возрастает активность ребенка [5]. В период раннего возраста на первый план все активнее выдвигаются  конфликты и ссоры с ровесниками, связанные с обладанием вещами, чаще всего с игрушками. В этот же период развития возрастает число случаев  использования детьми физического  насилия, вспышки ярости становятся более целенаправленными и в  поведении ребенка отчетливо  прослеживается реакция нападения [30]. 

Также ребенок приступает к ознакомительной, исследовательской  деятельности. Всем известно, сколько  хлопот причиняют дети этого возраста. Проворные, шустрые и любопытные малыши всюду могут залезть, все  стремятся потрогать. С расширением  возможностей для самостоятельных  действий возрастает независимость  в поведении ребенка. Нередко  это стремление к самостоятельности - знаменитое «я сам» - выливается в  первые попытки маленького человека настоять на своем вопреки желанию  родителей. Свое неудовольствие 2-3-летние дети выражают весьма непосредственно: кричат, топают, падают на пол и дрыгают  ногами, визжат, царапаются, кусаются, дерутся. Единичные попытки такого поведения встречаются в этом возрасте у многих детей, однако привычными они становятся, к счастью, достаточно редко [5].

Ребенок сталкивается с целой  системой новых для его опыта  запретов, ограничений и социальных обязанностей. Невольно попадая в  конфликтную ситуацию между ненасытной любознательностью, спонтанным интересом  ко всему новому и необычному и  родительским запретам, ребенок испытывает сильнейшую депривацию - ограничение  возможности удовлетворение своих  потребностей. И воспринимает эту  ситуацию как акт отвержения со стороны  родителей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что у него появляется злость, отчаяние, агрессивные тенденции. Однако если раньше на агрессивность ребенка  родители реагировали лаской, отвлечением  внимания, то теперь они чаще прибегают  к угрозам, лишениям удовольствий, изоляции. Ребенок задумывается, как же ему  реагировать на усиливающиеся санкции  со стороны родителей, как вести  себя дальше, чтобы родительская контрагрессия  была по возможности минимальной. И  чаще всего ребенок не находит  выхода из создавшегося положения. Это  может привести к всевозможным психическим  расстройствам, которое проявляются  в некоторых реакциях ребенка: он теряет аппетит, перестает проситься  на горшок, тревожно спит [31].

Описанные варианты поведения  ребенка в раннем детстве еще  нельзя рассматривать как агрессивность  в чистом виде, это лишь отдельные  ее проявления, которые наблюдаются  у ребенка в припадке ярости или  в качестве протеста [5]. 

 Ранний дошкольный  возраст - это довольно насыщенный  период в жизни ребенка. Это  период пробуждения и расцвета  познавательных, творческих и эмоциональных  способностей ребенка. В этом  возрасте малыш настолько быстро  развивается, что каждый день  он может быть новым, необычным,  совершенно непредсказуемым в  своем поведении [32].

В этом возрасте агрессивное  поведение уже может расцениваться  как специфическая форма взаимоотношений  ребенка с другими людьми (в  первую очередь со сверстниками) [5]. Адаптируясь к требованиям детского сада, дети могут обзываться, щипаться, плеваться, драться, кусаться и даже поглощать несъедобное. Причем эти  действия совершаются, что называется, «без разбора» - импульсивно, неосознанно  и открыто. Пассивным проявлением  агрессии этом возрасте считаются негативизм, упрямство, отказы (говорить, есть), кусание  ногтей, губ. Следует заметить, что  поведение ребенка раннего возраста дома существенно зависит от эмоционального климата в семье, а детская  группа, в свою очередь, становится зеркальным отражением внутреннего  состояния воспитателя. Если те или  другие проявляют или даже просто испытывают агрессию, дети с большой  вероятностью будут ее воспроизводить.

Ряд зарубежных исследователей утверждают, что регулярное посещение  ребенком дошкольного учреждения может  прямо повлиять на развитие его агрессивности. Предполагается, что дети, общающиеся со сверстниками, имеют больше возможностей для того, чтобы «попрактиковаться» в агрессивном поведении, чем дети, нерегулярно посещающие детский сад [7].

Маленький ребенок, находясь в группе сверстников, старается  стать в этой среде популярным или авторитетным. Этим он удовлетворяет  свое желание быть признанным и защищенным, пользоваться вниманием. Коммуникативные  навыки в этом возрасте обычно недостаточно развиты, процессы возбуждения преобладают  над торможением, а моральные  нормы еще не сформированы, поэтому  малыш часто старается занять лидерские позиции с помощью  агрессивных методов [3].

Если попытаться охарактеризовать развитие агрессивности в разные возрастные периоды, то картину можно  будет представить следующим  образом. В целом детская агрессивность  является обратной стороной беззащитности. Если ребенок чувствует себя незащищенным (например, когда его потребности  в безопасности и любви не получают удовлетворения), в его душе рождаются  многочисленные страхи. Стремясь справиться со своими страхами, ребенок прибегает к защитно-агрессивному поведению. Другим возможным способом преодоления страха может стать направление агрессии на самого себя. Аутоагрессия может проявляться по-разному, например в саморазрушительных фантазиях, в робости или идеях самонаказания [7].

В настоящее время появляется все больше научных иссле дований, подтверждающих тот факт, что сцены  насилия, де монстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способст вуют повышению уровня агрессивности  зрителей и в первую очередь, детей [13].

Средства массовой коммуникации демонстрируют, как с помощью   агрессии утверждается добро, осуществляется достижение цели. Через механизмы психологического заражения, подражания, внушения и убеждения ребенку прививается мысль о том, что агрессивным быть выгодно; современные фильмы несут в себе идеи борьбы, уничтожения врага, славы победителя и так далее [2].

Но все, же основным социальным источником формирования агрессивного поведения является семья. Именно в  семье ребенок проходит первичную  социализацию. На примере взаимоотношений  между членами семьи он учится взаимодействовать с другими  людьми, обучается различным формам отношений. Реакция родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и  детьми, уровень семейной гармонии и дисгармонии, характер отношения  с родными братьями и сестрами - вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка  в семье и вне ее [4].

Большинство детей с асоциальным  типом поведения - это дети из семей  с неустойчивым типом воспитания, с присущими данным семьям равнодушием  к эмоциональному миру детей и  их интересам, противоречивостью требований, жестокостью наказаний, а иногда и полным отсутствием запретов и  ограничений со стороны родителей [27].

Существует огромное число  исследований, которые убедительно  показывают зависимость между негативными  взаимоотношениями в системе  «родитель-ребенок». Установлено, например, что если у ребенка сложились  негативные отношения с родителями,  то вероятность агрессивного поведения уже в раннем возрасте возрастает, по отношению к родителям и сверстникам. Согласно теории привязанности, малыши различаются по степени ощущения безопасности в своих отношениях с матерью. У надежно привязанного ребенка — надежное, устойчивое и чуткое отношение со стороны матери. Такой ребенок склонен доверять другим людям, имеет хорошо развитые социальные навыки, неагрессивен. Ненадежно привязанный  ребенок отличается несговорчивостью, сопротивляется контролю, склонен к проявлению физической агрессии. Для таких детей характерны аффективные вспышки, импульсивность поведения (Baron, Richardson, 1994) [22]. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются [14].

Многое зависит от реакции  взрослых: они могут мгновенно  выполнять все требования родного  чада, а могут и не обращать на него внимания. Интересно, что обе  эти дороги приведут к одному результату - ребенок вырастает чрезмерно  агрессивным.

Исследования показали, что  родители, резко подавляющие агрессивность  у своих детей, вопреки своим  ожиданиям не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность. Ведь всем известно, что  зло порождает только зло, а агрессия — агрессию.

Если же родители вовсе  не обращают внимания на агрессивные  реакции своего ребенка, то он очень  скоро начинает считать, что такое  поведение дозволено, и одиночные  вспышки гнева незаметно перерастают  в привычку действовать агрессивно.

Только родители, которые  умеют находить разумный компромисс, “золотую середину”, могут научить  своих детей справляться с  агрессией [14].

Однако это крайние  варианты, встречающиеся относительно нечасто: большая часть агрессивности  детей развивается где-то между  этими двумя противоположностями, приводящими к одинаковому исходу [3].

Семьи агрессивных детей  имеют свои особенности, присуще  только им. Анализ особенностей таких  семей  сделан А. Бандурой (Приложение 4) [27].

На сегодняшний день, пожалуй, уже не вызывает сомнения, что между  строгостью наказания и агрессивностью детей существует прямая зависимость, которая распространяется и на те случаи, когда наказание является реакцией родителей на агрессивное  поведение ребенка [19].

Но попытки сдерживать агрессивное поведение ребенка  с помощью физического наказаний  зачастую напоминает метание бумеранга. Попытки свести агрессию на нет или  хотя бы контролировать ее проявления с помощью суровых наказаний  фактически являются подкреплением  и могут потворствовать агрессивному поведению и увеличивать уровень  демонстрируемой агрессии [4].

Американский психолог А. Фромм пишет, что ребенок начинает думать, что стоит, пожалуй, иной раз  получить подзатыльник ради удовольствия позлить родителей. Кроме того, он ждет наказания и хочет получить его ради очистки совести. Он знает: за то, что он натворил, нужно расплачиваться. А расплатившись, чувствует себя вновь свободным и начинает опять  повторять свои выходки (согрешил - покаялся). Только он уже начинает действовать  с большей осмотрительностью, чтобы  его не поймали на месте «преступления». Короче, ребенок удовлетворяет и  свое желание сделать что-то недозволенное, и очищает свою совесть одновременно [31].

Физические наказания  наносят невосполнимый урон взаимоотношениям детей и родителей. Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному  наказанию из-за своего неверного поведения, он скорее склонен считать, что такое наказание — это проявление гнева или нелюбви со стороны отца или матери.

Информация о работе Агрессивное поведения