Адаптации педагогической системы М. Монтессори

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 19:35, реферат

Описание работы

В условиях современной ситуации вхождения России в мировое образовательное пространство возрастает потребность в анализе и интерпретации имеющегося зарубежного педагогического опыта; построенного на принципах признания і самоценности детства, демократизации системы образования, приоритетности задач развития личности в . процессе организации учебно-воспитательной работы, создании и апробации инновационных педагогических технологий. Именно компаративный* анализ педагогических процессов в национальных образовательных системах позволяет освободиться от сформировавшихся штампов и соответствовать современным международным требованиям.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ М. МОНТЕССОРИ В МИРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
1.1. Своеобразие педагогической системы М. Монтессори 16
1.2. Оформление и развитие «метода Монтессори» как мирового
педагогического явления 41
1.3. Опыт адаптации «Монтессори-педагогики» в современном
образовании 56
Резюме 84
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОПЫТА АДАПТАЦИИ
«МЕТОДА МОНТЕССОРИ» В ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ И США В
ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ
2.1. Адаптация «Монтессори-педагогики» в теории и практике
отечественного образования 90
2.2. Развитие «метода Монтессори» в системе образования США „. 112
2.3. Общие тенденции и особенности адаптации педагогической
системы М. Монтессори в образовании России и США 151
Резюме 175
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 180
БИБЛИОГРАФИЯ 187
ПРИЛОЖЕНИЯ 219

Файлы: 1 файл

АДАПТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ М. МОНТЕССОРИ.doc

— 386.00 Кб (Скачать файл)

 

2. Ценность педагогического наследия  М. Монтессори получила однозначно  позитивное, проверенное временем, признание международного образовательного  сообщества. При этом сложность  рассмотрения педагогического наследия М. Монтессори заключается в его многогранности. Анализ работ последователей и учеников М. Монтессори, позволил выделить следующие направления историко-педагогических исследований:

 

изучение личности самой М. Монтессори;

 

изучение биографий и деятельности людей, окружавших М. Монтессори, а также людей продолживших ее дело — Марио Монтессори, Ренильды Монтессори, М.Г. Сороковой, В.В. Таубман, Ю.И. Фаусек, N.M. Rambush, Е.М. Standing и др.;

 

выявление философско-теоретических  и методологических основ педагогической системы М. Монтессори;

 

анализ авторских работ М. Монтессори, имеющих теоретическую и практическую направленность - «Педагогическая антропология» (1910), «Школа ребенка» или «Самообучение  и самовоспитание в начальной  школе» (1922), «От детства к юношеству» (1935), «Дети-другие» (1936), «Ребенок в семье» (1936), «Воспитание для нового мира» (1946), «Впитывающий разум»

 

(1949), «Формирование человеческого  потенциала» (1950) и др.;

 

рассмотрение своеобразия практического  метода как модели учебной и воспитательной программы и набора методических стратегий, применяемых в «Монтессори-школах»

 

3. В качестве наиболее значимых  для понимания и полноценной  интерпре

 тации авторской концепции,  нами были выделены этапы жизненного  пути М.

 Монтессори находящиеся в тесной взаимосвязи со становлением и развитием

 ее профессиональных достижений:

 

этап формирования мировоззрения (1884-1899);

 

этап определения области профессиональных интересов (1899-1904);

 

этап создания и первоначальной апробации авторской педагогической концепции (1904-1908);

 

этап международного распространения  метода М. Монтессори и его активной интерпретации в разнообразных  социокультурных условиях (1909-1938);

 

последний период жизни и педагогической деятельности М. Монтессори (1939-1952), который подразделяется на: «военный» (1939-1946), посвященный изучению восточной философии, и «послевоенный» (1946-1952), посвященный популяризации метода в Европе.

 

4. Обращение к англоязычным источникам (в том числе переведенным са

 мостоятельно) позволяет говорить о существовании значительных для пони

 мания педагогической деятельности  М. Монтессори, особенностей распро

 странения метода, и практически  неизвестных в России трудов, посвященных

 религиозному воспитанию детей.  Обобщение литературных произведений М.

 Монтессори позволяет сделать  вывод о том, что литературное  наследие М.

 Монтессори пристально изучается  и одновременно служит основанием  для

 критических отзывов с момента  появления ее первой книги.  С начала XX ве

 ка и до сих пор осуществляются многочисленные переводы и переиздания,

 которые с одной стороны  способствуют распространению метода  М. Мон

 тессори и знаний о нем  по всему миру, а с другой  стороны могут служить

 

причиной появления недостоверной  информации.

 

5. В целом, педагогическое наследие М. Монтессори базируется на основ

 ных показателях ее авторской  педагогической системы в единстве  теоретиче

 ских разработок и практики  их внедрения в экспериментальных  учебно-

 воспитательных учреждениях.  В связи с этим можно констатировать, что ав

 торская педагогическая система  М. Монтессори - это деятельностная, искус

 ственная, открытая, конкретная, динамическая  и централизованная система,

 имеющая ярко выраженную  социальную обусловленность и  подчиненность

 субъективным законам, правилам и принципам, созданным человеком. Сущ

 ностной характеристикой педагогической  системы М. Монтессори является

 принцип естественности воспитания, который служит универсализации  сис

 темы и ее равнозначно  эффективному применению в различных  школах, для

 детей различных национальностей и из различных социальных слоев, рас

 пространению «Монтессори-опыта»  и выявлению общих действующих  зако

 нов воспитания.

 

 

Рассмотрение развития и совершенствования  педагогической системы М. Монтессори с точки зрения соотношения понятий: «инновация» и «традиция», которые не противопоставлены друг другу, а представляют собой тесный тандем двух взаимодополняющих стратегий организации обучения и воспитания ребенка, выявило наличие критики концепции М. Монтессори, которая является обязательным компонентом реакции общества на нововведения. С данной позиции метод М. Монтессори следует оценивать как значимую «педагогическую инновацию».

 

 

Анализ исторических трудов и современных  работ по педагогическому менеджменту  позволил определить критерии эффективности реализации педагогических инноваций в контексте развития и совершенствования концепции М. Монтессори: степень ее актуальности, новизны и информированности о ней; оптимальность, обеспечиваемая соответствующим уровнем мотивации и квалификации педагогов; позитивная педагогическая и социальная результативность; возможность творческого применения, которые были выявлены

 

нами применительно к авторской  системе М. Монтессори.

 

 

Проведенный анализ доказал наличие  определенной социокультурной и  педагогической идентичности локальных цивилизаций двух активно развивающих сферу образования стран: России и США. При этом возможно говорить о сходстве их социокультурного развития и, следовательно, инновационных образовательных процессов, отличающихся при этом пространственными, временными и динамическими характеристиками.

 

 

В качестве основных критериев оценки процесса адаптации «метода Монтессори»  можно выделить: философско-методологический - обусловливает долговечность, значительное педагогическое влияние и актуальность метода М. Монтессори для современного образования; аксиологический (ментальный) - характеризуются общей политикой и стратегией развития (модернизации) образования, открытостью образовательной системы и готовностью педагогического сообщества к принятию нововведений в качестве системы М. Монтессори; организационно-управленческий - реализация непосредственного содержания «метода», его форм и средств может способствовать решению ряда насущных практических проблем в традиционной системе образования; публицистический - служит информатизации педагогов и родителей, и, в то же время, является показателем инициативности заинтересованных в распространении «метода» организаций и частных представителей; научно-исследовательский — позволяет обосновать целесообразность адаптации «метода Монтессори» с научной точки зрения, показать его специфику применительно к конкретным пространственно-временным и социокультурным условиям.

 

 

Особенности процесса адаптации метода М. Монтессори в системе образования  России и США определяются общими закономерностями развития инновационных процессов и включают в себя несколько стадий: актуализация - перенос идеи от создавшей ее культуры к принимающей; рефлексия, то есть перевод и обоснование ее теоретической значимости и практической ценности; интерпретация авторской инновационной системы, которая, как

 

мы полагаем, может проходить  в форме или ее диссимиляции-трансформации  с учетом особенностей новой культуры или ее ассимиляции-модернизации.

 

Таким образом, характеристика и выявление особенностей педагогической системы М. Монтессори, проведенный анализ теоретических основ адаптации «Монтессори-педагогики» в России и США позволяет перейти к непосредственному изучению своеобразия процесса адаптации и практической реализации метода М. Монтессори в образовательных системах выделенных стран.


Информация о работе Адаптации педагогической системы М. Монтессори