Адаптации педагогической системы М. Монтессори

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 19:35, реферат

Описание работы

В условиях современной ситуации вхождения России в мировое образовательное пространство возрастает потребность в анализе и интерпретации имеющегося зарубежного педагогического опыта; построенного на принципах признания і самоценности детства, демократизации системы образования, приоритетности задач развития личности в . процессе организации учебно-воспитательной работы, создании и апробации инновационных педагогических технологий. Именно компаративный* анализ педагогических процессов в национальных образовательных системах позволяет освободиться от сформировавшихся штампов и соответствовать современным международным требованиям.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ М. МОНТЕССОРИ В МИРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
1.1. Своеобразие педагогической системы М. Монтессори 16
1.2. Оформление и развитие «метода Монтессори» как мирового
педагогического явления 41
1.3. Опыт адаптации «Монтессори-педагогики» в современном
образовании 56
Резюме 84
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОПЫТА АДАПТАЦИИ
«МЕТОДА МОНТЕССОРИ» В ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ И США В
ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ
2.1. Адаптация «Монтессори-педагогики» в теории и практике
отечественного образования 90
2.2. Развитие «метода Монтессори» в системе образования США „. 112
2.3. Общие тенденции и особенности адаптации педагогической
системы М. Монтессори в образовании России и США 151
Резюме 175
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 180
БИБЛИОГРАФИЯ 187
ПРИЛОЖЕНИЯ 219

Файлы: 1 файл

АДАПТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ М. МОНТЕССОРИ.doc

— 386.00 Кб (Скачать файл)

 

С этой точки зрения наследие М; Монтессори следует анализировать в единстве:

 

наиболее значимых публикаций М. Монтессори, так как формиро-

 

вание сущности авторской педагогической концепции было всецело отражено в ее основных педагогических трудах;

 

целостной педагогической системы  М. Монтессори (как совокупности авторской  теории в единстве основных компонентов  системы и практики ее внедрения, апробации), которая оказала значительное влияние на становление мировой педагогики и отдельных воспитательных, учебных и медико-реабилитационных технологий [138].

 

Рассмотрим данную позицию более  детально на основе подробного анализа  каждого из выделенных системных показателей. 1. Оформление авторской педагогической концепции М. Монтессори в ее основных публикациях.

 

Как отмечается в работах американского  исследователя Е.М. Standing, первая книга  М. Монтессори, посвященная «методу» появилась благодаря настоятельным уговорам ее итальянских друзей, у которых она находилась в гостях летом 1909 года: «ты можешь внезапно, умереть; и тогда ничего из этого не останется» [299, с. 57]. Именно поэтому в 1909 году вышла ее первая работа: «Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка». ІСнига получила большое распространение и популярность по всему миру, была переведена более чем на двадцать языков. В России книгу издали в 1913 году.

 

Несколько позднее, в 1916 г. вышел ее труд «Руководство к моему методу» в переводе Р. Ландсберг, а в 1922 г. - «Арифметика в детском саду» и «Геометрия в элементарной школе Монтессори» в переводе Ю.И. Фаусек [137, с. 82]. В этом же году была издана работа «Самовоспитание и самообучение в начальной школе».

 

В книге «Дети — другие» М. Монтессори подробно рассуждает о значении психоанализа в раскрытии души ребенка и приходит к выводу о том, что «... болезни, причины которых закладывались в детстве, трудно или незначительно поддаются лечению ...детство - это мастерская по производству предрасположенности к болезням» [94, с. 19]. Таким образом, она делает ак-

 

цент на главенствующей роли воспитания в период детства, его помощь детской  душе и отсутствие противостояния взрослых ребенку, «поведение которого определяется подсознанием» [94, с. 20].

 

М. Монтессори раскрывает основные понятия  своего метода, такие как «физический  эмбрион», зарождающийся первым, и  «духовный эмбрион», то есть - психика, сущность которого состоит в том, что «духовность человека запрятана  где-то так глубоко, что не может оповестить о себе подобно инстинкту животного, который с самого начала выражается в заранее определенных заданных действиях» [94, с. 47] и поэтому воспитание нужно начинать уже с момента рождения, то есть «поддержку духовного развития ребенка» [94, с. 45], а не обучение. Взрослым необходимо в корне менять свое отношение к ребенку и не разрушать своим преждевременным воздействием «Божественное намерение», так как «духовному эмбриону необходима защита живой, согретой теплом, богатой питанием среды, в которой все устроено так, чтобы способствовать его росту и ничем не препятствовать развитию» [94, с. 52]. Таким образом, М: Монтессори подчеркивает большое значение правильной окружающей среды, которая призвана помочь ребенку распознать и раскрыть, заложенные в нем способности. Взрослый при этом, являясь частью такой среды, одновременно должен суметь организовать подобную среду. М. Монтессори призывает не форсировать естественный ход развития ребенка, а только способствовать его физическому и духовному росту.

 

М. Монтессори называет определенные периоды восприимчивости и особой чувствительности ребенка «сензитивными». Она сравнивает эти периоды с  «прожектором, освещающим ясно, как  днем, внутреннее содержание какой-либо области» и подчеркивает непрерывность процесса развития и познания себя и окружающего мира: «едва погаснет пламя одной страсти, как уже возгорается пламя другой» [94, с. 59]. Близким понятием является «впитывающий разум», так как он является главным инструментом развития и формирования индивидуальности. Также в книге уделяется внимание «внешнему и внутреннему порядку», «свободе», «подготовленной среде», роли

 

взрослого как «наблюдателя», «работе», «нормализации» ребенка. Особенностью изложения М. Монтессори является большое  количество примеров поведения детей и взрослых в реальных жизненных ситуациях и постоянное проведение параллелей с миром животных.

 

В авторском своеобразии трудов М. Монтессори мы находим подтверждение  тезиса И.А. Колесниковой: «Легко отличить рассказ мастера о своем труде по особому авторскому контексту, нестандартному семантическому ряду, невербальному знаковому пространству; по специфическим профессиональным «меткам», отражающим момент концептуализации» [67, с. 277].

 

М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов, Е.А. Хилтунен избрали для составления антологии гуманной педагогики несколько других менее известных, но не менее значимых работ М. Монтессори. Большое внимание авторы уделяют книге «Разум ребенка» (1952) как уникальному явлению в педагогической теории. В ней «М. Монтессори открывает не просто новое направление в педагогике - развитие детей первых трех лет, а как бы новое явление, даже планету. И населяют ее удивительные существа, похожие на людей, но вместе с тем совершенно другие» [95, с. 13]. В работе также присутствуют примеры из жизни детей и мира животных, однако она носит теоретизированный характер с психологическим обоснованием изменений, происходящих с ребенком: от «впитывающего разума» до целенаправленного самообучения.

 

Далее в антологии присутствуют фрагменты книги «Метод научной педагогики», посвященной опыту работы в Домах ребенка в Риме, и несколько статей в переводе с английского языка:

 

«Развитие потенциальных возможностей человека», где М. Монтессори говорит  об отличительных чертах готовности к обучению ребенка шести лет и космическом воспитании: обучение культурным и моральным ценностям общества, предоставление ребенку возможности почувствовать себя частью коллектива;

 

«Образование для нового мира», посвященная подготовке «Монтессо-ри-учителя»;

 

«Место человека в творении», в которой М. Монтессори раскрывает отличия человека от мира животных и подчеркивает божественную сущность человека: «необходимо сделать две вещи: дать знание Бога и всего религиозного; распознать внутренние силы ребенка, восхититься ими и служить им; самим же скромно сесть в сторонке с намерением сотрудничать так, чтобы перед нами постоянно была личность ребенка с этими внутренними силами. Вот что должно быть основой воспитания» [95, с. 215]. На первый взгляд, М. Монтессори отводит взрослому скромную роль присутствия, но невмешательства. Однако самая трудная работа, как правило, не видна и если ребенок действительно чувствует себя комфортно, получает новые знания и умения, раскрывая свои «внутренние силы», значит, взрослый является талантливым и квалифицированным педагогом.

 

Практически до сих пор неизвестны в России труды М. Монтессори посвященные  религиозному воспитанию детей. Однако обращение к англоязычным источникам [194, 272, 274, 299] позволяет говорить о  существовании ряда работ автора по данной тематике:

 

«Ребенок в,церкви» - итоги эксперимента по применению «Монтессо-ри-принципов» в религиозном воспитании детей, проведенного в Барселоне;

 

«Жизнь во Христе» - подробное описание литургического года;

 

«Как объяснить Мессу детям»;

 

«Открытая книга» — изучение мессы  с детьми.

 

С современной точки зрения, данные произведения представляют собой методику религиозного воспитания детей до пятнадцатилетнего  возраста включительно. М. Монтессори детально описывает различные аспекты  рели-гиозноЙ! жизни, начиная с библейской истории, а также подчеркивает божественную сущность ребенка, взрослого человека и воспитания в целом. Важ-ным-является тот факт, что в своих книгах М. Монтессори говорит с позиций как религии, так и« науки, показывая их взаимодополняющее значение для. правильного развития ребенка.

 

Для продолжения данного направления  работы в 1952 г. в Англии была

 

создана организация «Католическая  Гильдия Монтессори» [299]. Фактические  данные о том, что М. Монтессори воспитывалась  в строгой религиозной семье, ее книги о религиозном воспитании детей и вторая волна появления «Монтессори-школ» в Америке, происходившая при поддержке католической общественности, стали источником формирования предрассудка о том, что «Монтессори-педагогика» носит религиозный характер.

 

Однако, как показал проведенный  перевод и анализ американской литературы [193, 245, 287, 296, 299, 309], его опровергает  заинтересованность в «Монтессори-методе»  представителей различных конфессий  Запада и Востока, а также прагматичное нежелание руководителей «Монтессори-школ» ограничивать студенческий контингент рамками одного религиозного направления. Как отмечает J. Chattin-McNichols, приходские школы довольно редко обращаются к методу М. Монтессори, так как, «возможно, происходит недопонимание идей, касающихся дисциплины либо они не желают вступать в конкуренцию с одной из самых успешных частных образовательных систем, а возможно причиной этого является убежденность в высокой стоимости Монтессори-материалов и подготовки учителей» [194, с. 14].

 

М. Монтессори подчеркивала важность религиозных знаний и этических  норм в воспитании детей, однако вся  развивающая среда и дидактические  материалы носят универсальный  характер, что позволяет использовать их с успехом в различных странах, невзирая на вероисповедание учеников.

 

В целом можно сделать вывод, что всего под именем М. Монтессори на английском языке было издано около  пятнадцати книг. Данная цифра отмечается в работе J.S. Turner [274, с. 17], то же количество в своем исследовании называют Е.М. Standing [299, с. 371] и M.L. Fugina [221, с. 149]. При этом R. Kramer дает объяснение этому факту. В частности, она отмечает, что некоторые книги выпускаются на основании заметок учителей, посещавших курсы М. Монтессори и неизвестно, «что конкретно было потеряно при многократных переписываниях и переводах» [245, с. 356].

 

Одновременно J.S. Turner выделяет семь книг М. Монтессори периода

 

1912-1949 гг., авторство которых не  подвергается сомнению: «Монтессори-метод» (1912) - первое описание М. Монтессори своего опыта работы с нормальными детьми, следующие три книги посвящены проработке деталей -«Рабочая книга доктора Монтессори» (1914), «Спонтанная деятельность в воспитании и обучении» (1917), «Элементарный Монтессори-материал» (1917), «Ребенок в семье» (1936) - книга, адресованная родителям, «Секрет детства» (1936) - подробно рассматривает отклонения в развитии, «Впитывающий разум» (1949) - последняя книга М. Монтессори, посвященная проблемам развития ребенка первых лет жизни. В качестве наиболее значимых для понимания сущности метода М. Монтессори J. Chattin-McNichols рекомендует следующие работы М. Монтессори: «Монтессори-метод», «Впитывающий разум» и «От детства к юности» [194, с. 2]. Данная точка зрения является весьма аргументированной, так как эти три работы отражают различные этапы педагогической и научной деятельности М. Монтессори, особенности формирования ее профессионального мировоззрения, и посвящены различным возрастным периодам детского развития.

 

Анализируя развитие концепции  «космического воспитания» М. Монтессори, К.Е. Сумнительный выделяет работы, которые были созданы в течение двух периодов оформления ее авторской теории:

 

первый период - антрополого-психологический  космизм (с начала XX в. - до второй половины тридцатых годов). Сюда автор относит следующие публикации: «Дом ребенка. Метод научной педагогики» (1909); «Педагогическая антропология» (1910), в которой М. Монтессори высказала свое педагогическое кредо - идею индивидуального обучения и воспитания детей, и в этот период ведущим становится представление о Космосе как об упорядоченной части Универсума, которое в педагогическом плане трансформируется в идею упорядочивания окружающей ребенка среды в специально подготовленную среду; «Школа ребенка», известная в России под названием «Самообучение и самовоспитание в начальной школе» (1922); в которой М. Монтессори раскрывает основные психологические механизмы воспитания

 

по ее системе. Термин «космический план», педагог начинает употреблять  в конце антрополого-психологического периода, в работе «От детства к юношеству» (1935); «Дети-другие» (1936); «Ребенок в семье» (1936).

 

второй период - религиозно-философский  космизм (с конца тридцатых годов  до 1952 г.) знаменуется такими трудами, как «Воспитание для нового мира» (1946), «Впитывающий ум» (1949), «Формирование человеческого потенциала» (1950). В этот период М. Монтессори разрабатывает картину мира, на которую предлагает опираться в процессе космического воспитания, и основывает ее на современных ей научных представлениях. В этой картине мира нет прямого указания на Бога, но признается наличие космических законов, надчеловеческой силы, управляющей Универсумом и гарантирующей баланс в природе.

 

На этом основании К.Е. Сумнительный делает существенный вывод о том, что реконструкция истоков философского аспекта концепции космического воспитания М. Монтессори опровергает распространенное в России представление о том, что ее корни содержатся в индийской философии, и указывает на диалог философских воззрений М. Монтессори с идеями автора «Философской антропологии» Макса Шелера. Он, как и М. Монтессори, не отрицает Бога, но и не подчиняет ему индивида, показывая их взаимосвязь. Важным отличием космического воспитания от других воспитательных концепций является приоритетность развития внутренней, а не внешней мотивации ребенка. Именно это позволяет детям, не отвлекаясь на общественно одобряемые действия, прислушиваться к себе и, ориентируясь на внутреннюю директиву выполнять свою космическую задачу [140].

 

Таким образом, обращение к вышеперечисленным работам и их анализ позволяет сделать вывод о том, что литературное наследие М. Монтессори пристально изучается с момента появления ее первой книги. С начала XX века и до сих пор осуществляются многочисленные переводы и переиздания, которые, с одной стороны способствуют распространению метода М. Монтессори и знаний о нем по всему миру, а с другой - являются причиной появ-

 

ления недостоверной и непроверенной  информации. Например, одна и та же книга  встречается под разными названиями и датируется разными годами.

 

Так, в англоязычных источниках мы встречаем последнюю книгу М. Монтессори под заглавием «Впитывающий разум» (1949), а в отечественном  издании она известна как «Разум ребенка» (1952). Еще Е.И. Тихеева в 1915 году отмечала, что книга М. Монтессори «Метод научной педагогики в применении к воспитанию детей в Домах ребенка» была переведена на русский язык под неудачным названием «Дом ребенка» [148, с. б]. Действительно, подобное название не только не отражает содержание первой книги М. Монтессори, описывающей практику применения ее педагогических идей с детьми из бедных семей, но и создает ложное представление о нем.

 

Авторы часто не указывают оригинальные источники переиздаваемого материала, имена переводчиков. Именно поэтому  можно сделать вывод о том, что в настоящее время наиболее достоверными информационными ресурсами являются списки публикаций, предоставляемые AMI и AMS (см. Приложения 2-4).

 

2. Следующим направлением изучения  педагогического наследия М. Монтессори  является анализ ее авторской  педагогической системы в единстве теоретических разработок и практического вклада в воспитание и обучение детей.

 

С этой целью необходимо рассмотреть  эффективность различных сторон работы М. Монтессори, начинавшейся на рубеже XIX — XX веков, в тот период, когда активно развиваются идеи реформаторской педагогики и оформляются целостные педагогические системы. Как отмечают современные исследователи (В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Г.Б. Корнетов, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин и др.), это было время концептуального становления педагогики как науки со всеми присущими ей особенностями: возникновение и формирование под влиянием потребностей общества, выполнение определенных социальных функций, наличие специфического предмета исследования, системы методов исследования, упорядоченного понятийного

Информация о работе Адаптации педагогической системы М. Монтессори