Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 19:35, реферат
В условиях современной ситуации вхождения России в мировое образовательное пространство возрастает потребность в анализе и интерпретации имеющегося зарубежного педагогического опыта; построенного на принципах признания і самоценности детства, демократизации системы образования, приоритетности задач развития личности в . процессе организации учебно-воспитательной работы, создании и апробации инновационных педагогических технологий. Именно компаративный* анализ педагогических процессов в национальных образовательных системах позволяет освободиться от сформировавшихся штампов и соответствовать современным международным требованиям.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ М. МОНТЕССОРИ В МИРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
1.1. Своеобразие педагогической системы М. Монтессори 16
1.2. Оформление и развитие «метода Монтессори» как мирового
педагогического явления 41
1.3. Опыт адаптации «Монтессори-педагогики» в современном
образовании 56
Резюме 84
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОПЫТА АДАПТАЦИИ
«МЕТОДА МОНТЕССОРИ» В ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ И США В
ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ
2.1. Адаптация «Монтессори-педагогики» в теории и практике
отечественного образования 90
2.2. Развитие «метода Монтессори» в системе образования США „. 112
2.3. Общие тенденции и особенности адаптации педагогической
системы М. Монтессори в образовании России и США 151
Резюме 175
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 180
БИБЛИОГРАФИЯ 187
ПРИЛОЖЕНИЯ 219
С этой точки зрения наследие М; Монтессори
следует анализировать в
наиболее значимых публикаций М. Монтессори, так как формиро-
вание сущности авторской педагогической концепции было всецело отражено в ее основных педагогических трудах;
целостной педагогической системы М. Монтессори (как совокупности авторской теории в единстве основных компонентов системы и практики ее внедрения, апробации), которая оказала значительное влияние на становление мировой педагогики и отдельных воспитательных, учебных и медико-реабилитационных технологий [138].
Рассмотрим данную позицию более детально на основе подробного анализа каждого из выделенных системных показателей. 1. Оформление авторской педагогической концепции М. Монтессори в ее основных публикациях.
Как отмечается в работах американского
исследователя Е.М. Standing, первая книга
М. Монтессори, посвященная «методу»
появилась благодаря настоятель
Несколько позднее, в 1916 г. вышел ее труд «Руководство к моему методу» в переводе Р. Ландсберг, а в 1922 г. - «Арифметика в детском саду» и «Геометрия в элементарной школе Монтессори» в переводе Ю.И. Фаусек [137, с. 82]. В этом же году была издана работа «Самовоспитание и самообучение в начальной школе».
В книге «Дети — другие» М. Монтессори подробно рассуждает о значении психоанализа в раскрытии души ребенка и приходит к выводу о том, что «... болезни, причины которых закладывались в детстве, трудно или незначительно поддаются лечению ...детство - это мастерская по производству предрасположенности к болезням» [94, с. 19]. Таким образом, она делает ак-
цент на главенствующей роли воспитания в период детства, его помощь детской душе и отсутствие противостояния взрослых ребенку, «поведение которого определяется подсознанием» [94, с. 20].
М. Монтессори раскрывает основные понятия своего метода, такие как «физический эмбрион», зарождающийся первым, и «духовный эмбрион», то есть - психика, сущность которого состоит в том, что «духовность человека запрятана где-то так глубоко, что не может оповестить о себе подобно инстинкту животного, который с самого начала выражается в заранее определенных заданных действиях» [94, с. 47] и поэтому воспитание нужно начинать уже с момента рождения, то есть «поддержку духовного развития ребенка» [94, с. 45], а не обучение. Взрослым необходимо в корне менять свое отношение к ребенку и не разрушать своим преждевременным воздействием «Божественное намерение», так как «духовному эмбриону необходима защита живой, согретой теплом, богатой питанием среды, в которой все устроено так, чтобы способствовать его росту и ничем не препятствовать развитию» [94, с. 52]. Таким образом, М: Монтессори подчеркивает большое значение правильной окружающей среды, которая призвана помочь ребенку распознать и раскрыть, заложенные в нем способности. Взрослый при этом, являясь частью такой среды, одновременно должен суметь организовать подобную среду. М. Монтессори призывает не форсировать естественный ход развития ребенка, а только способствовать его физическому и духовному росту.
М. Монтессори называет определенные
периоды восприимчивости и
взрослого как «наблюдателя», «работе», «нормализации» ребенка. Особенностью изложения М. Монтессори является большое количество примеров поведения детей и взрослых в реальных жизненных ситуациях и постоянное проведение параллелей с миром животных.
В авторском своеобразии трудов М. Монтессори мы находим подтверждение тезиса И.А. Колесниковой: «Легко отличить рассказ мастера о своем труде по особому авторскому контексту, нестандартному семантическому ряду, невербальному знаковому пространству; по специфическим профессиональным «меткам», отражающим момент концептуализации» [67, с. 277].
М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов, Е.А. Хилтунен избрали для составления антологии гуманной педагогики несколько других менее известных, но не менее значимых работ М. Монтессори. Большое внимание авторы уделяют книге «Разум ребенка» (1952) как уникальному явлению в педагогической теории. В ней «М. Монтессори открывает не просто новое направление в педагогике - развитие детей первых трех лет, а как бы новое явление, даже планету. И населяют ее удивительные существа, похожие на людей, но вместе с тем совершенно другие» [95, с. 13]. В работе также присутствуют примеры из жизни детей и мира животных, однако она носит теоретизированный характер с психологическим обоснованием изменений, происходящих с ребенком: от «впитывающего разума» до целенаправленного самообучения.
Далее в антологии присутствуют фрагменты книги «Метод научной педагогики», посвященной опыту работы в Домах ребенка в Риме, и несколько статей в переводе с английского языка:
«Развитие потенциальных возможностей человека», где М. Монтессори говорит об отличительных чертах готовности к обучению ребенка шести лет и космическом воспитании: обучение культурным и моральным ценностям общества, предоставление ребенку возможности почувствовать себя частью коллектива;
«Образование для нового мира», посвященная подготовке «Монтессо-ри-учителя»;
«Место человека в творении», в которой М. Монтессори раскрывает отличия человека от мира животных и подчеркивает божественную сущность человека: «необходимо сделать две вещи: дать знание Бога и всего религиозного; распознать внутренние силы ребенка, восхититься ими и служить им; самим же скромно сесть в сторонке с намерением сотрудничать так, чтобы перед нами постоянно была личность ребенка с этими внутренними силами. Вот что должно быть основой воспитания» [95, с. 215]. На первый взгляд, М. Монтессори отводит взрослому скромную роль присутствия, но невмешательства. Однако самая трудная работа, как правило, не видна и если ребенок действительно чувствует себя комфортно, получает новые знания и умения, раскрывая свои «внутренние силы», значит, взрослый является талантливым и квалифицированным педагогом.
Практически до сих пор неизвестны в России труды М. Монтессори посвященные религиозному воспитанию детей. Однако обращение к англоязычным источникам [194, 272, 274, 299] позволяет говорить о существовании ряда работ автора по данной тематике:
«Ребенок в,церкви» - итоги эксперимента по применению «Монтессо-ри-принципов» в религиозном воспитании детей, проведенного в Барселоне;
«Жизнь во Христе» - подробное описание литургического года;
«Как объяснить Мессу детям»;
«Открытая книга» — изучение мессы с детьми.
С современной точки зрения, данные произведения представляют собой методику религиозного воспитания детей до пятнадцатилетнего возраста включительно. М. Монтессори детально описывает различные аспекты рели-гиозноЙ! жизни, начиная с библейской истории, а также подчеркивает божественную сущность ребенка, взрослого человека и воспитания в целом. Важ-ным-является тот факт, что в своих книгах М. Монтессори говорит с позиций как религии, так и« науки, показывая их взаимодополняющее значение для. правильного развития ребенка.
Для продолжения данного
создана организация «Католическая Гильдия Монтессори» [299]. Фактические данные о том, что М. Монтессори воспитывалась в строгой религиозной семье, ее книги о религиозном воспитании детей и вторая волна появления «Монтессори-школ» в Америке, происходившая при поддержке католической общественности, стали источником формирования предрассудка о том, что «Монтессори-педагогика» носит религиозный характер.
Однако, как показал проведенный перевод и анализ американской литературы [193, 245, 287, 296, 299, 309], его опровергает заинтересованность в «Монтессори-методе» представителей различных конфессий Запада и Востока, а также прагматичное нежелание руководителей «Монтессори-школ» ограничивать студенческий контингент рамками одного религиозного направления. Как отмечает J. Chattin-McNichols, приходские школы довольно редко обращаются к методу М. Монтессори, так как, «возможно, происходит недопонимание идей, касающихся дисциплины либо они не желают вступать в конкуренцию с одной из самых успешных частных образовательных систем, а возможно причиной этого является убежденность в высокой стоимости Монтессори-материалов и подготовки учителей» [194, с. 14].
М. Монтессори подчеркивала важность
религиозных знаний и этических
норм в воспитании детей, однако вся
развивающая среда и
В целом можно сделать вывод, что всего под именем М. Монтессори на английском языке было издано около пятнадцати книг. Данная цифра отмечается в работе J.S. Turner [274, с. 17], то же количество в своем исследовании называют Е.М. Standing [299, с. 371] и M.L. Fugina [221, с. 149]. При этом R. Kramer дает объяснение этому факту. В частности, она отмечает, что некоторые книги выпускаются на основании заметок учителей, посещавших курсы М. Монтессори и неизвестно, «что конкретно было потеряно при многократных переписываниях и переводах» [245, с. 356].
Одновременно J.S. Turner выделяет семь книг М. Монтессори периода
1912-1949 гг., авторство которых не подвергается сомнению: «Монтессори-метод» (1912) - первое описание М. Монтессори своего опыта работы с нормальными детьми, следующие три книги посвящены проработке деталей -«Рабочая книга доктора Монтессори» (1914), «Спонтанная деятельность в воспитании и обучении» (1917), «Элементарный Монтессори-материал» (1917), «Ребенок в семье» (1936) - книга, адресованная родителям, «Секрет детства» (1936) - подробно рассматривает отклонения в развитии, «Впитывающий разум» (1949) - последняя книга М. Монтессори, посвященная проблемам развития ребенка первых лет жизни. В качестве наиболее значимых для понимания сущности метода М. Монтессори J. Chattin-McNichols рекомендует следующие работы М. Монтессори: «Монтессори-метод», «Впитывающий разум» и «От детства к юности» [194, с. 2]. Данная точка зрения является весьма аргументированной, так как эти три работы отражают различные этапы педагогической и научной деятельности М. Монтессори, особенности формирования ее профессионального мировоззрения, и посвящены различным возрастным периодам детского развития.
Анализируя развитие концепции «космического воспитания» М. Монтессори, К.Е. Сумнительный выделяет работы, которые были созданы в течение двух периодов оформления ее авторской теории:
первый период - антрополого-психологический космизм (с начала XX в. - до второй половины тридцатых годов). Сюда автор относит следующие публикации: «Дом ребенка. Метод научной педагогики» (1909); «Педагогическая антропология» (1910), в которой М. Монтессори высказала свое педагогическое кредо - идею индивидуального обучения и воспитания детей, и в этот период ведущим становится представление о Космосе как об упорядоченной части Универсума, которое в педагогическом плане трансформируется в идею упорядочивания окружающей ребенка среды в специально подготовленную среду; «Школа ребенка», известная в России под названием «Самообучение и самовоспитание в начальной школе» (1922); в которой М. Монтессори раскрывает основные психологические механизмы воспитания
по ее системе. Термин «космический
план», педагог начинает употреблять
в конце антрополого-
второй период - религиозно-философский космизм (с конца тридцатых годов до 1952 г.) знаменуется такими трудами, как «Воспитание для нового мира» (1946), «Впитывающий ум» (1949), «Формирование человеческого потенциала» (1950). В этот период М. Монтессори разрабатывает картину мира, на которую предлагает опираться в процессе космического воспитания, и основывает ее на современных ей научных представлениях. В этой картине мира нет прямого указания на Бога, но признается наличие космических законов, надчеловеческой силы, управляющей Универсумом и гарантирующей баланс в природе.
На этом основании К.Е. Сумнительный делает существенный вывод о том, что реконструкция истоков философского аспекта концепции космического воспитания М. Монтессори опровергает распространенное в России представление о том, что ее корни содержатся в индийской философии, и указывает на диалог философских воззрений М. Монтессори с идеями автора «Философской антропологии» Макса Шелера. Он, как и М. Монтессори, не отрицает Бога, но и не подчиняет ему индивида, показывая их взаимосвязь. Важным отличием космического воспитания от других воспитательных концепций является приоритетность развития внутренней, а не внешней мотивации ребенка. Именно это позволяет детям, не отвлекаясь на общественно одобряемые действия, прислушиваться к себе и, ориентируясь на внутреннюю директиву выполнять свою космическую задачу [140].
Таким образом, обращение к вышеперечисленным работам и их анализ позволяет сделать вывод о том, что литературное наследие М. Монтессори пристально изучается с момента появления ее первой книги. С начала XX века и до сих пор осуществляются многочисленные переводы и переиздания, которые, с одной стороны способствуют распространению метода М. Монтессори и знаний о нем по всему миру, а с другой - являются причиной появ-
ления недостоверной и непроверенной
информации. Например, одна и та же книга
встречается под разными
Так, в англоязычных источниках мы встречаем последнюю книгу М. Монтессори под заглавием «Впитывающий разум» (1949), а в отечественном издании она известна как «Разум ребенка» (1952). Еще Е.И. Тихеева в 1915 году отмечала, что книга М. Монтессори «Метод научной педагогики в применении к воспитанию детей в Домах ребенка» была переведена на русский язык под неудачным названием «Дом ребенка» [148, с. б]. Действительно, подобное название не только не отражает содержание первой книги М. Монтессори, описывающей практику применения ее педагогических идей с детьми из бедных семей, но и создает ложное представление о нем.
Авторы часто не указывают оригинальные
источники переиздаваемого
2. Следующим направлением
С этой целью необходимо рассмотреть эффективность различных сторон работы М. Монтессори, начинавшейся на рубеже XIX — XX веков, в тот период, когда активно развиваются идеи реформаторской педагогики и оформляются целостные педагогические системы. Как отмечают современные исследователи (В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Г.Б. Корнетов, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин и др.), это было время концептуального становления педагогики как науки со всеми присущими ей особенностями: возникновение и формирование под влиянием потребностей общества, выполнение определенных социальных функций, наличие специфического предмета исследования, системы методов исследования, упорядоченного понятийного
Информация о работе Адаптации педагогической системы М. Монтессори