Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:01, реферат
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности использования дидактических игр в формировании знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте.
2. выявить уровень сформированности знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
3. подобрать и апробировать на практике дидактические игры для формирования знаний здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………..…………2
Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………6
1.1. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», знания
о здоровом образе жизни….………………………………………………6
1.2 Особенности формирования знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.…………………………………………..13
1.3.Возможности дидактической игры в формировании знаний о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.……………………………..……..20
Выводы по первой главе…………………………………………..………..28
Глава 2. Экспериментальное исследование использования дидактической игры в формировании знаний у старших дошкольников о здоровом образе жизни………………………………..30
2.1. Выявление уровня сформированности знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.……………………………...…...30
2.2. Формирование знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры………..……….37
2.3. Оценка эффективности дидактической игры в формировании знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………………46
Выводы по второй главе……………………………………………………..48
Заключение…………………………………………………………………...50
Список литературы…………………………………………………………..53
Приложения…………………………...……………………………………...60
ЗОЖ является предпосылкой
для развития разных сторон
жизнедеятельности человека: достижения
им активного долголетия и
полноценного выполнения
Сегодня под здоровым
образом жизни мы понимаем
активную деятельность людей,
направленную на сохранение и
улучшение здоровья. Формирование
здорового образа жизни должно
начинаться уже в детском саду.
Вся жизнедеятельность ребенка
в дошкольном учреждении
Знание – это проверенный практикой результат познания действительности, верное е. отражение в сознании человека. Элементарные знания, обусловленные биологическими закономерностями, свойственны и животным, у которых они служат необходимым условием жизнедеятельности организма, реализации его поведенческих актов. Знания могут быть житейскими, донаучными, художественными и научными, а последние – эмпирическими и теоретическими. Сущность научных знаний заключается в понимании действительности в е. прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным — общее и на этой основе осуществляет предвидение. [20, 135]
Что такое знания о здоровом
образе жизни? В психолого-педагогической
науке представлены различные подходы
к определению понятия «основы
здорового образа жизни у детей»:
как знание «законов» функционирования
организма; как совокупность внешних
и внутренних условий жизни ребенка;
как активная деятельность, направленная
на сохранение и укрепление ребенком
своего здоровья; как определенный
уровень знаний о состоянии физического
и психологического благополучия организма,
о природных и социальных факторах
вреда и пользы для здоровья, о
некоторых способах укрепления здоровья
и предупреждения заболеваний на
основе личного опыта. Кроме того,
рассмотрено понятие «
Таким образом, знания о ЗОЖ – это сформированные знания, умения, навыки, мотивы и формы поведения по предупреждению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья на индивидуальном уровне применительно к образу жизни каждого человека. Понятие о ЗОЖ в старшем дошкольном возрасте включает в себя много аспектов:
- привитие стойких культурно-
- развитие знаний о строении собственного тела, назначении органов;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- формирование знаний о том, что полезно и что вредно для организма;
- формирование элементарных знаний об окружающей среде;
-формирование привычки ежедневных организованных и самостоятельных упражнений.
Таким образом, формирование
здорового образа жизни должно начинаться
уже в детском саду. Вся жизнедеятельность
ребенка в дошкольном учреждении
должна быть направлена на сохранение
и укрепление здоровья, на основе познавательных,
физкультурных и
1.2. Особенности формирования
знаний о здоровом образе
В настоящее время одной
из приоритетных задач, стоящих перед
педагогами, является сохранение здоровья
детей в процессе воспитания и
обучения. Проблема раннего формирования
знаний о здоровом образе жизни актуальна,
своевременна и достаточно сложна.
Известно, что дошкольный возраст
является решающим в формировании фундамента
физического и психического здоровья.
Ведь именно до 7 лет человек проходит
огромный путь развития, не повторяемый
на протяжении последующей жизни. Именно
в этот период идет интенсивное развитие
органов и становление
Старший дошкольный возраст обладает огромными потенциальными возможностями для формирования знаний о здоровом образе жизни, а именно:
– активно развиваются психические процессы, растет самооценка, чувство ответственности;
– заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии;
–дети умеют сохранять и демонстрировать правильную осанку;
– дети способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности. [31, 38]
Очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и, прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.
Изучив разделы по физическому развитию детей в некоторых программах дошкольного образования, мы сделали сравнительный анализ.
Программа «Радуга» (авторы
Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И.)
акцентирует внимание педагогов
на взаимодействие взрослого и ребенка,
в основу которого положена забота
о физическом, психическом и эмоциональном
благополучии ребенка. Авторы программы
считают, что рекомендациям по организации
здорового образа жизни детей
необходимо следовать неукоснительно.
Двигаться ребенок должен на протяжении
всего дня (2/3 длительности периода
бодрствования). Обязательно целенаправленные
ежедневные специально организованные
занятия (классические физкультурные
или музыкальные ритмические). В
прогулки включаются занятия по физическому
воспитанию как их составные части.
Программа предусматривает
В программе подчеркивается важность знания и умения воспитателя определять особенности физического развития ребенка для формирования у детей культуры движения. Отличительные особенности раздела: для успешного физического воспитания авторы программы предлагают составлять на каждого ребенка своеобразную «карту-прогноз» с характеристикой «сегодняшнего» состояния ребенка, его физического развития и двигательной активности.
Прогноз возможных затруднений
для педагогического
Программа «Детство». Это
программа многогранного
Программа решает следующие задачи:
– укрепления здоровья детей;
– воспитания потребности в здоровом образе жизни;
– развитие физических качеств
и обеспечение нормального
– создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;
– выявление интересов,
склонностей и способностей
Прогноз возможных
затруднений для
Программа Зимониной В.Н. «Расту здоровым» обеспечивает выполнение Государственного стандарта по развитию, воспитанию и обучению ребенка в условиях динамичного, эмоционально-комфортного режима жизнедеятельности. Физическому развитию и здоровью отводятся ведущие позиции, поэтому для создания педагогической оздоровительной системы в дошкольном учреждении необходимо придерживаться следующих основных направлений: – создать условия для двигательной деятельности, эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья ребенка и квалифицированной медицинской помощи по укреплению здоровья детей; – организовать систему повышения квалификации кадров к работе в условиях здоровьесберегающей педагогики; – создать целенаправленную систему по взаимодействию с родителями; – разработать двигательный режим для каждой группы с учетом ее специфики и возраста; – совместно с медицинским персоналом организовать профилактическую, оздоровительную и лечебную (при необходимости) работу; – обеспечить рациональное питание.
Для организации и
проведения разнообразных
Для каждой возрастной группы с учетом нормативных показателей разработан двигательно-оздоровительный режим, в нем представлена система развития движения детей в течение одного дня и недели. Введены формы работы с детьми по развитию движений и по оздоровлению: «Оздоровительный час», «День здоровья», «Каникулы». Оздоровительный час проводится ежедневно. День здоровья — один раз в месяц, каникулы — два раза в год (зимние и весенние).
Основной формой обучения детей в каждом блоке являются занятия, но их количество, предложенное автором, ограничено. Не разработан цикл познавательных занятий, направленных на воспитание осознанного отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни. Нет системы в реализации блоков, не предусмотрена совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. «Программа воспитания и обучения в детском саду». [ 6 ]
Главная задача – охрана жизни и укрепление здоровья детей, всестороннее воспитание и обучение, подготовка к школе.
Программа составлена
по возрастным группам. Она
охватывает четыре возрастные
ступени физического и
Во всех возрастных группах
большое внимание уделяется воспитанию
у детей культурно-
В физическом воспитании дошкольников большое место отводится и физическим упражнениям в игровой форме, и подвижным играм. В программу старшей и подготовительной к школе групп включено обучение детей спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбола, футбола, хоккея, бадминтона, настольного тенниса, игры в городки).
В данной программе отмечено, что правильное физическое воспитание во всех возрастных группах может быть обеспечено только при постоянном медико-педагогическом контроле.
Важнейшими особенностями
воспитательно–оздоровительной
Таким образом, основой для проектирования содержания психолого-педагогической системы по воспитанию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста может быть выбрана одна из рассмотренных нами программ и разработана своя основная общеобразовательная программа ДОУ в соответствии с ФГТ.
Процесс формирования знаний старших дошкольников о здоровом образе жизни тесно связан с воспитанием у них любви к чистоте, опрятности, порядку. Гигиенические навыки в старшем дошкольном возрасте становятся достаточно устойчивыми. Они могут уже самостоятельно и осознанно выполнять многие гигиенические и закаливающие водные процедуры – правильно и своевременно мыть руки, умываться, чистить зубы утром и вечером, мыть ноги ежедневно перед сном, полоскать рот после приема пищи, пользоваться носовым платком, быть опрятными и аккуратными, причесываться, следить за своим внешним видом. Укрепить ценные гигиенические привычки помогают веселые поговорки, пословицы, загадки, игры.