. Экспериментальное исследование использования дидактической игры в формировании знаний у старших дошкольников о здоровом образе жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:01, реферат

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности использования дидактических игр в формировании знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте.
2. выявить уровень сформированности знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
3. подобрать и апробировать на практике дидактические игры для формирования знаний здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..…………2
Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………6
1.1. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», знания
о здоровом образе жизни….………………………………………………6
1.2 Особенности формирования знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.…………………………………………..13
1.3.Возможности дидактической игры в формировании знаний о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.……………………………..……..20
Выводы по первой главе…………………………………………..………..28
Глава 2. Экспериментальное исследование использования дидактической игры в формировании знаний у старших дошкольников о здоровом образе жизни………………………………..30
2.1. Выявление уровня сформированности знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.……………………………...…...30
2.2. Формирование знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры………..……….37
2.3. Оценка эффективности дидактической игры в формировании знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………………46
Выводы по второй главе……………………………………………………..48
Заключение…………………………………………………………………...50
Список литературы…………………………………………………………..53
Приложения…………………………...……………………………………...60

Файлы: 1 файл

д.сад.docx

— 140.23 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе

Формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении  действенной взаимосвязи физического  воспитания с целенаправленным развитием  его личности в специально созданной  и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки.

На протяжении дошкольного  возраста при соответствующей воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью.

У детей старшего дошкольного  возраста является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям.

Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в  здоровом образе жизни, которая формируется  при соблюдении ряда специфических  условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с  состоянием здоровья.

Полученные ребенком знания и представления о себе, своем  здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти  способы укрепления и сохранения здоровья.

Приобретенные навыки помогут  осознанно выбрать здоровый образ  жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

Дидактическая игра — явление  сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие  игру как форму обучения игровую  деятельность одновременно. Один из основных элементов игры — дидактическая  задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

В данной работе мы придерживаемся определения  автора Куценко Г.И. [23], который трактует понятие ЗОЖ, как результатирующее действие многих  внутренних и внешних факторов, объективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья.

    Педагоги детских садов считают, что ребенку надо дать необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения, научить адекватно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения на улице, в транспорте, на прогулке, дома, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность. При этом важно научить ребенка объяснить собственное поведение.

Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого  с ребенком на равных: вместе ищем выход  из трудного положения, вместе обсуждаем  проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

Безопасность и здоровый образ  жизни – это не просто сумма  усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных  ситуациях, умение применить на практике в реальной жизни полученные знания и навыки.

 

         Глава 2. Экспериментальное исследование использования дидактической игры в формировании знаний у старших дошкольников о здоровом образе жизни

 2.1 . Выявление уровня сформированности знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста

Исследование проводилось  с ноября 2011 года по март 2012 года, на базе МБДОУ №25 «Родничок» и было направлено на выявление уровня знаний ЗОЖ в старшем дошкольном возрасте.

Организационные аспекты эксперимента:

В исследовании приняли участие 10 детей в возрасте 5 лет.

Отбор проводился по следующим  критериям:

- одинаковый возраст детей  в группе испытуемых;

- отсутствие патологии  в развитии;

- постоянное посещение  детского сада.

Задачи:

    • выявить уровень знаний о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста разработать комплекс дидактических игр по формированию ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста
    • провести контрольную диагностику уровня сформированности знаний ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста

Экспериментальное исследование включало в себя три этапа:

-констатирующий, на котором были выявлены уровни знания детей о ЗОЖ;

-формирующий, направленный на формирование знаний ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста;

-контрольный, который позволил оценить эффективность игры, как средство формирования знаний о ЗОЖ.

На первом этапе исследования уровня знаний детей о ЗОЖ были использованы следующие диагностические  методы: беседа, наблюдение, анкетирование.

1. Беседа «Что такое  здоровый образ жизни?» (Приложение  № 1), направлена на выявление  элементарных знаний детей о  здоровье и здоровом образе  жизни.

2. Наблюдение за деятельностью  детей старшего дошкольного возраста  в различные режимные моменты  и свободной деятельности помогли  нам определить степень овладения  знаниями и умение применять  их в практической деятельности (приложение № 2).

Наблюдения направлены, на изучение потребностей детей в выполнении гигиенических и закаливающих мероприятий; включают наблюдения за мытьем рук, полосканием  рта после еды, поведением во время  утренней гимнастики, закаливающих мероприятий, прогулки, подготовку к дневному сну, свободной игровой деятельности.

3. Анкетирование родителей.  С его помощью мы смогли  выявить отношение родителей  воспитанников к здоровому образу  жизни.( Приложение № 3)

 

 

 

Была использована диагностика  по методике Е.Н Васильевой, Л.Г. Касьяновой.

Критерии

Показатели

Инструментарий

1.Знание

Полнота.

Осознанность.

Системность.

Обобщенность.

Беседа с детьми. Анкетирование  родителей.

2.Умение

Осмысленность действий. Самостоятельность  при их выполнении.

 Качество действий.

Наблюдения в процессе режимных моментов.

3.Личностные качества

Инициативность

Наблюдения


 

На основе выделенных критериев  определены 3 уровня: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень – ребенок имеет представления о ЗОЖ как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья; о здоровье как о состоянии физического и психологического благополучия организма; о природных и социальных факторах вреда и пользы для здоровья; о некоторых способах укрепления здоровья и предупреждения заболеваний на основе личного опыта и сведений, полученных от взрослых. Ребенок активен и самостоятелен в своих суждениях и высказываниях; его представления о ЗОЖ носят элементарный, но целостный характер. Проявляет инициативу и самостоятельность при подготовке и проведении оздоровительных, закаливающих и санитарно – гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости. Практически на все вопросы дает адекватные, однозначные и исчерпывающие ответы. Ребенок мотивирован к ЗОЖ.

Средний уровень – ребенок имеет знания о ЗОЖ, связывая его с некоторыми видами деятельности, необходимыми для сохранения здоровья; о здоровье как состоянии человека, когда он болеет; некоторые представления о природных и социальных факторах вреда и пользы для здоровья. Он может проявлять инициативу и самостоятельность в ходе оздоровительных, закаливающих и санитарно – гигиенических мероприятий, но она связана с его положительным эмоционально – чувственным переживанием. Частично присваивает переданный взрослыми опыт и переносит его в самостоятельную деятельность. Не на все вопросы ребенок дает адекватные ответы, допускает ошибки, затрудняется отвечать. Часть ответов все же сопровождаются исчерпывающими комментариями.

Низкий уровень  – ребенок имеет представления о здоровье как состоянии человека, когда он не болеет, о некоторых способах лечения заболеваний на основе собственного опыта; затрудняется объяснить значение для здоровья знакомых ему видов деятельности. Не имеет представлений о влиянии на здоровье факторов окружающей природной и социальной среды. Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в ходе оздоровительных, закаливающих и санитарно – гигиенических мероприятий на основе подражания другим детям, но осознанности и потребности в этих мероприятиях нет; частично присваивает переданный опыт, но затрудняется переносить его в самостоятельную деятельность. На большинство вопросов дает неадекватные ответы, допускает множество ошибок, затрудняется отвечать или не отвечает совсем. Обработка полученных нами в результате исследования данных велась в количественном и качественном соотношении. Мы свели все показатели, в таблицы определив у каждого ребенка уровень знания о ЗОЖ по данным констатирующего этапа (Таб. № 1, № 2)

 

Таблица № 1

Показатели уровня сформированности знаний о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста

Фамилия Имя ребенка

уровень

Настя Н.

средний

Дима П.

низкий

Ульяна М.

низкий

Алина Р.

средний

Милена М.

средний

Назар В.

низкий

Катя Г.

средний

Рома Г.

средний

Глеб С.

низкий

Полина С.

высокий


 

Таблица №2

Показатели уровня в процентном отношении

уровень

%

Количество детей

высокий

10

1

средний

50

5

низкий

40

4


 

Анализ полученных данных по выявлению знаний о ЗОЖ показал, что у детей старшего дошкольного  возраста преобладает средний и  низкий уровень. Дети не обладают полнотой знаний, они у них поверхностны. Большие затруднения вызвали  вопросы о здоровье, здоровом образе жизни. Почти никто из детей не дал ответа на этот вопрос. На вопрос что нужно для того, чтобы быть здоровым дети в основном показали хорошие результаты, кроме Димы П. и Ульяны М. которые соотнесли  здоровье с применением таблеток. Все дети посчитали себя здоровыми, но не смогли объяснить почему. На вопрос»  где живут витамины» Рома Г., Назар  В., Дима П., Ульяна М., указали, что в  аптеке. На большинство вопросов дети затруднялись отвечать, давали неполный ответ, даже с помощью воспитателя.

По результатам наблюдения так же было выявлено, что не все  дети соблюдают правила гигиены, не осознают потребности в правильном, четком выполнении физических упражнений. Необходим контроль над процессом  умывания Назара В., Глеба С., Алины  Р., Кати Г., они также не всегда пользуются расческой, могут ходить неопрятно одетыми. Многие из детей не пользуются салфеткой после еды, вытирая рот рукавом. После дневного сна неохотно выполняют дыхательную гимнастику, закаливающие процедуры. Дети не знают и не различают понятий «полезно» и «вкусно», например, отказываются принимать в пищу рыбные котлеты, (Назар, Глеб – «Я такое не люблю!»). Большое количество детей со средним и низким уровнем знаний о ЗОЖ может объясняться так же и недостаточностью компетентности родителей в знаниях о ЗОЖ, полученных в результате анкетирования. Здесь мы выяснили, что большинство родителей сами не выполняют утреннюю зарядку 80%, закаливающие процедуры. Имеют множество вредных привычек (курение) 50%, о которых знают их дети. Не задумываются о том, что надо больше бывать на свежем воздухе. Нет соблюдения режима 70% в связи с занятостью на работе. Родители, в основном, не придерживаются здорового питания, что говорит о низком интересе к здоровому образу жизни. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали необходимость в повышении уровня знаний о ЗОЖ у старших дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Формирование знаний  о здоровом образе жизни у  детей старшего дошкольного возраста  посредством дидактической игры

Целью формирующего эксперимента было повышение знаний о ЗОЖ у  старших дошколь ников посредством дидактических игр.

Задачи обучающего эксперимента:

    • составить комплекс дидактических игр апробировать воздействие разработанного комплекса дидактических игр ;
    • на формирование уровня знаний о ЗОЖ В этот комплекс входили дидактические игры, направленные на формирование, совершенствование и закрепление знаний о ЗОЖ.

 Игры проводились на  занятиях, в свободной деятельности  детей и режимные моменты (Таблица  3)

Таблица 3

Комплекс дидактических  игр на формирование знаний о ЗОЖ  у детей 

старшей группы

Дидактические игры

Цель

Валеология

Познакомить детей с правилами  личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью; развивать  речь, внимание, память.

Подбери картинки

Уточнить представления  детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни

Полезные и вредные   

 продукты.

Систематизировать представление  детей о вредных и полезных продуктах, упражнять в умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о своем здоровье.

Азбука здоровья

Систематизировать представления  детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Разложи картинки по порядку

Систематизировать представление  о здоровье и здоровом образе жизни

Вымоем куклу

Закреплять знания о предметах  личной гигиены для мытья и  умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.

Оденем куклу на прогулку

Закреплять знания об одежде, формировать умение детей одевать  куклу соответственно сезону, погоде, систематизировать представление о здоровье.

Опасно - неопасно

Учить детей отличать опасные  жизненные ситуации от неопасных. Закреплять знания безопасного поведения.

На зарядку становись

Формировать у детей интерес  к физкультуре и спорту.

Пищевое лото

Формировать у детей представление  о пользе тех или иных продуктов, для чего они человеку нужны.

Скорая помощь

Закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи

Правила гигиены

Закреплять культурно  – гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причесывание, купание), формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.

Полезная и вредная  еда

Закреплять представление  детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.

Коллаж

Уточнить что полезно  для глаз, зубов, ушей.

Что лишнее

Умение выделять основное, по которому один предмет на карточке не подходит.

Покажи части тела

Правильно называть части  тела, знать их назначение.

Витамины – это таблетки, которые растут на ветки

Расширить знания детей о  витаминах, закрепить знания об овощах, фруктах и ягодах.

Здоровье с комнатными

растениями

Закреплять знания у детей  о комнатных растениях, их названиях  и полезных свойствах.

Дерево здоровья

Закреплять знания у детей  о вредных и полезных продуктах  питания.

Где живет витаминка?

Знакомить детей с видами витаминов и их источником.

Утро начинается

Приучать детей к выполнению режима дня, закреплять виды деятельности, проводимые в разное время суток.

Что сначала, что потом

Учить располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь  вспомогательным средством. Учить  составлять небольшие рассказы на тему здоровый образ жизни.

Отгадай загадку по картинке

Помочь детям запомнить  основную группу опасных предметов, развивать внимание.

Мой день

Рассказать о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учит находить нарушения  закономерностей в последовательном ряду.

Наши помощники - растения

Закрепить представления  о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.

Путешествие в страну

здоровья

Закрепить у детей представления  о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.

Информация о работе . Экспериментальное исследование использования дидактической игры в формировании знаний у старших дошкольников о здоровом образе жизни