Характеристика форм внеклассной работы по географии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

В 50–60-х годах активизируется краеведческая работа по географии. Большое место уделяется организации географических площадок, где проводятся многие мероприятия кружков. В это время появляются такие формы внеклассной работы, как общества географов, клубы географов. Особое развитие в этот период приобретает природоохранительная деятельность (голубые патрули, зеленые патрули, школьные лесничества).
Для выявления индивидуальных способностей учащихся начали проводиться олимпиады по географии в масштабе не только школ, но и областей. Активизируется экскурсионно-туристическая работа.
С конца 60-х годов в программе по географии нашли отражение мировоззренческие аспекты географии. Это отразилось и на внеклассной работе: наряду с занимательностью, раскрытием фактического материала важное место было уделено раскрытию теоретических вопросов. В этот период совершенствуются формы внеклассной работы по географии, больше внимания уделяется самостоятельной работе учащихся.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Особенности внеклассной работы по географии
6
1.1. Цели и задачи внеклассной работы по географии, ее значение
6
1.2. Содержание и педагогические требования к внеклассной работе по географии
8
Глава 2. Характеристика форм внеклассной работы по географии
15
2.1. Формы и методы организации внеклассной работы с учащимися
15
2.2. Характеристика форм внеклассной работы по географии
19
2.2.1. Географические кружки
19
2.2.2. Географические факультативы
22
2.2.3. Школьные музеи
24
2.2.4. Географические клубы
26
2.2.5. Географические олимпиады
30
2.2.6. Географические вечера
31
2.2.7. Проведение конференций по географии
32
2.2.8. Устный журнал
34
2.2.9. Географические викторины и игры
35
2.2.10. Неделя географии в школе
39
2.2.11. Школьные географические издания
43
Заключение
46
Литература

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА внеклассная работа1.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

Также доступны всем, как и стенгазеты, – плакаты. В школах проводят тематические смотры-конкурсы плакатов «Берегите природу!», «О братьях наших меньших». В этих конкурсах принимают участие школьники разного возраста. Проведение конкурсов либо предваряет неделю географии, чтобы можно было использовать лучшие работы для оформления школы, либо является одним из составляющих мероприятий этой недели.

К числу географических заданий можно отнести и оформление альбомов по краеведению. По результатам работы географических краеведческих кружков, факультативов создают альбомы «Природа нашего края», «Топонимика нашего города» и т. д. Это очень ценный материал, который может быть широко использован как на уроках географии, так и во внеклассной работе.

Выпуск различных  географических изданий имеет большое  образовательно-воспитательное значение: помогает оформить результаты работы учащихся, сделать их всеобщим достоянием, убедить и самих исполнителей и других школьников в полезности данной работы, развивать у ребят вкус к исследовательской работе, прививать любовь к труду.

Опыт показывает, что создание таких географических изданий при школьном географическом кабинете, при географическом клубе или кружке является одним из лучших способов агитации школьников для участия во внеклассной работе по географии.

 

 

 

 

 

Заключение

Повысить качество обучения и воспитания можно, умело, сочетая работу на уроке с внеклассной работой по предмету. Внеклассная работа много дает учащимся в плане развития их географических интересов, формирования профессиональной направленности, расширения общего кругозора, развития познавательной самостоятельности. Специфика содержания предмета во многом определяет вклад внеклассной работы в дело воспитания и образования.

Особенность географии  как учебного предмета заключается  в том, что именно с помощью  этого предмета учащиеся получают целостное  представление о мире, убеждаются в необходимости познания географических закономерностей, бережного отношения к природе.

Все названные  формы внеклассной работы в большинстве  случаев тесно связаны друг с другом, имеют много общего и направлены на развитие у школьников интереса к предмету, географического мышления.

Общими условиями  организации любой внеклассной  деятельности учащихся являются:

— учет интересов  и потребностей учащихся конкретного  класса;

— четкое планирование внеклассной работы, определение  ее конечных результатов;

— тесная связь внеклассной работы с основными курсами географии, использование предшествующего уровня подготовки учащихся;

— тесная связь  с другими предметами при организации  различных форм внеклассной работы;

– внимание к  общественно полезной деятельности учащихся.

В таком тонком и сложном деле, как воспитание и обучение, очень трудно дать какие-либо готовые рецепты по организации  как учебной, так и внеклассной  работы. Исходя из этого, в курсовой работе мы рассмотрели формы внеклассной  работы, накопленные в теории и практике, раскрыли их особенности. Каждый учитель географии должен иметь максимально полную информацию о том, что имеется по предмету в области внеклассной работы. Эти знания помогут правильно выбрать наиболее приемлемые формы и методы работы с учетом реально существующих в том или ином классе и школе условий, творчески их применить, развить и обогатить теорию собственным практическим опытом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Аксакалова  Г.П., Андреева Н.В., Голова В.П.  Факультативные занятия по географии. – М.: Просвещение, 1985. – 125 с.

2. Актуальные  вопросы формирования интереса  в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной.  – М.: Педагогика, 1984. – 97 с. 

3. Ананьев Б.  Г. Человек как предмет воспитания / Избр. пед. труды. Т. 2. – М.: Просвещение, 1980. – 196 с.

4. Внеурочная  работа по географии / Под ред.  И.И. Бариновой. – М.: Просвещение, 1988. – 158 с. 

5. Воробьева  Е. Д. Внеклассная работа по  географии (из опыта работы). –  Горький, 1971. – 73 с. 

6. Даринский  А.В. Методика преподавания географии.  – М.: Просвещение, 1975. – 127 с.

7. Дик Н.Е., Валишин  Ю.И. Географическая экспозиция  школьного краеведческого музея.–  М.: Просвещение, 1979. – 105 с. 

8. Калечиц Т.Н., Кейлина 3.А. Внеклассная и внешкольная  работа с учащимися. – М.: Просвещение, 1980. – 119 с. 

9. Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа. – М.: Просвещение, 1972. – 136 с.

10. Крупская  Н.К. Методика общественно полезной  работы // Пед. соч.: В 10 т. – Т. 3. – 375 с. 

11. Крылова О.В.  Интересный урок география: Книга  для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 94 с.

12. Максимов  Н.А. За страницами учебника  географии. – М.: Просвещение, 1988. – 179 с.

13. Никонова  М.Н. Практикум по географическому  краеведению. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с. 

14. Поспелов  Е.М. Топонимика в школьной  географии. – М.: Просвещение, 1981. – 97 с.

15. Поспелов  Е.М. Школьный топонимический  словарь. – М.: Просвещение, 1988. – 134 с.

16. Прохорчик  А.Ф. Организация внеклассной  работы по географии. – Минск:  Народна асвета, 1980. – 105 с. 

17. Сафиуллин  А.З. Основы географического краеведения в сельской школе. – М.: Просвещение, 1976. – 64 с.

18. Семакин Н.К.  Внеклассная работа по географии.  – М.: Просвещение, 1979. – 89 с.

19. Семенов И.В.  Работа учителя географии по  охране природы. – М.: Просвещение, 1977. – 115 с.

20. Середа В.И.  Система внеклассной работы по  географии в средней школе.–  М.: Просвещение, 1972. – 144 с. 

21. Уступ О.В. Урок внеклассного чтения в VII классе // География в школе. 1985. № 4. С. 45–46.

. 22. Финошина А.И. Неделя охраны природы в сельской школе // География в школе. 1984. № 4. С. 54–58.

23. Школьные музеи / Под ред. В.Н. Столетова и М.П. Кашина. – М.: Просвещение, 1977. – 87 с.

24. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа / Сост. Г.В. Карпов. – М.: Педагогика, 1981. – 147 с.


[1] Калечиц Т.Н., Кейлина  З.А. Внеклассная и внешкольная  работа. – М.: Просвещение, 1972. – С. 16.

 

[2] Актуальные вопросы  формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. –  М.: Педагогика, 1984. – С. 49.

 

[3] Внеурочная работа  по географии / Под ред. И.И. Бариновой. – М.: Просвещение, 1988. – С. 21-23.

 

[4] Крупская Н.К. Методика  общественно полезной работы // Пед.  соч.: В 10 т. – Т. 3. С. 355.

 

[5] Ананьев Б. Г. Человек  как предмет воспитания / Избр. пед.  труды. Т. 2. – М.: Просвещение, 1980. – С. 20.

 

[6] Калечиц Т.Н., Кейлина  3.А. Внеклассная и внешкольная  работа с учащимися. – М.: Просвещение, 1980. – С.19-20.

 

[7] Семакин Н.К. Внеклассная  работа по географии. – М.: Просвещение, 1979. – С. 24-27.

 

[8] Середа В.И. Система  внеклассной работы по географии в средней школе.– М.: Просвещение, 1972. – С. 14-16.

 

[9] Внеурочная работа  по географии / Под ред. И.И.  Бариновой. – М.: Просвещение, 1988. – С. 34.

 

[10] Даринский А.В. Методика  преподавания географии. – М.: Просвещение, 1975. – С. 12.

 

[11] Аксакалова Г.П., Андреева Н.В., Голова В.П. Факультативные занятия по географии. – М.: Просвещение, 1985. – С. 34-35.

 

[12] Школьные музеи  / Под ред. В.Н. Столетова и  М.П. Кашина. – М.: Просвещение, 1977. – С. 24-25.

 

[13] Прохорчик А.Ф. Организация  внеклассной работы по географии. – Минск: Народна асвета, 1980. – С. 19.

 

[14] Финошина А.И. Неделя  охраны природы в сельской  школе // География в школе. 1984. № 4. С. 54–58.

 

[15] Воробьева Е. Д.  Внеклассная работа по географии  (из опыта работы). – Горький, 1971. – С. 53.

 

[16] Уступ О.В. Урок  внеклассного чтения в VII классе // География в школе. 1985. № 4. С. 45–46.

 


Информация о работе Характеристика форм внеклассной работы по географии