Характеристика форм внеклассной работы по географии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

В 50–60-х годах активизируется краеведческая работа по географии. Большое место уделяется организации географических площадок, где проводятся многие мероприятия кружков. В это время появляются такие формы внеклассной работы, как общества географов, клубы географов. Особое развитие в этот период приобретает природоохранительная деятельность (голубые патрули, зеленые патрули, школьные лесничества).
Для выявления индивидуальных способностей учащихся начали проводиться олимпиады по географии в масштабе не только школ, но и областей. Активизируется экскурсионно-туристическая работа.
С конца 60-х годов в программе по географии нашли отражение мировоззренческие аспекты географии. Это отразилось и на внеклассной работе: наряду с занимательностью, раскрытием фактического материала важное место было уделено раскрытию теоретических вопросов. В этот период совершенствуются формы внеклассной работы по географии, больше внимания уделяется самостоятельной работе учащихся.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Особенности внеклассной работы по географии
6
1.1. Цели и задачи внеклассной работы по географии, ее значение
6
1.2. Содержание и педагогические требования к внеклассной работе по географии
8
Глава 2. Характеристика форм внеклассной работы по географии
15
2.1. Формы и методы организации внеклассной работы с учащимися
15
2.2. Характеристика форм внеклассной работы по географии
19
2.2.1. Географические кружки
19
2.2.2. Географические факультативы
22
2.2.3. Школьные музеи
24
2.2.4. Географические клубы
26
2.2.5. Географические олимпиады
30
2.2.6. Географические вечера
31
2.2.7. Проведение конференций по географии
32
2.2.8. Устный журнал
34
2.2.9. Географические викторины и игры
35
2.2.10. Неделя географии в школе
39
2.2.11. Школьные географические издания
43
Заключение
46
Литература

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА внеклассная работа1.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

Важным этапом работы является составление конкретных заданий для отдельных кружковцев или группы учащихся с учетом интересов каждого ученика. В процессе разнообразной по содержанию и характеру деятельности работы учащиеся овладевают умениями и навыками, которые позволяют им проявить свою активность и интерес.

На кружковых  занятиях можно проводить индивидуальную работу с учащимися, развивать их творческие способности, ориентировать  на определенные профессии, связанные со знанием географии. Участники кружка должны стать активом при подготовке и проведении массовых мероприятий по предмету.

Географические  кружки по содержанию можно разделить  на группы:

1. Занимательные.  Их основная задача – привлечение  учащихся к изучению географии, привитие интереса к предмету.

Кружки этой группы формируют лишь поверхностный интерес к географии, без углубленного изучения каких-либо вопросов. При организации подобного кружка следует отличать занимательность от развлекательности. Занимательность, воздействуя на эмоциональную сферу учащихся, предполагает вовлечение их в аналитическую деятельность, способствует выявлению различных связей. Развлекательное ограничивается лишь эмоциональным воздействием на учащихся. Если школьников не привлекать к аналитической работе, то их интерес перейдет только в стремление к развлекательности, не развивая познавательный интерес, не углубляя знаний по предмету.

2. Кружки, содержание  которых соответствует программе  основного курса. Задачей этих  кружков является совершенствование  знаний и умений учащихся, полученных на уроке.

Однако чтобы  сохранялся интерес к изучаемым  географическим объектам и явлениям, необходимо во время занятий использовать элементы занимательности: проведение соревнований, игр, решение задач географического характера.

3. Кружки, на  которых перед учащимися ставятся практические задачи, связанные с формированием умений, навыков и знаний по определенным вопросам (метеорологический, фенологический и т.д.).

Кроме практических умений и навыков, у учащихся формируются  познавательные интересы. Такие занятия содержат, прежде всего, практическую задачу, которая должна быть обязательно значимой для учащихся.

4. Кружки, посвященные  специальным вопросам географии,  изучаемым на уроках, например, этнографический, по изучению глобальных проблем человечества и др. Эти кружки способствуют углубленному изучению какого-то узкого раздела географии.

А. В. Даринский [10] считает, что будучи центром всей внеклассной работы по предмету, кружок, однако, не является той формой, с которой начинается вся внеклассная работа.

Организация кружка начинается с выявления интересов, наклонностей и умений учащихся. Для  этого целесообразно провести анкетирование. Количественный состав кружка не должен превышать 15–18 человек. Кружки имеют название, устав.

Сформулируем  некоторые общие принципы работы географического кружка:

а) руководящая  роль учителя,

б) применение исследовательского метода,

в) тщательная разработка темы, доведение начатого дела до конца,

г) обязательное оформление результатов кружковой  работы.

Эффективная работа кружка возможна при четком планировании работы. В плане работы кружка необходимо отражать различные виды деятельности учащихся. Его обычно составляют вместе с активом кружка, а потом обсуждают и утверждают на первом заседании. Занятия кружка обычно проводятся 1–2 раза в месяц, в установленные администрацией школы дни и часы. Отчетно-выборное собрание кружка проводится в конце учебного года.

Особенностью  методики проведения занятий географического  кружка является сочетание коллективных и индивидуальных форм работы. Чтобы не терять познавательного интереса к предмету, углублять знания учащихся по географии, следует чередовать теоретические и практические виды деятельности.

2.2.2. Географические факультативы 

Развитие факультативных занятий во многом определяет углубленное приобретение знаний, способствует развитию индивидуальных интересов школьников. Опыт проведения факультативов показывает, что там, где географические факультативы поставлены хорошо и ведутся достаточно квалифицированно, они неизменно вызывают устойчивый интерес у школьников, повышают качество их знаний и умений. Факультативные занятия по географии тесно связаны с основным программным содержанием предмета. Успешной и качественной подготовке учащихся способствуют опора на знания, полученные в изученных курсах географии, их дофакультативная подготовка, а также учет возрастных особенностей детей.

По формам организации  факультативные занятия можно разделить  на классные и внеклассные. К классным относятся семинары, консультации, встречи со специалистами и другие; к внеклассным – экскурсии, практические работы на местности.

Большой интерес  у учащихся вызывает привлечение  к проведению факультативных занятий различных специалистов-топографов, гидротехников, геологов и др., работающих в местных организациях. Их лекции и беседы не только вызывают интерес, оживляют ход занятий, но и имеют огромное воспитательное и профориентационное воздействие.

Образовательно-воспитательное значение факультативов определяется не только тем, что они углубляют  знания учащихся по сравнению с программными, знакомят с профессиями, но и тем, что они вооружают учащихся приемами учебной работы, необходимыми для дальнейшего образования и самообразования. Например, важным видом является обучение учащихся на факультативных занятиях приемам конспектирования лекций. Это хорошая подготовка к докладам и самостоятельной работе с литературой.

Учителя ведут  занятия по утвержденной программе, однако наблюдается вариативность в выборе разделов программы. Структурно каждое занятие представляет органическое сочетание теоретических и практических частей. Практические занятия представляют наибольший интерес и дают возможность активизировать деятельность учащихся.

Географические  факультативы должны способствовать решению  следующих задач:

— развитию географического  мышления;

— вооружению школьников более полными знаниями об общих  географических закономерностях Земли, о населении земного шара и его размещении;

— вооружению школьников системой умений работы с различными источниками  географической информации (картами, справочниками и т.д.);

— знакомству с широким  кругом профессий, опирающихся на географические знания и умения [11].

Один из главных принципов  факультатива – актуализация географического материала, широкая межпредметная координация знаний.

Таким образом, при всем разнообразии содержания факультативных занятий  общим является то, что факультативы – это такая форма внеклассной  работы, которая неразрывно связана  с урочными занятиями, продолжает и  развивает их, влияет на их качество. Для всех факультативных курсов характерно следующее: постоянная опора на краеведческий материал, большая доля самостоятельных работ учащихся, широкое применение лекционно-семинарских методов.

Результатом занятий школьников в различных факультативах являются их стабильные успехи по предмету в школе, а также четкая профессиональная ориентация уже в школе.

2.2.3. Школьные музеи 

Школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов – источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.

При организации  музея необходимо учитывать, что  это собирательская и поисковая  работа. Основой создания музея является краеведческая работа, опирающаяся  на самоуправление и инициативу учащихся.

Решение о создании школьного  географического или краеведческого музея принимает педагогический совет школы, он подбирает учащихся в состав совета музея. Деятельность музея должна строиться на основе самоуправления учащихся, развития их инициативы, при умелом педагогическом руководстве. В совет музея целесообразно включить представителей от каждого класса. Иногда за каждым разделом музея закрепляется отдельный класс. На него возлагается забота о пополнении фондов, организации экскурсий, сохранности экспонатов. Чтобы вовлечь в работу музея как можно больше учащихся, при совете музея следует создать группы экскурсоводов, лекторов, различные секторы: оформительский, учета и хранения фондов, связь с общественностью и др.

Обычно сбор необходимых  материалов начинается с самостоятельного изучения источников. Пути сбора материалов для музея разнообразны. Основной и самый главный – краеведческий поиск. В краеведческую работу вовлекаются учащиеся и их родители, которые помогают пополнять музей различными экспонатами. В деле организации и развития школьного географического или краеведческого музея заслуживает внимания вопрос обеспечения преемственности актива музея. Поэтому необходимо, чтобы в работу музея были привлечены учащиеся разных школьных возрастов – это залог преемственности в его работе, поддержания музейных традиций.

Необходимо обратить внимание на тесную связь деятельности музея с учебным процессом в школе. Следует продумать, какие темы уроков могут проводиться с использованием музейных экспонатов или непосредственно в самом музее.

Рассмотрим правила учета, хранения и экспонирования материалов музея [12].

Основным документом учета  и охраны материалов школьного музея  является инвентарная книга, в которой  записывают попредметно все материалы музея. В инвентарной книге каждый музейный предмет получает свой инвентарный номер (порядковый номер по книге). Для систематического учета музейных предметов, помогающего быстро находить в фондах музея необходимые экспонаты, применяют картотеки. Картотека состоит из карточек, на которых в краткой форме указывают данные по каждому музейному предмету: название, описание, датировку, шифр, место хранения.

При создании школьного музея  учитель географии тесно сотрудничает с учителями истории, биологии и  литературы, именно поэтому на базе школьного музея наиболее успешно  реализуются межпредметные связи. Очень важно, чтобы при создании школьных музеев учитывалась специфика края, особенности его природы и истории.

2.2.4. Географические  клубы 

Клубная форма внеклассной  работы признается многими учителями  как одна из наиболее перспективных  и интересных для учащихся. От других форм работы она отличается возможностью привлечения учащихся разного возраста, большим разнообразием в выборе содержания, широтой информации, привлечением специалистов из разных областей, необходимостью установления контактов с другими организациями.

Организационная структура  клуба такова: во главе стоит председатель, совет клуба (из руководителей различных  секций), члены клуба.

Содержание работы клуба  может иметь следующие направления: клубы любителей природы, клубы интересных встреч, клубы кинопутешествий.

Клубы любителей  природы объединяют всех, кто интересуется физической географией, проблемами охраны природы, защиты растений и животных в первую очередь. При организации работы этих клубов в тесном контакте действуют учителя географии и биологии.

Цель работы клуба – систематическое изучение вопросов охраны природы, глубокое осмысливание этих вопросов, приобретение практических навыков и умений по уходу за растениями, животными, по практическому осуществлению охраны природы родного края.

Задача клубной  работы состоит в воспитании у учащихся любви к природе, вооружении их научными знаниями, объясняющими, для чего и как охранять природу, привитии навыков самостоятельной и практической работы в природе.

Основные формы  занятий школьного клуба –  лекции, семинарские занятия, практические работы, просмотры научно-популярных фильмов, конференции, экскурсии и др. Члены клуба готовят рефераты и доклады, проводят беседы с младшими школьниками, читают лекции, выполняют практические работы на местности, организовывают КВНы.

Работа клуба  проходит по плану. Заседание клуба  осуществляется один раз в месяц. В плане мероприятий указывают  сроки и ответственных за их проведение.

Работа клуба  играет большую роль в деле воспитания экологической культуры выпускников  школы, в профориентационной работе, в воспитании любви к своему родному краю.

Туристско-краеведческие  клубы объединяют любителей походов  и путешествий, интересующихся природой и историей родного края. Организаторами таких клубов, как правило, бывают учителя географии, истории, физкультуры.

Работа в  туристско-краеведческих клубах ведется  в течение всего учебного года: турклубы организовывают походы выходного  дня, туристские слеты, конкурсы туристской песни, вечера «Знаешь ли ты свой край?»  и т. п.

Значение туристско-краеведческих клубов трудно недооценить: они учат ребят бережно относиться к природе, способствуют укреплению их здоровья.

Информация о работе Характеристика форм внеклассной работы по географии