Внеклассная работа по географии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит органическому единству и тесному взаимодействию учебной и внеклассной работы. Учителей географии всегда отличало стремление расширить круг обязательных знаний по предмету за счет внеклассной работы.

Содержание работы

Введение....................................................................................................... 3

Глава 1. Особенности внеклассной работы по географии.......................... 5

1.1. Цели и задачи внеклассной работы по географии, ее значение........... 5

1.2. Содержание и педагогические требования к внеклассной работе по географии …..6

Глава 2. Характеристика форм внеклассной работы по географии.......... 9

2.1. Формы и методы организации внеклассной работы с учащимися.... 9

2.2. Характеристика форм внеклассной работы по географии................. 12

2.2.1. Географические кружки.................................................................... 12

2.2.2. Географические факультативы......................................................... 13

2.2.3. Школьные музеи............................................................................... 15

2.2.4. Географические клубы...................................................................... 16

2.2.5. Географические олимпиады............................................................. 18

2.2.6. Географические вечера..................................................................... 19

2.2.7. Проведение конференций по географии.......................................... 19

2.2.8. Устный журнал................................................................................. 20

2.2.9. Географические викторины и игры.................................................. 21

2.2.10. Неделя географии в школе.............................................................. 23

2.2.11. Школьные географические издания............................................... 25


Заключение................................................................................................. 43
Литература.................................................................................................. 44
Приложения ……………………………………………………………... 45-85

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 54.82 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Курсовая работа

ТЕМА:

«Внеклассная  работа по  географии»

 

 

Работу выполнила:

Старикова Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Благовещенск 2013г

Оглавление

 

Введение....................................................................................................... 3

 

Глава 1. Особенности внеклассной  работы по географии.......................... 5

 

1.1. Цели и задачи внеклассной  работы по географии, ее значение........... 5

 

1.2. Содержание и педагогические  требования к внеклассной работе  по географии …..6

 

Глава 2. Характеристика форм внеклассной работы по географии.......... 9

 

2.1. Формы и методы организации  внеклассной работы с учащимися.... 9

 

2.2. Характеристика форм  внеклассной работы по географии................. 12

 

2.2.1. Географические кружки.................................................................... 12

 

2.2.2. Географические факультативы......................................................... 13

 

2.2.3. Школьные музеи............................................................................... 15

 

2.2.4. Географические клубы...................................................................... 16

 

2.2.5. Географические олимпиады............................................................. 18

 

2.2.6. Географические вечера..................................................................... 19

 

2.2.7. Проведение конференций  по географии.......................................... 19

 

2.2.8. Устный журнал................................................................................. 20

 

2.2.9. Географические викторины  и игры.................................................. 21

 

2.2.10. Неделя географии  в школе.............................................................. 23

 

2.2.11. Школьные географические  издания............................................... 25

 

 

Заключение................................................................................................. 43

Литература.................................................................................................. 44

Приложения ……………………………………………………………... 45-85

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В сложном и многогранном процессе повышения эффективности  обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит органическому  единству и тесному взаимодействию учебной и внеклассной работы. Учителей географии всегда отличало стремление расширить круг обязательных знаний по предмету за счет внеклассной  работы.

Внеклассные занятия по географии  проводились в школах России и  в дореволюционное время. Но тогда  они не могли получить широкого распространения. Циркуляры министерства просвещения  запрещали учителям в свободное  от уроков время организовывать кружки, общества, не имеющие прямого отношения  к учебным занятиям. За поведением учащихся устанавливался строгий надзор. Они не могли без родителей  посещать общественные места. Лишь в  закрытых учебных заведениях были легализованы внеклассные мероприятия.

 

      Во второй  половине XIX в. бурно развиваются  географические науки. В 1864 г.  Д. Д. Семеновым, учеником К.  Д. Ушинского, создана первая  хрестоматия по географии –  «Отечествоведение», в которой были подобраны рассказы и очерки путешественников, писателей, раскрывающих жизнь людей в разных частях России.

 

      Распространение  географической литературы, хрестоматий  дало возможность организовывать  учителями географии внеклассное  чтение учащихся, рекомендовать  наиболее интересующимся из них  для изучения географическую  литературу. Таким образом, в дореволюционное  время наблюдались зачатки внеклассной работы по географии, причем развивалась лишь индивидуальная внеклассная работа, главным образом коллекционирование.

 

В советской школе внеклассная  работа по географии развернулась с  первых дней Советской власти. Принятая в 1918 г. Декларация о единой трудовой школе призывала учителей развертывать детскую инициативу, творчество. С  этой целью рекомендовалось организовать среди школьников кружки, издавать газеты, устраивать выставки и т. д. В Положении о единой трудовой школе, принятом в 1918 г., на внеклассные мероприятия отводилось два дня в неделю, которые использовались на походы, экскурсии, кружки. Особенно активно развивалась краеведческая работа.

 

Следует отметить, что в  этот период еще не было проведено  четкой границы между урочной  и внеклассной формой занятий, поэтому  многие учителя переоценивали роль внеклассной работы.

 

В 20-х годах вышло немало книг по методике краеведения, методике проведения экскурсий и их организации (Г. Г. Шенберга, Б. Е. Райкова).

 

С 1934 г. начал выходить журнал «География в школе», который стал печатать статьи о проведении различных  видов внеклассной работы по предмету.

 

 Внеклассная работа  по географии была всегда тесно  связана с содержанием географии  в школе. В 30-е годы большое  место в преподавании географии  отводилось фактическому материалу.  Такой же характер имело и  содержание внеклассной работы.

 

В послевоенные годы внеклассная  работа по географии получает дальнейшее развитие. Особенностью 50-х годов  является то, что в этот период наблюдается  стремление сблизить внеклассную работу с жизнью. Обращается внимание на трудовую и политехническую направленность внеклассной работы по предмету. На первое место выдвигаются проблемы практического, народнохозяйственного  значения: поиски полезных ископаемых, проведение фенологических наблюдений и т. д.

 

В 60-х годах в школах возрастает интерес к вопросам истории  географических исследований, изучается  вклад русских и советских  ученых и путешественников в освоение Земли.

 

В 50–60-х годах активизируется краеведческая работа по географии. Большое место уделяется организации  географических площадок, где проводятся многие мероприятия кружков. В это  время появляются такие формы внеклассной работы, как общества географов, клубы географов. Особое развитие в этот период приобретает природоохранительная деятельность (голубые патрули, зеленые патрули, школьные лесничества).

 

Для выявления индивидуальных способностей учащихся начали проводиться  олимпиады по географии в масштабе не только школ, но и областей. Активизируется экскурсионно-туристическая работа.

 

С конца 60-х годов в программе  по географии нашли отражение  мировоззренческие аспекты географии. Это отразилось и на внеклассной  работе: наряду с занимательностью, раскрытием фактического материала  важное место было уделено раскрытию  теоретических вопросов. В этот период совершенствуются формы внеклассной  работы по географии, больше внимания уделяется самостоятельной работе учащихся.

 

В целом внеклассная работа по географии имеет в настоящее  время ярко выраженные тенденции  усиления инновационной и проектной  направленности, эта работа вновь  возрождается с новой силой, что  и обосновало выбор мною темы курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Особенности внеклассной  работы по географии

 

1.1. Цели и задачи внеклассной  работы по географии, ее значение

 

Успех обучения во многом зависит  не только от выбора эффективных методов  и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеклассной  работы по предмету. Опытные учителя  знают, что очень часто интерес  к предмету, выбор профессии происходит под влиянием внеклассной работы.

 

Результаты творческих поисков  учителей географии помогли накопить богатый опыт по внеклассной работе. Изучение учащимися географии вне  рамок учебного плана и требований школьной программы отличается, прежде всего, от урока, как основной формы  организации процесса обучения по географии и главного элемента классно-урочной системы. Внеклассная работа строится по сравнению с уроками на ином географическом материале, проводится в иных организационных формах и в большей степени основывается на самостоятельности учащихся, на индивидуализации обучения и воспитания и проводится во внеклассное время.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

 

Цель внеклассной работы – обеспечение всестороннего  и гармонического развития школьников.

 

 

Образовательные и воспитательные задачи внеклассной работы по географии  определяются общими целями и задачами обучения по предмету. Важнейшей задачей внеклассной работы по географии является формирование у учащихся черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе и др.

 

Одна из задач внеклассной  работы по географии состоит в  обогащении школьников новыми, интересными  фактами, понятиями, отражающими различные  стороны жизни природы и общества.

 

Важнейшей задачей внеклассной  работы с учащимися по предмету является усиление их интереса к географической науке. Развитие познавательного интереса к географии на основе внеклассной  работы обеспечивается привлечением средств  занимательности, знакомством с  важнейшими достижениями науки, экскурсиями  в природу и на производство.

 

Внеклассная работа по географии  тесно взаимосвязана с уроками. Интерес к учебной деятельности развивает у школьников познавательные интересы, которые характеризуются  стремлением учащихся к глубокому  познанию нового в данном предмете, желания не оставаться на поверхности  явлений.

 

Во взаимосвязи учебной  и внеклассной работы ведущее  место принадлежит учебной.

 

Внеклассная работа по географии  связана с деятельностью в  определенном коллективе. Совместная работа, познание ценности собственного труда и труда своих товарищей  воспитывает у учащихся такие  качества, как дисциплинированность, товарищество, взаимопомощь. Поэтому  значение внеклассной работы сводится не только к расширению кругозора  школьников и углублению знаний по предмету, подготовки их к будущей  профессиональной деятельности, но и  играет большую роль в становлении  таких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, умение организовать свою деятельность.

 

Значение внеклассной  работы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы непрерывно возрастает, так как она способствует более тесному увязыванию теоретических  знаний с жизнью, с практикой; формирует  профессиональные интересы учащихся. Реализация углубленного подхода к  изучению науки через разнообразные  формы внеклассной работы позволит развить творческие способности  учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, выработать устойчивый интерес к пополнению знаниями, стремление работать, научить учащихся самостоятельно пользоваться различными источниками  географической информации.

 

 

1.2. Содержание и педагогические  требования к внеклассной работе  по географии

 

Внеклассная работа во многом определяется особенностями содержания программы по данному предмету.

 

В содержании внеклассной  работы можно выделить два основных направления:

 

1) углубление основных  вопросов содержания школьного  курса, вызывающих большой интерес  у школьников, имеющих большое  образовательно-воспитательное значение;

 

2) формирование умений  и навыков исследовательского  характера при проведении практических  работ на местности, при работе  с различными источниками информации  в классе, при использовании приборов, а также персонального компьютера.

 

Следует отметить, что и  в том и в другом направлении  широко используется краеведческий  материал, развиваются умения школьников самостоятельно добывать знания, применять  их на практике.

 

Особенностью внеклассной  работы по географии является осуществление  межпредметных связей с различными школьными предметами: биологией, историей, физикой, химией, литературой и др. Реализация межпредметных связей во внеклассной работе приводит к интеграции и целостности, комплексности в содержании и организационных формах, позволяющих выразить общее в целях всестороннего развития личности. Интеграция форм и средств во внеклассной работе на базе крупных мероприятий, решающих не одну, а несколько воспитательных задач, позволяет формировать у учащихся обобщенные мировоззренческие идеи. Кроме того, реализация межпредметных связей на уровне деятельностном позволяет более успешно решать задачу формирования общеучебных умений, вооружать школьников знанием способов действий, а это значительно повышает их самостоятельность.

 

Доля самостоятельной  работы учащихся на внеклассных занятиях должна быть значительна, но, чтобы  не превратить внеклассную работу в  подобие и продолжение уроков, надо заботиться о разнообразии форм и методов организации этих занятий.

 

Во внеклассной работе по географии важно соблюдать  следующие педагогические требования:

 

— общественно полезная направленность;

 

— профессиональная направленность;

 

— экологическая направленность;

 

— краеведческая направленность;

 

— современность содержания и форм внеклассной работы;

 

— учет возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся;

 

— сочетание педагогического  руководства с самостоятельностью и добровольностью учащихся;

 

— системность, непрерывное  развитие внеклассной работы

 

Общественно полезная направленность внеклассной работы по географии  требует от учителя такта, сочетания  учительского руководства с детским  самоуправлением, обеспечивающим удовлетворение личных интересов и склонностей  учащихся. Общественно полезная направленность осуществляется путем проведения учащимися  научных исследований, постановки опытов и экспериментов, работы по охране конкретных природных объектов и т. д.

Информация о работе Внеклассная работа по географии