Внеклассная работа по географии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит органическому единству и тесному взаимодействию учебной и внеклассной работы. Учителей географии всегда отличало стремление расширить круг обязательных знаний по предмету за счет внеклассной работы.

Содержание работы

Введение....................................................................................................... 3

Глава 1. Особенности внеклассной работы по географии.......................... 5

1.1. Цели и задачи внеклассной работы по географии, ее значение........... 5

1.2. Содержание и педагогические требования к внеклассной работе по географии …..6

Глава 2. Характеристика форм внеклассной работы по географии.......... 9

2.1. Формы и методы организации внеклассной работы с учащимися.... 9

2.2. Характеристика форм внеклассной работы по географии................. 12

2.2.1. Географические кружки.................................................................... 12

2.2.2. Географические факультативы......................................................... 13

2.2.3. Школьные музеи............................................................................... 15

2.2.4. Географические клубы...................................................................... 16

2.2.5. Географические олимпиады............................................................. 18

2.2.6. Географические вечера..................................................................... 19

2.2.7. Проведение конференций по географии.......................................... 19

2.2.8. Устный журнал................................................................................. 20

2.2.9. Географические викторины и игры.................................................. 21

2.2.10. Неделя географии в школе.............................................................. 23

2.2.11. Школьные географические издания............................................... 25


Заключение................................................................................................. 43
Литература.................................................................................................. 44
Приложения ……………………………………………………………... 45-85

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 54.82 Кб (Скачать файл)

 

Наиболее ответственной  работой в подготовке и проведении викторины является составление  вопросов.

 

По содержанию и характеру  вопросы географической викторины  неоднозначны, их можно разделить  на группы.

 

К первой группе относят вопросы  на знание фактического материала: на каком материке нет рек?

 

Вторая группа вопросов требует  от учащихся правильного определения  понятий, и, прежде всего, указанных  в программе: чем заповедник отличается от заказника? Что такое карст?

 

Третья группа вопросов требует  знания географической номенклатуры: Какой населенный пункт в стране вырос прямо в море?

 

Следующая группа вопросов требует  сообразительности, определяет кругозор, эрудицию учащихся: в каких морях  земного шара вода пресная?

 

Проведение викторин способствует закреплению знаний учащихся, развивает  память учеников. Учитель в результате проведения викторин имеет возможность  следить за общим развитием школьников, их начитанностью, любознательностью.

 

Географические игры позволяют  моделировать поисковую деятельность учащихся, направленную на достижение общей значимой цели, получение конкретных результатов.

 

Во внеклассное время  обычно организовывают игры сюжетно-ролевого характера, имитирующие различную  деятельность: экспедиции, путешествия, пресс-конференции и т. п. Целью  проведения таких игр являются закрепление, углубление, обобщение знаний учащихся, профессиональная ориентация, воспитание активной гражданской позиции. Для  проведения и организации сюжетно-ролевой  игры необходима значительная подготовка, включающая несколько этапов.

 

Подготовительный этап. Определение  цели, программы, методики проведения игры. Учитель подбирает необходимый  материал, знакомит учащихся с замыслом и условиями игры. Учащиеся, получив  определенное задание, подбирают необходимую  литературу, анализируют ее.

 

Игровой этап. Учитель выполняет роль ведущего, являясь одновременно и участником коллективных действий. В начале игры учитель знакомит участников с содержанием, правилами игры, напоминает ее тему и цели.

 

Учащиеся решают поставленные перед ними задачи, разыгрывают ситуации, обдумывают игровые действия. В роли ведущего может быть и ученик.

 

Заключительный этап. Анализ полученных результатов, выводы на будущее. Особенно важно после каждой игры принять значимое решение.

 

Не меньшей популярностью  пользуется географическая игра «Что? Где? Когда?», которая проводится по аналогии с телепередачей. Основу игры составляют вопросы, традиционные для географических викторин, но организуют это мероприятие несколько иначе. В игре-викторине могут участвовать учащиеся и средних, и старших классов. Сложность вопросов соответствует уровню их общей подготовки. Вопросы для викторины готовят сами учащиеся.

 

Следующей формой внеклассной  работы по географии являются игры-путешествия. В игре принимают участие команды  из 10 человек.

 

У каждого экипажа имеется  маршрут путешествия, лучше, если эти  маршруты не пересекаются, чтобы на одной станции не скапливалось сразу  много играющих. Пункт отправления  команд – школа. Здесь они выполняют  задание, которое дает им право отправляться в путь. На каждой станции по маршруту следования подготовлены задания для  команд. Каждая станция оформляется  участниками игры заранее.

 

Каждая команда получает маршрутный лист, по которому передвигается  от станции к станции, где выполняет  задания ведущего.

 

 

2.2.10. Неделя географии  в школе

 

 

Неделя географии в  школе является комплексным мероприятием, сочетающим в себе разнообразные  формы внеклассной работы: вечера, конференции, смотры-конкурсы географических знаний, конкурсы газет, рефератов и  т. д.

 

Своеобразие недели географии  заключается в том, что она  включает в себя индивидуальную, групповую, массовую работу по предмету, привлекает школьников познавательной стороной, эмоциональностью, возможностью проявить себя. Основная задача проведения недели географии – развитие интереса у  учащихся к географии, профессиональная ориентация на географические профессии, воспитание любви к своей Родине.

 

В неделю географии включают следующие мероприятия:

 

— подготовку и оформление плана проведения недели;

 

— подготовку и проведение дня географии в каждом классе;

 

— конкурс рефератов по географии;

 

— выпуск тематических стенных  газет, конкурс на лучшую стенную  газету;

 

— проведение экскурсий в  музеи, на предприятия, в институты, на метеостанции;

 

— проведение географических вечеров, игр;

 

— проведение конференций  по географии;

 

— встречи с интересными  людьми.

 

План проведения недели географии  в школе вывешивают в вестибюле  обычно за две недели до начала праздника. При подготовке к неделе географии  каждый класс получает задания.

 

Каждая неделя географии  может иметь свою тематику, например, «Природа и искусство», «Наука на страже природы» и др.

 

Программа недели географии  зависит от конкретных возможностей школы и может включать в себя различные формы.

 

Это может быть лекторий для  учащихся разного возраста, где учителя, родители или сами учащиеся читают лекции и проводят беседы на темы: «Своеобразие природы нашего края»; «У карты мира».

 

Могут быть организованы диспуты, на которых обсуждают наиболее актуальные проблемы о взаимоотношении природы  и общества, о действенности и  необходимости географических знаний.

 

Диспуты дают возможность  вырабатывать у учащихся способность  аргументированно и последовательно  отстаивать свои взгляды. Предметом  диспута может быть прочитанная  книга, статья по географии, вызывающая различные суждения. Обычно обсуждение преследует утверждение какой-то важной идеи.

 

В заключение диспута подводят итоги дискуссии, утверждают главную  идею. Чтобы у учащихся не пропал интерес к диспутам, не надо критиковать  неудачные суждения, указывать на допущенные ошибки, но обращать внимание всех на наиболее меткие суждения, логику изложения, аргументацию выводов.

 

Неделю географии в  школе следует максимально использовать для пропаганды научно-популярной, художественной литературы, которая  оказывает влияние на формирование мировоззрения, познавательных интересов  учащихся, возбуждает интерес к науке, оказывает влияние на выбор профессии.

 

Конкурсы рефератов по различным проблемам географии  способствуют повышению качества знаний учащихся, знакомству с научно-исследовательской  работой по географии, выбору профессии, связанной с географией и смежными с ней областями.

 

Для организации конкурса учитель предварительно должен провести определенную работу. Прежде всего, необходимо рассказать о проведении конкурса, указать основные темы рефератов.

 

Каждый школьник, готовящий  реферат по географии, должен иметь  научного консультанта и рецензента. Ими могут быть учитель географии, учитель смежных предметов, если тема реферата межпредметного характера, родители учеников и т. д.

 

Реферат должен сопровождаться рецензией. Защищающий реферат должен кратко (в течение 5–7 мин) сообщить основные положения работы, используя  при этом схемы, графики, фотографии, слайды, таблицы.

 

Темы рефератов должны быть актуальными, а также связаны  с работой со статистическим и  краеведческим материалом, работой  непосредственно в природе.

 

В число мероприятий, проводимых в рамках недели географии, входят вечера, конференции, диспуты, олимпиады.

 

Итак, исходя из вышеизложенного следует отметить, что обязательными условиями, обеспечивающими успех в проведении недели географии, являются:

 

— четкое и своевременное  планирование всех мероприятий недели;

 

 

— опора при организации  и проведении мероприятий на актив  учащихся разных классов, работающих в  географических кружках, клубах и т. д.;

 

— установление связей с  учителями других предметов (истории, биологии, рисования, музыки, труда  и т.д.), с родителями и т.д.

 

— выбор посильных заданий  для участников разного возраста;

 

— сочетание различных  форм и методов работы.

 

Важно из всего многообразия внеклассных мероприятий выбрать  самые интересные для учащихся школы.

 

 

2.2.11. Школьные географические  издания

 

 

Трудно себе представить  внеклассную работу по географии  без выпуска стенных газет.

 

Стенные газеты различают  по содержанию, назначению и оформлению. Обычно стенные газеты можно разделить  на фотогазеты, которые выпускают  после проведенных экспедиций, походов, конкурсов; газеты-монтажи и рукописные газеты. Рукописные газеты подразделяют на очередные или рабочие, праздничные, тематические и экстренные. К экстренным газетам можно отнести «молнии».

 

Рабочие номера газет отличаются строгостью, деловитостью в содержании, оформлении материала, манерой изложения. Тематические газеты обычно посвящают  определенной тематике, например «Краевед», и т. д. Тематические газеты выпускают  не чаще 2–3 раз в год. Экстренные стенные газеты, содержащие экспресс-информацию, предполагают особую четкость и точность мыслей, краткость изложения, яркость  и выразительность оформления.

 

Учителю географии следует  помнить, что оформление газеты должно соответствовать ее содержанию. Стенные  газеты должны выпускаться, как правило, не реже одного раза в месяц, а также  при подготовке к массовым мероприятиям по географии. Следует помнить и  то, что воспитательное воздействие  стенной газеты будет более эффективным, если ее содержание будет насыщено идейным смыслом, а также если газета будет иметь постоянное место.

 

При работе над стенной  газетой необходимо определить ее ведущую  идею или тему, затем подбирать  статьи, а к ним иллюстрации. После  этого следует составить схему  предлагаемой газеты, а затем оформить ее.

 

Одна из статей газеты является главной, она определяет идею газеты. Другие статьи своим содержанием  обычно дополняют ведущую идею. Эту  же цель необходимо преследовать и  при художественном оформлении газеты. Следует учесть, что по сложившейся  традиции все наиболее важные и актуальные материалы помещают в левой части  газеты (это связано с привычкой  чтения слева направо). Менее значительные и развлекательные статьи – в правой, они обычно дополняют ведущую идею газеты. Каждая газета должна иметь название.

 

Кроме школьных стенных газет, к числу школьных географических изданий можно отнести журналы, сборники, альбомы, дневники, плакаты. Подготовка этих изданий – дело не только учителя географии, а результат  совместных усилий ряда предметников: литератора, историка, биолога, учителя  рисования. Такая совместная работа над какой-то определенной темой  значительно увеличивает педагогическое воздействие внеклассной работы на учащихся, способствует более успешному  достижению образовательно-воспитательных задач, стоящих перед школой.

Заключение

 

 

Повысить качество обучения и воспитания можно, умело сочетая  работу на уроке с внеклассной  работой по предмету. Внеклассная  работа много дает учащимся в плане  развития их географических интересов, формирования профессиональной направленности, расширения общего кругозора, развития познавательной самостоятельности. Специфика  содержания предмета во многом определяет вклад внеклассной работы в дело воспитания и образования.

 

Особенность географии как  учебного предмета заключается в  том, что именно с помощью этого  предмета учащиеся получают целостное  представление о мире, убеждаются в необходимости познания географических закономерностей, бережного отношения  к природе.

 

Все названные формы внеклассной  работы в большинстве случаев  тесно связаны друг с другом, имеют  много общего и направлены на развитие у школьников интереса к предмету, географического мышления.

 

Общими условиями организации  любой внеклассной деятельности учащихся являются:

 

— учет интересов и потребностей учащихся конкретного класса;

 

— четкое планирование внеклассной  работы, определение ее конечных результатов;

 

— тесная связь внеклассной  работы с основными курсами географии, использование предшествующего  уровня подготовки учащихся;

 

— тесная связь с другими  предметами при организации различных  форм внеклассной работы;

 

– внимание к общественно  полезной деятельности учащихся.

 

В таком тонком и сложном  деле, как воспитание и обучение, очень трудно дать какие-либо готовые  рецепты по организации как учебной, так и внеклассной работы. Исходя из этого, в курсовой работе я рассмотрела  формы внеклассной работы, накопленные  в теории и практике, раскрыла их особенности. Каждый учитель географии  должен иметь максимально полную информацию о том, что имеется  по предмету в области внеклассной  работы. Эти знания помогут правильно  выбрать наиболее приемлемые формы  и методы работы с учетом реально  существующих в том или ином классе и школе условий, творчески их применить, развить и обогатить  теорию собственным практическим опытом.

 

 

 

 

 

 

Использованная литература

 

 

1. Внеурочная работа по  географии / Под ред. И.И. Бариновой. – М.: Просвещение, 1988/

 

  2. Предметная неделя  географии в школе /В.Н. Андреева  – Ростов-на-Дону, 2006/

 

  3. Интернет-ресурсы

 

  4. Проектная деятельность  на уроках географии, 2007 год

 

  5. А.Ю. Березин –  «Труды естественноисторического  общества «Теrra incognita»», том 1. Чебоксары, 2005 год.

 

  6. В.И.Соболевский – «Замечательные минералы». Москва, «Просвещение», 1983 год.

Информация о работе Внеклассная работа по географии