Формы внеклассной работы со школьниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2015 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – показать, что хорошо организованная внеклассная работа по физической культуре открывает большой простор для пробуждения у учащихся интереса к данному предмету, воспитывает у них различные физические качества, любознательность.
Объектом исследования является внеклассная работа в общеобразовательных школах.
Предмет исследования – формы внеклассной работы по физической культуре.
Задачи исследования:
- выявить цели и задачи, внеклассной работы;
- определить содержание внеклассной работы;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
3
1 Внеклассная работа по физической культуре как форма организации учебно-воспитательной работы в школе……………………………………

6
1.1 Организация внеклассной работы по физической культуре………….
6
1.2 Содержание внеклассной работы по физической культуре…………..
14
2 Формы внеклассной работы со школьниками…………………………..
21
2.1 Прогулки, экскурсии, походы…………………………………………..
21
2.2 Игры, развлечения……………………………………………………….
26
2.3 Спортивные соревнования………………………………………………
29
2.4 Кружки физической культуры…………………………………………
38
2.5 Спортивные секции……………………………………………………...
39
Заключение……………………………………………………………………
41
Список использованных источников……………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 81.82 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ ИМЕНИ М.Е. ЕВСЕВЬЕВА»

 

 

Факультет физической культуры

Кафедра теоретических основ физической культуры и спорта

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой

канд. мед. наук.

_________________Е. Е. Елаева

«____»___________________2014 г.

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

 

 

 

Автор курсовой работы ________________________________ И. Н. Морозкин

Направление подготовки 050100 «Педагогическое образование» профиль подготовки «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности»

Руководитель работы

канд. пед. наук, доцент _____________________________________ И. В. Шиндина

 

 

 

 

 

 

 

 

Саранск 2014 
Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….

3

1 Внеклассная работа по физической культуре как форма организации учебно-воспитательной работы в школе……………………………………

 

6

1.1 Организация внеклассной работы по физической культуре………….

6

1.2 Содержание внеклассной работы по физической культуре…………..

14

2 Формы внеклассной работы со школьниками…………………………..

21

2.1 Прогулки, экскурсии, походы…………………………………………..

21

2.2 Игры, развлечения……………………………………………………….

26

2.3 Спортивные соревнования………………………………………………

29

2.4 Кружки физической культуры…………………………………………

38

2.5 Спортивные секции……………………………………………………...

39

Заключение……………………………………………………………………

41

Список использованных источников…………………………..……………

43


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Здоровье и физическая подготовленность детей – важнейшие слагаемые здоровья и физического потенциала нации. Проблему всеобщего физического образования и физической культуры надо решать, прежде всего, и главным образом через школу. В школьном возрасте нужно успеть воспитать мотивацию и потребность в занятиях физическими упражнениями, обеспечить физкультурную грамотность каждого. Необходимо сконцентрировать усилия педагогов на главном направлении радикальной перестройке системы школьного физического воспитания. Это является социальным заказом общества.

Физическое воспитание подрастающего поколения является органичной частью системы воспитания и образования детей и служит целям всестороннего развития личности и духовных сил школьников, их подготовки к жизни, труду и защите Родины.

В процессе физического воспитания общеобразовательных школ решаются задачи укрепления здоровья школьников, развитие их физических способностей, расширение функциональных возможностей организма, формирования двигательных навыков, воспитания их нравственности и волевых качеств: патриотизма, коллективизма, смелости, решительности, упорства, целеустремленности.

Современная интенсификация процесса обучения в школе связана с отрицательным влиянием на состояние здоровья учащихся. По данным Министерства образования Российской Федерации лишь только 10% выпускников школ имеют хорошее здоровье. Одна из причин это резкое снижение двигательной активности (в 2–3 раза) детей в режиме учебного дня и дефицит свободного времени, вызывающие стрессовое состояние. Одним из направлений в улучшении физического воспитания учащихся является использование внеурочных (внеклассных) физкультурно-спортивных форм занятий как важных средств оптимизации двигательной активности детей школьного возраста. Ориентация школьного физического воспитания на истинное раскрытие и формирование личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности предполагает информационную опору на труды известных ученых (В. В. Васильева, Н. В. Зимкина, А. В. Кенесман, А. Н. Крестовникова, П. Ф. Лесгафт, Я. Б. Лехтман, В. С. Фарфеля, А. М. Фонарев, Э. Г. Пилюгина, Я. А. Эголинский), глубоко раскрывающих психологию, физиологию, философию, теорию и методику физической культуры рассматривающих процесс обучения как интегральную целостность закономерностей физического, психического и социального онтогенетического развития детей школьного возраста и комплекс побудительных причин, влияющих на мотивацию школьников.

Цель исследования – показать, что хорошо организованная внеклассная работа по физической культуре  открывает большой простор для пробуждения у учащихся интереса к данному предмету, воспитывает у них различные физические качества, любознательность.

Объектом исследования является внеклассная работа в общеобразовательных школах.

Предмет исследования – формы внеклассной работы по физической культуре.

Задачи исследования:

- выявить цели и задачи, внеклассной  работы;

- определить содержание внеклассной  работы;

- рассмотреть методические приемы проведение внеклассных мероприятий.

В процессе исследования мы выдвинули гипотезу, что использование учителем разнообразных форм внеклассной работы при условии их сочетания и чередовании на уроках физической культуры будет способствовать повышению учебной активности школьников, их удовлетворения от уроков физической культуры, формированию у них интереса к занятиям физическими упражнениями, целеустремленности в развитии у себя психофизических качеств. Это, в свою очередь, непосредственно скажется на успешности обучения и укреплении здоровья занимающихся.

Практическая значимость курсового исследования: эффективность внеклассной работы повысится, если использовать разные формы ее проведения.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования; наблюдение за организацией учебного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Внеклассная работа по физической культуре как форма организации учебно-воспитательной работы в школе

 

1.1 Организация внеклассной работы по физической культуре

 

Для организации и проведения внеклассной работы по физической культуре и спорту и средних школах создается коллектив физической культуры, а в начальных классах кружки физической культуры.

Руководство коллективом физической культуры возлагается на совет коллектива и на учителя физической культуры, а кружком – на одного из учителей начальных классов. Кроме того, в каждом классе избираются физкультурные организаторы.

В общепедагогическом плане во внеклассной работе по физическому воспитанию можно выделить ряд направлений. Одно из этих направлений включает в себя расширение и углубление санитарно-гигиенического просвещения учащихся и формирование соответствующих умений и навыков. Необходимо, чтобы в плановом порядке учителя, классные руководители и медицинские работники проводили с учащимися беседы о значении правильного режима дня, о гигиене тела, о способах закаливания и укрепления физических сил и здоровья человека.

В средних и старших классах отдельно с мальчиками и девочками проводится разъяснительная работа по половому воспитанию и нравственных   основах интимных чувств. Тематика санитарно-гигиенического просвещения включает в себя также вопросы популяризации физической культуры и спорта и, в частности, организацию встреч со спортсменами, проведение бесед, докладов и лекций о развитии массового физкультурного движения, о важнейших событиях спортивной жизни, о влиянии физкультуры и спорта на повышение работоспособности человека, совершенствование его нравственного и эстетического развития [2, с. 67-73].

Важным направлением внеклассной работы по физическому воспитанию является использование естественных сил природы (солнца, воздуха и воды) для укрепления здоровья учащихся. С этой целью в школах проводятся экскурсии на природу, организуются походы. Прогулки и туристские походы для младших школьников должны быть непродолжительными (3–4 часа). Обычно они сопровождаются сообщением детям определенных знаний и правил поведения в походе. В походе дети приобретают первоначальные навыки по туризму (ориентирование на местности, организация места отдыха, приготовление пищи и т. д.). Прогулки и походы лучше намечать в такие места, где дети могут пополнить свои знания о природе, услышать рассказы интересных людей [18, с. 24].

В системе внеклассной работы большое значение имеет спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах физкультуры и спорта. Эта задача решается с помощью организации работы спортивных секций по гимнастике, спортивным играм, легкой атлетике и др.

Содержание занятий в секциях и кружках в начальных классах могут составлять упражнения из учебной программы, подвижные игры, катание на лыжах и коньках и

Существенным направлением внеклассной работы является организация и проведение спортивно-массовых мероприятий в школе. К ним относятся:

– спортивные праздники;

– организация школьных спартакиад;

– соревнования;

– «дни здоровья» и т.д. [3, с. 90-92]

Спортивные соревнования среди младших школьников обычно проводят также по знакомым детям подвижным играм и по другим упражнениям учебной программы, не вызывающим у школьников чрезмерных физических напряжений. Физкультурные праздники в начальных классах обычно посвящаются каким-либо знаменательным датам. В программу таких праздников, как правило, включают парад участников и торжественное открытие праздника с подъемом флага, массовые гимнастические выступления, простейшие спортивные соревнования, игры, аттракционы, пляски, хороводы, песни. На торжественном закрытии праздника вручают призы и грамоты победителям.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия могут проводится в режиме учебного и продленного дня, а также в форме внеклассной работы. К первым относятся, непосредственно, урок физкультуры, гимнастика доучебных занятий, физкультминутки во время уроков, физические упражнения и подвижные игры на большой перемене, продленка.

В комплексной программе физического воспитания учащихся  1–11 классов общеобразовательной школы включены внеклассные формы занятий физкультурой и спортом. В ней определяется содержание занятий в школьных  секциях популярных видов спорта, группах ОФП  и кружках по физкультуре. Это значит, что внеклассная работа является обязательной и требует выполнения учителями физкультуры и педагогами дополнительного образования программных требований, а учениками  сдачи нормативов по повышению спортивного мастерства в выбранном виде спорта.

В разделы других школьных программ не входит внеклассная работа с учениками, но практически все школы имеют функционирующие в своих рядах различные секции, кружки, группы, клубы.

Главная цель внеклассной работы – организация досуга школьников, несущего оздоровительный эффект [12, с. 37].

Занятия в спортивных секциях, кружках проходят, в основном, по урочному типу, т. е. они имеют образовательно-воспитательную направленность, содержание, время и место; ведущей фигурой выступает педагог-специалист, который целесообразно, исходя из педагогических принципов, организует занятия, обучает, воспитывает занимающихся, направляет их деятельность соответственно логике решения намеченных задач; контингент занимающихся постоянен и относительно однороден. Однако такие занятия характеризуются и определяются особенностями, вытекающими в первую очередь из того, что выбор предмета  занятий, установки  на достижения, а также затраты времени и сил прямо зависит от индивидуальных  склонностей, интересов, способностей занимающихся, а также от особенностей регулирования бюджета личного  свободного времени, расходование которого далеко не всегда поддается унифицированной  регламентации. Тем не менее, и в такой ситуации предпочтительными формами организации процесса физического воспитания зачастую являются урочные формы, особенно, когда необходимо обеспечить четко упорядоченное  формирование знаний, умений, навыков и строго направленно воздействовать на развитие двигательных и связанных с ними способностями. Урочные формы занятий, как следует из сказанного, представляют для этого наиболее благоприятные возможности.

Занятия, организуемые в условиях добровольного физкультурного движения урочного типа более вариативны. Они видоизменяются в зависимости от профилирования содержания в направлении, добровольно избираемом занимающимися соответственно их индивидуальным устремлениям  (спортивное совершенствование, либо пролонгированная ОФП, либо физкультурно-кондиционная  тренировка, либо занятия, направленные на реализацию частных задач), а также в зависимости от ряда переменных обстоятельств (изменение в режиме жизни занимающегося, конкретные возможности выделения времени для занятий, условия их оснащения и т. д.) [4, с. 100-110]

Информация о работе Формы внеклассной работы со школьниками