Мифы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 11:28, реферат

Описание работы

Миф (др.-греч. «слово») в литературе — создание воображения коллективной общенародной или индивидуальной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых, очеловеченных существ, которые преломляются (претворяются) в сознании как вполне реальные.

Файлы: 1 файл

Лит.docx

— 220.68 Кб (Скачать файл)

Эпос в литературе Возрождения представлен в разных формах. Следует отметить, прежде всего, широкое распространение эпической  поэмы, новую жизнь приобретает  средневековый рыцарский роман, причем в него вливается новое  содержание. На закате Возрождения  утверждается плутовской роман. Подлинным  созданием Ренессанса становится жанр новеллы, типологические основы которого были заложены Боккаччо.

Специфически  ренессансным жанром стал диалог. Он первоначально  являлся излюбленной формой сочинений  гуманистов, ставивших целью заставить  читателя, взвесив доводы «за» и  «против» в спорах, сделать вывод  самому.

Поэзия эпохи  Возрождения также была связана  с возникновением и возрождением ряда жанров. Для нее характерно доминирование лирической поэзии. Из античных жанров эпической поэзии возрождаются ода и гимн, лирическая поэзия тесно  связана с возникновением, развитием  и усовершенствованием сонета, ставшего ведущей формой лирики, а также  мадригала (Один из основных жанров многоголосной  хоровой музыки). Развитие получают также эпиграмма, элегия (произведение грустного характера с мотивами одиночества, страданий, неразделенной  любви), реже баллада (романтически-повествовательная, часто сентиментальная песня  популярного типа).

Литература  Ренессанса, как вся культура Возрождения, опиралась на античные достижения и  отталкивалась от них. Отсюда, к примеру, появление «ученой драмы» как  подражания античной драматургии. В  то же время она творчески развивала  народные традиции средневековой литературы. Эти черты были в той или  иной степени присущи каждой национальной литературе.

Литература Италии

История литературы Возрождения, как и всей культуры Ренессанса, начинается в Италии. В  начале 16 в. провозвестником ее стал великий поэт Данте Алигьери (1265–1321). В своих философских сочинениях (Пир и Монархия) и величайшей поэме Божественная комедия он отразил  все сложности миросозерцания человека переходного периода, который уже  ясно видит будущее новой культуры.

Подлинным зачинателем  Ренессанса является Франческо Петрарка (1304–1374), в творчестве которого определился поворот к новой культуре и иным духовным ценностям. Именно с его деятельности началось воссоздание античной культуры, изучение литературных памятников, поиск античных рукописей. Петрарка был не только ученым, но и видным философом, политическим деятелем, фактически первым в истории Европы интеллектуалом. Он поставил знание на такую высоту, что в 1349 был торжественно увенчан лавровым венком на Капитолии в Риме, подобно античным героям.

Для современников  Петрарка стал одновременно символом и идеальной личностью новой  культуры. Он провозгласил принцип  необходимости овладения культурным наследием античности, но эта задача предполагала формирование нравственно  совершенного, духовно обогащенного и интеллектуально развитого человека. Человек должен был в своем выборе опираться на опыт прошлого.

Петрарка создал новую систему мышления, определил  все представления о человеке Ренессанса, был видным филологом, совершенствовал  латинский язык. В своих латинских  произведениях он опирался на античную традицию, в духе Вергилия писал  эклоги (разновидность идиллии, стихотворение, в котором изображалась сцена  из пастушечьей жизни (обычно любовная)), в духе Горация – Стихотворные послания. Лучшим своим творением он считал Африку (1339–1341), поэму на латинском языке по образцу Энеиды Вергилия, где он от имени античных героев пророчествует о великой грядущей славе Италии и возрождении еще более великой итальянской культуры. В истории литературы он остался, прежде всего как создатель сборника стихов Книга песен, написанного им на итальянском языке и посвященного воспеванию красоты человеческих чувств, любви, облагораживающей и совершенствующей человека. Имя его возлюбленной Лауры со времен Петрарки стало нарицательным, а сама книга – образцом для большинства поэтов Ренессанса, так что во Франции даже появился глагол «петраркизировать».

Петрарка впервые  в литературе не только оправдывал любовные переживания, но и раскрывал  их необычайную многогранность, сложность  чувств влюбленного человека. Еще  более непривычным для современников  было то, с какой пристальностью он описал душевный мир возлюбленной.

Младший современник  и друг Петрарки, Джованни Боккаччо (1313–1375), был его продолжателем. Его  литературное наследие достаточно разнообразно: писатель обращался и к традиционному  жанру куртуазного романа (Филоколо и Филострато) и классическому эпосу (Тезеида). Боккаччо создал ряд произведений в новых жанрах: ему принадлежит роман в прозе и стихах Комедия флорентийских нимф, положившая начало жанру пасторали. Перу Боккаччо принадлежит и необычайно лирическая поэма-пастораль Фьезоланские нимфы. Он создал первый психологический роман в Европе Элегия мадонны Фьяметты. В истории литературы он остался, прежде всего, создателем жанра ренессансной новеллы (небольшпя повесть, рассказ), знаменитого сборника Декамерон. В Декамероне выведено новое общество (рассказчиков новелл) – образованное, тонко чувствующее, поэтизирующее мир, прекрасное. Этот мир основан на общности культуры и противопоставлен страшным картинам гибели и разложения общества во время эпидемии чумы.

В новеллах автор  дает широчайшую панораму жизненных  ситуаций и явлений. Герои представляют все слои европейского общества, и  все они высоко ценят земную жизнь. Новый герой – человек, активно  действующий, способный вступить в  борьбу с судьбой и наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях. Человек  Боккаччо бесстрашен, он стремится  покорить и изменить мир, настаивает на своей свободе чувств и действий и праве выбора.

Боккаччо при  этом провозглашает равенство всех людей по рождению, отрицая сословные  перегородки средневекового общества. Ценность человека определяется только его личными качествами, а не происхождением, воля и разум человека торжествуют  над случайными обстоятельствами его  судьбы. Его сочинения способствовали развитию итальянского литературного  языка.

Литература 15 в. связана была с развитием лирики в творчестве Анджело Полициано (1454–1494) и Лоренцо Медичи (1449–1492), для творчества которого характерны карнавальные песни, воспевающие радость жизни. Полициано принадлежит первая гуманистическая поэма, написанная для театра, Сказание об Орфее. В 15 в. был создан и первый пасторальный роман Аркадия Якопо Санадзаро, оказавший влияние на дальнейшее развитие жанра.

Жанр новеллы  получил в 15 в. дальнейшее развитие. Поджо Браччолини (1380–1459) оставил сборник фацетий (анекдотов, по жанру близких к новеллам). В конце века жанр новеллы (уже на неаполитанском диалекте) оказался связан с творчеством Томмазо (Мазуччо) Гвардато (ок. 1420–1476), оставившего книгу Новеллино.

Значительное  место в литературе итальянского Ренессанса занимает эпическая поэзия, питавшаяся сюжетами, почерпнутыми из рыцарских романов, и, прежде всего  каролингского цикла. Лучшими образцами  этой поэзии были Большой Морганте Луиджи Пульчи (1432–1484) и Влюбленный Орландо (1483–1494) Маттео Боярдо (1441–1494).

Высокое Возрождение  в литературе Италии характеризовалось  преобладанием классического ренессансного  стиля, монументально-возвышенного, воплощающего гуманистические идеалы красоты  и гармонии, откуда вытекала идеализация  действительности. Оно связано, прежде всего, с именем Лудовико Ариосто (1474–1533), оставившего грандиозную поэму Неистовый Роланд, ставшей одной из величайших вершин итальянского Ренессанса. Подобно своему предшественнику Маттео Боярдо (Влюбленный Роланд) Ариосто обратился к сюжетам рыцарских романов, посвященных паладинам Карла Великого и рыцарям Круглого Стола. Средневековые образы и ситуации обретают новый облик и получают новую трактовку: герои наделены чертами ренессансной личности, сильными чувствами, твердой волей и способностью наслаждаться жизнью. Поражает изобретательность и свобода автора в композиционном построении романа при общем гармоническом равновесии всего текста. Героические эпизоды могли сочетаться с чисто комическими эпизодами. Поэма была написана особой строфой, часто называвшейся «золотой октавой». Лирическая струя в эпоху Высокого Возрождения связана с поэзией Пьетро Бембо, ставшего родоначальником поэзии петраркизма, культивировавшей поэтическое наследие Петрарки.

Для литературы Позднего Возрождения характерно сохранение сложившейся системы жанров, но в  ней меняется многое (сюжеты, образы и т.д.), в том числе и идейная  направленность. Крупнейшими мастерами  новеллы этого периода стали  М.Банделло (1485–1565) и Дж. Чинтио (1504–1573). И Новеллам Банделло и Ста рассказам Чинтио присущи предельный драматизм ситуаций, повышенный динамизм, неприукрашенное изображение изнанки жизни и роковых страстей. Новелла приобретает пессимистический и трагический характер. Третьему из новеллистов Позднего Ренессанса, Джованни Франческо Страпароле (1500–1557), также присущ отход от гармонии и ясности Ренессанса, его язык переплетается с простонародным, и автор опирается на фольклор. Особое место в этот период занимает автобиографическое сочинение знаменитого скульптора и чеканщика Бенвенуто Челлини.

Лирическая  поэзия позднего Возрождения в Италии во многом связана с творчеством  женщин. В стихах В.Колонны (1490–1547) и Г.Стампы (ок. 1520–1554) отразились драматические переживания и страсть. Совершенно особое место в литературе Италии Позднего Возрождения занимают стихотворные произведения великого художника Микеланджело, поэзия которого пронизана предельно трагическими мотивами. Литературу Позднего Возрождения венчает художественное наследие Торквато Тассо (1544–1595). Его раннее произведение, Аминта (1573), было создано в жанре драматической высокопоэтичной пасторали. Наибольшую славу получила его эпическая поэма Освобожденный Иерусалим (1580). Сюжет был почерпнут из эпохи крестовых походов, но прославление подвигов его героев органично сочетается с новыми веяниями, влиянием идей Контрреформации. В поэме соединялись идеи Возрождения, веяния позднего Ренессанса и сказочные элементы рыцарских романов (околдованный лес, волшебные сады и замки). Героическая поэма была пронизана религиозными мотивами, ей присуще необычайное богатство языка.

В меньшей мере получила в Италии развитие драматургия. В 16 в. в основном писались комедии  и пасторали. Комедии писались таким  великими авторами, как Макиавелли (1469–1527) (Мандрагора) и Ариосто (1474–1533), а завершает развитие комедии итальянского Возрождения пьеса великого ученого и мыслителя Джордано Бруно (1548–1600). Наряду с «ученой комедией», созданной по античным образцам развивается и народная комедия масок, зарождается трагедия. К концу века все большее распространение получает (в связи с развитием придворного театра и музыки) пастораль (Верный пастух Д.Гварини).

Характерной чертой литературы 16 в. является появление  и деятельность литературных объединений, прежде всего, академий.

Литература Возрождения во Франции

Развивается по преимуществу уже в 16 в., хотя ее предтечей  обычно считается великий поэт Франсуа  Вийон (1431–1469), первый подлинно трагический  поэт Франции, обратившийся к теме обездоленности и одиночества. Начало собственно ренессансной поэзии идет от школы т.н. «великих риторов», много сделавших для становления  литературной формы. Первым ренессансным поэтом является последний из них, Жан  Лемер де Бельж (1473–1525), который внес светское начало и ренессансную радость жизни в литературу, опираясь на античную поэзию и великих мастеров итальянского Возрождения (Данте и Петрарку). От античной традиции отталкивалась и лионская школа поэтов, крупнейшими представителями которой являлись Морис Сэв (ок. 1510 – ок. 1564) и Луиза Лабе (1525/26–1565), чья поэзия связана, прежде всего, с разработкой любовной темы. Изящество, естественность и сила чувства покинутой женщины соединяются в ее поэтическом наследии с изысканностью стиля. Любовная лирика Лабе отличалась глубокой человечностью при точности образа и чеканности формы сонета.

Первый взлет  поэзии Возрождения во Франции связан с именем Клемана Маро. Характер его литературного наследия Маро с полным основанием позволяет считать его основоположником ренессансной поэзии во Франции: он полностью порвал со средневековой поэтической традицией и ввел ряд новых форм (в том числе сонет). От античных поэтов он заимствовал ряд стихотворных форм (эклогу, эпиграмму, сатиру). Как придворный поэт Маро оставил по преимуществу изящные сочинения, написанные не в крупных жанрах (девизы, эпиграммы, «подарки»), которым присуща светскость и даже игривость. Творчеству Маро в целом был присущ более возвышенный гармонический характер, ренессансное видение мира и человека. Он осуществил гигантский труд по переводу на французский язык библейских псалмов.

Именно с  первой половины 16 в. шла борьба за утверждение  национального французского языка, чему немало способствовала деятельность филологов и поэтов.

Расцвет французской  поэзии был связан с деятельностью  литературной группы «Плеяда», создавшей  национальную поэтическую школу. Первым серьезным произведением этой группы стал ее литературный манифест Защита и прославление французского языка (1549), традиционно приписываемый  Жоашену Дю Белле (1522–1560), где ясно декларировались новые представления о национальной культуре и литературе. Автор связывал подъем и расцвет культуры с общенациональным подъемом и процветанием; уровень развития культуры, таким образом, определялся уровнем развития государства и народа. При этом в манифесте прослеживается характерный для Ренессанса культ античности и декларирован лозунг подражания древним авторам. Художественная программа «Плеяды» утверждала приоритет французского языка и его равенство с латинским и итальянским, провозглашала высокое назначение поэта-творца. Язык провозглашался родом искусства, а поэзия – его высшей формой. Античное же наследие они считали стимулом для развития национальной литературы. Состав группы менялся, но ведущими в ней были Пьер Ронсар (1524–1585), Жоашен Дю Белле и Жан Антуан Баиф. В наибольшей степени дух культуры Возрождения и ее идеалы были выражены в творчестве лидера «Плеяды» Ронсара. Гуманист, он воспевал радость жизни, человека и человеческую любовь как вершину его жизни. Культ природы, ощущение и восприятие красоты мира, характерные для миросозерцания поэта, отразились в утверждении идеи органического единства человека и природы. В наследии Ронсара проявилось и его критическое восприятие общества (Гимн золоту, стихи, протестующие против гражданских войн) и философские размышления о судьбах человечества. В то же время он стремился прославить свою родину (Гимн Франции). Особое место в его творчестве занимали темы любви и природы, он оставил несколько книг, посвященных любви (Любовь к Кассандре, Любовь к Марии и др.). Ему принадлежит эпическая поэма Франсиада. Он по праву считался современниками «князем поэтов».

Информация о работе Мифы