Мифы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 11:28, реферат

Описание работы

Миф (др.-греч. «слово») в литературе — создание воображения коллективной общенародной или индивидуальной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых, очеловеченных существ, которые преломляются (претворяются) в сознании как вполне реальные.

Файлы: 1 файл

Лит.docx

— 220.68 Кб (Скачать файл)

Один из наиболее известных мифов о сотворении мира записан во 2 в. до н.э. Из него следует, что в глубокой древности существовал  лишь мрачный хаос, в котором постепенно сами собой сформировались два начала – Инь (мрачный) и Ян (светлый), установившие восемь главных направлений мирового пространства. После установления этих напрвлений дух Ян стал управлять небесами, а Инь – землей.

В «Книге песен» рассказывается о начале мира, о  Паньгу. Когда небо и земля были еще не отделены друг от друга, Вселенная, пребывавшая в состоянии первобытного хаоса, напоминала по форме гигантское куриное яйцо. В этом яйце и зародился Паньгу. Он вырос и уснул, проспав 18000 лет, а проснувшись и открыв глаза, не увидел ничего, кроме липкого мрака. Паньгу взял оказавшийся рядом топор и стал пробивать им мрак. Раздался оглушительный грохот, и огромное яйцо раскололось. Все легкое и чистое тут же поднялось вверх и образовало небо, а все тяжелое и грязное опустилось вниз и образовало землю. Так Небо и Земля, смешанные сначала в сплошной хаос, отделились друг от друга. После этого Паньгу, опасаясь нового соединения, уперся ногами в землю и подпер головой небо. Так он стоял 18000 лет.

Каждый день небо становилось выше на один чжан, земля становилась толще на один чжан, а Паньгу подрастал на один чжан. Со временем небо поднялось очень высоко, земля стала очень толстой, а Паньгу вырос до 90000 ли. Некоторое неопределенное время, равнявшееся целым эпохам, он поддерживал небо и , наконец, дождался того, что оно достаточно окрепло. Выполнив эту важнейшую задачу, Паньгу почувствовал страшную усталость, прилег на землю и умер. Вздох, вырвавшийся у него изо рта, стал ветром и облаками. Голос – громом, левый глаз – солнцем, правый –луной, туловище с руками и ногами – четырьмя сторонами света и пятью великими горами, кровь – реками, жилы – дорогами, плоть – почвой, волосы на голове – звездами на небосводе, кожа и волосы на теле – деревьями, травами и цветами, зубы и кости – металлами, драгоценными камнями, слезы – дождем и росой. Паньгу является и прародителем всех людей, которые произошли от паразитов, ползающих по телу умирающего божества.

История Паньгу во многом напоминает миф о рождении мира из яйца славянского Рода и индийского Брахмы, миф об оторвавшем ебо от земли индийском Индре и, некоторыми мотивами, шумерские мифы. Мифология и современность Мифологию невозможно свести к сумме исторических заблуждений человеческого разума. В результате культурно-антропологических и структурно-семиотических исследований (в основном, послевоенного времени) стала очевидной регулятивная (а отнюдь не только объяснительная) функция мифа, выступающего как один из важнейших механизмов организации социальной, хозяйственной и культурной жизни коллектива.

Миф удовлетворяет  потребность в целостном знании о мире, организует и регламентирует жизнь общественного человека (на ранних этапах истории — полностью, на более поздних — совместно  с другими формами идеологии, наукой и искусством). Миф предписывает людям правила социального поведения, обуславливает систему ценностных ориентаций, облегчает переживание  стрессов, порождаемых критическими состояниями природы, общества и  индивидуума. Разумеется, мифологическое осмысление человеком духовного  и практического опыта, некогда  безраздельно господствовавшее, в целом  предшествует рационально-логическому  знанию. Но отсюда не следует, что миф  остается лишь наследием далекого прошлого или является уделом доживших до нашего времени бесписьменных традиций. Помимо мифологии архаической (по отношению  к которой слово «миф» употребляется  в наиболее узком и специальном  значении), принято выделять также  мифологические компоненты развитых религиозных  систем: буддизма, иудаизма, христианства, ислама (расширительное толкование данного  понятия, с которым, естественно, не согласятся представители этих конфессий), и, наконец, мифологические (в самом  общем смысле этого слова) элементы культур (прежде всего — массовой культуры) и идеологий, преимущественно  Нового времени.

Характерные черты античной культуры

Античность  – это понятие, объединяющее совершенно различные эпохи, нации и страны (1500 до н.э. – 4 в.н.э.), которые мы воспринимаем, как некое единое время, когда люди пытались найти в окружающем мире гармонию и красоту и наградить человека этими свойствами космоса. Развитие античного мира – последовательная смена трех периодов. Первый связан с культурным развитием Греции (его начало относят условно к 1500-1200 г. до н.э.). Второй период связан с захватническими войнами македонских царей – Филиппа и Александра, созданием обширной империи Александра Македонского (400-ые годы до н.э.). Третий период относится ко времени расцвета Римской республики и империи и создании огромной сверхдержавы, поглотившей и Грецию, и Македонию.

Античность  воспринимается как идеал и золотая  пора человечества, т.к. в искусстве  и культуре создано множество  шедевров, а взгляд человека на мир, моральные и нравственные нормы  обрели свое начало именно в это  время. Античная культура космологична. Космос выступает ее абсолютом. Космос по-гречески – это не только мир, Вселенная, но и порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой. И если вся окружающая природа прекрасна, то верность ей становится незыблемым принципом греческого искусства. Художникам предписывалось подражать природе. Утверждались такие эстетические категории, тесно связанные между собой, пронизывающие всю античную культуру и получившие особое развитие в искусстве – красота, мера, гармония.

Красота, прекрасное, согласно Аристотелю, объективно существует в настоящем мире, в ее основе лежат соразмерность, определенность, ограниченность и единство в многообразии.

Мера – исходный принцип существования. Она –  характеристика совершенства.

Гармония является образцом для произведений искусства. Рациональность – все просчитывалось и вычислялось, выделялись математические нормы связей (идеальные пропорции  человеческой фигуры). Античная культура – это тип европейской рациональной культуры.

Антропоцентризм: человек в центре космоса. Космос постоянно соотносится с человеком, природные объекты – с человеческим телом. Любовь к повседневным радостям утверждается в качестве идеала.

Культ тела. Идеализируя  богов, греки представляли их в образе человеческом. Нагота не вызывала чувства  стыдливости. Человеческое тело стало  мерилом всех форм греческой культуры (философия, архитектура, скульптура, поэзия, драма. Принцип патриотизма.

Состязательность  во всех сферах жизни. Главную роль играли состязания художественные –  поэтические и музыкальные, спортивные, конные.

Греческая культура празднична, внешне красочна, зрелищна. Обычно праздники были связаны с  регулярными шествиями и соревнованиями в честь богов – покровителей полиса. Широкую известность получают Дионисии – аттический праздник в  честь бога Диониса.

Литература средневековья

Становление культуры средневековья

Термин «средневековье»  возник в эпоху Ренессанса. Мыслители  итальянского Возрождения понимали его как мрачные «срединные»  века в развитии европейской культуры, время всеобщего упадка, лежащее  посередине между блестящей эпохой античности и собственно Возрождением, новым расцветом европейской  культуры, возрождением античных идеалов. И хотя позже, в эпоху романтизма, возник «светлый образ» средневековья, обе эти оценки средневековья  создавали крайне односторонние  образы этого важнейшего этапа развития западноевропейской культуры.

На самом  деле все обстояло гораздо сложнее. Это была сложная, многообразная, противоречивая культура, как и сложным иерархическим  образованием было средневековое общество.

Западноевропейская  средневековая культура представляет собой качественно новую ступень  развития европейской культуры, следующую  после античности и охватывающую более чем тысячелетний период ( V – XV вв.).

Переход от античной цивилизации к средневековью  был обусловлен, во-первых, распадом Западной Римской империи.

Во-вторых –  Великим переселением народов (с IV по VII вв.), в ходе которого десятки племен устремились к завоеванию новых  земель. С 375 г., когда первые отряды вестготов пересекли дунайскую  границу империи, и до 455 г. (взятие вандалами Рима) продолжался мучительный  процесс угасания величайшей цивилизации. Переживающая глубокий внутренний кризис Западная Римская империя не смогла противостоять волнам варварских нашествий  и в 476 г. прекратила свое существование. В результате варварских завоеваний на ее территории возникли десятки  варварских королевств.

С падением Западной Римской империи начинается история  западноевропейского средневековья (Восточная Римская империя –  Византия – существовала еще 1000 лет  – до сер. XV в.)

Становление средневековой  культуры происходило в результате драматического и противоречивого  процесса столкновения двух культур  – античной и варварской, сопровождавшегося, с одной стороны, насилием, разрушением  античных городов, утратой выдающихся достижений античной культуры (так, взятие Рима вандалами в 455 г. стало символом уничтожения культурных ценностей  – «вандализмом»), с другой стороны, – взаимодействием и постепенным  слиянием римской и варварской культур.

Становление средневековой  культуры происходило в результате взаимодействия двух начал: культуры варварских племен (германское начало) и античной культуры (романское начало). Третьим  и важнейшим фактором, определившим процесс становления европейской  культуры, стало христианство. Христианство стало не только ее духовной основой, но и тем интегрирующим началом, которое позволяет говорить о  западноевропейской культуре как о  единой целостной культуре.

Средневековая культура – это результат сложного, противоречивого синтеза античных традиций, культуры варварских народов  и христианства.

Периодизация средневековой культуры

Выделяют раннее Средневековье – V-IX вв., зрелое или  высокое (классическое) Средневековье  – X-XIII вв. и позднее Средневековье  – XIV-XV вв. Средневековую литературу разделяют на клерикальную и светскую.

Особенности средневековой литературы

1. Средневековая  литература была литературой  традиционалистского типа. На всем  протяжении своего существования  она развивалась на основе  постоянного воспроизведения ограниченного  набора образных, идеологических, композиционных  и др. структур – топосов (общих мест) или клише, выражавшихся в постоянстве эпитетов, изобразительных клише, устойчивости мотивов и тем, постоянстве канонов для изображения всей образной системы (будь то влюбленный юноша, христианский мученик, рыцарь, красавица, император, горожанин и т.д.). На основе указанных клише сформировались жанровые топосы, обладавшие собственным смысловым, тематическим и изобразительно-выразительным каноном (например, жанр агиографии или «видений» в клерикальной литературе или жанр куртуазного романа в рыцарской литературе).

Средневековый человек находил в литературе общепризнанный, традиционный образец, уже готовую универсальную формулу  описания героя, его чувств, внешности  и т.д. (красавицы всегда златоглавые  и голубоглазые, богачи скупые, святые обладают традиционным набором добродетелей и т.д.).

2. На формирование  средневековой топики значительное  влияние оказала литература античности. В епископских школах раннего  средневековья ученики, в частности,  читали «образцовые» произведения  античных авторов (басни Эзопа,  сочинения Цицерона, Вергилия, Горация,  Ювенала и др.), усваивали античную  топику и использовали ее в  собственных сочинениях.

Двойственное  отношение средневековья к античной культуре как прежде всего языческой  обусловило выборочное усвоение античных культурных традиций и приспособление их для выражения христианских духовных ценностей и идеалов. В литературе это выразилось в накладывании античной топики на топику Библии, главного источника  образной системы средневековой  литературы, освящавшей духовные ценности и идеалы средневекового общества.

3. Ярко выраженный  морально-дидактический характер. Средневековый  человек ожидал от литературы  морали, вне морали для него  утрачивался весь смысл произведения.

4. Литература  средневековья основана на христианских  идеалах и ценностях и стремится  к эстетическому совершенству.

Официальная клерикальная литература

В клерикальной литературе ярко выражена дидактичность. В ней широко используется античная и библейская топика.

На всем протяжении многовекового развития средневековья  особой популярностью пользовалась агиография – церковная литература, описывающая жития святых. К X в. сформировался  канон этого литературного жанра: несокрушимый, твердый дух героя (мученика, миссионера, борца за христианскую веру), классический набор добродетелей, постоянные формулы восхваления. Жизнь  святого предлагала высший нравственный урок, увлекала образцами праведной  жизни. Для житийной литературы характерен мотив чуда, отвечавший народным представлениям о святости. Популярность житий привела  к тому, что отрывки из них –  «легенды» (например, известные легенды  о святом Франциске Ассизском /1181/1182 – 1226 гг./, основавшем нищенствующий  орден францисканцев) стали читать в церкви, а сами жития – собирать в обширнейшие сборники. Широкую  известность в средневековой  Европе приобрела «Золотая легенда» Якова Ворагинского (XIII в.) – свод житий католических святых.

Информация о работе Мифы