Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 11:28, реферат
Миф (др.-греч. «слово») в литературе — создание воображения коллективной общенародной или индивидуальной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых, очеловеченных существ, которые преломляются (претворяются) в сознании как вполне реальные.
Сказание о любви Тристана и Изольды (XII в.) стало сюжетом для многочисленных рыцарских романов, от которых главным образом до нас дошли лишь фрагменты. Роман был восстановлен французским ученым Ж. Бедье в начале XX в. Сюжет восходит к ирландским сказаниям. Рыцарь Тристан попадает в Ирландию в поисках невесты для своего родственника – короля Марка. В дочери короля Изольде Златовласой он узнает предназначенную Марку невесту. На корабле Тристан и Изольда случайно выпивают любовный напиток, приготовленный матерью Изольды и предназначенный для Изольды и ее мужа. Между Тристаном и Изольдой вспыхивает любовь. Верный своему долгу, Тристан уезжает в Бретань и там женится. В конце романа смертельно раненый герой просит о встрече с любимой, которая одна может его излечить. Он ждет корабль с белым парусом – корабль Изольды. Однако ревнивая жена сообщает Тристану, что плывет корабль с черным парусом. Тристан умирает. Прибывшая к нему Изольда умирает от отчаяния.
К XIV в. в связи с наступлением кризиса рыцарской идеологии куртуазный роман постепенно приходит в упадок, утрачивая связь с реальностью, все больше становясь объектом пародий.
Городская культура
В X-XI вв. в Западной 
Европе начинают расти старые города 
и возникают новые. В городах 
зарождался новый образ жизни, новое 
видение мира, новый тип людей. 
На основе возникновения города оформляются 
новые социальные слои средневекового 
общества – горожане, цеховые ремесленники 
и купцы. Они объединяются в гильдии 
и цехи, защищающие интересы своих 
членов. С возникновением городов 
усложняется само ремесло, оно требует 
уже специальной подготовки. В 
городах формируются новые 
Формирование 
новых социальных слоев общества 
оказало огромное влияние на дальнейшее 
развитие средневековой культуры, нации, 
становление системы 
Вольнолюбивая направленность городской культуры, ее связи с народным творчеством наиболее ярко отразила городская литература. Хотя на раннем этапе развития городской культуры спрос на клерикальную литературу – жития святых, рассказы о чудесах и т.д. – был все еще велик, изменились сами эти произведения: возрос психологизм, усилились художественные элементы.
В городской 
вольнолюбивой, антицерковной литературе 
формируется самостоятельный 
В пародийной 
литературе на народных языках главное 
место занимают светские пародии, осмеивающие 
рыцарскую героику (появляется, например, 
комический двойник Роланда). Создаются 
пародийные рыцарские романы, пародийные 
эпосы средневековья – 
Одним из популярнейших 
жанров французской городской 
Тематически к 
фаблио примыкает шванк (от немецкого 
– шутка) – жанр немецкой городской 
средневековой литературы. Шванк, как 
и фаблио, небольшой юмористический 
рассказ в стихах, позже в прозе. 
Возникший в XIII в., шванк был очень 
любим немецкими бюргерами не 
только в средневековье, но и в 
эпоху Ренессанса. Основой сюжета 
шванка часто служил фольклор, а 
позже – новелла раннего 
Городская литература 
XIV – XV вв. отразила рост социального 
самосознания горожан, которые все 
более становились субъектом 
духовной жизни. В городской поэзии 
появились немецкие поэты – певцы 
из ремесленно-цеховой среды – 
мейстерзингеры (буквально – мастер-певец). 
Они усваивали в своих 
В этот же период появляется новый жанр городской литературы – прозаическая новелла, в которой горожане предстают людьми независимыми, сметливыми, ищущими успеха, жизнелюбивыми.
Городской театр
К XIII в. относится возникновение городского театра.
Народный средневековый 
театр своими корнями уходит в 
литургическую драму 
Приблизительно в тот же период распространяются светские фарсы – юмористические сцены, в которых реалистически изображается жизнь горожан. Позднее фарсом стали называть самостоятельную форму средневекового спектакля – сатирического, нередко фривольного содержания, действующие лица которого представляли определенные социальные типы. Фарс стал главным народным жанром средневекового театра. В это время появляются народные пьесы и пасторали, преимущественно анонимных авторов.
С XIII в. широкое 
распространение получает особый жанр 
драмы в стихах – моралите – 
аллегорической пьесы, имеющей нравоучительный 
характер. Персонажи пьесы-моралите 
олицетворяли христианские добродетели 
и пороки. К XV в. пьесы-моралите претерпели 
большие изменения. Хотя сюжет их 
оставался основанным на христианских 
темах, они стали аллегорическими 
драмами, исполняемыми профессиональными 
актерами. Прямолинейность и 
XIV-XV вв. – период 
расцвета городской 
Народная культура средневековой западной Европы
На протяжении всего средневековья в народной культуре сохраняются пережитки язычества, элементы народной религии. Спустя века после принятия христианства западноевропейские крестьяне продолжали тайно молиться и приносить жертвы старым языческим святыням. Под влиянием христианства многие языческие божества трансформировались в злых демонов. Особые магические обряды совершались в случае неурожая, засухи и т.п. Древние верования в колдунов, оборотней сохранялись в крестьянской среде на всем протяжении средневековья. Для борьбы с нечистой силой широко использовались различные обереги, как словесные (всевозможные заговоры), так и предметные (амулеты, талисманы). Едва ли не в каждой средневековой деревне можно было встретить колдунью, умеющую не только навести порчу, но и лечить.
Героический эпос
Коллективной 
памятью народа был героический 
эпос, в котором нашли отражение 
его духовная жизнь, идеалы и ценности. 
Истоки западноевропейского 
Ранний эпос западноевропейских народов возник в результате взаимодействия богатырской сказки-песни и первобытного мифологического эпоса о первопредках – «культурных героях», считавшихся родоначальниками племени.
Героический эпос дошел до нас в виде грандиозных эпопей, песен, в смешанной, стихотворно-песенной форме, и реже – прозаической.
Древнейшая исландская литература по времени возникновения включает поэзию скальдов, эддические песни и исландские саги (прозаические сказания). Наиболее древние песни скальдов сохранились лишь в виде цитат из исландских саг XIII в. Согласно исландской традиции скальды обладали общественным и религиозным влиянием, были людьми смелыми и сильными. Поэзия скальдов посвящена восхвалению какого-либо подвига и полученного за него дара. Скальдической поэзии неизвестен лиризм, это героическая поэзия в буквальном смысле слова. До настоящего времени дошли стихи около 250 скальдов. Об одном из них – знаменитом поэте-воине – Эгиле Скаллагримсоне (X в.) повествует первая из исландских саг – «Сага об Эгиле».
Наряду с авторской поэзией скальдов в Исландии в этот же период были широко известны и песни о богах и героях, которые представляли собой произведения безличной традиции. Главное их содержание – основные мифологические сюжеты – подвиги богов и героев, сказания о происхождении мира, его конце и возрождении и др. Эти песни были записаны приблизительно в середине XIII в. и условно объединены названием «Старшая Эдда». Дата возникновения той или иной из эддических песен не установлена, часть их восходит к эпохе викингов (IX – XI вв.).
Исландские саги посвящены событиям, происходившим спустя век после заселения Исландии норвежцами («век саг» – 930 – 1030 гг.). Составленные в прозаической форме, они рассказывают о наиболее известных представителях отдельных родов, о родовой вражде, военных походах, поединках и т.д. Число героев саг очень значительно, как значителен и их объем. Огромный свод саг представляет собой как бы обширнейшую эпопею, герои которой – тысячи исландцев, действующих приблизительно в одно и то же время. Безымянные авторы исландских саг описывают не только события, но и нравы, психологию, веру своего времени, выражая коллективное мнение народа.
Кельтский эпос является древнейшей европейской литературой. Ирландские саги возникли в I в. н.э. и складывались на протяжении нескольких столетий. В письменном виде они существуют с VII в. – (дошли до нас в записях XII в.). Ранние ирландские саги – мифологические и героические. Содержание их – языческие верования древних кельтов, мифическая история заселения Ирландии. В героических сагах в главном герое Кухулине нашел отражение национальный идеал народа – бесстрашный воин, честный, сильный, великодушный. В героических сагах много места отведено описанию поединков Кухулина.
Фенианский цикл относится к XII в. Герой его Финн Мак-Куль, его сын певец Ойсин и их воинство. Цикл этот существовал во многих редакциях, в ряде из них рассказывается о странствиях Ойсина в чудесные страны и о его возвращении в Ирландию после ее христианизации. В диалогах Ойсина и св. Патрика сопоставляется жизнь народа до и после христианизации.
Хотя древние ирландские саги и были записаны уже в XII в., вплоть до XVII в. они продолжали существовать и в форме устной традиции, со временем приняв форму народной ирландской сказки и баллады.
Англосаксонский эпос «Беовульф», относящийся к концу VII – началу VIII в., сформировался на основе более ранних устных героических песен. Герой эпопеи – отважный витязь из южноскандинавского племени гаутов, спасающий попавшего в беду короля данов Хродгара. Герой совершает три чудесных подвига. Он одерживает победу над чудовищем Грендалем, истреблявшим дружинников короля. Смертельно ранив Грендаля и победив его мать, мстившую за сына, Беовульф становится королем гаутов. Будучи уже старым, он совершает свой последний подвиг – уничтожает страшного дракона, мстящего гаутам за похищенный у него золотой кубок. В поединке с драконом герой погибает.
«Беовульф» – причудливое переплетение мифологии, фольклора и исторических событий. Змееборство, три чудесных поединка – элементы народной сказки. Вместе с тем сам герой, борющийся за интересы своего племени, его трагическая смерть – характерные черты героического эпоса, исторического в своей основе (некоторые имена и события, описанные в эпосе, встречаются в истории древних германцев). Так как формирование эпоса относится к концу VII – началу VIII вв., т.е. спустя более чем столетие после принятия христианства англосаксами, в «Беовульфе» обнаруживаются и христианские элементы.