Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 11:28, реферат
Миф (др.-греч. «слово») в литературе — создание воображения коллективной общенародной или индивидуальной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых, очеловеченных существ, которые преломляются (претворяются) в сознании как вполне реальные.
Мифы
Миф (др.-греч. «слово») в литературе — создание воображения коллективной общенародной или индивидуальной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых, очеловеченных существ, которые преломляются (претворяются) в сознании как вполне реальные.
Специфика мифов 
выступает наиболее чётко в первобытной 
культуре, где мифы представляют собой 
эквивалент науки, цельную систему, 
в терминах которой воспринимается 
и описывается весь мир. Позднее, 
когда из мифологии вычленяются 
такие формы общественного 
Поскольку мифология 
осваивает действительность в формах 
образного повествования, она близка 
по своей сути художественной литературе; 
исторически она предвосхитила 
многие возможности литературы и 
оказала на её раннее развитие всестороннее 
влияние. Естественно, что литература 
не расстаётся с мифологическими 
основами и позднее, что относится 
не только к произведениям с 
Говоря о 
текстовой реализации мифа, в традиционалистских 
обществах это будут 
Мифология – 
это первичные образы, которые 
были достоянием рода и передавались 
из поколения в поколение. Мифология 
была исходной формой человеческого 
мышления. Именно из нее, как бабочка 
из кокона, появились более развитые 
формы мышления — религиозного, 
художественного, философского, научного. 
Философ Г.В.Ф. Гегель называл мифы 
педагогикой человеческого 
В мифах разных 
народов находят при всем различии 
много родственного — так же, 
как и в психике ребенка, а 
исследователи называют мифологическое 
сознание «детским сознанием». Самый 
известный исследователь мифов 
Ф. Шеллинг рассматривал мифологию 
как объединение реально 
Все формы искусства 
берут начало в мифологии: песня, 
балет, живопись, скульптура и, конечно, 
театр и художественная литература, 
особенно поэзия. Многие исследователи 
считают, что и в наше время 
миф продолжает играть свою определяющую 
роль в качестве архетипа (первообраза). 
По концепции К. Юнга, архетипы организуют 
восприятия и представления людей 
о внешнем мире. То, что принято 
называть знаниями, в действительности 
может быть продиктовано воображением. 
Юнг всю историю культуры рассматривал, 
как трансформацию мифов, возведение 
их на все более высокие ступени. 
Мифология – целый пласт 
Мы будем 
рассматривать мифологию как 
проявление индивидуального и 
Под первобытной культурой принято понимать культуру, которая существовала у народов, живших более 30 тыс. лет тому назад, или у народов, чьи традиции и жизненный уклад сохранились в нетронутом виде. Первобытная культура характеризуется особым мировосприятием (мифологическим мировоззрением), особыми формами искусства, отражающими верования, формы быта, взаимоотношения человека и окружающей среды. Первобытная культура отражала взаимодействия человека и окружающей среды, отражала его понимание ее, познание ее принципов и носила культовый (религиозный) характер, потому что отражала отношения человека и его хранителей-богов-стихий.
Как первобытный человека видел окружающий мир, как чувствовал себя в нем? Он видел грозу и стихийные бедствия, наблюдал свирепость зверей, он делал выводы о силе окружающего мира, злобе и непримиримости. Формирование отношений человека и окружающего мира (по греч. космоса) повлекло за собой осмысление существования бога, который для древнего человека скрывался за всем живым и неживым в окружающей его природе. Все природные силы были обожествлены, все живые существа и объекты неживой природы наделены осмысленной сущностью.
Человек научился 
осознавать последствия природных 
явлений, во всем открывать душу, в 
любом проявлении окружающего мира. 
И человека, находя похожие черты 
характера у себя и окружающего 
мира, почувствовал родство. Отчужденность 
от мира, мира, который пугает, благодаря 
этому внутреннему шагу человека 
перестала ощущаться. Таким образом, 
возникает различное число 
На основе познаний окружающей среды и установления в ней закономерностей стали возникать и нравственные принципы разных народов. Жизнь в различных климатических условиях формировала самые разнообразные народные характеры и черты.у каждого народа сложились свои знаки и символы, возникали свои обряды и традиции. Миф, как он существовал в первобытной общине, – это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное знание или художественное творчество, а практическое руководство к действию для человека.
Задача мифа как мировоззрения состоит в том, чтобы дать человеку знание или объяснение существования мира, формируя образ мышления и восприятия, дать смысл жизни, способ ее воспроизведения, прообраз для поступков, который следует копировать. Миф – это способ познания окружающего мира, который опирается на идентификации различных явлений и человека. Т.е. человек не отделяет себя от окружающего, считая свою жизнь и жизнь общества продолжением жизни космоса (сердитый человек = гроза = чья-то сердитость – бог грозы).
Для мифа характерно возникновение символов (вещественный знак, имеющий условное тайное значение). Знаку, символизирующему какой-то природный процесс и имеющему некоторый предметный вид, придавалось значение одного из элементов этого природного процесса, с помощью которого можно участвовать или влиять на этот природный процесс. Так, любая вещь и ее название имели символическое тайное значение, связанное с силой какого-то природного процесса.
Мифологическая картина мира
В научной литературе 
определение «мифологический» прилагается 
к тому типу знания, которое базируется 
не на рациональных доказательствах, а 
на вере и убеждениях. Значения основных 
мифологических представлений и 
образов сопоставимы с 
Национально не 
специфичны, например, сюжеты добывания 
огня у его первоначального 
Одно из главных 
свойств мифологического 
Об ожидаемом будущем рассказывают эсхатологические мифы, т.е. мифы о конце мира. Сюда относится ожидание надвигающейся космической катастрофы, конкретные воплощение которой (Страшный суд и светопреставление, «тепловая смерть» вселенной, оскудение природных ресурсов, истоньшение озонового слоя) уже зависят от арсенала знаний и образов, имеющих определенную культурно-историческую обусловленность. Эсхатологические мифы можно представить себе как обращенную вспять космогонию: конец света есть обратный переход от космоса к хаосу.
Участники мифологического пространства
Мифологическое 
пространство состоит из сил, которые 
управляют самим действием 
Внутри замкнутого мифологического пространства происходит некоторое действие, которое связано с умиранием жизни и новым ее возрождением. Циклы природы и жизни человека, всего живого – главные циклы в мифологическом пространстве. Цикл умирания и рождения человек воспринимал как нечто необходимое, как цикл постоянного обновления окружающей среды. Таким образом, космосом совершалось стремление к совершенству. Плодородие всегда являлось главной причиной этих циклов рождения-умирания. Человек считал, что только умирая и рождаясь вновь, плодородие обновляет свою силу и может вновь рождать. Это плодородие было плодом двух начал: Неба, дающего живой дождь, и Земли, оплодотворенной Небом, дающей жизнь всему, что в нее попадет. Небо воспринималось отцом, Земля – матерью.
Во многих народах 
олицетворением неба была гроза, как 
самое мощное и грозное явление 
природы, приходящее с неба. Поэтому 
бог, воплощающий Небо, был богом 
грозы, богом громовержцем, богом 
грозным, дающим и плодородие, и смерть. 
В известных мифологических сказаниях 
главные героини всегда олицетворяют 
женское начало, плодородие земли, а 
главные герои – мужское 
Например, во многих 
сказках мира повествуется о заточениях 
прекрасных царевен. Главный герой, 
ищущий героиню, должен пройти через 
испытания, постичь иную, таинственную 
сторону мира, пройти подземелье, которое 
считалось прибежищем смерти (=зимы). 
Подземное царство 
Часто героем, 
преодолевающим смерть (бесплодие), становится 
человек с внешними несовершенными 
качествами, которые осмеиваются. После 
геройского поступка герой, преодолевший 
смерть, преображается, приобретая внешнюю 
и внутреннюю красоту, благородство 
(Иван-дурак). Это одно из самых основных 
принципов существования