Мифы Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Что такое миф? На этот вопрос ответить нелегко. История развития общества говорит нам, что первобытные люди вступают в историю «ещё как полуживотные, ещё дикие, беспомощные перед силами природы, не осознавшие ещё своих собственных сил; поэтому они были бедны, как животные, и не намного выше их по своей производительности».
Таким образом, хотя при первобытном строе отсутствовала эксплуатация человека человеком, первобытные люди сами были рабами природы. Задавленные нуждой и трудностями борьбы за существование, в те далекие времена они ещё не отделяли себя от окружающей природы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
3
1. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КИТАЙСКОЙ МИФОЛОГИИ…………
5
1.1. О китайской мифологии………………………………………..……
5
1.2. Влияние религии на китайскую мифологию……………………….
6
1.3. Предпосылки рождения китайских мифов…………………………
7
2. СВОЕОБРАЗИЕ КИТАЙСКОГО МИФА И ПЕРИОДЫ РАСЦВЕТА КИТАЙСКОГО МИФОТВОРЧЕСТВА………………………………….……

9
2.1. Своеобразие китайского мифа………………………………………
9
2.2. Ступени и периоды развития и расцвета китайского
Мифотворчества………………………………………………………….

10
2.3. Источники китайской мифологии…………………………………….
12
2.4. Мифы, легенды и сомнения в китайском мифотворчестве……….
14
3. РАЗНОВИДНОСТИ МИФОВ В КИТАЙСКОМ МИФОТВОРЧЕСТВЕ…
16
3.1. Космогонические мифы……………………………………………..
16
3.2. Мифы о звездах………………………………………………………
17
3.3. Мифы об удивительных существах, населявших древний мир…..
24
3.4. Мифы и легенды о драконах…………………………………………
23
3.5. Мифы об удивительных животных в китайской мифологии………..
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………

Файлы: 1 файл

реферат мифы китая.doc

— 306.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине: «МИФОЛОГИЯ»

 

на тему: «МИФЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..

3

1. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ  О КИТАЙСКОЙ МИФОЛОГИИ…………

5

1.1. О китайской мифологии………………………………………..……

5

1.2. Влияние религии на  китайскую мифологию……………………….

6

1.3. Предпосылки рождения  китайских мифов…………………………

7

2. СВОЕОБРАЗИЕ КИТАЙСКОГО  МИФА И ПЕРИОДЫ РАСЦВЕТА  КИТАЙСКОГО МИФОТВОРЧЕСТВА………………………………….……

 

9

2.1. Своеобразие китайского  мифа………………………………………

9

2.2. Ступени и периоды  развития и расцвета китайского

Мифотворчества………………………………………………………….

 

10

2.3. Источники китайской  мифологии…………………………………….

12

2.4. Мифы, легенды и сомнения  в китайском мифотворчестве……….

14

3. РАЗНОВИДНОСТИ МИФОВ  В КИТАЙСКОМ МИФОТВОРЧЕСТВЕ…

16

3.1. Космогонические мифы……………………………………………..

16

3.2. Мифы о звездах………………………………………………………

17

3.3. Мифы об удивительных существах, населявших древний мир…..

24

3.4. Мифы и легенды о  драконах…………………………………………

23

3.5. Мифы об удивительных  животных в китайской мифологии………..

26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….

34

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..

35


 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Что такое миф? На этот вопрос ответить нелегко. История развития общества говорит нам, что первобытные люди вступают в историю «ещё как полуживотные, ещё дикие, беспомощные перед силами природы, не осознавшие ещё своих собственных сил; поэтому они были бедны, как животные, и не намного выше их по своей производительности».

Таким образом, хотя при первобытном строе отсутствовала эксплуатация человека человеком, первобытные люди сами были рабами природы. Задавленные нуждой и трудностями борьбы за существование, в те далекие времена они ещё не отделяли себя от окружающей природы. В течение длительного периода времени первобытные люди ни о самих себе, ни об окружающей их природе не имели каких-либо связных представлений. Постепенно у них появились весьма ограниченные, наивные представления о себе и окружающем их мире. И лишь в процессе социально-культурного роста людей, когда, по выражению Горького, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова уже сильнее способствуют развитию мозга», первобытные люди в своем воображении начали наполнять окружающий мир сверхъестественными существами, добрыми духами и дьявольскими силами.

Разнообразные явления природы, например ветер, дождь, гром, молния, большие лесные пожары, движение солнца и луны, радуга, облака, зори и др., вызывали у первобытных людей чувство глубокого изумления. Не будучи в состоянии объяснить эти явления, первобытные люди считали их одушевлёнными силами - духами; причём не только солнце, луну и т.п. они считали духами, но одухотворяли и различные растения и животных, вплоть до мельчайших насекомых, например саранчу, и поклонялись им. Это так называемый анимизм. Из этих невежественных представлений возникли первобытные мифы и первобытная религия, которые в свою очередь, будучи созданными в сознании людей, умнеющих в процессе труда день ото дня, одновременно определённым образом отражали и низкий уровень производительных сил первобытного общества.

    С китайскими  мифами европейцы впервые познакомились  в XVIII  в.,  а  до того сам Китай был для европейцев  мифом.  Именно  тогда  ряду  европейских философов казалось, что историю цивилизации должно начинать  с  Китая.  Это мнение опиралось на представление о том, что Китай—родина самых  древних  и мудрых философов. Между тем, как это ясно  теперь,  китайские  философы  не древнее греческих и много моложе мудрецов Египта.

    До философии  в  Китае  было  поэтическое  осмысление  мира  и  прошлого человечества  в  форме  мифов.  Эти  мифы  не  рассказывались,  а   пелись, сопровождаемые ударами, гудениями,  рокотом  музыкальных  инструментов.  Их героями были первопредки и цари-мудрецы, создатели  человеческой  культуры. Между зарождением этих песен, хранившихся в народной памяти, и их фиксацией с помощью изобретения во второй половине  II   тыс.  до  н.э.  письменности прошли многие столетия. И несколько столетий  понадобилось  ещё  для  того, чтобы  записанные  песни  были  систематизированы  и  осмыслены  китайскими мудрецами как документы исторического прошлого, как  рассказы  об  истинных событиях и лицах определённой территории и времени.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

1. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КИТАЙСКОЙ МИФОЛОГИИ

1.1. О китайской мифологии

Прежде чем перейти к анализу мифологии, следует вначале определить, что такое миф? Для того чтобы попытаться дать ответ на этот вопрос, вспомним, из чего состоит любая (а тем более архаичная) философско-этическая систем а. В любой такой действующей системе всегда присутствуют три компонента, три части. Первая — сакральное знание, как правило, повествующее о происхождении мира и людей, о появлении социальных установлений и об источнике культурных благ. Вторая — ритуал. Это тот инструмент, при помощи которого сакральное знание проецируется на поведение основной массы людей. Третья — фольклор. Это результат адаптации ритуала к общепринятым нормам, объяснение ритуала непосвященным, низведение его до бытовых представлений.

Если исходить из того, что миф — это универсальное знание о мире (нерасчлененное и неспециализированное), то мифом в полном смысле этого слова можно назвать лишь то, что относится к первому слою, т. е. к сакральному знанию. В тот момент, когда миф начинает разлагаться, возникает жанровое многообразие. Так, мифы о тотемах-первопредках, утрачивая свою сакральность, превращаются в предания о первых правителях. При этом миф — «недостоверная история», предание — «более или менее достоверная история» (как правило, от собственно истории отличающееся тем, что описываемые события не датированы или есть серьезные затруднения в их датировке).

В основе мифотворчества лежит попытка познать и по мере возможности объяснить происхождение, устройство и жизнь обитателей потустороннего мира. Отметим, что «потусторонний» не обязательно обозначает нечто отдаленное или даже невидимое, хотя по традиции пользуются именно этими понятиями.

Китайцы отнюдь не лишены воображения, однако их мифология так и не вошла в историю мировой культуры. Кроме того, нация развивалась изолированно, контакты с другими народами, которые вызвали бы активность в этом направлении, установились достаточно поздно. Вдобавок и традиционная система обучения предусматривала простое повторение старого, а не развитие знаний с целью получения новых. Сделанные китайцами изобретения за четыре тысячи лет могут быть перечислены с помощью пальцев одной руки. К тому же конфуцианство порицало интерес к сверхъестественному.

Почти наверняка можно утверждать, что старания Конфуция привели к появлению развитой мифологии. Аналогичный эффект произвели и проповеди Вэнь Вана, мифического основателя династии Чжоу (1121– 255 гг. до н. э.), против пьянства (еще до того, как стал известен чай, который помог превратить китайцев в непьющую нацию).

 Конечно, были  и другие причины, в частности  поиск нравственной опоры. Известно, что периоды великих политических потрясений, когда человек начинал отстаивать свои права, сбрасывая оковы, приводили к небывалому взлету культуры. Вероятно, следует принимать во внимание и склонность людей рассказывать истории, а также необузданную силу веры, которая разрушает все каноны. Отчасти это состояние можно сравнить с чувством, которое побуждает человека к совершению великих преступлений. Он хочет оставить свой след, даже будучи уверенным, что за это его постигнет смерть от руки палача.

 

1.2. Влияние религии на китайскую мифологию

 Добавим, что имперское  сознание требовало создания  единого государственного культа, понятного широким массам и принятого ими. Основой этого культа стал буддизм, который проповедовал духовное совершенствование и стоическое отношение к земным тяготам. С одной стороны, буддисты учили человека, как избегать дурного и шаг за шагом следовать по пути добра, а с другой – прививали слепую любовь к императору, как носителю высшего начала. Буддийское учение отличалось конкретностью, а предписания – простотой и действенностью, которой не хватало конфуцианству. Вместе с тем буддизм способствовал развитию воображения и формировал любовь народа к чудесам. Особенно ярко это проявилось в V и VI веках н. э., когда буддизм и даосизм, объединившись, способствовали ослаблению влияния «классического конфуцианства».

Лаконичность и точность описаний китайских историков общеизвестны. Следует добавить только, что понятие, используемое для обозначения истории, shib, в переводе означает «беспристрастность» или «объективный анализ».

 Полагают, что  большое количество мифов уводит  от реальности. Конечно, применительно к историческим хроникам трудно говорить об абсолютной точности, но стремление к правдивому воспроизведению фактов и событий неоспоримо. Иногда оно приводило к гибели историков, отказывавшихся включить в хронику ложные сведения по повелению императора (это произошло с историографами династии Ци в 547 году до н. э.). Это свидетельствует о том, что китайские историки четко осознавали важность своей миссии и ответственность перед потомками.

 

1.3. Предпосылки рождения китайских мифов

 Появление  мифов свидетельствует об определенном  уровне развития человеческого сознания. Но главный стимул интенсификации мифотворчества – понимание необходимости познать окружающий мир. Не находя других путей, люди апеллируют к собственной фантазии, но и воображение нуждается в опоре, которой становятся наблюдение и опыт.

 Считается, что мифы рождаются у народов, находящихся на начальной ступени своего развития. Почему так происходит? В период расцвета нации именно созидающее воображение делает ее могущественнее и сильнее. Но тогда в философских сочинениях мы встречаемся с описаниями мифов, их критикой, но не рождением.

 Итак, для возникновения  мифов необходимы три условия:

1. Прежде всего, особое мышление. Как говорилось выше, мифы, по существу, объясняют явления окружающего мира ненаучным путем. Если воображение разыграется чрезмерно, то возникнет сомнение в достоверности рассказанного, да и сам рассказчик может в этом усомниться. Проще говоря, миф бытует ровно до тех пор, пока человек верит в его истинность. Как, собственно, и религия, которая существует, только пока жива поддерживающая ее вера. Именно она сплачивает своих приверженцев, давая им внутреннюю опору и импульс следовать за наставником. Вера не может быть навязана, поскольку основана на чувстве.

2. Следующим условием развития мифотворчества должен быть стимул. Миром правят не идеи, а чувства. В тех мифах, где отсутствуют эмоции, мы встречаемся с жалкой имитацией или пересказом мифов других народов (что не следует путать с так называемыми «общими местами» как особенностями этого жанра).

3. Отметим также роль вымысла, контаминации или «общего мирового фонда мифов». Нередок, например, сюжет о мировом древе, который схож у многих народов, но конкретные особенности, детали превращают его в достояние народа, которое хранят и передают из поколения в поколение как главное сокровище. Мифы наполняются художественными, философскими и религиозными национальными чертами, приобретая особую значимость и очарование для каждого из членов общества.

 Между тем интерес  к мифам наблюдается всегда, когда  народ ищет внутреннюю опору  для объединения перед лицом внешнего врага или находится на грани уничтожения. В этом случае мифы отражают стремления, надежды и чаяния людей. Пережитое со временем приводит к созданию необычайных поэтических творений. Скажем, основой для мифа о Данаидах стала жестокая и длительная борьба греков с египетскими фараонами. Именно эти обстоятельства и стимулировали воображение греков.

 Сказанное объясняет, почему огромное количество известнейших  мифов было экранизировано именно в то время, когда на земле шли войны. Чувство сопричастности общенациональным событиям сплачивало и тех, кто участвовал в битвах, и тех, кто оставался дома.

Содержанием мифов в большинстве случаев становились эпохальные события, а не реалии обычной мирной жизни. Исключительность изображаемого является важнейшей типологической особенностью мифов. Поскольку большинство мифов возникло в глубокой древности, их герои могут значительно отличаться от современных представителей своего народа. Вместе с тем в мифологических сюжетах и образах всегда угадываются реальные человеческие чувства и стремления.

Информация о работе Мифы Китая