Мифические правители Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 15:25, реферат

Описание работы

Цель данной работы – изучить историю Древнего Китая с позиции его мифических правителей.
Задачи исследования: рассмотреть личности правителей первопредков Фу Си и Нюй-ва Шэнь Нуна, Пяти совершенно мудрых правителей древности: Хуан-ди, Чжуань-сюя, Гао-синя (Ди Ку), Яо, Шуня. Изучить их происхождение, значение имен, их достижения в области культуры, искусства и быта. Систематизировать полученные результаты и сделать соответствующие выводы.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1. Правители первопредки………………………………………….5
1.1. Нюй-ва и Фу Си……………………………………………………...5
1.2. Шэнь Нун…………………………………………………………….8
Глава 2. Период правления пяти совершенно-мудрых правителей…...10
2.1. Хуан-ди (желтый император)………………………………………..10
2.2. Чжуань-сюй…………………………………………………………...12
2.3. Гао-синь (Ди Ку)……………………………………………………...15
2.4. Яо……………………………………………………………………...17
2.5. Шунь…………………………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………..22
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

Мифические правители Китая.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)
 
 

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Забайкальский  гуманитарно-педагогический университет  имени Н. Г.   Чернышевского»

( ЗабГГПУ  им. Н.Г. Чернышевского) 

Факультет иностранных языков

Кафедра китайского языка 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Древние языки»

на тему: «Мифические правители Китая» 
 
 
 

                                                                                                              Выполнил:

                                                                      студент 413 группы

Луценко Е. А.

                                                                                                                  Проверил: 
                                                    доцент кафедры китайского языка

Очиров  О.Р.

                                               

                                                                          

Чита, 2011

 

Содержание 

    Введение ……………………………………………………………………3

    Глава 1. Правители первопредки………………………………………….5

    1. Нюй-ва и Фу Си……………………………………………………...5
    2. Шэнь Нун…………………………………………………………….8

    Глава 2. Период правления пяти совершенно-мудрых правителей…...10

    2.1. Хуан-ди (желтый император)………………………………………..10

    2.2. Чжуань-сюй…………………………………………………………...12

    2.3. Гао-синь (Ди Ку)……………………………………………………...15

    2.4. Яо……………………………………………………………………...17

    2.5. Шунь…………………………………………………………………..20

    Заключение………………………………………………………………..22

    Список  литературы……………………………………………………….23

 

Введение

     Актуальность  данной проблемы состоит в том, что традиционные и классические описания истории Китая довольно ясно и последовательно изображают возникновение китайской цивилизации и ее развитие на раннем этапе. Однако современными учеными они больше не воспринимаются как история. Сегодня любое изучение ранней китайской культуры основывается скорее на результатах археологических поисков, чем на этих традиционных литературных источниках. Легенды и мифы составляют важный элемент культурной первоосновы народа. Это особенно справедливо для Китая, где нравственные нормы приписывались учениям мудрых правителей далекого прошлого.

     Объектом  исследования являются мифы древнего Китая.

     Предметом исследования являются мифические правители первопредки и Пять совершенно мудрых правителей Китая.

     Цель  данной работы – изучить историю Древнего Китая с позиции его мифических правителей.

     Задачи  исследования: рассмотреть личности правителей первопредков Фу Си и Нюй-ва Шэнь Нуна, Пяти совершенно мудрых правителей древности: Хуан-ди, Чжуань-сюя, Гао-синя (Ди Ку), Яо, Шуня. Изучить их происхождение, значение имен, их достижения в области культуры, искусства и быта. Систематизировать полученные результаты и сделать соответствующие выводы.

     Древний Китай возник на основе неолитических культур, сложившихся в 5 - 3 тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ стал главной территорией формирования древней цивилизации Китая, в течении длительного времени развивавшейся в условиях относительной изоляции. Лишь с середины 1 тысячелетия до н. э. начинается процесс расширения территории, в южном направлении, сначала в район бассейна Янзы, а затем и дальше на юг. 1

     История Древнего Китая начинается со времён легендарного правителя Фу Си, жившего за 30—40 веков до начала нашей эры. Если же не брать в расчет мифологические персонажи, что касается официальных письменных исторических источников, то в них не упоминается никаких правителей Китая, предшествующих династии Шан (1766—1122 гг. до н. э.). 2

     Фу  Си изобрел рыболовную сеть и научил свой народ рыбной ловле и охоте. Не менее прославленным было имя Шэнь Нуна (Священный земледелец), который изобрел орудия для обработки земли, научил свой народ земледелию и перепробовал на себе сотни растений, чтобы выявить их лечебные действия.

     Еще два правителя мудреца, которые правили племенами, обитавшими в долине Желтой реки, Яо и его преемник Шунь, были, по преданию, потомками желтого императора. В период их правления на землю обрушились губительные наводнения.  Шунь назначил Юя главным чиновником по борьбе с паводками. Юй отказался от обычного метода строительства дамб и вместо этого углубил русло рек и каналов, тем самым обуздав стихию наводнений. Шунь, отказавшись от власти, сделал Юя своим приемником. Юй, прославившийся как Великий Юй, стал основателем династии Ся.3 

      

 

      Глава 1. Правители первопредки

    1. Нюй-ва 女娲 (Nǚwā) и Фу Си伏羲, (Fúxī)

      Наиболее  примечательным со всех точек зрения является образ Нюй-ва. Имя этого  божества состоит из 2 иероглифов. Принятое словарное значение иероглифа нюй – «женщина». Иероглиф ва имеет настолько древнее происхождение, что его подлинный смысл уже в позднечжоускую эпоху был утрачен. В текстах того времени он истолковывается как обозначение некоего пресмыкающегося (ящерица, змея) либо членистого (земляной, водяной червь), либо панцирного (улитка) существа.

      Впервые о Нюй-ва упоминается в текстах  IV-III вв. до н.э. Но сколько-нибудь отчетливо это божество проявляется и определяется в письменных памятниках и погребальном изобразительном искусстве ханьской эпохи. Причем между литературными и графическими версиями ее образа наблюдаются серьезные расхождения.

     В письменной традиции Нюй-ва наделяется полузооморфной-полуантропоморфной внешностью – существо с человеческой головой  и змеиным туловищем – и  выполняет множество разнообразных  функций. Она выступает в роли божества, сотворившего людей из лессовых глин, божества-устроительницы, починившей небосвод после повреждений, нанесенных ему в ходе космической битвы между богами Огня и Воды, покровительницей брака, обучившей людей искусству любви и семейным отношениям. 4

     Фу  Си (кит. 伏羲, fúxī или 宓犧, 虙羲) (иначе Паоси (кит. трад. 庖犧, упр. 庖牺, пиньинь páoxī), Тайхао (кит. 太昊) — легендарный первый император  Китая (Поднебесной), божество — повелитель Востока.5 Фу Си считается изобретателем календаря, музыки, первых иероглифов и супружества.6

     Фу  Си, в древнекитайской мифологии первопредок и культурный герой. Его правление было в III тысячелетии до н.э. Он прожил 175 лет и правил 115 лет. 7 От этого полубожественного существа древние китайцы вели отсчет своей истории. 8 Имя Фу Си расшифровывают как «устроивший засаду на жертвенных животных» или «поставляющий на кухню жертвенных животных». Предполагают, что первоначально Фу Си был первопредком племён восточных и (предположительно аустронезийских, район полуострова Шаньдун), которые представляли его, по-видимому, в облике человека-птицы. Его временем года была весна, помощником был дух дерева Гоуман, державший в руках циркуль, который Фу Си изобрёл. Цветом Фу Си был зелёный. 9

     Рождение  Фу Си было чудесным. Его мать забеременела, ступив ногой в след духа грома, великана Лэй Шэня, по дороге к берегу озера Лэйцзэ. Это предание, вероятно, связано с распространённым на рубеже н. э. представлением о Фу Си как о существе с телом змеи и головой (или верхней частью туловища) человека, аналогичном прародительнице Нюй-ва, которая, видимо, с этого времени (возможно, под влиянием мифологии южных племен) стала считаться его сестрой и одновременно женой. Однако в неофициальных апокрифических сочинениях того времени сохраняются реликты его более древнего птичьего облика.

     Первые  упоминания о Фу Си в памятниках примерно 4 в. до н. э. сообщают о ряде его культурных деяний. Фу Си был сведущ в толковании движения солнца, луны и созвездий, а также в изменении погоды и смены времен года. Его обширные наблюдения и исследования позволили ему хорошо понимать окружающий мир. Он научил людей охоте и рыболовству, варить мясо.

     Он  классифицировал все: от человеческого  тела до того, что его окружает и  разбил эти элементы на восемь больших  категорий, которые обозначил восьмью символами и создал ба гуа. Изучая ба гуа можно понять волю Небес и взаимосвязь между вещами и явлениями.

     Фу  Си первым сплёл из верёвки рыболовные сети.  Изобрёл гусли, силки и другие предметы; установил правила женитьбы. Фу Си приписывается и создание иероглифической письменности, заменившей узелковое письмо.

     Фу  Си почитался в качестве божества востока, считалось, что он правит под покровительством стихии дерева. В историзованной конфуцианской традиции Фу Си - правитель, бывший у власти с 2852 по 2737 до н. э. Как государь Фу Си известен также под именем Тай-хао. На могильных рельефах первых веков н. э. Фу Си изображался обычно с циркулем в одной руке и диском солнца в другой. Циркуль - символ круга, т. е. неба, а солнце - воплощение мужского начала ян. В средневековом Китае Фу Си почитался как один из августейших владык, позднее также в качестве одного из божественных патронов медицины.

     Фуси  приписывается также первое одомашнивание  животных и разведение шелковичных  червей. 10

     В погребальном изобразительном искусстве Нюй-ва и Фу Си рисуются в виде супружеской пары, обладающей одинаковой внешностью: человеческая верхняя часть туловища, переходящая в зменнообразный из со сплетенными хвостами. Головы божеств венчают царские тиары. 11 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Шэнь Нун 

     Шэнь  Нун (кит. 神农, пиньинь Shénnóng, божественный земледелец) — в китайской мифологии один из важнейших культурных героев, покровитель земледелия и медицины, один из Трёх Великих.

     Шэнь  Нун ("божественный земледелец") - в древнекитайской мифологии - один из центральных культурных героев, с именем которого связывается начало земледелия, мудрый правитель.

     Имя Шэнь Нун переводится как Пахарь Духа или Божественный Земледелец, и начало его правления относится  к 2737 году до нашей эры (по данным современной версии "Ча Цзина", "Чайного канона").

       По преданию, мать Шэнь Нуна Нюйдэн зачала его после того, как увидела чудесного дракона. Считается, что Шэнь Нун имел такой же облик, как и другие мифические первопредки, - змеиное тело, человечье лицо, бычью голову и нос тигра. Шэнь Нун был зелёного цвета (цвет растительности).

       Когда Шэнь Нун родился, в земле сами собой появились девять колодцев. При нём с неба выпало дождём просо, и он тут же стал пахать землю и сеять его. Ему же приписывается изобретение сельскохозяйственных орудий. С Шэнь Нуном связывается также начало торговли - он устроил первые меновые базары. 12

       Но в большей степени он  известен как человек, пришедший  в этот мир, чтобы помочь  людям избавиться от болезней. Он пробовал самые разные листья, стебли и корни растений, испытывая, тем самым, их действия на своём организме, чтобы найти среди них лекарственные. По одной версии он определял свойства различных трав на вкус, по другой он пробовал отвары растений.13

     Шэнь  Нуну приписывается и открытие чая. О том, как Шэнь Нун обнаружил чай, существуют различные истории. Наиболее правдоподобной представляется эта - она повествует о том, как однажды, совершая трудный переход через горный хребет, Шэнь Нун истомился от жажды. Внезапно от кроны дерева отделился листок и плавно приземлился перед ним. Подобрав его, Шэнь Нун внимательно его рассмотрел, и ему пришёлся по сердцу нежный зелёный цвет. Помяв рукой листочек, он увидел маслянистый сок. Понюхав, ощутил благоуханный аромат. Коснувшись языком, почувствовал чрезвычайно терпкий, вяжущий вкус. И тогда Шэнь Нун, полагаясь на свой богатейший опыт, тотчас же решил, что это — подходящее средство для утоления жажды и для поднятия духа. – Другая повествует, что съев однажды растения содержащие ядовитые для организма человека вещества, Шэнь Нун остался живым благодаря лишь съеденным затем листьям чайного дерева, которые вывели из его организма все ядовитые вещества. По еще одной легенде он съел какую-то ядовитую траву и упал под чайным деревом. Тут ему в рот упала капля росы с этого дерева и он сразу же исцелился и почувствовал необыкновенную бодрость – чайный лист упал в котёл, в котором он кипятил воду. Версий много, какая из них является истинной, сказать сейчас не возможно. Но в любом случае, он сделал вывод, что чай может выводить из организма яды. С тех пор Шэнь Нун стал использовать чай как противоядие в тех ситуациях, когда ему попадались ядовитые растения.14

Информация о работе Мифические правители Китая