Мифы Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Что такое миф? На этот вопрос ответить нелегко. История развития общества говорит нам, что первобытные люди вступают в историю «ещё как полуживотные, ещё дикие, беспомощные перед силами природы, не осознавшие ещё своих собственных сил; поэтому они были бедны, как животные, и не намного выше их по своей производительности».
Таким образом, хотя при первобытном строе отсутствовала эксплуатация человека человеком, первобытные люди сами были рабами природы. Задавленные нуждой и трудностями борьбы за существование, в те далекие времена они ещё не отделяли себя от окружающей природы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
3
1. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КИТАЙСКОЙ МИФОЛОГИИ…………
5
1.1. О китайской мифологии………………………………………..……
5
1.2. Влияние религии на китайскую мифологию……………………….
6
1.3. Предпосылки рождения китайских мифов…………………………
7
2. СВОЕОБРАЗИЕ КИТАЙСКОГО МИФА И ПЕРИОДЫ РАСЦВЕТА КИТАЙСКОГО МИФОТВОРЧЕСТВА………………………………….……

9
2.1. Своеобразие китайского мифа………………………………………
9
2.2. Ступени и периоды развития и расцвета китайского
Мифотворчества………………………………………………………….

10
2.3. Источники китайской мифологии…………………………………….
12
2.4. Мифы, легенды и сомнения в китайском мифотворчестве……….
14
3. РАЗНОВИДНОСТИ МИФОВ В КИТАЙСКОМ МИФОТВОРЧЕСТВЕ…
16
3.1. Космогонические мифы……………………………………………..
16
3.2. Мифы о звездах………………………………………………………
17
3.3. Мифы об удивительных существах, населявших древний мир…..
24
3.4. Мифы и легенды о драконах…………………………………………
23
3.5. Мифы об удивительных животных в китайской мифологии………..
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………

Файлы: 1 файл

реферат мифы китая.doc

— 306.50 Кб (Скачать файл)

 Пань-гу трудился  восемнадцать тысяч лет, за это  время он создал солнце, луну  и звезды, Небеса и Землю.

 Наконец завершив свои  земные труды, он умер, продолжая  жить в своих творениях. Его  голова стала горами, дыхание преобразилось в ветер, реки и облака, голос в гром; плоть стала землей, конечности – четырьмя частями; кожа и волосы превратились в травы и деревья, зубы, кости и мозг стали металлами, скалами и драгоценными камнями, пот – дождем, ползавшие по его телу насекомые обернулись людьми; таким образом, он отдал всего себя тому, чтобы созданный им мир был богатым и прекрасным.

 Приведенный нами рассказ о Пань-гу и его творениях имеет даосское происхождение, это позднейшая адаптация даосского мифа. Его не следует путать с совершенно иной картиной мира – буддийской космогонией.

Мифологическому сознанию свойственна определенная ограниченность – достаточно лишь постановки проблемы или объяснения непонятного посредством чуда. В те времена китайская космогония состояла в основном из сложной для понимания внеличностной метафизики, которая в Китае сохранялась в неизменном состоянии девять столетий, предшествующих возникновению мифа о Пань-гу.

 

 

3.2. Мифы о звездах

В соответствии с китайской философией, солнце, луна и планеты влияют на земные события, прежде всего на жизнь и смерть человека. Если их цвет меняется, то это предвещает невзгоды. Когда луна становится красной или блекнет, то следует опасаться тяжелых времен.

 Изменение во времени  появления солнца означает несчастья для государства или для правителя: они предвещают голод, восстания, смерть императора. Символическим изображением солнца считается ворон в круге, луна выглядит как заяц, стоящий на передних лапах, толченый рис в ступе или трехлапая жаба. С жабой связана история, которую мы расскажем позже.

 Основные жертвоприношения  луне делаются осенью, именно  тогда для этой цели продаются  специальные лунные пироги. Все  звезды объединены в созвездия, ими управляет правитель, восседающий  на Северном полюсе. На пяти  звездах в созвездии Льва живут  также пять монархов, здесь же находится дворец By Ди Цо, или «Трон пяти императоров».

 В это небесное правительство  также входят наследник, императрица, сыновья и дочери, а также Небесный  судья. Созвездия назвали именами  людей, животных и других земных  предметов. Считается, что в созвездии Большой Медведицы живут боги судьбы, отмеряющие продолжительность жизни и определяющие продолжительность всех событий, относящихся к жизни человечества. Обожествление небесных тел вызвано страхом, который испытывал древний человек, сталкиваясь с непонятными или необычными явлениями.

 Официальные церемонии  поклонения солнцу и луне совершались  императором в соответствующих  храмах, расположенных к востоку  и западу от императорского  дворца. Китайцы относят и солнце, и луну к звездам, дух первого называют Ди цзюнь, или Жи Гун, «Чжи Чжан из Солнечного дворца». Второго обозначают как Тай-юнь Хуанчжун, – лунная царица, или «мать луны», или «госпожа Чан Э из лунного дворца».

Так во что верят китайцы, что отражено в их мифах? Рассмотрим этот вопрос  подробней.

1. Бог Мужчин Чжан Сянь:  в семейных спальнях китайских домов висят изображения белолицего, длиннобородого мужчины, около него стоит маленький мальчик, держащий в руках лук и стрелы, которыми стреляет в небесную собаку. Собака – это собака-звезда, и, если судьба семьи находится под этой звездой, она будет лишена мужского потомства или родившийся мальчик проживет недолго.  В то же время Чжан Сянь считается покровителем беременных женщин; со времен династии Сун женщины возносили ему молитвы, прося послать им мальчика. Введение этого божества в китайский пантеон произошло благодаря истории, которая случилась с Хуажи Фужень, – так звали наложницу Мэн Чжана, последнего правителя позднего царства Шу (935—964 гг. н. э.). Встречаются разные точки зрения по поводу зарождения культа. Согласно одной версии, император Чжэнь Цзун из династии Сун увидел во сне прекрасного молодого человека с белой кожей и черными волосами, державшего в руках лук. Он заявил императору: «Звезда Тянь Гоу, божественная собака, в небе прячет солнце и луну, а оказавшись на земле, пожирает маленьких детей. Только в моем присутствии она не причиняет вреда».  Когда император проснулся, то немедленно распорядился, чтобы нарисовали портрет молодого человека и вывесили повсюду; с этого времени бездетные семьи пишут имя Чжан Сяня на табличках и поклоняются ему. По другой версии, Чжан Сянь является духом звезды Чжан. Широко распространено мнение, согласно которому он выглядит как воин с луком в руках. Рассказывают, что дух звезды Цзя восседает в небесной кухне и устраивает пиры для богов.

2. Солнечный правитель: поклонение солнцу было частью государственного культа, существовавшего на протяжении многих тысячелетий. Самому солнцу мог поклоняться только император, а чиновники совершали жертвоприношения перед изображениями солнца на табличках. Поклонялись и луне. Во время сбора урожая, в полнолуние восьмого месяца, каждая семья курила благовония и совершала жертвоприношение светилам. Так представители всех 100 тысяч фамилий обеспечивали себе благосклонность «ледяного колеса, находящегося в Млечном Пути среди небесной улицы, всегда яркого зеркала», как эвфемистически именовали Луну.

 Считалось, что на Луне  живет белый заяц, толкущий в  ступе снадобье, дарующее вечную  жизнь (заяц воплощал темное начало инь, в то время как светлое – ян – символизировала жаба). На китайских народных картинках можно увидеть лунный дворец Чан Э, которая украла снадобье бессмертия и, приняв его, улетела на Луну, где и живет в одиночестве. По другой версии, на Луне живет некто У Ган, посланный туда срубить огромное коричное благоухающее дерево, а следы от топора зарастают вновь и вновь.

3. Поклонение  звездам: родители поклоняются звездным божествам, чтобы обеспечить счастливую судьбу своим детям, считается, что поклонение звездам определяет удачу при ухаживании и женитьбе, процветание или неудачу в делах, что эти божества насылают чуму и войны, дожди и засуху. Звезды управляют добрыми и злыми духами, поэтому каждое событие определяется «звездным правителем», который в определенное время с небес устраивает судьбы людей и народов. Поклонение божествам осуществляется или обычными людьми, или астрологами, которых нанимают специально для этого, или даосскими священниками. Когда кто-то заболевает, то выкладывают десять бумажных изображений небесных богов: с одной стороны пять добрых, а с другой – пять злых. Перед ними выставляют угощение; предполагают, что когда плохие божества наедятся, то улетают на юго-запад. Воздавая почести добрым звездным богам, люди надеются, что изгонят злых, и тогда все будут счастливы.

4. Мифы  о времени: Тяй Суй является небесным духом, который возглавляет год. Он возглавляет и департамент времени. Ему поклонялись из страха, ибо все знали, что он никогда не оставляет обидчика безнаказанным и наносит удар неожиданно.  Ему подчиняются сто двадцать подданных, которые обеспечивают правильное чередование лет, месяцев и дней. Некоторые исследователи полагают, что подобные верования восходят к халдейско-ассирийскому источнику, но на самом деле подобные представления есть в мифологиях практически всех древних народов. Они отражают стремление людей объяснить непонятные им явления. Обрядов, посвященных богу времени, не было во времена династий Тан и Сун. Только в период династии Юань (1206—1368 гг. н. э.) ему стали постоянно поклоняться благодаря резко возросшему интересу к истории. После утверждения династи Цин (1644—1912) маньчжуры вводили поклонение богам, управлявшим чередованием месяцев и дней.

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Мифы об удивительных существах, населявших древний мир

Мир, описанный в древнекитайских мифах, был, разумеется, наполнен чудесными и удивительными созданиями. Согласно легендам, в многочисленных дальних странах жили люди и другие существа, обладавшие поразительными свойствами.

Так, например, все жители Страны Благородных были исполнены гуманности, любви и добродетели. О жителях этой страны рассказывалось много любопытного. Все жители были скромны, вежливы и никогда не затевали ссор. У жителей Страны Трудолюбивых лицо, руки и ноги были черными. Они всегда находились в состоянии смятения, что бы они ни делали — ходили, стояли, сидели, лежали, — все время они были неспокойны. У них был озабоченный вид, даже если никаких дел у них не было, поэтому их прозвали трудолюбивыми. Страна Чернозубых была населена людьми, чьи зубы были черны, как черный лак. Чернозубые питались рисом, а приправу готовили из змей. У жителей Страны Темноногих ноги и бедра были черными. Они жили на берегу моря, одежду делали из рыбьей кожи и питались буревестниками. Обитатели Страны Огнедышащих имели черную кожу, походили на обезьян и способны были изрыгать огонь. У жителей Страны Белых Людей все тело было белое, и даже волосы на голове были белыми.  В другой необыкновенной стране жили люди с красными до колен ногами, как будто они были обуты в красные сапоги.

Согласно преданию, один из самых удивительных народов появился после того, как в древние времена брат и сестра стали мужем и женой. Небесный владыка в пылу гнева сослал нарушителей обычаев в отдаленную и безлюдную горную местность, где они, обнявшись, умерли в глубоком ущелье от голода и жажды. Свидетелем трагедии оказалась некая волшебная птица. Увидев, как умерли двое влюбленных, она сжалилась над ними: принесла в клюве траву бессмертия и прикрыла их ею. Прошло семь лет, и к усопшим вернулась жизнь, но тела их уже срослись, и когда супруги ожили, то превратились в странного человека с двумя головами, четырьмя руками и четырьмя ногами. Их дети и внуки были похожи на родителей, и эти странные люди стали родоначальниками народа Сросшихся.

Существовало также племя людей, чьи лица напоминали свиные морды. Это была Страна Свинорылых. У жителей Страны Одноглазых был только один глаз посредине лица. Иногда ее несправедливо называли Страной Бесов: настолько жутким казался вид ее обитателей.

Кроме людей с пугающей внешностью, в дальних странах можно было встретить забавные лица. Такова была Страна Длинноухих: у ее жителей были длинные, до плеч, уши. Во время ходьбы они их придерживали руками. Обитатели Страны Людей, Держащих Завязки, тоже все время держали руки у подбородка — чтобы ветер не унес их шапки. О жителях Страны Людей С Запавшими Глазами было известно, что питались они рыбой и в руке постоянно держали рыбу, как бы намереваясь ее съесть. Перечислять можно долго, все это и многое другое красочно описано в мифах китайцев. Некоторые существа представлены на рис. 1,2 ниже.

   

Рис. 1. Обитатели чужеземных стран

(Птицелюди, Трехтелые, Дырявогрудые, Рыболюди)

 

 

Рис.2. Чудесные существа

(зверь  дицзян, птицеконь, летучая змея)

3.4. Мифы и легенды о драконах

Из всех мифических существ наибольшей популярностью (даже благоговением) у китайского народа пользовались драконы.

Начертание иероглифа «лун» (дракон) (рис.3), представляющее собой пиктограмму, изображающую животное с длинным телом и головой, увенчанной рогами (или гребнем), обнаружено уже в надписях на гадательных костях эпохи Инь (с XIV в. до н. э.). Существуют предположения о том, что прообразом этих пиктограмм была ящерица, а также о связи образа луна (дракона) с крокодилом.

Рис.3. Древнее написание иероглифа «дракон»; произносится lóng (лун)

 

Изображения дракона отличались разнообразием и причудливостью форм. Но во всех случаях облик чудовища был величественным, суровым и воинственным (рис.4,5).

Рис.4. Крылатый дракон, V—III века до н. э.

 

    
   

 

Рис.5. Различные изображения драконов — лунов. С гравюр XV—XVII веков

 

Иногда дракона изображали в виде большой змеи или животного, напоминавшего одновременно и тигра и лошадь. Часто вокруг дракона рисовали облака, густой туман или бушующие волны, чтобы создать представление о его необычайной силе и способности вызывать стихийные бедствия. Дракон взмывал в небо и парил в облаках, скалил клыки и выпускал когти. Дракон обладал способностью к перевоплощению, он мог бегать, плавать, летать.

Изображение дракона использовалось в качестве геральдической эмблемы на знаменах знатных родов. В средневековом Китае дракон был символом императора, его изображали на троне, на халате государя.

Драконы, олицетворявшие собой дождевые облака, которые приносили необходимые для посевов дожди, представлялись китайцам благостными богами, дарующими «сладкий», «хлебный» дождь. Драконы почитались также в качестве хранителей рек, озер и водоемов, воды которых использовались для орошения (искусственного и естественного). Драконы, дарующие дождь, могли быть в то же время виновниками слишком обильных дождей, вредных для посевов. В таких случаях они оборачивались к людям своей «темной», «злой» стороной. Но особенно страшны были драконы-божества рек. Это они, по представлениям древних китайцев, были виновниками страшных разливов китайских рек, сметающих на своем пути сотни селений, несущих гибель посевам и тысячам людей. Именно с этим связаны представления людей о злобности и кровожадности драконов. Обезумевшие от страха люди приносили многочисленные жертвы повелителям  этой страшной стихии, в том числе человеческие. Этот обычай сохранялся очень долго. Невероятная и необъяснимая сила драконов способствовала необыкновенной популярности этих существ в мифических сказаниях. В более позднее время в фольклоре появляются мотивы обуздания рек и их повелителей — драконов-богов, единоборства героев-борцов с наводнениями и потопами.

Информация о работе Мифы Китая