Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:53, дипломная работа

Описание работы

Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству является одной из важнейших задач современной школы. В процессе обучения развитие интереса имеет очень большое значение, так как без него невозможно воспринимать материал. Будучи средством обучения интерес актуализирует наиболее важные элементы знаний и содействует успешному приобретению умений и навыков. Познавательный интерес способствует тому встречному движению ученика к учителю, которое необходимо для успешного процесса обучения. А так же познавательный интерес способствует формированию личности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития интереса младших школьников 5
Понятие интереса 5
Искусство – как средство эстетического воспитания 19
Роль интереса в музыкальном воспитании младших школьников 23
Выводы по главе 1 32
Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению и развитию
интереса младших школьников на уроке музыки 35
2.1. Методика развития интереса к музыкальному искусству в классной работе 35
2.2. Диагностическое исследование уровня сформированности развития музыкального интереса 42
2.3. Динамика сформированности развития музыкального интереса 49
Выводы по главе 2 52
Заключение 54
Библиографический список 56
Приложения

Файлы: 1 файл

ддиплом.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)

познание во взаимосвязи с различными видами художественной деятельности (изобразительной, театральной, музыкальной и др.) обеспечивало удовлетворение особых склонностей  учащихся;

взаимосвязь познания и игры (творческой, дидактической) давала пищу развитию ума, творчества во всех возрастных периодах школьника;

целенаправленное вовлечение речевой  деятельности в познавательные процессы содействовало общей культуре школьника, обогащало их общее развитие;

взаимосвязь труда, познания, изобразительной деятельности вооружало школьников целым комплексом познавательных, художественных, практических способов и средств использования их в жизненной практике.

2.   Особое место занимал процесс взаимосвязи познавательной деятельности и общения, способствующий обмену опытом, приобретенной информацией за пределами учебного процесса; коллективное выполнение деятельности  индивидуальным распределением аспектов работы  повышало ответственность за выполнение общего дела; постоянное общение учащихся с учителем содействовало формированию их познавательных интересов на основе межсубъектных отношений.

3.   Особенно выразительной была выявленная тенденция положительного влияния общественной деятельности на познавательный интерес и активизацию учащихся любого возраста. Процесс общения, коллективные формы взаимосвязанных видов деятельности с выходом на общественную всегда обеспечивали значительный интерес, эмоциональный подъем, повышение настроения учащихся, стремление их к перспективам деятельности коллектива. Социальная значимость их труда, познания, общения, всех видов деятельности, укрепляемая общественно ценным результатом, становилась в процессе жизнедеятельности коллектива учащихся не только важнейшим стимулом, но и потребностью каждого осуществлять полезную, необходимую для других деятельность [50,63].    

 Проблема интереса в обучении  существовала на протяжении всего  исторического процесса развития  педагогической мысли и школы.  Средневековая педагогика вслед  за философией своего времени провозглашала идеи аскетизма, отказа от земных радостей, считала проявления интереса греховным началом в человеке.   

 В эпоху гуманизма педагогика  выдвинула идею о привлекательном  обучении, об учете интересов  детей.  

 Другое освещение получил  интерес в теории естественного, свободного воспитания. Жизнь возбуждает интерес ребенка, она наталкивает его на раскрытие явлений природы, на основе непосредственного интереса есть тысячи способов заинтересованности детей в измерении, определении, вычислении расстояний. Любопытство характерная черта человека, оно возникает из естественных желаний, врожденных стремлений. Только опираясь на естественную природу ребенка, можно обеспечить его учение.  

 В русской педагогике домарксистского  периода интерес в обучении  рассматривался как важное средство воспитания и учебной деятельности. С наиболее верных позиций интерес в обучении раскрыт революционными демократами и разделяющими их позицию А.Д.Писаревым и К.Д.Ушинским. считая учение серьезной деятельностью, которую нельзя превращать в забаву, революционные демократы признавали интерес важным побудителем учебной деятельности вместе с мотивами долга, ответственности [50,77].  

 Интерес, по К.Д.Ушинскому,  не только средство успешного  обучения, это и важный стимул  нравственного воспитания. Пустые интересы, отвлекающие ребенка от нравственного и прекрасного в действительности, препятствует целям воспитания. Лишь направленность к полезному и нравственному утверждает в человеке чувство собственного достоинства.   

 Д.И.Писарев советует учителям не пробуждать интерес к учению занимательными рассказами, а способствовать самопознанию учеников, так осуществлять «преподавание, чтобы ученики сами замечали процесс своего развития. Как только этот отрадный факт сделается для них осязательным и несомненным, как только они увидят значительный шаг вперед – они, несомненно, пристрастятся к умственным занятиям, которые дали им возможность сделать над своими особами такие приятные и лестные наблюдения» [34,269].  

 Для Д.И.Писарева интерес  является важным мотивом учения, воспитание которого представляет несомненные трудности, так как приохочивать гораздо труднее, чем приневолить. Но эти трудности окупаются высоким результатом учения, все то, что изучается по принуждению, забывается при первом удобном случае. Средствами воспитания интереса как мотива учения Д.И.Писарев считал раскрытие закономерностей наук, связь знаний с жизнью, общение со взрослыми, подлинное уважение воспитателей и учителей к ученикам.  

 Педагогические взгляды Н.А.Добролюбова  и Н.Г.Чернышевского основаны на том, что интерес в обучении развивается на основе природосообразного подхода к ребенку,  ценность же интереса состоит в том, что он развивает внимание, воображение, чувства, мыслительные способности, волю, содействует самостоятельности личности на основе ее убеждений. От интереса в учении к интересу социальному – вот путь, который намечали революционные демократы в развивающем и воспитывающем обучении. Их главная идея состояла в том, что недостаточно находить удовольствие в размышлениях над книгами, даже отражающими жизнь, важно активно вмешиваться в жизнь [50,79 – 80].  

 Итак, интерес – стремление  к познанию объекта или явления,  к овладению тем или иным  видом деятельности. Современной  педагогике чрезвычайно важно  утверждение силы и влияния интереса в обучении как необходимого фактора формирования личности обучающихся. Формируя способность к волевому усилию, интерес возбуждает нравственные силы ученика и является, таким образом, не только средством успешного обучения, но и важным стимулом нравственного роста личности.

 

1.2. Искусство – как  средство эстетического воспитания    

 Проблемы искусства и жизни касался Аристотель в «Поэтике», когда, к примеру, решал вопрос о воздействии трагического в искусстве на человека; другую её сторону осветил Лессинг в «Лаокооне», размышляя о границах живописи и поэзии (его, как мы помним, интересовало, какие события и явления жизни лучше всего отражает искусство слова и какие – пластические искусства).  

 В.Г.Белинский, раздумывая над  спецификой искусства (в частности, языка искусства) и сравнивая его с наукой, писал: «…видят, что искусство и наука не одно и то же, а не видят, что их различие вовсе не в содержании, а только в способе обрабатывать данное содержание. Филосов говорит силлогизмами (умозаключение общего порядка, относящееся не к одному частному случаю, а ко всем или почти всем подобным случаям), поэт – образами и картинами, а говорят оба они одно и то же». И в другом месте, касаясь только искусства: «Искусство есть непосредственное созерцание истины, или мышление в образах. В развитии этого определения искусства заключается вся теория искусства: его сущность, его разделение на роды, равно как условия и сущность каждого рода» [25,55].  

 Н.Г.Чернышевский утверждал,  что есть своеобразие искусства заключается в том, что оно изображает жизнь «в форме самой жизни»: «Искусство вернее достигает своей цели, нежели простой рассказ, тем более ученый рассказ: под формою жизни мы легче знакомимся с предметом, гораздо скорее начинаем интересоваться им, нежели тогда, когда находим сухое указание на предмет» [25,56].   

  Особое место в мире прекрасного занимает искусство. Именно в искусстве эстетические способности человека проявляются с наибольшей полнотой и цельностью. Искусство призвано в первую очередь удовлетворять эстетические потребности человека, формировать и воспитывать его вкус, развивать его способность к творчеству по «законам красоты». Не будет преувеличением, если мы скажем: искусство в полном смысле этого слова «заведует» красотой и эстетическим воспитанием людей.   

 Так или иначе, каждый из  нас с раннего детства испытывает  благотворную, живительную силу  искусства. Оно способствует нашему  духовному росту, помогает разобраться  в сложных вопросах общественной  и личной жизни, а нередко  и определить свое место в мире.   

 Искусство возникло задолго  до того, как сложилось само  понятие «искусство». То, что ныне  обозначается этим словом, было  настолько тесно связано с  трудом и бытом древних людей,  что немыслимо ими как особый  вид человеческой деятельности. Постепенно вместо понятий «ручное ремесло», «мастерство» и т.п. выкристаллизовалось понятие «искусство» в значении художественное творчество. А тех, ими кто занимается, стали называть художниками. Искусство, или художественное творчество, есть явление общественное и по своему происхождению, и по тем целям, которым оно служит. Искусство одновременно и познание мира, и творчество, преобразование действительностям по законам красоты.  

 Искусство – не только  отражение жизни, оно и великий  педагог, воспитатель и создатель человеческой психологии.  

 Искусство – могучее и  незаменимое средство духовного  обогащения личности. Оно преобразует  жизнь тем, что воздействуя  на человека, формирует его внутренний  мир. Чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно вглядеться в лица зрителей, когда они смотрят спектакль, слушают музыку. Произведение искусства способно пробудить целую гамму чувств: радость и печаль, удивление и восхищение, смех и печаль. И даже в знакомом нам человеке можно увидеть в этот миг нечто новое, до сих пор нами не замеченное.  

 Музыку часто называют самым  романтичным видом искусства.  Это связано с характером музыкального  образа. Развитие музыкальных образов  представляет собой «чистое движение».  Слушая музыку, мы не имеем  перед глазами созерцательного предмета, а как бы следим за движением самой души.   

 Музыкальное искусство может  существовать и самостоятельно (например, инструментальная музыка), и в  неразрывной связи с другими  видами искусства, как «сопровождение».  Термин этот не следует принимать слишком прямолинейно. Музыка «сопровождения» является не подсобным, а равноправным (иногда и ведущим) началом в искусствах смешанного синтетического рода.    

 Музыка выступает совместно  с другими видами искусства  не только в песенном жанре.  Она оформляет текст и ведет действие в опере, балете, кино и т.д. Широкое использование  музыки в различных видах искусства обусловлено самой её природой,  теми изначальными свойствами музыкального образа, о которых мы уже говорили. Образ в музыке – воплощение чистой духовности; он выражает чувство, не используя вещественные материи. Это позволяет ему легко входить в сочетание и взаимодействие с другими образами, более вещественными. Музыкальный образ оказывается по отношению к ним не чужеродным, но придает им новое качество, усиливает их и возвышает.     

 Выступая в сочетании с  другими искусствами, музыка создает  особый художественный мир –  мир высоких чувствований, высокого  эмоционального напряжения.  

 Музыка – искусство интонации,  художественное отражение действительности в звучании. Художественная деятельность в музыке направлена на звуковой материал, организуемый в высотном, временном, тембровом, громкостном и др. отношениях (в отличие от словесной речи, в которой звуки организованы главным образом в артикуляционном отношении) с целью воплощения особой образной мысли, ассоциирующей состояния и процессы внешнего мира, внутренних переживаний человека со слуховыми впечатлениями.  

 Специфика музыки как особой  эстетической ценности раскрывается  в соотношении прикладных и специально-художественных целей творчества.  

 Особый аспект специфики  музыкального искусства – соотношение  его временной природы (любое  музыкальное явление существует  как необратимая последовательность  интонаций и интонационных комплексов) и художественно-смысловой целостности.   

 Специфические особенности  музыки как вида искусства  реализуют природу искусства  в целом: способность формировать  человеческую личность, передавая  её ценности, нормы, идеалы, накопленные  культурой и отвечающие как  общечеловеческим потребностям, так и потребностям данной социальной среды, запечатлевая в художественных образах всё более многомерную картину действительности, развивая в человеке творческое начало, его созидательную активность [28,360]. 

«Музыка – это область чувств и настроений. Это в звуках выраженная жизнь души» (А.Н.Серов). Музыка, как и любой другой вид искусства, отражает действительность. Но отражает по-своему, не так, как литература и живопись. Музыка не в состоянии изобразить предмет или событие во всех их конкретностях, она лишена наглядности, которая составляет преимущество живописного, архитектурного или скульптурного образа. Но от музыки это и не требуется. Ее сила и преимущество в другом – в непосредственности передачи неисчерпаемого мира человеческих чувств, их тончайших оттенков. Восторг и отчаяние, тихая радость и бурное ликование, торжество и разочарование, тревога и надежда, развитие чувства от его зарождения, первого робкого проявления до расцвета или угасания и т.д. – все это доступно музыке и выражается ею с необыкновенной непосредственностью, искренностью и полнотой. В этой особенности музыки – заключена и своя условность. Она состоит в том, что у разных людей одна и та же музыка вызывает разные «зрительные» представления. Это объясняется особым «интимным» характером связи музыки с человеком, который ее воспринимает.      

 Эстетическое богатство действительности  настолько велико и многообразно, что его нельзя охватить и  полностью передать с помощью  одного вида искусства. Как  ни огромны возможности, например, литературы в изображении реального мира, словом невозможно передать все разнообразие форм и цветовых соотношений, как это делает живопись, или эстетическое богатство звуков, выражаемых музыкой. А у человека постепенно развилась потребность – общественная потребность – охватить и освоить мир во всем его богатстве. Именно эта потребность вызвала к жизни разные виды искусства, развивая одновременно определенные эстетические чувства – музыкальное ухо и глаз, способный понимать красоту форм.  

Информация о работе Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству