Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:53, дипломная работа

Описание работы

Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству является одной из важнейших задач современной школы. В процессе обучения развитие интереса имеет очень большое значение, так как без него невозможно воспринимать материал. Будучи средством обучения интерес актуализирует наиболее важные элементы знаний и содействует успешному приобретению умений и навыков. Познавательный интерес способствует тому встречному движению ученика к учителю, которое необходимо для успешного процесса обучения. А так же познавательный интерес способствует формированию личности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития интереса младших школьников 5
Понятие интереса 5
Искусство – как средство эстетического воспитания 19
Роль интереса в музыкальном воспитании младших школьников 23
Выводы по главе 1 32
Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению и развитию
интереса младших школьников на уроке музыки 35
2.1. Методика развития интереса к музыкальному искусству в классной работе 35
2.2. Диагностическое исследование уровня сформированности развития музыкального интереса 42
2.3. Динамика сформированности развития музыкального интереса 49
Выводы по главе 2 52
Заключение 54
Библиографический список 56
Приложения

Файлы: 1 файл

ддиплом.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Российской Федерации

Кафедра профессионально – педагогического  образования

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Развитие интереса младших  школьников к музыкальному искусству

Выпускная квалификационная работа

 
                                          

                                       Научный руководитель:

 
 
 
 
 
 
 
 

2005

Содержание

стр.

 

Введение                                                                                                                           3

Глава 1. Теоретические основы развития интереса младших школьников       5 

  Понятие интереса                                                                                               5 

  Искусство – как средство эстетического  воспитания                                    19 

  Роль интереса в музыкальном воспитании младших школьников               23               

Выводы  по главе 1                                                                                                           32

Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению и развитию                  

 интереса младших школьников  на уроке музыки                                   35

2.1. Методика развития интереса к  музыкальному искусству в классной  работе    35

2.2. Диагностическое исследование уровня  сформированности развития музыкального интереса                                                                                                   42

2.3. Динамика сформированности развития  музыкального интереса                        49

Выводы  по главе 2                                                                                                           52

Заключение                                                                                                                      54

Библиографический список                                                                                            56

Приложения

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  

 Развитие интереса младших  школьников к музыкальному искусству  является одной из важнейших  задач современной школы. В  процессе обучения развитие интереса имеет очень большое значение, так как без него невозможно воспринимать материал. Будучи средством обучения интерес актуализирует наиболее важные элементы знаний и содействует успешному приобретению умений и навыков. Познавательный интерес способствует тому встречному движению ученика к учителю, которое необходимо для успешного процесса обучения. А так же познавательный интерес способствует формированию личности.  

 Развитие интереса к музыкальному  искусству сказывается на обучении  ребенка, чем больше ребенок интересуется музыкальным искусством, тем богаче, ярче его воображение, чувства, духовный мир. Особое значение проблема интереса и увлеченности приобретает в области искусства, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь даже маленьких результатов, сколько бы ни отдавать этому сил [37,4]. Задача учителя – развивать интерес учащихся и повышать его уровень.  

 На основе выше сказанного  мы сформулировали тему выпускной  квалификационной работы: «Развитие  интереса младших школьников  к музыкальному искусству».  

 Весомый вклад в  развитие познавательного интереса внесли работы Б.Г.Ананьев, Н.Ф,Добрынин, Н.А.Менчинская, М.А.Данилов, М.Н.Скаткин, Д.И.Писарев и других. Большую роль в разработке новых идей по развитию интереса младших школьников к музыкальному искусству сыграли Б.М.Теплов, Г.С.Ригина, Б.В.Асафьев, Д.Б.Кабалевский и другие.  

 Цель исследования: рассмотреть  в теории и практике развитие  интереса младших школьников  к музыкальному искусству.  

 Объектом исследования выступил  процесс обучения младших школьников.   

 Предметом исследования явились  уроки музыки.  

 Исходя из цели исследования  мы определили следующие задачи:

1. изучить психолого-педагогическую  и методическую литературу по  теме исследования;

2. рассмотреть, что искусство  является основным средством эстетического воспитания;

3. раскрыть понятие интереса  на уроке музыки через различные  виды музыкальной деятельности;

4. изучить опыт педагогов –  новаторов;

5. провести педагогический эксперимент  с целью определения уровня  развития интереса младших школьников к музыкальному искусству.  

 Для решения поставленных  задач использовался комплекс  методов психолог-педагогического  исследования: теоретических (изучение  и анализ психорлого-педагогической, музыкальной литературы), эмпирических (сравнение, наблюдение), диагностических (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности).   

 Исследование проходило в  Куртамышской основной общеоразовательной  школе, всего охвачено 15 детей.  

 Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении педагогических условий, способствующих успешному развитию интереса в процессе музыкального образования.   

 Практическая значимость исследования  заключается во внедрении различных  методов музыкальной деятельности  младших школьников в процесс музыкального образования.  

 Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.     

 

 
 
 

Глава 1. Теоретические  основы развития интереса младших школьников   

1.1. Понятие интереса 

 Одной из форм общественной  направленности личности является интерес. По определению, данному в Советском энциклопедическом словаре, интерес становится «реальной причиной социальных действий, лежащей в основе непосредственных побуждений – мотивов, идей и т.п. – участвующих в них индивидов, социальных групп, классов» [43,102].  

 Сущность интереса как общего  феномена и социального явления  в его объективно – субъективном  основании. В нем отражается  объективная действительность, из  которой человек выбирает то, что является для него ценным  и значительным.   

 Через интерес устанавливается  связь человека с объективным  миром. Все, что составляет  предмет интереса, почерпнуто человеком  из объективной действительности, но далеко не все становится  его интересом, а лишь то, что  для него имеет необходимость и значимость. «Интерес , - писал С.Л.Рубинштейн, - всегда принимает характер двустороннего отношения. Если меня интересует какой – нибудь предмет, это значит, что этот предмет для меня интересен»[41,524].  

 Интерес – это единство  выражения, проявления внутренней сущности субъекта и отражения объективного мира, совокупности материальных и духовных ценностей человеческой культуры в сознании субъекта (А.Г.Здравомыслов) [50,7].  

 Рассматривая интерес как  педагогическую проблему, через  призму ценностей, мы можем утверждать, что всякий интерес, если он социально полезен по своему предметному содержанию и направленности, представляет большую ценность для личности подрастающего человека. Благодаря интересу объективный мир какой – то стороной приближается к человеку, становится ему не безразличным, а необходимым, ценным для его существования и развития [50,10].  

 Как сложное и очень значимое  для человека образование, интерес  имеет множество трактовок в  своих психологических определениях, он рассматривается как:  

 избирательная направленность  внимания человека (Н.Ф.Добрынин, Т.Рибо);   

 проявление его умственной  и эмоциональной активности (С.Л.Рубинштейн);   

 активатор разнообразных чувств (Д.Фрейер);  

 особый сплав эмоционально  – волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека (Л.А.Гордон);  

 активное познавательное (В.Н.Мясищев,  В.Р.Иванов), эмоционально – познавательное (Н.Г.Морозова) отношение человека  к миру;   

 структура, состоящая из потребностей (Ш.Бюлер);  

 специфическое отношение личности  к объекту, вызванное сознанием  его жизненного значения и  эмоциональной привлекательностью (А.Р.Ковалев) [50,12].  

 Одной из самых значительных  областей общего феномена «интерес»  - познавательный интерес, имеющий  особое значение в школьном возрасте. В школе основной деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний в различных научных областях, раскрывающих общую картину мира: происхождение, развитие, закономерности и особенности изучения [50,13]. 

  Познавательный интерес – важнейшая область феномена интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно – следственные связи, закономерности, противоречивость. В познавательном интересе, направленном на отражение сущностных сторон действительности, заключены возможности проникать в научные истины, добытые человечеством, раздвигать рамки познания, отыскивать новые пути и возможности более полного освоения человеком избранной деятельности, области познания [50,16].  

 Особую значимость познавательный интерес имеет в школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни, когда к системообразующему познанию ребенка привлечены специальные учреждения и педагогически подготовленные кадры [50,17].  

 Познавательный интерес –  явление многозначное, поэтому на процессы обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами. В педагогической практике познавательный интерес рассматривают часто лишь как внешний стимул этих процессов, как средство активизации познавательной деятельности учащихся, эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделять в обучении именно те аспекты, которые могут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставят активизировать их мышление, волновать и переживать, увлеченно работать над учебной задачей [50,21].  

 Познавательный интерес как  средство обучения становится  надежным только тогда, когда  используется в арсенале средств  развивающего обучения, прокладывающего  дорогу новому в развитии учеников, открывающему перспективы учения [50,22].   

 Познавательный интерес выступает  как ценнейший мотив учебной  деятельности школьников, и это  наиболее существенное его проявление.   

 Познавательный интерес становится  ценнейшем мотивом познавательной  деятельности, если школьник проявляет готовность, стремление совершенствовать свою познавательную деятельность, свое учение. Как мотив учения познавательный интерес имеет ряд преимуществ перед другими мотивами, которые могут существовать вместе и наряду с ним (коллективные, профессиональные, широкие социальные мотивы и другие).

1.   Познавательный интерес раньше других мотивов осознается школьником. «Интересно» и «неинтересно» - основные критерии оценки урока.

2.   Познавательный интерес в сравнении с другими мотивами более точно выражает мотивацию учения, ясно понимается. Например, мотив обучения, коллективной жизни у школьника может быть не только положительным, но и негативным. Высказывание «Люблю школу за то, что в ней с ребятами можно быть» может означать, что с товарищами интересно проказничать.

3. познавательный интерес (как  мотив) более доступен для наблюдения. Его легче обнаружить, распознать, вызвать. А следовательно, легче  управлять его формированием.

4.   познавательный интерес как мотив личности побуждает школьника заниматься увлеченно не только на уроке или в процессе подготовки домашних заданий. Под влиянием этого сильного мотива школьник читает дополнительную литературу по интересующему его предмету, постоянно ставит перед собой вопросы, решение которых позволяет более глубоко подойти к изучению предмета, находит источники удовлетворения свого интереса.

5.   Познавательный интерес является звеном в системе мотивации и не обособлен от других мотивов, которыми одновременно руководствуется школьник. Он взаимосвязан с мотивами долга, ответственности, необходимости самоутверждения, с широкими социальными и коллективными мотивами и так далее. Это необходимо учитывать, формируя познавательный интерес, потому что взаимосвязь мотивов обогащает личность, а интерес к познанию, обладая психологической основой, благотворно влияет на другие мотивы.  

 Характер мотивационной сферы,  конечно, содействует развитию  и формированию интереса школьника  к учению [50,27-29].  

 Так, проникая в сущность  познавательного интереса, устанавливая его наиболее значительные стороны, мы все более отчетливо видим его роль в обучении и воспитании:  

 будучи средством обучения, он обладает возможностями актуализировать  наиболее важные элементы знаний, содействовать успешному приобретению  умений и навыков;  

 являясь мотивом учения и  деятельности, познавательный интерес  способствует тому встречному  движению ученика к учителю,  которое необходимо для успешного  процесса обучения. Становясь устойчивой  чертой характера школьника, познавательный  интерес способствует формированию личности, необходимой нашему обществу,- пытливой, активной, ищущей, творческой.   

 Широкий круг педагогических  исследований познавательных интересов  школьников позволили сделать  вывод, что это важнейшее личностное  образование в школьные годы может служить индикатором общего развития учащихся. Оснований для такого утверждения немало:  

Информация о работе Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству