Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:53, дипломная работа

Описание работы

Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству является одной из важнейших задач современной школы. В процессе обучения развитие интереса имеет очень большое значение, так как без него невозможно воспринимать материал. Будучи средством обучения интерес актуализирует наиболее важные элементы знаний и содействует успешному приобретению умений и навыков. Познавательный интерес способствует тому встречному движению ученика к учителю, которое необходимо для успешного процесса обучения. А так же познавательный интерес способствует формированию личности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития интереса младших школьников 5
Понятие интереса 5
Искусство – как средство эстетического воспитания 19
Роль интереса в музыкальном воспитании младших школьников 23
Выводы по главе 1 32
Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению и развитию
интереса младших школьников на уроке музыки 35
2.1. Методика развития интереса к музыкальному искусству в классной работе 35
2.2. Диагностическое исследование уровня сформированности развития музыкального интереса 42
2.3. Динамика сформированности развития музыкального интереса 49
Выводы по главе 2 52
Заключение 54
Библиографический список 56
Приложения

Файлы: 1 файл

ддиплом.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список

 

1. Абдуллин Э.Б. Теоретические  и методические основы музыкального  обучения в общеобразовательной  школе. – М., 1982.

2. Алиев Ю.Б. Программа «Музыка» // Начальная школа. 2001, №8.

3. Асафьев Б.В. О музыке XX века. – Л.: Музыка, 1983.

4. Брюсова Н.Я. Детское музыкальное  творчество // Искусство в школе, 1929.

5. Венгер В.А., Мухина В.С. Психология. Учебное пособие для педагогических училищ. – М.: Просвещение, 1988.

6. Ветлугина Н.А. Музыкальное  развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1968.

7. Воспитание музыкой: Из опыта  работы / Сост. Т.Е.Вендрова, И.В.Пигарева. – М.: Просвещение, 1991.

8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

9. Галлеев Б. Рисуем…музыку? // Музыкальная  жизнь. 1993, №3.

10. Глубокая Н.М. Много музыки  на свете //Начальная школа. 2000, №3.

11. Горюнова А.В. Детское музыкальное  воспитание как средство эстетического  воспитания // Искусство и эстетическое воспитание. – М., 1973.

12. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко  Н.М. Методика музыкального воспитания  в школе. – М.: Просвещение, 1989.

13. Еманова Т.В. Проблемы этнопедагогического  образования и музыкального воспитания  школьников // Начальная школа. 2001, №6.

14. Зильберквит М. Мир музыки. – М., 1988.

15. Искусство в жизни детей:  Опыт худож. занятий с младшими  школьниками: Кн. для учителя:  Из опыта работы / А.П.Ершова, Е.А.Захарова, Т.Г.Пеня и др. – М.: Просвещение, 1991.

16. Кабалевский Д,Б. Как рассказать детям о музыке? – М., 1989.

17. Кабалевский Д.Б. Основные  принципы и методы программы  по музыке для общеобразовательной  школы, в его кн.: Пед. Размышления,  М., 1986.

18. Кабалевский Д.Б.Прекрасное пробуждает  доброе. – М., 1973.

19. Колтунова И.А, Формирование  духовности средствами музыки // Начальная школа. 2002, №4.

20. Крупская Н.К. Пед. соч., т. 5. – М., 1959.

21. Крутецкий В.А. Психология. –  М.: Просвещение, 1986.

22. Лаптев И.Г. Детский оркестр  в начальной школе: Кн. для учителя. – М.: гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС, 2001.

23. Лупан С. Поверь в своё  дитя. – М.: Эллис Лак, 1993.

24. Люблинская А.А. Учителю о  психологии младших школьников. – М.: Просвещение, 1977.

25. Маймин Е.А. Эстетика – наука  о прекрасном. – М.: Просвещение, 1982.

26. Меновщикова Н.А., Кузина Е.Е.  Из опыта работы по интегрированному  обучению // Начальная школа. 1994, №12.

27. Михайловская Н. Музыка и  дети. – М., 1997.

28. Музыка. Большой энциклопедический  словарь / Гл. ред. Г.В.Келдыш. –  М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

29. Музыкальное воспитание в  школе. Вып.13: Сборник статей / Сост. О.Апраксина. – М.: Музыка, 1978.

30. Мукина В.С. Возрастная психология. Учебник для студентов высших  учебных заведений. – М.: Издательский  центр Академия, 1997.

31. Немов Р.С. Основы общей  психологии. – М., 1994.

32. Основы эстетического воспитания / Под ред. НА.Кушаева. – М.: Просвещение, 1986.

33. Петелин А.С., Лихолет Н.Н. Урок  музыки. Урок искусства. Урок жизни  // Начальная школа. 2002, №6

34. Писарев Д.И. Избр. Соч. М., 1951.

35. Программы для средних общеобразовательных  школ. Музыка, 1-8 классы / Под ред.  Ю.Б.Алиева. – М., 1993.

36. Программы общеобразовательных  учреждений. – М.: Просвещение, 2002.

37. Программы по музыке для  общеобразовательной школы. 1-3 классы / Под ред. Д.Б.Кабалевского. – М., 1982.

38. Ригина Г.С. Уроки музыки  в начальных классах: Из опыта  работы в первом и втором  классах / Под ред. Л.В.Занкова.  – М.: Просвещение, 1979.

39. Роль искусства в развитии  способностей школьников / Под ред.  Е.К.Чухман. – М.: Педагогика, 1985.

40. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т.т. / Гл. ред. В.В.Давыдов. –  М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.

41. Рубинштейн С.Л. Основы общей  психологии. – М., 1946.

42. Сергеева Г.П. Предмет «Музыка»  в модели «Школа России» // Начальная школа. 2002, №7.

43. Советский энциклопедический  словарь. – М., 1982.

44. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю  детям. – Киев, 1996.

45. Талызина Н.Ф. Формирование  познавательной деятельности учащихся. – М., Знание, 1983.

46. Тестов В.А., Уханова Л.Д. Развитие познавательных способностей у школьников в условиях уровневой дифференциации // Начальная школа. 1998, №2.

47. Федеральный компонент государственного  стандарта общего образования.  Начальное общее образование. / Министерство  образования Российской Федерации. – М., 2004.

48. Хижняк Ю.Н. Как прекрасен  этот мир. – М.: Просвещение,1986.

49. Шацкая В.Н, Музыкально –  эстетическое воспитание  детей и юношества, М., 1975.

50. Щукина Г.И. Педагогические  проблемы формирования познавательных  интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1986.

51. Эрденко А.А. Учитель музыки  – важная профессия // Начальная  школа. 1994, №11.

 
 
 
                                                     

 Приложения                                                                                              

            Приложение 1

 

 

   

 Шушарин Гена                                                        Таскаева Анжела                                   Приложение 1          

  
Стерликова Наташа                                                                          

      

 

Мелкозеров Иван                                           

 

Лушникова Лиза

 

 

Калинин Женя

 

Киямов Рома

 

 
 
 
 
 

Кокорина Юля

 

 

Королев Виталя

 

 

Загайнов Вова

 

 
 
 
 
 
 

Верхотурце Серёжа

 

 

Бабушкина Настя

 

 
 

Бояринцев Петя

 

 
 
 

Абакумова Настя

 

 

 

              

Абжанова Таня

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2

 

Сочинение мелодии к песне.

 

 

   Сочинение  «колыбельной песенки» (слова народные) учитель начинает с беседы  о том, какой должна быть  её мелодия (ласковой, небыстрой, негромкой) и как её надо исполнять (мягко, напевно и т.д.):

Баю-баюшки-баю,

А я песенку спою!                                                       

 Баю-баю-бай,       

 Спи, Ванюша, засыпай.  

 Учащиеся импровизируют на  две последние строки. Сначала дети определяют их ритм, проговаривая текст и отхлопывая ритмический рисунок в ладоши. Один из учеников записывает на доске или составляет из ритмических карточек ритм на слова «Баю, баю, бай»:                                        В последней строчке на слове «засыпай» учитель предлагает сделать замедление (ребенок засыпает) и задает классу вопрос: Какие длительности лучше для этого использовать? (Предлагает выбор:                    ). Учитель помогает детям определить ритм второй строчки:

 

 

   Сочинение мелодии происходит «цепочкой»: каждый ребенок пробует сочинить небольшую мелодию, в объеме двух тактов, одновреммено мягко отхлопывая её ритм, выписанный на доске. Сначала дети самостоятельно находят интонацию на слова «баю,бай». Затем импровизируется мелодия последней строки. Из наиболее удавшихся вариантов учитель составляет мелодию колыбельной песенки, сочиненной ребятами, и она исполняется всем классом.

 

Приложение 3

 

Отрывок из урока.

Учительница подходит к доске, раздвигает шторки. На доске нарисовано окно, за которым как будто звучит музыка. При помощи этого приема границы  класса, такого тесного для занятий  искусством, раздвигаются. За этим окном  каждый из ребят может увидеть образы, возникающие в воображении. Затем детям предложили выразить характер музыки в игре на металлофоне. Для этого учительница достала «волшебную палочку» - молоточек металлофона, обернутый серебряной фольгой, и во время звучания музыки подносила к каждому ребенку металлофон, и каждый, прикасаясь бережно «волшебной палочкой» к пластинкам, сочинял, «колдовал» музыку. Образная задача заставила их интуитивно найти единственно необходимое движение руки при прикосновении к пластинкам, степень громкости звука, т.е. они овладели первыми навыками игра на металлофоне и, главное, без всяких словесных наставлений со стороны педагога.

 

Приложение 4

 

Отрывок из урока.

Балет С.С.Прокофьева «Золушка».

-Героиню  этого балета, я думаю, вы отлично  знаете.

-Это…Золушка  (рисунок Золушки-заморашки).

-Из  какой она сказки?

-Кто  автор сказки? (Шарль Перро)

-Почему  девушку звали Золушка?

-Как  заканчивается сказка?

-Кто  помог Золушке, сделал её счастливой?

-Итак, наша Золушка отправилась на  бал (рисунок Золушки в бальном платье).

-Слушая  музыку, попытайтесь определить, что  почувствовала Золушка попав  в первый раз на бал? Какой  музыкальный жанр, характер?

Слушание  «вальса» из балета.

 

Приложение 5

Первое  занятие хора.

1. Задание себе: с начала до конца  поддерживать обстановку «удовольствия от труда», язык общения – доходчивый и понятный, задания интересные, но не сложные, похвалы почти исключительно в адрес хора, а не кому-то лично, очередные задания-упражнения должна быть для детей новы и неожиданны, результаты каждой из микроработ должны принести удовлетворение детям и педагогам, что отразится на лицах и в глазах тех и других.

2. Первое занятие – характер  встречи, первого знакомства с  предстоящей хоровой жизнью, которая  состоит из взаимопонимания, заботы, дисциплины, взаимозависимости, дружбы, ответственности, инициативы, потребности «дарить радость людям».  

  Составные творческой жизни: занятия,  репетиции, концерты, встречи с  музыкантами, известными и интересными  людьми, совместные посещения концертов  – все крайне необходимо для расширения кругозора, воспитания учащихся.  

  О режиме будней: отношение к  расписанию, одежда на занятиях, обязательность предупреждения  о предстоящем пропуске занятий  по болезни, правила для родителей,  правила для хористов в день  занятий.  

  В это и многое другое должны  быть посвящены все дети, чтобы  с первого же дня они почувствовали:  хор и всё, что с ним связано,  принадлежит им, поддерживается  их руками, их заботой, зависит  от них, нуждается в их инициативном  участии.      

3. Собственно пение.  

  Посадить хор, закрепив за каждым  определенной место. Демонстрация  красоты внешнего вида организованно  сидящего или стоящего хора.  

  О схеме исполнения произведения: дирежер поднял руки (начало) –  фортепианное вступление – пение  хора – фортепианное заключение – пауза после последнего звука – дирежер опустил руки (конец).  

  Распевание, его назначение, место  в хоровой работе. Красота унисона.   

  Начало работы над хоровым  сочинением.  

  Конец занятия, возможно домашнее  задание.


Информация о работе Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству