Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:53, дипломная работа

Описание работы

Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству является одной из важнейших задач современной школы. В процессе обучения развитие интереса имеет очень большое значение, так как без него невозможно воспринимать материал. Будучи средством обучения интерес актуализирует наиболее важные элементы знаний и содействует успешному приобретению умений и навыков. Познавательный интерес способствует тому встречному движению ученика к учителю, которое необходимо для успешного процесса обучения. А так же познавательный интерес способствует формированию личности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития интереса младших школьников 5
Понятие интереса 5
Искусство – как средство эстетического воспитания 19
Роль интереса в музыкальном воспитании младших школьников 23
Выводы по главе 1 32
Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению и развитию
интереса младших школьников на уроке музыки 35
2.1. Методика развития интереса к музыкальному искусству в классной работе 35
2.2. Диагностическое исследование уровня сформированности развития музыкального интереса 42
2.3. Динамика сформированности развития музыкального интереса 49
Выводы по главе 2 52
Заключение 54
Библиографический список 56
Приложения

Файлы: 1 файл

ддиплом.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)

 Есть и сторонники интенсификации  учебного процесса, напряженной  деятельности на уроке.  

 Все эти подходы нужно  использовать в целях эффективности  обучения, не отдавая предпочтения  какому-либо из них как единственно  возможному. При этом необходимо  обладать драгоценным чувством меры и учитывать ряд обстоятельств:  

 непосредственнее дидактические  задачи, которые стоят перед учебным  процессом в данное время, пред  конкретным уроком;  

 характер, объем, трудности содержания;   

 возраст, уровень подготовки, наличие опыта познавательных возможностей и сил учащихся;  

 время, отведенное на выполнение  данной учебной задачи.  

 Каждый урок в школе –  это всегда и обязательно процесс  общения – общения с учителем, товарищами по классу, общения  межличностного плана.  

 Деятельностный подход к  совершенствованию любого урока  дает возможности для решения  основной задачи обучения –  всестороннего, гармоничного формирования  личности. Только через высокую  педагогическую организацию разносторонней  деятельности с использованием её внешних и внутренних ресурсов, её объективных и субъективных сторон можно совершенствовать учебный процесс: стимулировать высокие духовные запросы учащихся; воспитывать активную позицию школьников в оценке негативных явлений, в борьбе с недостатками; формировать устойчивые познавательные интересы, склонности к самостоятельной деятельности; поддерживать и направлять ценностные ориентации в области общественных, нравственных, научных, эстетических ценностей.   

 Существует суждение, что все  знания должны приобретаться на уроке. Верно ли это? Нет! Познавательный интерес в полной мере развивается в поиске, стремлении отыскать то, в чем испытываете дефицит. В этом и смысл побуждения ученика к вопросам и смысл познавательных задач, обращенных к перспективам учения, именно это способствует неостывающему интересу.   

 Интерес на уроке поддерживается  вопросами учеников. Это драгоценное  свойство познавательной деятельности. Но этому надо способствовать. Как правило, большинство учителей  не побуждают учеников к вопросам и специально не развивают их любознательность, не ставят перед собой такой цели. А нужно, чтобы на каждом уроке выделялось время для вопросов, нужна в этом строгая система. Это организует учащихся и позволяет содействовать в побуждении их к подлинно познавательным вопросам, обогащающим познание.  

 Интерес в деятельности учителя  и учащихся поддерживают:  

 творческое начало урока;    

 продуманная, обосновано поданная  тема урока, предложенная задача;   

 разнообразие форм опроса, самостоятельных  и фронтальных работ, индивидуальной взаимопроверки;  

 привлечение учащихся к активной  деятельности;  

 выявление потенциальных возможностей  каждого школьника и их реализация  в избранном виде деятельности. Это укрепляет индивидуальные  интересы учащихся [50,98].  

 Итак, формирование познавательных  интересов учащихся совершается  эффективно лишь при взаимодействии  двух источников этих интересов:  содержание обучения и целесообразной  организации процесса учения. Каждый  из них объективно заключает  в себя особые побудительные возможности. В практике обучения и в теоретических обобщениях распространено мнение, что учитель – самый надежный источник знаний. Это подтверждает, что содержание обучения играет превалирующую роль и учитель-мастер способен передать его с большей глубиной, чем ученик. С интересного урока учителя-мастера ученики выходят с огромными приобретениями, ощущая после урока, как в сущности они еще мало знали вчера и какое богатство приобрели сегодня.  

 Кроме основного традиционного  построения урока музыки для развития интереса младших школьников учитель вынуждены продумывать новые нестандартные формы построения урока (урок-концерт, урок-экскурсия, интегрированный урок и т.д.). 

 Сейчас особую популярность  приобрели интегрированные уроки  в начальной школе. Интеграция – процесс сближения, связи наук, происходящий на ряду с процессами дифференциации. Интеграция совершенствует предметную систему, помогает преодолению её недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимости между предметами. Задача интеграции состоит в том, чтобы помочь учителям осуществлять объединение отдельных элементов и частей разных предметов в единое целое при однотипности целей и функций обучения [26,49].  

 Интеграция и игровые приемы  дают возможность при меньшей  затрате времени и усилий со стороны детей и педагогов дать и получить более полный объем информации. Это эффективное обучающее - закрепляющее средство образования.   

 Одной из любимых форм  музыкальной деятельности на  уроке является импровизация. Импровизация  – новый вид музыкальной деятельности в классе общеобразовательной школы. Значение импровизационного творчества для музыкального развития ребенка и роль импровизации как вида учебной работы подчеркивал еще Б.Ф.Асафьев, который писал, что «человек, испытавший радость творчества в сомой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу, чем человек, только подражающий актам других» [38,50]. «Самым необходимым делом в данном направлении я считаю развитие способности к импровизации» [22,147].  

 Практический опыт введения  импровизации в уроки музыки  показывает не только большую  заинтересованность ребят процессом  творчества, но и несомненное  его влияние на музыкальное  развитие учащихся.  

 В импровизации, как и в  любом другом виде музыкальной деятельности, органически сплетаются два момента: «радость творчества» (Асафьев) и тот музыкальный опыт, который выражается в конкретном освоении ребенком музыкального языка, в приобретении и усвоении им определенных музыкальных знаний.  

  Импровизация – одно из самых  любимых занятий младших школьников. С удовольствием импровизируют  не только те, кто умеет хорошо  петь, но и слабо интонирующие  дети, недостаточно владеющие своим  голосом. В импровизации ребенок  как бы раскрепощается, ему не  надо подражать пению других, что часто бывает очень нелегко. Выступая с собственной мелодией, ребенок не боится спеть ее неверно и продемонстрировать тем самым свое неумение. Было замечено, что пробудить интерес ребенка к пению бывает легче именно в ходе импровизации.  

 Импровизационное песенное  творчество детей не возникает  само по себе. Оно опирается  на восприятие музыки, музыкальный  слух ребенка, умение оперировать  музыкально-слуховыми представлениями  и на воображение ребенка, способность  комбинировать, изменять, создавать нечто новое на основе имеющегося музыкально-слухового опыта.  

 В учебный процесс включаются  следующие виды вокальной импровизации: импровизация мелодий без текста  в заданном характере, мелодизация  стихотворных текстов, сочинение  подголосков к известным песням.  

 К импровизированию мелодий  в заданном характере относим  следующие типы заданий: «музыкальный  разговор», импровизирование мелодий  в характере песни, танца, марша  и досочинение начатой мелодии.   

 Основной акцент делается  на импровизации «музыкальный разговор», как наиболее простой. В «музыкальном разговоре» дети часто выступают за персонажей знакомых и любимых ими сказок, импровизируя мелодии в характере «героев» сказки.  

 В основе мелодизации стихотворных  текстов лежит содержание текста, его эмоциональный настрой. Для певческой импровизации целесообразен выбор из те стихотворений, которые дети изучают в школе. Основной критерий отбора – выразительность стихотворения, доступность его ритмо-интонационного строя.  

 Таким образом, осознание эмоционально-смыслового содержания стихотворения включается в процесс музыкального творчества, являясь его необходимой составной частью (приложение 2).  

 Сочинение подголосков к  знакомым попевкам и песням  – в традициях русского народного  многоголосного хорового творчества. Сочинение подголосков активно развивает навыки многоголосного пения, ладо-гармонический слух детей.  

 Одним из основных стимулов  к творчеству является создание  на уроке проблемной ситуации. Нами она понимается широко  – как такая организация процесса обучения, которая максимально активизирует творческое мышление детей. В области музыки это и узнавание музыкальных жанров по их характерным признакам, и узнавание мелодии в разном тембровом звучании, и самостоятельное определение ладовой структуры мелодии в нотной записи, и нахождение нужных исполнительских красок, соответствующих исполнительскому замыслу. Понятно, что импровизация как вид творчества может быть органической частью урока только при таком обучении, которое и во всех других звеньях направлено на раскрытие творческого потенциала ребенка [38,13].

2.2. Диагностическое исследование  уровня сформированности развития  музыкального интереса  

 В образовании сейчас преобладает  ориентация на индивидуальность  и личность ребенка, а не на усреднённые нормы «обученности» и «воспитанности». Но он еще остается косным, неповоротливым, изменяется скорее внешне, а не по существу, и все таки изменяется. Поэтому проблемы условий и критериев эффективности современного обучения вызывают у исследователей и учителей, с одной стороны, обостренный интерес, с другой – значительные трудности. В педагогической психологии начата работа над критериями эффективности усвоения учебного материала школьником как субъектом учения. (И.С.Якиманская и др.). Трудно разделить педагогические (дидактические, частнометодические) и психологические критерии. Посредством действующих сейчас педагогических критериев оценивается, как правило, результат усвоения учебного материала – полное и правильное воспроизведение знаний и умений школьниками в разных ситуациях, эти критерии носят в основном количественный характер [36,25].   

 С психологической позиции  результаты обучения рассматриваются  на основе определения уровня  психологического развития ребенка:  формирующихся в ходе обучения новообразований (познавательной мотивации, научного мировоззрения позиции субъекта познавательной деятельности и т.д.), расширения «зоны ближайшего развития» и его отдаленных перспектив; формирования разных видов деятельности, произвольности поведения и рефлексии на него. (Л.С.Выгодский, Л.И.Божович, В.В.Давыдов).  

 Развитие музыкального интереса  у детей младшего школьного  возраста мы рассмотрим с педагогической  позиции (на основе уровня знаний, умений, навыков детей). В этой  связи проведем исследование в первом классе Куртамышской основной общеобразовательной школы.  

 Ход данного исследования  начался в сентябре 2003 и длится  уже полтора года. Проводя данное  исследование нам хотелось выяснить, каков уровень сформированности  музыкального интереса у детей пришедших в первый класс; и как повышается этот уровень в течении целенаправленной работы.  

 Итак, вначале был проведен  констатирующий эксперимент, основной  задачей которого является:  

- измерение наличного уровня  сформированности музыкального  интереса учащихся;  

- определение ведущего вида  музыкальной деятельности детей  на уроке музыки.  

 В эксперименте принимало  15 детей – первоклассников. Оценка  уровня развития интереса проводилась  по пятибалльной системе.

Развитие музыкального интереса ребенка  младшего школьного возраста.  

 Изучение процесса и перспектив  развития музыкального интереса  учащихся при помощи перекрестных  методик показало, что в классных  коллективах младших школьников  на развитие интереса влияет  не столько возраст, сколько  индивидуальность школьника, обусловленная их жизнедеятельностью, приобретением опыта разнообразной предметной деятельности, общением, влиянием семейных условий, средствами массовой коммуникации.  

 В результате проведенного  исследования в классном коллективе (1 класс) выявлены различия учеников, как по уровням, развития музыкального интереса, так и по характеру.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1 

Показатели уровней музыкального интереса учащихся.

уровень

показатели уровня сформированности

развития музыкального интереса

кол-во баллов

оценка

1.

 
 
 

2.

 
 
 
 

3.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.

 
 
 
 
 
 
 
 

5.

мотивационная инертность; (б)

полная бездеятельность при  затруднениях; (в)

отсутствие музыкальной деятельности; (в)

не понимает и не осмысливает  материал; (а)

не знает и не соблюдает нормы  и правила поведения

в концертном зале; (а)

отсутствие интереса к музыке и  не желание её

слушать (б)

 

эпизодический интерес к эффективным  и заниматель-

ным сторонам явлений при отсутствии интереса к их

сущности; (в)

мнимая самостоятельность действий (списывание с доски, у соседа по парте), частые отвлечения; (в)

слабый интерес к музыке, отсутствие желания её слушать; (б)

даёт не полные ответы на вопросы, с ошибками, требует помощи и дополнения (а)

 

мотивационная сфера требует систематических 

побуждений учителя; (б)

преодоление трудностей с помощью  других,

ожидание помощи; (в)

эпизодические занятия музыкальной  деятельностью; (а)

зависимость процесса самостоятельной  деятельности

от ситуации, наличия побуждений; (в)

музыкальные знания достаточные, но поведение  в

концертном зале не соответствует  известным правилам; (а)

проявляет слабый интерес и желание  исполнять музыку только при наличии  условий или выгоды (в)

 

интерес к накоплению информации, в основе которого лежат факты, описания. Постижение сущности познания только при помощи учителя; (а)

зависимость процесса самостоятельной  деятельности от ситуации, наличие  побуждения; (в)

знания в соответствии с требуемым  объемом, возможны ошибки; музыкальные  знания достаточные, поведение в  концертном зале почти всегда соответствует известным правилам; (а)

с желанием и интересом принимает  участие в концертах; (б)

 

высокая самопроизвольная познавательная активность; (в)

интерес к сущности явлений и  процессов, к их взаимосвязи и  закономерностям. Стремление разобраться  в трудных вопросах; (а)

интенсивно, с увлечением протекающий  процесс самостоятельной деятельности; (в)

стремление к преодолению трудностей («не говори, не подсказывай, сам  найду»); (б)

корреляция интересов и склонностей (свободное время посвящается  музыке); (б)

активно участвует в музыкальной деятельности, имеет сформированную систему мотивов, ведущими являются нравственный, эстетический, познавательный. (в)

1 – 3

 
 
 

4 – 6

 
 
 
 
 
 
 

7 – 9

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

10-12

 
 
 
 
 
 
 
 
 

13-15

низкий

 
 
 

ниже

средне-

го

 
 
 

сред-

ний

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

выше

сред-

него

 
 
 
 

высо-

кий

Информация о работе Развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству