Особенности простых форм в фортепианном цикле Э. Грига «Поэтические картинки»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 07:58, курсовая работа

Описание работы

В XVIII веке шотландский купец Александр Грейг покинул родину и поселился в Норвегии. Здесь его фамилию стали писать иначе – «Григ». Он женился на норвежке, дети его выросли в Норвегии. Внук Грейга Александр Григ, английский консул в Бергене, был уже настоящим норвежцем. Он превосходно знал историю Норвегии, любил ее природу и людей, знал их быт и обычаи. Григ был неплохим музыкантом, играя на рояле и скрипке. Жена его, Гесина Юдит Григ, урожденная Хагеруп, отличалась разносторонними талантами: она пела, писала стихи, превосходно играла на рояле.
В доме Григов всегда было уютно, светло, звенели веселые детские голоса, и двери радушно распахивались навстречу гостям. Здесь часто собирались друзья и знакомые, возникали разговоры об искусстве, устраивались музыкальные вечера, а порой и домашние спектакли… Впрочем, Гесина Григ занималась не только домашним музицированием; она часто выступала в концертах, играя произведения Моцарта, Бетховена, Шопена.

Файлы: 1 файл

Курсовая маслова анализ.doc

— 2.37 Мб (Скачать файл)

Пьеса имеет форму неквадратного периода повторного строения с дополнением, который в свою очередь, имеет черты простой трехчастной, рондо и трехпятичастной формы. Она исполняется в трехдольном метре, в размере 6/8. По объему пьеса не очень большая – всего 37 тактов.

Первая часть состоит из 16 тактов: 1 такт + 1 такт + 2 такта + 2 такта + 2 такта + 2 такта + 2 такта + 2 такта + 2 такта. С точки зрения музыкального синтаксиса данное построение относится к структурам с суммированием и периодичным развитием. Образное содержание близко к норвежским легендам о фантастических персонажах. В теме много нисходящей стремительной хроматики. В воображении возникают картины сказочного полета (наподобие «Полета шмеля» Н.А. Римского-Корсакова). В пьесе настороженная тихая динамика. Применяется токкатная фактура. Исполнитель применяет игру «наперекрест». Ярко выраженной темы нет, звучат многозвучные пассажи по звукам аккордов. Бас хроматизирован.

Второе предложение состоит из 21 такта и построена на развитии материала первого периода. По масштабно-тематической структуре близок к суммированию. По ладовой структуре – это модуляционное предложение. Необычность периода заключается в расширении материала первого предложения. Так, во втором предложении проводится активное развитие мотивов первого предложения. Они повторяются, варьируются, меняется гармонизация и динамика. Однако, общее активное движение шестнадцатыми длительностями сохраняется на протяжении всей пьесы. Завершает номер кода на материале главного мотива пьесы.

В области ритмической организации длительностей снова наблюдается синкопированный типичный норвежский ритм:

В заключительной пьесе цикла особенно ощущается лаконизм и простота выражения чувств при яркой образности и эмоциональной содержательности. Григ тяготеет к причудливой таинственности и мистичности, которое выражается применением большого числа мелодической фигурации: задержаний, проходящих и вспомогательных звуков.

В «Картинке» №6 #VI и #VII сближают e-moll с одноименной тональностью (E-dur). Включение в основную тональность ступеней из одноименной создает предпосылки для ладовой переменности. Также повышение VI ступени в e-moll создает перекличку с дорийским оборотом из Пьесы №1. Мы видим, что использование Григом красочных и выразительных созвучий старинных ладов так же естественно и просто, как и в народной норвежской музыке.

Как и в предыдущей пьесе, мелодические линии создают своеобразные «скрипичные» узоры, отражая фантастические и необыкновенные замыслы композитора.

Динамика развита намного больше, чем во всех предыдущих пьесах, хотя особой динамизации и напряжения здесь нет. Начинается пьеса на pp, а заключительный аккорд, как бы закругляя весь цикл, звучит на ppp, т.е. с первого взгляда можно сказать, что динамика здесь не развивается, а наоборот, угасает. Но стоит всмотреться в нотное полотно, и мы увидим, что в данной пьесе используются различные динамические оттенки: fp, mf, f, fz.

Темп же здесь, наоборот, почти не меняется, выдержан статично, в одном метре. Лишь единожды в пьесе просматривается агогическое указание agitato, которое говорит о приближении номера к концу и завершении в целом всего цикла.

Итак, складывается следующая схема последней пьесы цикла, написанной в форме неквадратного периода повторного строения с дополнением:

  • Первое 16-тактное модуляционное предложение: 1 такт + 1 такт + 2 такта + 2 такта + 2 такта + 2 такта + 2 такта + 2 такта + 2 такта (суммирование, периодичность); отклонение в h-moll.
  • Второе 21-тактное предложение с дополнением: 1 такт + 1 такт + 1 такт + 1 такт + 1 такт + 1 такт + 1 такт + 5 тактов + кода: 1 такт + 3 такта + 3 такта + 2 такта; чередование арпеджио аккордов и статичных гармоний.

Это единственный номер в цикле в форме периода. Все остальные пьесы написаны в простой трехчастной форме. Хотя, как мы ранее писали, ощущение трехчастности и даже рондальности здесь очень сильно, так как вся пьеса построена на главном начальном мотиве, который время от времени возвращается и создает ощущение репризы. Тем не менее, на наш взгляд, данная пьеса построена именно в форме периода, так как на протяжении всей миниатюры сохраняется единый художественный образ, яркий контрастный тематический материал отсутствует, а весь музыкальный материал носит развивающий характер.

 

 

 

 

 

Заключение

 

В целом музыка цикла является программной. Все образы зримы, легко представляемы. У композитора яркое наглядно-образное мышление, характерное для музыки композиторов-романтиков. «Поэтические картинки» воспринимаются большей частью, как зарисовки народно-жанровых сцен и по жанровой основе очень близки им. Здесь легко можно проследить черты песенности и танцевальности. Содержание так же связано с норвежским фольклором. Много сказочных и бытовых образов. Нужно отметить, что драматизм, трагичные образы здесь не прослеживаются. Мы видим разные грани лирики и эпоса.

Единству цикла способствует замкнутость ладотонального плана (e – B – c – A – F – e), следование пьес по принципу контраста, – образного, темпового, жанрового.

Все шесть миниатюр выдержаны в простых формах и скромны по объемам – от 30 до 60 тактов. В пяти из них – 3-х частная простая форма с серединой типа развития. В последней миниатюре – форма периода с дополнением.

 

Размер

Тональность

Темп

Объем

Форма

1

3/8

e-moll

Allegro ma non troppo

58 тактов

Простая 3х частная

2

2/4

B-dur

Allegro cantabile

43 такта

Простая 3х частная

3

6/8

c-moll

Con moto

52 такта

Простая 3х частная

4

4/4

A-dur

Andante con sentimento

30 тактов

Простая 3х частная

5

2/4

F-dur

Allegro moderato

60 тактов

Простая 3х частная

6

6/8

e-moll

Allegro scherzando

37 тактов

Период с дополнением


 

Таким образом, цикл скреплен множеством составляющих, – образного, жанрового, формообразующего, ладотонального, драматургического планов. Но все же главным факторов объединения пьес в целое служит общий жанрово-бытовой тон высказывания.

Тяготея к программной музыке, Григ превратил фортепианную миниатюру в поэму, рассказ, танец, повествование или характерную сцену. В фортепианном цикле часто чередуются картины и настроения, быстро меняются темпы и динамика внутри небольших музыкальных построений.

В области ритмической организации фортепианных миниатюр Грига, близкой к народной норвежской музыке, отметим остроту и сложность акцентов, синкопы, полиритмию, настойчиво пульсирующий один краткий ритмический мотив. Так, различные виды синкоп есть во всех пьесах цикла:

№ 1 - 

№ 2 - 

№ 3 - 

№ 4 -  ;  ;  ;  ; ; 

№ 5 -  ; ; 

№ 6 - 

В пьесах, в общем комплексе музыкально-выразительных средств передается игра, динамика движения, легкая ирония автора. В скерцозных разделах акценты придают звучанию искрящийся эффект.

Фактуре в миниатюрах уделено большое внимание. Григ сближает и переплетает гармонический и мелодический планы. В пространственном заполнении фактуры порою встречаются следующие приемы: мелодия и бас составляют крайние пласты, а середина фортепианной партии заполнена синкопированными аккордами, создающими атмосферу «окутывания».

Музыкальный язык наполнен ясной мелодичностью, жанрово-танцевальными элементами и красочным гармоническим языком. Что касается гармонического языка, то он обогащен «нежными» окончаниями, частыми задержаниями. Такое частое обращение Грига к приемам задержания связано с передачей характерного для композитора-романтика чувства непостоянства эмоционального состояния. Пристрастие Грига к задержаниям и лирическим высказываниям позднее проявится и в музыке П.И. Чайковского, который любил и ценил творчество норвежского композитора и говорил о том, что музыка Грига «проникнута чарующей меланхолией».

Так же характерным для гармонии Грига является использование двойного органного пункта, что сближает его музыку с народным норвежским фольклором.

Показательной для григовской мелодической линии служит орнаментика, в которой усматривается прочная связь с народным искусством норвежских скрипачей. Такие приемы (трели, форшлаги, морденты) находим почти в каждой «картинке» цикла.

Композитор придает огромное выразительное значение народным принципам вариационности и остинатности. Интонационно-ладовый строй его музыки органически связан со строем норвежских песен. Ладовые особенности «Поэтических картинок» типичны для норвежской народной музыки. Такие особенности голосоведения, как нисходящее движение аккордов по полутонам, сопровождение мелодии параллельным и встречным движениям аккордов относятся также к фольклорным истокам.

Перечисленные особенности музыкального языка «Поэтических картинок», которые развивались и в зрелых сочинениях Грига, неразрывно связаны с народными истоками.

Тема любви к Норвегии, ее природе и людям, интерес к сказочности пронизывает все фортепианное творчество композитора и служит проявлением общего глубокого уважения к народному искусству.

 

 

Использованная литература

 

  1. Асафьев Б. Григ. – Л.: Музыка, 1984. – 88 с.
  2. Гончаренко С.С. Музыкальные формы в таблицах. Наглядное пособие по курсу анализа музыкальных произведений. – Новосибирск:  НГК, 2000. – 24 с.
  3. Григ Э. Поэтические картинки. – М.: Музгиз, 1962. – 11 с.
  4. Гриндэ Н. История норвежской музыки: Пер. с норвеж. – Л.: Музыка, 1982. – 191 с., ил.
  5. Гуревич Е.Л. История зарубежной музыки: Популярные лекции: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 320 с.
  6. Друскин М. История зарубежной музыки. – М.: «Музыка», 1976. – 528 с.
  7. Левашева О. Эдвард Григ очерк жизни и творчества. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1962. – 828 с.
  8. Мартынов И.И. История зарубежной музыки первой половины XX века. Очерки. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1963. – 304 с.
  9. Михеева Л. Эдвард Григ: Краткий очерк жизни и творчества. –М.: Музыка, 1998. – 80 с., ил.
  10. Музыкальная энциклопедия. – Т.3 – М.: Советская энциклопедия, 1976. – С.1013-1019.
  11. Чернякова О.В. Анализ музыкальных произведений. – Ч.1. Общие понятия. Простые формы. – Клинцы, 2010. – 33 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу дисциплины «Анализ музыкальных произведений» на тему

Особенности простых форм в фортепианном цикле Э. Грига «Поэтические картинки»

________________________________________________________

 

Выполнила: студ. III к. ОТМ, ОНИ Н.А. Маслова

1 Л. Михеева «Эдвард Григ» с. 5

2 http:// wikipedia.ru

 

 


Информация о работе Особенности простых форм в фортепианном цикле Э. Грига «Поэтические картинки»