Особенности простых форм в фортепианном цикле Э. Грига «Поэтические картинки»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 07:58, курсовая работа

Описание работы

В XVIII веке шотландский купец Александр Грейг покинул родину и поселился в Норвегии. Здесь его фамилию стали писать иначе – «Григ». Он женился на норвежке, дети его выросли в Норвегии. Внук Грейга Александр Григ, английский консул в Бергене, был уже настоящим норвежцем. Он превосходно знал историю Норвегии, любил ее природу и людей, знал их быт и обычаи. Григ был неплохим музыкантом, играя на рояле и скрипке. Жена его, Гесина Юдит Григ, урожденная Хагеруп, отличалась разносторонними талантами: она пела, писала стихи, превосходно играла на рояле.
В доме Григов всегда было уютно, светло, звенели веселые детские голоса, и двери радушно распахивались навстречу гостям. Здесь часто собирались друзья и знакомые, возникали разговоры об искусстве, устраивались музыкальные вечера, а порой и домашние спектакли… Впрочем, Гесина Григ занималась не только домашним музицированием; она часто выступала в концертах, играя произведения Моцарта, Бетховена, Шопена.

Файлы: 1 файл

Курсовая маслова анализ.doc

— 2.37 Мб (Скачать файл)

Запев представляет собой квадратный период неповторного строения, причем второе предложение фактически зеркально отражает мелодику первого. Период строится следующим образом: 1 такт + 1 такт + 2 такта; 1 такт + 1 такт + 2 такта. Образуется структура суммирования масштабно-тематических единиц.

Припев состоит из четырех тактов (2 такта + 2 такта), по структуре близок к периоду-предложению. Если запев излагался в гармоническом миноре, то припев звучит в гармоническом мажоре (E-dur). Образ становится более танцевальным, подвижным.

В анализируемом нами цикле похожих интонаций нет, однако, общий настрой, игра минора и мажора, вариационность, пунктирность, триольность присущи многим номерам изучаемого произведения.

***

Традиционный фольклор оказал несомненное воздействие на становление норвежской композиторской школы.

Музыка северных стран Европы на протяжении долгих веков была мало известна. Норвежское музыкальное искусство обрело мировое признание только в конце XIX века благодаря Эдварду Григу, ставшему первым классическим композитором музыкальной культуры Норвегии.

Его творчество было подготовлено многовековым развитием фольклора родной страны. Из-за того, что с 1380 года Норвегия находилась под властью Дании, народное творчество не изучалось, т.к. государственным языком считался датский. В этот период в Норвегии ставились произведения в основном датским драматургов, спектакли шли на датском языке. Только в 1814 году Норвегия отделилась от Дании, но еще не стала независимым государством: ведь она входила в унию со Швецией. Это было объединение двух государств под эгидой шведского короля, во власть которому и была отдана Норвегия.

Борьба за независимость, суверенность норвежского государства продолжалась долго и велась в различных областях – экономической, политической, культурной.  Национальный подъем в сфере культуры проявлялся по-разному: началось изучение богатейшего отечественного фольклора, народного эпоса, в середине XIX века вышли в свет – впервые – грамматика и словарь норвежского языка, самобытный характер стала приобретать норвежская литература, поднялось движение за создание национального театра.

Раньше в Норвегии ставились произведения в основном датских драматургов, спектакли шли на датском языке. Теперь норвежская интеллигенция не желала мириться с таким положением, и в борьбу за национальную сцену вступили многие художники Норвегии.

Не остался в стороне и знаменитый скрипач, композитор Уле Булль. Вернувшись на родину после долгих странствий, он с головой окунулся в работу. В своем родном городе Бергене Булль сплотил вокруг себя энтузиастов, организовал Национальный театр. Возглавил театр великий норвежский поэт, писатель и драматург Генрик Ибсен.

Профессиональное музыкальное искусство Норвегии, также как и театр, литература, на протяжении многих веков не могло приобрести национальной самобытности. Норвежские музыканты постоянно испытывали влияние композиторских школ Франции, Нидерландов, Германии, Италии.

И только с конца XVIII века выдвигается семья Линнеманов – «норвежским Бахов», из которой вышло несколько поколений органистов и композиторов. Наиболее известен Л.М. Линнеман – один из основателей норвежской музыкальной школы, композитор, теоретик и педагог, первый собиратель национального музыкального фольклора.

В начале XIX века в связи с освобождением, стали популярны норвежские патриотические песни; позднее вышли сборники народных песен и их обработок. Первым норвежским композитором, использовавшим национальные мелодии, был В. Тране. С середины XIX века появляются издания народных песен и их обработки: сборники Л.М. Линнемана – «68 мелодий норвежских гор», «Старые и новые мелодии норвежских гор»; позднее сборники К. Эллинга, У.М. Санвика, А. Бьерндаля и др.

В середине века уже начала формироваться национальная музыкальная школа Норвегии. Среди ее основоположников – создатель норвежского романса Х. Хьерульф, скрипач и композитор У. Булль, композиторы и дирижеры Р. Нурдрок и Ю. Свенсен. Деятельность этих музыкантов подготовила почву для творчества Эдварда Грига, возглавившего национально-романтическое направление в норвежской музыке.

Народ Норвегии уже в давние времена сложил легенды, зовущие нас в фантастический мир, населенный гномами, троллями, эльфами, великанами, бабочками… Нередко в этих поэтичных сказках говорится о тех красивых напевах, прихотливых танцах, чудесных наигрышах, звуки которых раздаются в горах Норвегии.

Могучий дух обитает в горах,

И голос его свободный

Звучит с колыбели в наших сердцах

И в чуткой душе народной.

Тот ласковый голос, глубокий, родной,

Как говор листвы, как ручей лесной,

Живое эхо свободы

Он будит в душе народа….

Он – песни знакомой мотив родной.

Он – повесть и он же – сказанье,

Он горе смягчает в груди больной,

Он счастью дает сиянье,

Он – память о прошлом, он – сила любви,

Он – честь и геройство в нашей крови,

Он в самом далеком скитанье

Звезды путеводной сиянье!

Эти стихи Г. Ибсена точно и всеобъемлюще отражают образный мир, запечатленный в произведениях Э. Грига. Не только содержание, но и музыкальные формы народной музыки нашли отражение в музыке великого норвежского композитора.

Далее мы рассмотрим особенности простых музыкальных форм.

 

 

 

 

 

 

Простые формы

 

К простым музыкальным формам относятся период, простая двухчастная и трехчастная формы.

Периодом называют простейшую музыкальную форму, представляющую относительно законченную мысль. 

Выделяют следующие основные виды периодов: с тематической точки зрения различают два типа – повторной и неповторной структуры. В первом случае период состоит из двух (реже – трех) предложений, похожих тематически. Период неповторного строения наоборот повторности тематического материала избегает. Здесь возможны два варианта структуры. В первом из них период строится по типу A + B, т.е. из двух предложений, которые с точки зрения материала являются разными. Второй вариант периода неповторного строения – период, который не делится на предложения, является сплошным, монолитным (без половинной каденции, единого строения). Такой период с точки зрения структуры становится подобным предложению, хотя и исполняет типичную для периода роль изложения темы.

С точки зрения тонального строения важным является определение крайних точек периода – его начала и завершения. С этой точки зрения есть смысл различать периоды однотональные – то есть такие, которые начинаются и заканчиваются в одной и той же тональности, и модулирующие – те, которые завершаются в другой тональности. Так же периоды с отклонением в побочные тональности называют модуляционными.

Описанные выше типы периода имеют конечную каденцию (чаще всего на тонике), которая замыкает тематическое развитие в них. Поэтому такие периоды зовут замкнутыми. Отсутствие завершенной заключительной каденции в периоде дает основание называть его незамкнутым или разомкнутым (часто заканчивается на доминанте).

С точки зрения метрической структуры – способа сочетания, группирования тактов – периоды разделяются на квадратные и неквадратные. Первые из них содержат 8, 16, реже кратное 4 большее число и образуют два, реже четыре предложения. Вторые этой норме не отвечают и общее количество тактов в периоде и его предложениях не является кратным четырем (9, 10, 11 тактов и т.д.). Для определения квадратности или неквадратности структуры важным является не так общее количество тактов, как их группирование. Периоды, которые охватывают 12 тактов и состоят из 3 предложений, занимают промежуточное место. Различают следующие виды неквадратных периодов:

– период с дополнением; после полного совершенного каданса вводятся один или несколько дополнительных кадансов;

– период с расширением; предполагавшийся полный совершенный каданс оказывается несовершенным или прерванным, таким образом «настоящий» полный совершенный каданс появляется позже.

Кроме нормативных периодов (нормальный экспозиционный период), существуют разнородные отклонения от отмеченных схем:

– сложный период (с большим количеством тактов и расширенными, самостоятельными дополнениями);

– двойной период, который характеризуется двойной экспозицией тематического материала. Он состоит из двух периодов, причем второй может немного отличаться от первого.

Поскольку период является формой завершенной или относительно завершенной музыкальной мысли, он может выступать и как форма самостоятельного произведения (одночастная форма). В классическом стиле она встречается как исключение, и то преимущественно в композициях инструктивного характера (Этюды Черни). Ее можно было встретить в баховское время. Но больше всего одночастная форма заявила о себе в творчестве романтиков в инструментальной миниатюре (Ф. Шопен, О. Скрябин). Самостоятельная композиция требует, чтобы в ней были представлены все более важные стадии: экспонирование материала, его определенное развитие и завершение. Поэтому в данном случае типичными являются расширенные периоды или периоды с дополнением.

Следующей простой формой является простая двухчастная форма.

Простые двухчастные формы состоят из двух частей, каждая из которых является простым построение, не сложнее периода (A + B).

Первая часть простой двухчастной формы, в которой экспонируется основная музыкальная тема, представляет собой период, реже – большое предложение. Во второй части происходит последующее развитие, и завершение музыкальной мысли. Каждая часть двухчастной формы может повторяться. Первый период часто модулирует в доминантовую или параллельную тональность. Вторая часть заканчивается в главной тональности. Тональная замкнутость является основным признаком завершенности и самостоятельности двухчастной формы.

Простая двухчастная форма бывает в двух вариантах:

– Безрепризная простая двухчастная форма – она основывается на контрастном соединении двух построений, обеспечивая единство целого средствами тональности. Вторая часть такой формы бывает либо контрастной, либо развивающей. В первом случае тематический материал носит более самостоятельный характер, во втором случае происходит использование тематических элементов из первой части.

– Репризная простая двухчастная форма – она, во второй части совмещает две функции, которые реализуются последовательно, – функции контраста и завершения – репризы. Вторая часть этой формы как бы делится на две секции, первая дает определенный контраст, а вторая повторяет одно из предложений первой части. Репризное предложение может быть расширенным.

Первая часть простой двухчастной формы характеризуется экспозиционным типом изложения:

– с тематической стороны ей свойственны повторность или подобие обеих предложений, уравновешенность мелодической линии;

– с гармонической – период может быть однотональным или модулирующим в тональности доминантовой группы или параллельный мажор;

– по размеру – это чаще квадратный период 4+4, 8+8.

Вторая часть совмещает в себе черты срединности и стойкости и завершается в основной тональности. Форма второй части – обычно период или большое предложение. В вокальных произведениях, написанных в простой двухчастной форме, иногда есть вступление и заключение (по типу коды). В целом общими чертами простой двухчастной формы является связь с бытовыми жанрами, песенно-танцевальный тематизм, небольшие размеры, четкость строения, опора на квадратность. Простая двухчастная форма может усложняться за счет повторения частей.

***

Простой трехчастной формой называется форма, состоящая из трех частей, каждая из которых не сложнее периода. Первая часть является изложением темы, вторая часть называется – середина, а третья часть – реприза – повторение первой части.

Простая трехчастная форма используется:

– в самостоятельных произведениях различных жанров (прелюдии, этюды, ноктюрны, детские пьесы, танцы, арии, романсы и т.д.);

– как составная часть более крупной формы;

– как отдельная часть цикла;

– в оперных и балетных номерах.

Простая трехчастная форма – такая симметричная форма, все составные части которой с масштабной точки зрения являются приблизительно равными. Уже с этой точки зрения данная форма имеет более широкие, по сравнению с двухчастной, возможности для введения более развитого контраста, который, в свою очередь, требует для уравновешивания целой полной, соответствующей первой части формы, тематической репризы. Именно по этой причине нерепризные трехчастные формы, в отличие от двухчастных, являются в инструментальной музыке явлением редким, обусловленным преимущественно влиянием песенных форм и жанров (например, тема квартета Ф. Шуберта «Смерть и девушка»). Однако встречаются варианты формы, в которой не соблюдаются пропорции частей, нередко середина превышает размеры первой части, например, в пьесе «Эстрелла» из «Карнавала» Р. Шумана: 12+16+8 тактов.

Первая часть простой трехчастной формы является однотональным или модулирующим периодом из двух предложений, реже двойным, с расширением, с дополнением, квадратным, неквадратным, разомкнутым периодом или предложением. Тип изложения – экспозиционный.

Информация о работе Особенности простых форм в фортепианном цикле Э. Грига «Поэтические картинки»