Особенности простых форм в фортепианном цикле Э. Грига «Поэтические картинки»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 07:58, курсовая работа

Описание работы

В XVIII веке шотландский купец Александр Грейг покинул родину и поселился в Норвегии. Здесь его фамилию стали писать иначе – «Григ». Он женился на норвежке, дети его выросли в Норвегии. Внук Грейга Александр Григ, английский консул в Бергене, был уже настоящим норвежцем. Он превосходно знал историю Норвегии, любил ее природу и людей, знал их быт и обычаи. Григ был неплохим музыкантом, играя на рояле и скрипке. Жена его, Гесина Юдит Григ, урожденная Хагеруп, отличалась разносторонними талантами: она пела, писала стихи, превосходно играла на рояле.
В доме Григов всегда было уютно, светло, звенели веселые детские голоса, и двери радушно распахивались навстречу гостям. Здесь часто собирались друзья и знакомые, возникали разговоры об искусстве, устраивались музыкальные вечера, а порой и домашние спектакли… Впрочем, Гесина Григ занималась не только домашним музицированием; она часто выступала в концертах, играя произведения Моцарта, Бетховена, Шопена.

Файлы: 1 файл

Курсовая маслова анализ.doc

— 2.37 Мб (Скачать файл)

Вторая часть – середина, которая в той или иной мере противопоставляется крайним разделам. Для середины характерен развивающий неустойчивый тип изложения, типичны дробление, отклонения, секвенции и другие приемы развития. По форме середина может представлять: период, малое (8 тактов) или большое предложение (16 тактов), или являться построением, не являющимся периодом (например, построенном на чередовании ходообразных построений, на секвенции или дроблении, или повторении гармонически неустойчивых оборотов; нередко используются полифонические приемы развития: канонические имитации, контрапункт и т.д.)

Третья часть, которая, как и середина, не содержит более сложные структуры, чем период, является репризой и повторяет музыкальный материал первой части. Общий принцип трехчастной формы с точки зрения тематического или тонального строения имеет несколько интерпретаций. Самые простые образцы простой трехчастной формы представляют собой один и тот же материал, проведенный трижды: в тональностях тоники, доминанты или параллельного мажора) и опять тоники. Середина в таких случаях является транспозицией первой части в другую тональность и контраст в форме обеспечивается в первую очередь на тональном уровне. Кроме того, здесь может в незначительной мере варьироваться ритм, гармония, фактура (а+а1+а).

Сложнее организованной является форма, в которой средняя часть строится как свободное, за характером неустойчивое развитие предыдущего материала. Средствами, которые служат достижению неустойчивости, является дробление тематического материала, секвенции, отклонения, использование методов мотивной и полифонической разработки и др.; середину в таких случаях можно рассматривать как модулирующую часть, которая контрастирует с крайними (а+R+а). Другой тип простой трехчастной формы возникает тогда, когда среднюю часть наполняет новая, структурно и тонально оформленная тема. Отсюда и часто употребляемое определение таких форм как двутемных, в отличие от описанных выше однотемных. Но в ряде случаев новая тема может вводиться по принципу производного контраста, то есть строиться из интонаций предыдущего тематического материала (a+b+a). Иногда случаются мешаные способы построения средней части (например, скерцо (до трио) из сонаты op.2 №2 Л. Бетховена).

Гармоническое развитие в средней части можно свести к трем видам:

  • новая тональность не устанавливается, но и не употребляется тоника в основном виде;
  • встречаются отклонения в родственные тональности;
  • от начала середины появляется новая тональность, но в конце раздела есть возвращение в основную тональность, часто с остановкой на ее доминанте (возможен органный пункт).

Виды реприз в трехчастной простой форме следующие:

  • вариационная (варьированная) – с фактурными изменениями;
  • сокращенная – проводится не полностью, чаще всего это предложение;
  • динамическая (динамизированная) – изменение фактурных, гармонических, структурных и других средств, которые могут быть достаточно значительными и существенно влиять на характер тематического материала.

Простая трехчастная форма может иметь вступление и коду, а так же может усложняться за счет повторения частей.

Далее обратимся к анализу цикла.

 

Анализ цикла

 

Allegro ma non troppo

Программная пьеса носит характер вступления к циклу. Главная тональность – гармонический e-moll с отклонениями в h-moll, D-dur. Здесь определяются основные образы произведения. Состояние общей неустойчивости, лирической взволнованности, романтичности создается, в частности, и средствами гармонии. Если произведения классиков обычно начинаются со звуков тоники, то в данном случае пьеса Грига и ее главная тема начинаются с аккордов доминанты. Темп умеренный, господствует танцевально-жанровая сфера. Общий настрой лирический, игривый. Основная тема грациозная, легкая. Номер написан в простой трехчастной форме. Первый период состоит из шестнадцати тактов и начинается с двухтактового вступления. Середина состоит из двадцати четырех тактов, которые делятся на ровные четырехтакты. Третья часть полностью повторяет первый период.

Пьеса начинается с краткого аккордового вступления, где на фоне нисходящего хроматического хода от пятой ступени звучат доминантовые гармонии. 

Воздушная, подвижная мелодия первой части строится на трехдольном мотиве с сильной первой долей. Подобные мотивы называют дактилическими. Мелодический рельеф носит волнообразный характер: вначале спускается вниз, затем поднимается вверх, используются как секундовые ходы, так и движения по звукам аккордов. Мелодика относится более к инструментальному типу, нежели к вокальному. Здесь характерны широкие ходы, большой диапазон, быстрое движение мелкими длительностями.

Гармония и фактура разнообразны. Первый четырехтакт проходит в гомофонно-гармоническом складе (мелодия с аккомпанементом). Применяется классико-романтическая гармония, основанная на автентических оборотах (D2-t6-D4/3-t3). Второй четырехтакт излагается в первой октаве, то есть меняется регистр звучания. Здесь происходит краткое проходящее отклонение в тональность минорной доминанты. При этом отклонение происходит не через доминанту, а через субдоминанту к доминанте (s3→d3). Здесь же в конце первого предложения возникает кадансовое отклонение в тональность VII ступени (D-dur). Начало второго предложения повторяет начало первого. Единственное отличие – движение по хроматизированному басу вниз, начатое в конце первого периода. Таким образом, первая часть относится к периодам повторного строения. Последний четырехтакт полностью контрастен предыдущим и в нем излагается новый материал, основанный на движении по звукам разложенных аккордов. Он носит каденционный характер. Здесь используются такие яркие гармонии как неаполитанский секстаккорд (bII6), септаккорд второй ступени, доминантсептаккорд с разрешением в тонику.

Размер пьесы 3/8. В мелодии чередуются четверти, восьмые и шестнадцатые. Во второй половине первого предложения применяется триоль из шестнадцатых длительностей. Акценты приходятся на первые доли такта. Линия баса носит синкопированный характер: на фоне четверти с точкой на второй доле такта появляется четверть. Подобная ритмика характерна практически для всей пьесы, кроме второго предложения крайних периодов.

Важную роль играют динамические и исполнительские штрихи. Первая часть начинается с пианиссимо, а заканчивается на фортиссимо. Фактура и общий диапазон развиваются, расширяются, что приводит к постепенной динамизации музыкального материала. Вступление и первое предложение исполняются в основном на легато, а во втором предложении в линии баса активно применяется стаккато.

С точки зрения синтаксиса (строения музыкального материала) можно отметить, что первое предложение периода строится следующим образом: 4 такта + 1 такт + 1 такт + 1 такт + 1 такт. Образуется масштабно-тематическая структура дробления. Второе предложение состоит из двух четырехтактов. Здесь образуется структура периодичности.

  Вторая часть носит развивающий характер. Здесь нет нового тематического материала, говорить о четкой форме периода нельзя. Все строится на мотивном, секвенционном развитии темы первой части. Первый и второй четырехтакты являются звеньями хроматической секвенции, проходящей в e-moll и a-moll. Секвенция здесь неточная. Линии баса и мелодии не всегда выдерживают заданные интервальные соотношения. Тем не менее, перемещение мотива налицо. Третий и четвертый четырехтакты на первый взгляд продолжают секвенцирование, однако в них повторяется ритм первого двутакта секвенции. Далее происходит дробление материала на отдельные такты. Секвенция динамизируется. Здесь также выдерживается только ритм звеньев, а интервальные соотношения нарушаются. Последние восемь тактов среднего раздела являются своеобразным предыктом, подготовкой к репризе. Здесь развитие строится на доминантовом органном пункте, в первой половине которого применяется синкопирование в верхнем голосе (что усиливает общее напряжение), а далее происходит нарастание динамики за счет включения в верхнем регистре движения шестнадцатыми длительностями с применением хроматических проходящих звуков. Средний раздел заканчивается на уменьшённом вводном септаккорде двойной доминанты.

Реприза начинается с неустойчивой гармонии доминантового секундаккорда. Следует повторение первой части. Небольшое отличие заключается в динамике второго предложения, который звучит более масштабно, применяется штрих fz.

Итак, складывается следующая схема первой пьесы цикла, написанной в простой трехчастной форме со вступлением и развивающей серединой:

  • Вступление – 2 такта.
  • Первая часть (шестнадцатитактный, квадратный, модуляционный период повторного строения): 4 такта + 1 такт + 1 такт + 1 такт + 1 такт (дробление); 4 такта + 4 такта (периодичность).
  • Вторая часть (двадцатичетырехтактная развивающая середина): хроматическая секвенция (4 такта + 4 такта + 4 такта + 4 такта), предыкт на доминантовом органном пункте (8 тактов).
  • Третья часть (реприза первого шестнадцатитактного периода).

 

Allegro cantabile

 

Вторая пьеса отличается сказочно-повествовательным характером, присутствуют «баюкающие» интонации. Основной тональностью является B-dur. Метрика здесь двухдольная, размер ¢. Пьеса состоит из 43 тактов.

Жанр этой поэтической картинки повествовательный. Форма пьесы простая трехчастная (А + В + А1). В ней звучат две разнохарактерные темы. Так, в среднем разделе пьесы преобладает скерцозность и она создает определенный контраст с крайними частями.

Плавная песенная мелодия со скачками и заполнением стилизована под норвежскую народную песню с характерным синкопированным ритмом. Мелодия первого предложения дробится: 2 такта + 1 так + 1 такт. Второе предложение не делится на мотивы. Возникает структура дробления с замыканием: 1 предложение – 2 такта + 1 так + 1 такт; 2 предложение – 4 такта. Далее следует два дополнительных такта. Возникает структура повторного периода с дополнением.

Начиная с 5 такта первого периода, прослеживается плавная модуляция (из B-dur в F-dur через g-moll):

 

Таким образом, можно определить первый период как модулирующий.

Средний раздел контрастен крайним. Контраст создается всеми средствами. Появляется новая тема с ярко выраженной восходящей волной. Причем мелодия передается партии левой руки, а аккомпанемент звучит в партии правой руки. Раздел тонально неустойчив. Изменяется жанровая основа. Если первая часть носит песенный повествовательный характер, то вторая часть более взволнованная, фактурно развитая, технически более сложная. Прослеживаются черты танцевальности. Здесь развитие приводит к яркой кульминации.

Второй раздел не имеет определенной формы и состоит из следующих построений. Хроматическая секвенция на кварту выше звучит с 11-18 такты (4 такта d-moll + 4 такта g-moll). Далее проходят два звена сокращенной секвенции на тот же восходящий мотив (19-22 такты: 2 такта + 2 такта). Затем вступает доминантовый органный пункт. Звучит шеститактовый предыкт к репризе.

Григ охотно применяет в этом цикле излюбленный романтический прием: игра минора и мажора. В средней части данной пьесы композитор использовал его, сопоставив d-D, g-G:

Из этих примеров видно, что молодой норвежский композитор уже на раннем этапе творчества уделял большое внимание гармоническому колориту.

Показательной для григовской мелодической линии служит орнаментика, в которой, по мнению М. Друскина, усматривается прочная связь с народным искусством норвежских скрипачей. Это такие приемы народного скрипичного музицирования, как трели и акцентирование отдельных долей мелодии. Таковые имеются и в этой пьесе.

Существенной чертой стиля Грига стал и другой типичный для народного искусства принцип – вариационность. В данной пьесе варьируется реприза. Охотно прибегает Григ к ладовому варьированию музыкального материала. Так, в Allegro cantabile наблюдаются черты одноименного миноро-мажора, о котором уже говорилось ранее.

Другой прием, также восходящий к народному искусству – органные пункты. Доминантовый органный пункт, также, как и в первой пьесе, звучит и в этой.

Динамика здесь довольно развита, она постоянно сменяется. Темп достаточно умеренный, но агогика наблюдается.

Итак, складывается следующая схема второй пьесы цикла, написанной в простой трехчастной форме с развивающей серединой:

  • Первая часть (десятитактный, квадратный, модулирующий период повторного строения): 2 такта + 1 такт + 1 такт (дробление); 4 такта + 2 такта (периодичность с дополнением).
  • Вторая часть (двадцатичетырехтактная развивающая середина): хроматическая секвенция (4 такта + 4 такта), два звена сокращенной секвенции (2 такта + 2 такта), предыкт на доминантовом органном пункте (6 тактов).
  • Третья часть (реприза первого десятитактного периода с незначительными изменениями): 10 тактов + 3 такта дополнения.

 

Con moto

Эта пьеса носит танцевальный характер, также как и первая «поэтическая картинка» данного цикла. Ей присущи живые, энергичные ритмы и активный характер.

Основная тональность – c-moll. Пьеса состоит из пятидесяти двух тактов и выдержана в трехдольном метре, в размере 6/8. Особенностью данной формы можно посчитать то, что средняя часть включает в себя новый материал, ранее нигде не появлявшийся. Реприза в данной пьесе варьированная.

Форма пьесы – простая трехчастная. Первый модуляционный период состоит из 15 тактов (8 тактов + 7 тактов). Он имеет неквадратное, расчлененное, повторное строение. Первое предложение построено на тоническом органном пункте. По масштабно-тематической структуре период имеет характерные признаки дробления: 2 такта + 2 такта + 1 такт + 1 такт + 1 такт + 1 такт.

Информация о работе Особенности простых форм в фортепианном цикле Э. Грига «Поэтические картинки»