Особенности простых форм в фортепианном цикле Э. Грига «Поэтические картинки»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 07:58, курсовая работа

Описание работы

В XVIII веке шотландский купец Александр Грейг покинул родину и поселился в Норвегии. Здесь его фамилию стали писать иначе – «Григ». Он женился на норвежке, дети его выросли в Норвегии. Внук Грейга Александр Григ, английский консул в Бергене, был уже настоящим норвежцем. Он превосходно знал историю Норвегии, любил ее природу и людей, знал их быт и обычаи. Григ был неплохим музыкантом, играя на рояле и скрипке. Жена его, Гесина Юдит Григ, урожденная Хагеруп, отличалась разносторонними талантами: она пела, писала стихи, превосходно играла на рояле.
В доме Григов всегда было уютно, светло, звенели веселые детские голоса, и двери радушно распахивались навстречу гостям. Здесь часто собирались друзья и знакомые, возникали разговоры об искусстве, устраивались музыкальные вечера, а порой и домашние спектакли… Впрочем, Гесина Григ занималась не только домашним музицированием; она часто выступала в концертах, играя произведения Моцарта, Бетховена, Шопена.

Файлы: 1 файл

Курсовая маслова анализ.doc

— 2.37 Мб (Скачать файл)

Средний раздел имеет развивающий характер и состоит из 22 тактов. Основан на новом материале, состоящем из чередования аккордовых арпеджио и статичных гармоний. По строению близок к периоду повторного строения с расширением: 4 такта + 4 такта + 6 тактов расширение. Далее следует восьмитактный предыкт, основанный на характерной норвежской ритмической фигуре.

Ритмическая фигура, лежащая в основе третьей пьесы часто встречается в норвежской народной музыке и становится характерна для многих мелодий Грига:

Краткий ритмический мотив, пронизывающий пьесу, встречается здесь довольно часто - .

Третий период полностью повторяет первую часть с незначительными изменениями.

В «Поэтической картинке №3» Григ раскрасил ладовое строение пьесы. Здесь чередуется натуральный и мелодический виды минора в пределах в пределах одной и той же тональности (1, 5, 7 такты). Частое повышение VI и VII ступеней лада придает минору «мажорный оттенок», «переливчатый» колорит.

Динамическая сторона пьесы развита довольно активно – начинается пьеса с p, а заканчивается – fz. Темп довольно умеренный, но наблюдается присутствие агогических отклонений.

Итак, складывается следующая схема третьей пьесы цикла, написанной в простой трехчастной форме с развивающей серединой:

  • Первая часть (пятнадцатитактный, неквадратный, расчлененный, модуляционный период повторного строения): 2 такта + 2 такта + 1 такт + 1 такт + 1 такт + 1 такт + 7 тактов.
  • Вторая часть (двадцатидвухтактная развивающая середина): чередование арпеджио аккордов и статичных гармоний (4 такта + 4 такта + 6 тактов расширение); предыкт, основанный на типично норвежской ритмической фигуре (8 тактов).
  • Третья часть (реприза первого десятитактного периода с незначительными изменениями): 15 тактов + 1 такт дополнение.

 

Andante con sestimento

 

«Поэтическая картинка» №4 – единственная пьеса из всего цикла передает индивидуальное состояние «героя». Нежная, широкого дыхания мелодия, ее начальная мысль, изложена на протяжении первых десяти тактов (первая часть пьесы). Тонкое дифференцированное изложение пьесы содержит два плана: плавно льющуюся мелодию и окружающую ее звуковую атмосферу. Мягкость светотеней, утонченность эмоций вызывают в памяти лирический пейзаж летних сумерек и тихий восторг человека перед красотой действительности. В жанровом отношении данную пьесу можно определить, как лирический центр цикла.

Основная тональность «Картинки» – A dur. Пьеса изложена в размере 4/4 и состоит из 30 тактов. Это наименьшее количество тактов в цикле.

Пьеса выстроена в простой трехчастной форме. Первая часть имеет форму десятитактного модуляционного периода единого строения, который с точки зрения масштабно-тематического структурирования следует отнести к дроблению с замыканием (2 такта + 1 такт + 1 такт + 2 такта + 1 такт + 1 такт + 2 такта).

Как уже мы успели заметить в каждой пьесе ритмика носит общие черты норвежской национальной музыки. Так и здесь, отмечается острый синкопированный ритм с акцентами:

;  ;  ;  ;  ; 

Акцентированные доли в данной пьесе просматриваются во всех голосах фортепианной партии:

В лирической пьесе цикла смысловое наполнение акцентов различно: это и побуждение к дальнейшему развертыванию мелодической линии (6 такт), и интонационная вершина фразы (20 и 24 такты), а также важные мелодические мотивы подголосков (5 такт в басу), и настойчивость реплик (14, 15 и 17 такты):

Также в четвертой поэтической картинке встречаются полиритмические сочетания:

Использование этого приема связано с характерным для Грига и норвежской народной музыки методом варьирования.

В данной пьесе Григ для передачи непостоянного эмоционального состояния, характерного для романтика «ищущего» чувства, использовал задержание тона в 5 такте. Такой прием здесь использован дважды – в начале такта задержана нота gis,  и в конце – половинная d.

В четвертой картинке, в первой части, на протяжении четырех тактов сменяют друг друга отклонения в h-moll, A-dur, H-dur, E-dur с возвращением в каденцию основной тональности A-dur:

Здесь экспозиционный материал, из-за напряженного тонального развития, синкопированной ритмики, акцентности, получает интенсивное развитие. Лирический образ из созерцательного становится более восторженным, приподнятым, активным.

Средняя часть данной пьесы построена на музыкальном материале первой части.  Она состоит всего из 9 тактов (2 такта + 1 такт + 1 такт + 1 такт + 1 такт + 1 такт + 2 такта). По масштабно-тематическому структурированию изложение напоминает дробление с замыканием. По принципу развития средний раздел приближается к вариации на основную тему. Подобно «Балладе о сне», мотив первой части зеркально отражается: нисходящая интонация в том же ритме становится восходящей, а после междутактовой лиги скачки движутся в противоположном направлении. Ритмика становится более выразительной, дробится, включаются триоли. Динамика от пианиссимо возрастает до фортиссимо. Можно говорить о том, что именно здесь, в завершении среднего раздела, наступает кульминация всей пьесы.

В ладовом отношении так же применяется игра мажора и минора. Здесь в основную тональность A-dur проникают характерные ступени из одноименного минорного лада.

Реприза состоит из 11 тактов и полностью повторяет первую часть, но незначительно варьируется изложение мелодии путем добавления длинных форшлагов, задержаний и изменение последнего такта во второй вольте.

Динамика здесь не особо развита: пьеса начинается с p и заканчивается длительно звучащим аккордом на pp. Возвращается прежний созерцательный лирический образ. Темп умеренный, но на протяжении всего звучания пьесы отмечаются некоторые изменения агогики.

Итак, складывается следующая схема четвертой пьесы цикла, написанной в простой трехчастной форме с развивающей серединой:

Первая часть (десятитактный, единого строения, модуляционный): 2 такта + 1 такт + 1 такт + 2 такта + 1 такт + 1 такт + 2 такта;

  • Вторая часть (девятитактная развивающая середина): вариации на основную тему: 2 такта + 1 такт + 1 такт + 1 такт + 1 такт + 1 такт + 2 такта;
  • Третья часть (реприза первого десятитактного периода с незначительными изменениями): 10 тактов + 1 такт дополнение.

 

Allegro moderato

Основная тема пятой картинки по жанру близка к песне. Ее развитие строится на вариантном повторе начальной четырехтактной темы. Однако, в теме присутствуют и черты танцевальности. Основная тональность – F-dur.

Пьеса имеет простую трехчастную форму с двумя средними частями. Согласно теории новосибирского музыковеда С.С. Гончаренко, подобная форма называется простой многочастной формой с обрамлением. Схема ее такова: а + в + с … а. В нашем случае, схема пьесы №5 строится следующим образом: а + в + с + предыкт (ложная реприза в a-moll) + а1.

Это самая развернутая пьеса из всего цикла. Ее объем составляет 60 тактов. Все звучание проходит в двухдольном метре, размер пьесы 2/4.

Первая часть пьесы (а) состоит из 18 тактов (1 такт + 1 такт + 2 такта + 1 такт + 1 такт + 2 такта + 1 такт + 1 такт + 2 такта + 1 такт + 2 такта + 1 такт + 2 такта) и имеет форму модуляционного, расчлененного, повторного, неквадратного по строению периода с расширением. Тема звучит на фоне двойного органного пункта, характерного для музыки Норвегии и творчества Грига, в частности. В данной пьесе применяется органный пункт на I, VI ступенях (параллельно-переменный лад, игра мажора и минора), III ступени (тональность a-moll). В 16 такте звучит прерванная каденция, что и несколько «раздвигает» форму периода еще на 2 такта. С точки зрения синтаксиса период следует отнести к типу суммирования масштабно-тематических структур.

Средняя часть развивающего типа основана на двух новых темах и звучит с большим подъемом. Фактура первого раздела Vivo (в) близка к жанру токкаты, но в ней ощущается и дух фантастического скерцо:

С началом новой части меняется и тональность – a-moll. Этот раздел имеет форму восьмитактного (1 такт + 1 такт + 2 такта + 2 такта + 2 такта) модулирующего, расчлененного, квадратного периода повторного строения. По масштабно-тематическому структурированию период имеет периодичное строение: 2 такта + 2 такта; 2 такта + 2 такта.

Второй раздел средней части (с) имеет форму 16-тактного модуляционного, квадратного, разомкнутого периода неповторного строения. Первое предложение периода по синтаксическому строению стоит отнести к дроблению, так как постоянно повторяется следующая структура: 1 такт – 05, такта + 0,5 такта. Второе предложение имеет структуру суммирования: 1 такт + 1 такт + 1 такт + 1 такт +1 такт + 3 такта.

Далее следует восьмитактный предыкт, который построен на проведении основной первой темы в тональности a-moll, что образует ощущение репризы. Однако тема проходит не в главной тональности, и здесь можно говорить о чертах ложной репризы. Так же, предыкт построен на характерном для норвежской музыки двойном органном пункте.

Реприза сокращена, повторяется только второе предложение первого периода с расширением. Так же она варьирована, в особенности изменен ритм, добавлены некоторые дополнительные звуки и форшлаги.

В пьесе снова Григ использовал свои излюбленные норвежские ритмы – синкопы звучат на протяжении всей «Картинки»:

; ; 

Здесь же Григ уделил большое внимание фактуре. Норвежский композитор сближает и переплетает гармонический и мелодический планы:

В пространственном звучании фактуры мелодии и баса создают крайние пласты, а середина фортепианной партии заполнена синкопированными аккордами, создающими атмосферу «окутывания»:

Развитая фактура, особое инструментальное слышание указывает на тот факт, что Григ является композитором особого, психологически чуткого склада.

Показательной для григовской мелодической линии служит орнаментика, которая берет свое начало, по мнению М. Друскина, у истоков народного искусства норвежских скрипачей. Все вышесказанное мы находим в пьесе №5. В частности, в басу и мелодии использую форшлаги. В среднем разделе пятой пьесы мелодические контуры звучат по-скрипичному узорчато и замысловато.

Еще одна существенная черта григовской композиции – вариационность. Здесь она применяется и в варьировании репризы, и в ладовом варьировании музыкального материала. В данном случае, в пьесе обыгрываются параллельные тональности F-dur и d-moll, а также терцовые тональности F-dur и a-moll, «перекрашивая», «раскрашивая» ладовые ощущения.

Как и в третьей картинке, здесь композитор использовал часто повышение VI и VII ступеней, дабы придать минору «мажорный оттенок», «переливчатый» колорит. Здесь сочетается a-moll натуральный и мелодический в средней части пьесы (7 и 5 такты перед a tempo).

И в этой пьесе часто звучит двойной органный пункт – на I и V ступенях. Он многократно повторяются, причем в момент кульминации (в завершение второго раздела) тоника и доминанта накладываются друг на друга, образуя насыщенное звучание:

Динамика в данной пьесе развивается постепенно, лишь иногда встречаются fz. Темп умеренный, но иногда применяются выразительные агогические отклонения. Заканчивается пьеса последовательным «собиранием» аккорда в единое созвучие с использованием ritard., diminuendo, которые «уводят», «утихомиривают» общую динамику до pp.

Итак, складывается следующая схема пятой пьесы цикла, написанной в простой трехчастной форме с развивающей серединой:

  • Первая часть (восемнадцатитактный, неквадратный, расчлененный, модуляционный период повторного строения с расширением): 1 такт + 1 такт + 2 такта + 1 такт + 1 такт + 2 такта + 1 такт + 1 такт + 2 такта + 1 такт + 2 такта + 1 такт + 2 такта.
  • Вторая часть (развивающая середина, состоящая из двух разделов и предыкта): первый раздел – восьмитактный модулирующий, расчлененный период квадратного и повторного строения (1 такт + 1 такт + 2 такта + 2 такта + 2 такта); второй раздел – шестнадцатитактный модуляционный, квадратный, разомкнутый период неповторного строения (1 такт – 05, такта + 0,5 такта; 1 такт + 1 такт + 1 такт + 1 такт +1 такт + 3 такта); восьмитактный предыкт;
  • Третья часть – сокращенная реприза второго предложения первого восемнадцатитактного периода с расширением.

 

Allegro scherzando

Пьеса №6 относится к пластическим жанрам – в ней ощущается дух брамсовского «вечного движения». В воображении рисуются загадочные игры сказочных существ, лесных духов и гномов. Номер отличается капризной изменчивой ритмикой и насыщен хроматизмами.

Основная тональность заключительной поэтической картинки, как и тональность первого номера – e-moll.

Пьеса выстроена на едином музыкальном материале без ярко выраженных контрастов. Возможно, это связано с расположением миниатюры в самом конце цикла, и по задумке автора именно этот номер является итогом развития всего произведения.

Большую роль играет яркий начальный мотив, который появляется на гранях формы периода трижды: в самом начале первого и второго предложений, а так же в начале коды. Именно на его мотивном развитии строится вся пьеса. Он состоит из быстрого движения шестнадцатыми длительностями по звукам тонического трезвучия e-moll со вспомогательной секстой. Затем в среднем голосе на стаккато легко и загадочно звучат терции из доминантового трезвучия. Наконец звучит быстрый характерный нисходящий хроматический ход (полет сказочных существ) от первой ступени к пятой. Вот этот главный мотив будет развиваться в дальнейшем на протяжении всей миниатюры.

Информация о работе Особенности простых форм в фортепианном цикле Э. Грига «Поэтические картинки»