Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по проблеме использования дидактической игры на уроках музыки у младших школьн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Психологическая напряженность усугубляется физическим напряжением. Новый режим жизни – жизни ученика – предполагает повышенную работоспособность: необходимо внимательно слушать учителя, уметь подчиняться правилам и распорядку дня. Физическое и психическое самочувствие первоклассников обычно стабилизируется через полтора-два месяца пребывания в школе. Так происходит при условии, если взрослые учитывают новое положение детей, действуют с пониманием их возрастной психологии, используют специфические формы и методы работы. Мы хотим рассмотреть, как игра помогает учителю найти общий язык с детьми, а детям постичь знания без стрессов и с интересом.

Содержание работы

Введение---------------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы специфики использования дидактической игры на уроках музыки у младших школьников.
1.1 Сущностная характеристика дидактической игры-------------------------------7
1.2 Возрастные особенности младших школьников--------------------------------13
1.3 Специфика использования дидактической игры на уроках музыки у младших школьников----------------------------------------------------------------------21

Глава 2. Методические аспекты исследования проблемы специфики использования дидактической игры на уроках музыки у младших школьников. -------------------------------------------------------------------------------30

Глава 3. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по проблеме использования дидактической игры на уроках музыки у младших школьников-------------------------------------------------------------------37

Заключение---------------------------------------------------------------------------------46
Список используемой литературы---------------

Файлы: 1 файл

курсовичок 2.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение---------------------------------------------------------------------------------------3                        

Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы специфики использования  дидактической игры на уроках музыки у младших школьников.

1.1 Сущностная характеристика дидактической игры-------------------------------7

1.2 Возрастные особенности  младших школьников--------------------------------13

1.3 Специфика использования дидактической игры на уроках музыки у младших школьников----------------------------------------------------------------------21

 

Глава 2. Методические аспекты исследования проблемы специфики использования дидактической игры на уроках музыки у младших школьников. -------------------------------------------------------------------------------30

 

Глава 3. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по проблеме использования дидактической игры на уроках музыки у младших школьников-------------------------------------------------------------------37

 

Заключение---------------------------------------------------------------------------------46                                                                                                          

Список используемой литературы---------------------------------------------------48

Приложение---------------------------------------------------------------------------------50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

«Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»  В.А.Сухомлинский.

Тема дидактической игры в педагогическом процессе очень актуальна, так как благодаря играм ребенок учится доверять самому себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире. С приходом в школу начинается важный этап в жизни ребенка. Возникает новая социальная позиция личности – учащиеся, к ребятам в этот период предъявляются новые требования, у них появляются новые обязанности, новые товарищи, новые отношения со взрослыми также требуют определенных нравственных усилий и опыта включения в деловые отношения. В тоже время приходится учитывать, что младшие школьники отличаются повышенной возбудимостью, быстрой утомляемостью, неустойчивостью внимания.

Психологическая напряженность усугубляется физическим напряжением. Новый режим жизни – жизни ученика – предполагает повышенную работоспособность: необходимо внимательно слушать учителя, уметь подчиняться правилам и распорядку дня. Физическое и психическое самочувствие первоклассников обычно стабилизируется через полтора-два месяца пребывания в школе. Так происходит при условии, если взрослые учитывают новое положение детей, действуют с пониманием их возрастной психологии, используют специфические формы и методы работы. Мы хотим рассмотреть, как игра помогает учителю найти общий язык с детьми, а детям постичь знания без стрессов и с интересом. 
Ценность игры, как обучающего средства заключается в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. При правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания. Игра является и средством первоначального обучения. В игре дети отражают окружающую жизнь и познают явления, факты. 

Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. 
Дидактическая игра обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.

Данная тема актуальна, потому что в наше время всё больше внимания в научной литературе уделяется использованию игры в целях повышения эффективности учебного процесса, но далеко не все педагоги умеют правильно использовать её в обучении. Урок музыки в начальной школе немыслим без творчества, разнообразия игр, применения современных технологий. Дети в XXI веке владеют компьютерной техникой, мультимедиасредствами, общительны, но не всегда и не везде получают верное музыкально-эстетическое развитие. Роль урока музыки на первом этапе – как урока творчества…. А творчество невозможно без игры…

Цель курсовой работы -  определить специфику использования дидактической игры на уроках музыки в младшей школе, выявить влияние использования дидактической игры на формирование музыкальных способностей у младших школьников.

Объект исследования - игровая деятельность на уроках музыки.

Предмет -  специфика использования дидактической игры на уроках музыки у младших школьников.

В соответствии с целью работы мною определены следующие задачи:

- дать сущностную характеристику  дидактической игры;

- определить специфику возрастных особенностей младших школьников;

- обобщить и проанализировать педагогический опыт по проблеме использования дидактической игры на уроках музыки у младших школьников;

- организовать экспериментально-опытную проверку по теме.

Гипотезой исследования явилась система предположений о том, что использование дидактической игры на уроках музыки у младших школьников будет более эффективным, если:

  1. В качестве сущностных характеристик дидактической игры выступают: обучающая задача, игровое действие и правила игры.
  2. Важнейшей особенностью организации и содержания дидактической игры у младших школьников явится учет возрастных особенностей учащихся.
  3. Дидактическая игра на уроках музыки будет выполнять следующие функции: обучающую, развлекательную, коммуникативную, релаксационную, психотехническую, функцию самовыражения и компенсаторную.
  4. Дидактические игры будут направлены на развитие: навыка игры на музыкальных инструментах, чувства ритма, музыкально-слуховых представлений, воображения, исполнительских и творческих способностей младших школьников.

Методы исследования: теоретические (анализ и синтез научных позиций в различных областях знания по исследуемой проблеме; моделирование педагогического процесса; анализ продуктов творческой деятельности учащихся, учебно-методической документации, программ и учебных пособий; обобщение музыкально-педагогического опыта) и эмпирические ( педагогическое наблюдение за процессом общения учащихся с музыкой, за различными видами музыкальной деятельности; беседы с учащимися, помогающие проверить достоверность предположений и выводов; письменные и устные опросы, позволяющие определить объективные данные о степени освоения музыкальных знаний, об отношении учащихся к музыке, музыкальным занятиям, приобретенному опыту музыкально-творческой деятельности; педагогический эксперимент, позволяющий оценить эффективность проведенной работы).

База исследования – МОУ СОШ №93, 1 «В» класс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы специфики использования  дидактической игры на уроках музыки у младших школьников.

    1. Сущностная характеристика дидактической игры.

Игровая деятельность – это произвольная деятельность, отражающая в условно-обобщенной форме: отношение человека к миру, людям, к самому себе, имеющая целью самовыражение индивида и формирование у него типов социального поведения и прогнозирования ситуаций общения. [9]

В настоящее время многие учителя начальной школы понимают важность применения игровой деятельности в процессе обучения младших школьников.

Сравнение игровой деятельности и традиционной учебной показывает, что в игровой деятельности идет развитие ребенка, используются все его умения и навыки. Если же учебной деятельностью управляет педагог, то ребенок использует не все свои умения и навыки, а только те, которые нужны для выполнения какой-либо поставленной задачи.

В игровой деятельности цель заключена в действии, а в учебной – действие осуществляется ради цели. Поэтому игровая деятельность даст больше возможностей для повышения умственного потенциала, органического соединения речи и воображения, деятельного освоения мира; вызывает интерес к учебе, активизирует познавательную активность, совершенствует умственное и интеллектуальное обучение.

Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет – сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности. Дидактическая игра – это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. [1]

Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что дети в процессе игры легче усваивают знания, получают представление об окружающем мире. В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно, учащиеся овладевают знаниями играя. Обучающая задача в таких играх как бы замаскирована на первом плане для играющего, мотивом ее выполнения становится естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия. [3]

Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении.

К игре, как показывает практика, детей привлекает, прежде всего, интерес к самому процессу действия, постоянно меняющиеся игровые ситуации, приходится самостоятельно выходить из неожиданных ситуаций, намечать цель, взаимодействовать с товарищами, проявлять ловкость и быстроту, выносливость и находчивость, а так же применять на практике полученные знания. Выготский Л. С. обращает внимание на тот факт, что игра содержит в себе все тенденции развития и создает зоны «ближайшего развития». [10]

Игра представляется, как деятельность, в которой происходит и познавательная, и эмоциональная «децентрация» ребенка. В этом важнейшее значение игры для интеллектуального развития ребенка. [11]

Изучение современной педагогической литературы об игре позволяет сформулировать следующие требования, которые учитель обязательно должны учитывать при организации детских игр на уроках и во внеурочное время. [4, с. 325]:

  • Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей.
  • Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.
  • Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.
  • В игре должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях.
  • В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.
  • Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников.
  • Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможность проявления инициативы.
  • В подростковом и особенно в старших классах необходимо побуждать учащихся к анализу проведенной игры, оказывать помощь в установлении связи содержания игры с содержанием практической жизненной деятельности или с содержанием учебного курса.
  • Игры не должны быть излишне воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации.
  • Не следует вовлекать детей в излишне азартные игры, в игры на деньги и вещи, в опасные для здоровья и жизни.
  • Игра в жизни человека имеет колоссальное значение и особенно велика ее роль в жизни детей. Чем младше ребенок, тем большую воспитатель но – развивающую значимость в его жизни имеют игры. С возрастом на смену играм приходят более серьезные занятия и труд. Однако и здесь игра не исчезает полностью: делу - время, потехе - час, но и этот час нередко значит очень много, и пренебрегать им не следует.

Информация о работе Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по проблеме использования дидактической игры на уроках музыки у младших школьн