Музыкально-дидактические игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 16:45, реферат

Описание работы

Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Ее основы закладываются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детских садах, – она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений.
Содержание музыкального воспитания предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам музыкальной деятельности, что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности.

Содержание работы

1. Значение музыкально-дидактических игр в развитии ребенка.
2. Виды музыкально-дидактических игр.
3. Использование музыкально-дидактических игр на занятиях, в повседневной жизни, при проведении праздников и развлечений.
4. Роль воспитателя в проведении музыкально-дидактических игр.
5. Опыт практической работы с детьми по использованию музыкально-дидактических игр. Привести примеры музыкально-дидактических игр.

Файлы: 1 файл

музыкально - дидактические игры..doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

    Тема: Музыкально-дидактические игры.

 

                                 План:

 

    1. Значение  музыкально-дидактических игр в развитии ребенка.

 

    1. Виды музыкально-дидактических игр.

 

    1. Использование музыкально-дидактических игр на занятиях, в повседневной жизни, при проведении праздников и развлечений.

 

    1. Роль воспитателя в проведении музыкально-дидактических игр.

 

    1. Опыт практической работы с детьми по использованию музыкально-дидактических игр. Привести примеры музыкально-дидактических игр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Введение

 

Одной из важных задач  всестороннего развития ребенка  является воспитание музыкальной культуры. Ее основы закладываются уже в  детстве. В этой связи большое  место отводится музыке в детских  садах, – она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений.

Содержание музыкального воспитания предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам музыкальной деятельности, что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности.

Восприятие музыки сложный  процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

Именно с этой целью  применяют такие пособия, как  музыкально-дидактические игры, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.

Форма игры очень удобна для восприятия ребенка дошкольного  возраста. В дошкольном возрасте человек  расположен к игре намного больше, чем к какой-либо другой деятельности. Соответственно, необходимо, чтобы  музыкально-дидактические игры были как можно более продуктивные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Значение  музыкально-дидактических игр в  развитии ребенка.

 

Виды самостоятельной  деятельности ребенка в детском  саду разнообразны. Среди них- музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно музицируют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.

Основное назначение музыкально-дидактических игр –  формировать у детей музыкальные  способности, в доступной игровой  форме помочь им разобраться в  соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность  к  восприятию различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают  перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Как любая другая игра, музыкально-дидактическая  должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат  задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребенку в интересной для  него форме услышать, различать, сравнивать некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Например, игры «Музыкальный телефон», «Из какой мы песни?» помогают детям чисто интонировать, определить, правильно ли спета песня, услышать смену темпа, силу звучания. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и  в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Так, часто приходится наблюдать, как дети играют в «концерт». Ребенок-артист, проникаясь ответственностью перед товарищами-зрителями,  становится более собранным, серьезным, внимательным к своему «номеру». В игре редко отмечаются ошибки, срывы.

Музыкально-дидактические  игры должны быть интересно и красочно оформленными. Например, карточки с  изображением музыкальных образов  – яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры. Игры, в которых дети сами принимают активное участие в их изготовлении, становятся наиболее любимыми и желанными.

Например, ребята могут  вырезать ритмические карточки и  кружочки-ноты и приклеить с обратной стороны фланель, чтобы использовать их на фланелеграфе, или подобрать дома в журналах картинки, необходимые для таких игр, как «В лесу», «Что делают зайцы?», «Из какой мы песни?» и др. (4, с 6-8)

Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях в основном осуществляется на музыкальных занятиях, где дети слушают музыку, поют, выполняют различные виды музыкально-ритмических движений. Под руководством педагога ребенок стремится проявить себя в исполнении песни, танца, передаче образа игры, составлении пляски-импровизации, сочинении и подборе мелодий при игре на музыкальных инструментах.

Умение самостоятельно действовать, выполняя музыкальные  задания, позволяет детям лучше, качественнее исполнять музыкальный  материал, способствует развитию контроля за собственным исполнением, музыкально-эстетических представлений и музыкально-сенсорных способностей.

Педагогические исследования, проведенные в этой области, доказывают, что эффективному музыкально-сенсорному воспитанию способствует наглядность  обучения, возникновение в сознании детей естественных ассоциаций музыкальных звуков со звуками окружающей их жизни. Оперируя звуками, дети начинают внимательно относиться к их свойствам, сочетаниям, что развивает их ориентировку в музыкальных явлениях. Сенсорное развитие детей осуществляется в процессе самых разнообразных музыкальных действий на занятиях и в повседневной жизни детского сада.

«Решение сенсорных  задач, - пишет Н.А. Ветлугина, - возможно почти во всех видах детской музыкальной  практики. На каждый из них, обладая спецификой, является более благоприятной средой для развития определенных сенсорных способностей. На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие. Однако вряд ли можно ограничится этим.  Нужна еще и такая среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы действий, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия.  (1, с 230)

Действительно, ребенок  встречается с музыкой на занятиях два раза в неделю, где в основном осуществляется обучение певческим и музыкально-ритмическим навыкам. В быту музыкальные впечатления не всегда бывают систематичны. Следовательно, для успешного музыкально-сенсорного развития детей требуется специальная среда. В качестве такой среды музыкальная педагогика рассматривает музыкально-дидактические игры.

В программе музыкального воспитания отмечается, что назначение музыкально-дидактических игр –  научить ребенка различать, понимать свойства и качества чувственно воспринимаемых явлений.

 

 

 

 Н.А. Ветлугина предложила  классификацию дидактических игр, охарактеризовала их структуру и содержание, определила музыкально-дидактический материал и сформулировала требования к эстетическому оформлению наглядных пособий.

Музыкально-дидактические  игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различать, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действия, регулярно проводимых с детьми музыкально-дидактических игр помогает планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умение не просто слышать музыкальные произведения, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении.  Кроме того, музыкально-дидактические упражнения и игры, особенно с применением настольно печатного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. 

Музыкально-дидактические упражнения занимают немного времени на музыкальных занятиях и могут быть включены и разделы пения и музыкально -ритмического движения.(3, с 167-169)

 

 

 

 

 

2. Виды музыкально-дидактических  игр.

 

     Существуют  различные виды классификации музыкально-дидактических игр.   Э.П. Костина разработала настольные музыкально-дидактические игры, которые используются для развития музыкально-сенсорных способностей. Она разделяет их на 4 вида:

1. Игры, с помощью которых  развивается звуковысотный слух дошкольников. Это такие игры, как «Качели», «Курицы», «Весёлые гармошки», «Цирковые собачки» и т.д.

2. Игры, позволяющие развивать  ритмическое чувство детей, например: «Ритмическое лото», «Весёлые  дудочки», «Лесные гости» и т.д.

3. Игры для развития  тембрового слуха: «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чём играю» и т.д.

4. Игры, развивающие динамический  слух: «Громко- тихо», «Кто самый внимательный», «Узнай звучание своего аккордеона» и т.д.

 

 

 

 

 Настольные музыкально-дидактические  игры представлены в определённой последовательности с постепенным усложнением музыкально-сенсорных задач для каждой возрастной группы. Так, например, в средней группе дети учатся различать выразительные возможности двух динамических оттенков (громко- тихо), в старшей группе – трёх (громко, умеренно громко, тихо), а в подготовительной группе уже различаются четыре динамических оттенка (громко, умеренно громко, умеренно тихо, тихо).

  Н.А.Ветлугина разделяет  все музыкально-дидактические игры  на настольные, подвижные и хороводные. Эта классификация основана на различии игровых действий детей.

В играх первой группы предусматривается статичное поведение  детей, разделённых на подгруппы. Соревновательный элемент заключён в умении быстрее  и точнее определить на слух музыкальное  произведение, музыкальный звук и т.д.

Вторую группу игр  характеризует динамика действий. Они  похожи на подвижные игры. Дети, разделённые  на подгруппы, вслушиваются в звучание музыкального произведения, реагируют на него соответствующими движениями. Например, под бодрый марш движется одна группа детей, маршируя, а под задорную, плясовую – другая группа выполняет знакомые танцевальные движения.

   Третьей группе дидактических игр двигательная активность детей ограничена. Обычно соревнуются между собой два или три круга детей или круг (группа детей) и солист. Например,  на звучание среднего регистра выполняют движение дети первого круга, на звучание высокого регистра – второго, на звучание низкого – третьего круга. Побеждает тот круг, чьи участники правильнее среагировали на смену звучания.

   Следует отметить, что кроме музыкально-дидактических  игр в практике используются  и музыкально-дидактические пособия.  Музыкально-дидактические игры отличаются  от пособий тем, что они имеют  определённые правила, игровые действия или сюжет. Они могут быть использованы детьми, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности. Музыкально-дидактические пособия в основном применяются на занятиях для наглядной иллюстрации отношений звуков по высоте и длительности, для упражнения детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств.

     Музыкально-дидактические  пособия включают зрительную  наглядность (различные картинки, карточки, передвижные приспособления  и т.д.), а музыкально-дидактические игры  могут не использовать наглядность.

      Благодаря  своему разнообразию, музыкально-дидактические  игры и пособия имеют большое значение в воспитании дошкольников.

 

 

 

В зависимости от дидактической  задачи и развертывания игровых  действий музыкально-дидактические игры принято подразделять на три вида:

    1. Спокойное музицирование.
    2. Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий.
    3. Игры, построенные по типу хороводных.

Информация о работе Музыкально-дидактические игры