Музыкально-дидактические игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 16:45, реферат

Описание работы

Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Ее основы закладываются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детских садах, – она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений.
Содержание музыкального воспитания предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам музыкальной деятельности, что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности.

Содержание работы

1. Значение музыкально-дидактических игр в развитии ребенка.
2. Виды музыкально-дидактических игр.
3. Использование музыкально-дидактических игр на занятиях, в повседневной жизни, при проведении праздников и развлечений.
4. Роль воспитателя в проведении музыкально-дидактических игр.
5. Опыт практической работы с детьми по использованию музыкально-дидактических игр. Привести примеры музыкально-дидактических игр.

Файлы: 1 файл

музыкально - дидактические игры..doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

Во многих музыкально-дидактических  играх используются детские  музыкальные инструменты (металлофон, цитра, колокольчики, бубен, барабан, треугольник и др.). Так, в игре на различение тембра воспитатель поочередно играет на разных детских инструментах и обращается к каждому играющему с просьбой назвать инструмент, который звучал, или найти среди карточек, разложенных на столе, ту, на которой изображен этот инструмент.  
Для дидактической игры на различение ритма воспитатель заранее  готовит  карточки  с  условной  записью  ритмического  рисунка знакомых  детям  попевок   из   «Музыкального  букваря»   («Андрей-воробей», «Считалочка», «На лыжах», «Я иду с цветами» Е. Тиличеевой). Перед началом игры каждый играющий выбирает себе музыкальный инструмент (металлофон, триолу, бубен, погремушку и т. д.) Воспитатель показывает детям карточки, на которых в виде чередующихся прямоугольников и квадратиков разного цвета, условно обозначающих четверти и восьмью, «записан» ритм попевок. Сначала дети прохлопывают ритмический  рисунок,  изображенный  на  карточке, затем исполняют его на музыкальных инструментах и называют попевку.   Выигрывает  тот,   кто  правильно   назовет  большее количество попевок.  
             С помощью магнитофона, электропроигрывателя можно организовать игру на различение характера танцевальной музыки. Слушая танцевальную музыку в грамзаписи, дети стараются определить, что это — полька, вальс или русская плясовая.

Определить характер музыки иногда помогают движения под нее. Двигаясь под музыку, дети как бы проверяют, правильно ли они назвали танец, подходят ли их движения к данной музыке.

 

Музыка на прогулке

 

Музыка оказывает свое воспитательное воздействие и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее на-  
строение, оживляя накопленные впечатления. Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей на прогулках является летний период. В это время на участке организуются интересные игры. Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем петь любимые песни, водить хороводы («Мы на луг ходили» А. Филиппенко, «Земелюшка-чернозем», русская народна; песня в обработке Е. Тиличеевой и др.). Многие песни можно интересно инсценировать, например «Пошла млада за водой» — русская народная песня в обработке В. Агафонникова, «На мосточке» А. Филиппенко и др.  
На прогулке воспитатель помогает организовать подвижные игры с пением («У медведя во бору», «Теремок» и др.).  Играя в такие игры, как «прятки», «салочки», перед началом дети обязательно выбирают водящего. Поэтому с ними хорошо заранее выучить несколько несложных считалочек, например «Конь ретивый», «Цынцы-брынцы, балалайка», «Зайка белый, куда бегал» и др. Дети с удовольствием будут использовать их в своих играх.  
Летом на прогулку можно захватить детские музыкальные инструменты, предоставив детям возможность импровизировать, исполняя несложные мелодии. При наличии определенных навыков игры на инструментах объединяться в ансамбль.  Музыкально-дидактические игры во время прогулок также имеют место, но здесь большее предпочтение следует отдавать подвижным играм, таким, как «Узнай по голосу», «Тише-громче в бубен бей» Е. Тиличеевой и др. Интересно можно провести игру на различение тембра музыкальных инструментов («На чем играем?» Е.  Тиличеевой). 
              Воспитатель должен заранее продумать проведение прогулки так, чтобы было интересно всем детям, помнить о том что активное музицирование детей на прогулке зависит от того, насколько прочно овладели дети музыкальным репертуаром и могут самостоятельно его исполнить. Успех этой работы во многом зависит от активности воспитателя, от установления тесного контакта в работе воспитателя и музыкального руководителя.

 

 

 

 

 

 

Музыка на художественных занятиях

 

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой, изобразительной  деятельностью музыка также может  найти широкое применение. Знакомя  детей с русскими народными сказками «Кот, петух и лиса», «сестрица  Аленушка и братец Иванушка», «Колобок» и др., воспитатель сопровождает свой рассказ исполнением небольших песенок героев сказок, характеризующих персонажей. Сначала поет песенки воспитатель, а когда сказка будет усвоена, дети исполняют ее самостоятельно.  
               Гораздо быстрее и интереснее сказка будет восприниматься детьми, если при первоначальном ее пересказе педагог использует разные музыкальные инструменты. Например, знакомя детей с, русской народной сказкой «Колобок», он может изобразить на металлофоне, как «покатился колобок», как «скачет» заяц; с помощью барабана и трещотки показать, как тяжело, ломая сучья в лесу, шагает медведь, а с помощью цитры изобразить мягкие, изящные движения хитрой лисы.  Дети очень любят сказку «Три поросенка» С. Михалкова. Ее чтение хорошо сопровождать музыкальными фрагментами — исполнением песенки веселых поросят и волка из музыкальной инсценировки этой сказки, записанной на пластинку.  
Знакомя детей со стихотворением А. Барто «Лошадка», будет интересно прослушать в грамзаписи одноименную музыкальную пьесу Н. Потоловского. В старшей группе перед разучиванием стихотворения «Осенью» А. Пушкина целесообразно прослушать в грамзаписи «Осеннюю песню» П. Чайковского. Музыка помогает передать в рисунке характерные особенности художественного образа, обогащает детские впечатления. Например, пьеса «Клоуны» Д. Кабалевского, прослушанная детьми в грамзаписи в начале занятия, создает определенный настрой, дает им возможность по-своему изобразить. веселого и смешного клоуна в рисунке.  
На занятиях по рисованию в младшей группе воспитатель учит детей делать мазки кистью, передавая определенный ритм движений, и в то же время вносит элемент игры — ритмичные мазки называет капельками дождя. «Кап-кап-кап — капает дождик сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее»,— говорит воспитатель и поет песенку: «Дождик, дождик, пуще, дадим тебе гущи, дадим тебе ложку — хлебай понемножку!»

Музыка   в   различных   видах   деятельности  дошкольника   должна найти применение благодаря  активной организаторской деятельности педагога. 
                 Использование музыкальных произведений в часы досуга, на прогулке, на занятиях обогащает детей новыми впечатлениями способствует развитию самостоятельной, творческой инициативы. В организации этой работы большую помощь воспитателю оказывает музыкальный руководитель. (7,с 27)

 

 

 

4. Роль воспитателя  в проведении музыкально-дидактических  игр.

 

Многие музыкально-дидактические  игры впервые разучиваются с детьми на музыкальном занятии. Чтобы игра была успешно усвоена детьми, музыкальный  руководитель перед занятием объясняет  игру воспитателю. На занятии оба педагога понимают детям понять правила игры. Сначала они участвуют сами в этой игре. Роль воспитателя в детской игре велика: он тактично направляет ее ход, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Еще А.С. Макаренко писал: «И я как педагог должен с ними играть. Если я буду только приучать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен обязательно немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег».

Вот почему особенно в  младших группах воспитатель не только организовывает игры с детьми, но и сам становится активным участником.

Для того чтобы развивать  в детях самостоятельность, умение творчески мыслить, применять знания, полученные на музыкальном занятии, воспитатель сам должен знать музыкальный репертуар, объем умений и навыков детей своей группы. Поэтому вначале учебного года намечается план работы музыкального руководителя с воспитателем по развитию музыкальной деятельности детей.

Во время консультаций воспитатели знакомятся с содержанием музыкально-дидактических игр детей данной возрастной группы, получают советы и рекомендации по проведению этих игр со всеми детьми или с подгруппой, узнают, как лучше организовать развлечение  с детьми, включая в содержание ту или иную дидактическую игру.

В садике большое место  в работе музыкального руководителя занимают индивидуальные занятия с  воспитателями, в процессе которых они учатся играть на детских и обычных музыкальных инструментах (фортепиано, баяне).  Надо отметить особый интерес воспитателей к обучению, они с удовольствием исполняют несложные произведения индивидуально и в ансамбле, принимают активное участие в ходе музыкального занятия и становятся помощниками детей в различных музыкальных играх.

Воспитатель должен уметь  играть различные мелодии знакомых детям песен, знать распевки, уметь правильно передать мелодию и ритмический рисунок песни, чтобы потом проводить с детьми ту или иную музыкально-дидактическую игру.

Например, воспитатель  предлагает детям музыкально-дидактическую игру «Волшебный волчок». Все музыкальные задки он исполняет на металлофоне сам. Это могут быть песни «Падают листья», «Зимняя песня»  М. Красева, и др. дети стрелкой указывают картинку, соответствующую содержанию данной песни.

 Эту игру воспитатель  проводит с детьми без музыкального руководителя и может использовать не только металлофон, но и другие детские инструменты.

На занятиях детей  знакомят с музыкальными инструментами, учат играть несложные мелодии, часто  вместе с детьми приходится играть и воспитателю. Например, работая над распевкой, ребенку предлагают передать на инструменте ритмический рисунок этой мелодии. Если он затрудняется, воспитатель проигрывает нужную мелодию на своем инструменте. Воспитатель может применять свои знания и в том случае, когда дети хорошо усвоили данный материал и идет его закрепление. Например, мелодию попевки предлагают сыграть сразу нескольким детям:  двое играют на триолах, двое на металлофонах, нескольким детям можно дать аккордеоны, а воспитатель играет ведущую партию на «Мелодии-26». Получается своеобразный оркестр, который доставляет детям большую радость – ведь они играют вместе с воспитателем.

Для развития самостоятельной  музыкальной деятельности в каждой возрастной группе оборудованы музыкальные уголки, где есть все необходимое оборудование, в том числе и музыкально-дидактические игры данной группы. Обычно эти игры оформляет воспитатель вместе с детьми. Привлекаются и родители. Периодически мы проводим смотры групп по оснащению дидактическим оборудованием, большому внимание при этом обращаем на творчество в создании и оформлении пособий.

В организации и проведении музыкально-дидактических игр, таких, как «Наши любимые пластинки», «Любим, слушать музыку», «Определи» и др., большую помощь оказывают  воспитателям наборы пластинок, выпущенные студией «Мелодия» специально для детских садов.

Все это дает воспитателю  интереснее организовать самостоятельную  музыкальную деятельность детей, шире развивать их творческие способности. (4, с 57-59)

 

 

Важно с самого раннего  возраста развивать музыкальные способности детей, совершенствовать музыкальный слух. Большую помощь в обучении, сенсорном воспитании детей, в решении задач их гармонического развития оказывают музыкально-дидактические игры.

Музыкально-дидактические  игры, разнообразные по задачам и содержанию, способствуют формированию у детей умения слушать музыку, различать высоту, тембр, силу  и длительность звука, планомерно развивают высотный и ритмический, динамический и тембровый слух.

Многообразные задачи, которые  детям приходится решать в музыкально-дидактических играх, требуют от них не только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива, развивают внимание, находчивость, инициативу.

Дети с ранних лет  проявляют эмоциональную отзывчивость, если материал доступен и интересен, поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием. Весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал  на чувства и интересы детей. Методика работы строится на игре. Этому требованию отвечают музыкально-дидактические игры, которые дают возможность в игровой форме активизировать умственные процессы, развивать музыкальный слух, воспитывать нравственные качества личности.

Учить детей различать  звуки по высоте и воспроизводить звуки, контрастные по высоте, я начинаю во второй младшей группе. На первое занятие приношу небольшую лесенку и, дотрагиваясь указкой до первой ступеньки, говорю: «Вот это – ступенька низкая, на ней живет большая птичка, она поет низким голосом». Пропеваю на звуке до первой октавы «чик-чирик». Дети слушают, а затем поют то же самое вместе со мной. Дотрагиваясь указкой до верхней ступеньки, замечаю, что это высокая ступенька и на ней живет маленькая птичка. Она поет высоким голосом, Пропеваю «чик-чирик» на звуке до второй октавы. Дети так же повторяют звукоподражание вместе со мной.  Работая над игрой, начинаю варьировать ее. Птички прячутся, их не видно, но слышно пение. Пропевала в разной последовательности «чик-чирик» на до второй и до первой октавы,  а дети должны были отгадывать, какая птичка поет; если отгадывали правильно, то прилетала соответствующая птичка, и воспитатель, потом ребенок ставили ее на нужную ступеньку. По мере усвоения детьми высокого и низкого звучания упражнение усложняла. Задание давала уже не на звуках менее контрастных, в пределах фа первой октавы, до второй октавы.

В процессе музыкально-слухового развития детей наглядность играет важную роль. Ввела музыкально-дидактическую игру «Где мои детки?» на фланелеграфе расположила нарисованные фигурки больших и маленьких птиц. Сказала: «В одном дворе жили курица с цыпленком, гусь с гусенком и большая птица с маленьким птенчиком. Вдруг подул ветер, да такой сильный, что все мамы растеряли своих птенчиков. Первой стала звать своего малыша мама-курица». Я Пропеваю звукоподражание «ко-ко-ко» на ноте фа первой октавы, прошу детей пропеть то же самое, продолжаю рассказ: «Услышал свою маму маленький цыпленок и запищал тоненьким голосом «пи-пи-пи». Пою на ноте до второй октавы, дети повторяют за мной. Таким образом, находят мамы-птицы и остальных птенчиков.

Продолжая систематически, последовательно работать над развитием  музыкального слуха варьировала  музыкально-дидактические игры, стремилась подвести детей самостоятельному решению игровых действий.  После того как малыши научились различать и имитировать голоса животных, птиц, их детенышей и птенцов, я провела программную игру Н.А. Ветлугиной «Чей домик». Дети очень легко справлялись с заданием, мяукали, как большой кот и маленький котенок.  Один раз во время проведения игры Вова подошел к стульчику, за которым сидел Кирюша. В ответ на стук ребенок не отозвался.

Информация о работе Музыкально-дидактические игры