Календарные обряды и песни Рязанской земли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Носители рязанской песенной традиции,представители старшего поколения,сохранили воспоминания о многих праздниках,обрядах,обычаях,приемах землепользования и ведения хозяйства,строительстве дома и хозяйственных построек,способах местного гончарства и ткачества — словом,обо всем том укладе жизни,который вырабатывался многими поколениями людей применительно к конкретной среде обитания,с ее природой,климатом,жизненными ресурсами.
Для реализации поставленной цели автору реферата необходимо было решить ряд задач:
- охарактеризовать историю заселения и возникновение
Рязанской земли;
- дать описание престольных (храмовых) праздников;
- рассмотреть годовой календарно-земледельческий круг и
проследить его отражение в бытующих на Рязанщине
песенных жанрах;

Содержание работы

Введениe………………………………………………

I. История заселения Рязанской земли……………………………..

II. Характеристика престольных (храмовых) праздников.................

III. Праздники народного календаря Рязанщины…………………...

IV. Описание традиционного женского народного костюма Рязанской области. …………………………………………………..

V. Заключение........................................................................................

VI. Список литературы.........................................................................

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 7.80 Мб (Скачать файл)

Министерство Культуры Российской Федерации

 

Российская академия музыки им. Гнесиных

 

 

Кафедра хорового и сольного народного пения

 

заочное отделение

 

Суханова А.В.

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

«Календарные обряды и песни

Рязанской земли»

 

                                                    

                                                                    

 

 

 

 

 

 

                                                                    

                                                                    

 

 

 

 

                             

                                         Москва — 2011.

 

Содержание

                                                                                                

Введениe………………………………………………

 

 I. История заселения Рязанской земли……………………………..

 

II. Характеристика престольных (храмовых) праздников.................

 

III. Праздники народного календаря Рязанщины…………………...

             

IV. Описание традиционного женского народного костюма Рязанской области. …………………………………………………..

 

V. Заключение........................................................................................

 

VI. Список литературы.........................................................................

 

3 стр.

 

5 стр.

 

15 стр.

 

22 стр.

 

 

78 стр.

 

85 стр.

 

87 стр.

 

 


 

.

 

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Введение

 

       В многовековой деятельности  человека по освоению и обустройству  окружающей среды огромную роль  играли народные праздники и  обряды, песенно-инструментальный фольклор.

       Календарно-обрядовая культура в  земледельческом круге крестьянской жизни, стала основополагающей для экологии окружающей среды и самого человека.

       Потеря в современном обществе  свойственного фольклорной культуре  миропонимания,а также утрата  стабильности в повседневной  жизни способствуют нарастанию нравственно-экологического кризиса.

       Данное обстоятельство являлось  основанием выбора автором реферата  значимой для современности темы,посвященной  календарным обрядам и песням  Рязанщины.

       Цель реферата — характеристика  обрядовой культуры Рязанской земли,включающей народные и престольные праздники,песни,декоративно-прикладное творчество.

       Носители рязанской песенной  традиции,представители старшего  поколения,сохранили воспоминания  о многих праздниках,обрядах,обычаях,приемах  землепользования и ведения хозяйства,строительстве дома и хозяйственных построек,способах местного гончарства и ткачества — словом,обо всем том укладе жизни,который вырабатывался многими поколениями людей применительно к конкретной среде обитания,с ее природой,климатом,жизненными ресурсами.

     Для  реализации поставленной цели  автору реферата необходимо было  решить ряд задач:

        - охарактеризовать историю заселения  и возникновение          

          Рязанской земли;   

- дать описание  престольных (храмовых) праздников;

- рассмотреть  годовой календарно-земледельческий  круг и         

          проследить его отражение в  бытующих на Рязанщине

          песенных жанрах;

- описать традиционный  рязанский женский костюм;

        - составить нотное приложение,включающее бытующие

          на Рязанщине песни календарного  цикла и духовные

          стихи;

- привести указатель  используемых в реферате песен  и

          комментарии к ним;

- составить  аудио приложение. 

       Земледельческие праздники и  обряды рязанских крестьян были разнообразны,отличались красочностью и самобытностью.

     В  число важнейших праздников аграрного  календаря входят и престольные  (храмовые) праздники.

     Во  второй главе данной работы,отдельное  внимание уделено престольным  праздникам.

     Третья глава реферата посвящена календарным традициям рязанской земли.

     История  заселения данного края рассматривается  в первой главе.

     Исторически  так сложилось,что все многообразие  этнокультурного фонда края формировалось  вдоль долины реки Оки. Окские берега стали границей двух различных географических зон Рязанской области:северной — лесной (с пограничными Владимирщиной и Московией) и южной —

земледельческой (с прилегающей Тамбовщиной).

     Элементы  среды обитания человека —  земля,вода,лес,вся Божья мироколица —считалась Божьими и сакрализовывалась в традиционной народной культуре Рязанской земли.

     Годовой  календарно-астрономический круг (коловрат) действовал в соответствии с  астрономическими ритмами Вселенной.  Поэтому на время приходящееся  на основные поворотные точки солнечного цикла,падают главные календарные праздники и обряды:Коляда,Иван-Купало,весеннее и осеннее равноденствие.

     В  старинной культуре реки и  озера были святыми:вода- святыня,а  ее капли драгоценны;цветок —  символ звездной красоты;земля- это мать,такая же,как родная и крестная,т.к. она принимает в свое лоно всех живущих на ней людей.

     Эти  одухотворенные отношения между  человеком и природой,закреплялись  в нем на генном уровне,в  том числе и благодаря повторяющимся  из года в год календарным праздникам,обрядам и обычаям.

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

        I. История заселения Рязанской земли.

 

    Среди еще не обжитой бесконечной земли,в мире непроходимых лесов и не распаханных равнин,город с крепкими стенами и монументальными храмами,возвышающийся на берегу реки,производил на приближающихся путников впечатление чуда.

   

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Природной хаотической дикости  противостояло архитектурно

организованное,очеловеченное  пространство,упорядоченный и «одомашненный»  мир,где человеку не грозит опасность,где он всегда среди своих. Тем более,что открытые южные рубежи Рязанщины в представлениях горожан ассоциировались с чуждыми и враждебным «диким полем», откуда появляются «поганые» (т.е язычники) половцы, «скорые на кровопролитье».

    «Человечный»  и «разумный» образ жизни с  его служением земле,которую надо  ежегодно обихаживать,противостоял  полудикому существованию кочевников. Благоприятные условия для лесного,промыслового  и особенно земледельческого  хозяйства,для расцвета торгово-ремесленной деятельности,необходимость стратегического центра вблизи от половецкого поля — все это и предопределило возникновение Рязани.

   

 

 

     Вначале  Рязань — сравнительно не большой  город (около 1500 жителей),созданный  в ходе вольной внутренней колонизации,которая во многом обуславливалась ростом народонаселения на Руси и несовершенством систем землепользования,когда плодородие полей быстро истощалось.

    


 

     Первоначальная  Рязань по занятиям жителей  —  еще полуаграрный город  ,но в него уже стекаются ремесленники.

     При  раскопках в Среднем городе  найдены остатки

кузнечных,бронзолитейных,гончарных,костеобрабатывающих  мастерских.

     Переселенческое  движение в Рязань шло непрерывно,ибо  смертность в средневековых городах,особенно  детская,была выше рождаемости. Радикально обновлялось население после войн,катастрофических голодовок и эпидемий,уносивших множество жизней.

     В  Рязань приглашались высококвалифицированные  мастера,главным образом из Киевского  и Черниговского княжеств:

градодельцы,храмоздатели, «кузнецы по железу,меди и серебру»,а также также купцы и представители духовенства-«книжные люди».

     Административный  центр города перемещается в  его юго-западную часть,где по  образцам черниговской архитектуры  воздвигаются княжеский Борисоглебский и общегородской кафедральный Успенский соборы. Городские мастера проводили  трассировку улиц,ведущих к главным воротам, межевание усадебных участков.

        

 

 

 

         

          Городище Старая Рязань

 

    Среди  крупнейших древнерусских городов 12-13 вв. Рязань предстает перед нами как один из самых величественных и богатых центров земель-княжений,как город-страж у юго-восточных,граничащих с половецкой степью окраин Руси и одновременно как средоточие интенсивной деятельности — экономической,политической,культурной. В числе других центров такого же масштаба Рязань может служить эталоном высших достижений древнерусской цивилизации:это многоликий сложный мир,сконцентрированный на небольшом пространстве. Подобно живому существу,каждый средневековый город в зависимости от множества фактов обладал индивидуальным обликом.


   

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Городище Старая Рязань,расположенное в 60 км. от современной  Рязани,древний город возник на мысу при впадении речки Серебрянки в  Оку. В центре самая старая часть городища,у подножия которого на территории древнего подола — находится современная деревня с церковью Преображения 18 в.,дорога проходит по трассе 11 в.

    История  изучения Старорязанского городища  насчитывает уже 170 лет. Со времени  находки в 1822 г. замечательного клада золотых женских украшений Старая Рязань стала вызывать все усилившийся интерес любителей отечественной старины.

      Хозяйство рядового горожанина,как рядового крестьянина,включало,поданным раскопок на городище и близлежащих селищах,двор(усадьбу) с дворовыми постройками ( «дворище»),сады,огороды,нивки. Места для содержания скота располагались как в пределах укреплений,так и вне их. Сохранялись права на пользование общинными угодьями(луга,леса,воды). Город в данном случае служил не только  базой расселения,но и опорным пунктом для близлежащих деревень:при военной угрозе крестьянское население укрывалось за стенами Рязани. Селища концентрируются длинными цепочками вдоль Оки — в ближайших окрестностях укрепленного города и центрального транспортного узла на Окском пути.

 

  

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хозяйское освоение окского правобережья было обусловлено  исключительно благоприятными природными условиями.      

     Южнее  Рязани перемежались полосы дубово-березовой  лесостепи со степными островами,вторгавшимися с юга,издавна славились луговые угодья левобережья Оки напротив Рязани. На  Мещерской стороне простирались огромные массивы хвойных лесов северного типа со множеством окруженных болотами озер.

     В  рязанском краю все благоприятствовало занятиям  хлебопашеством,рыболовством,промыслами,домашними ремеслами. Город и окрестные селища составляли единый хозяйственный комплекс. 

     Планомерное  исследования городища связаны  с экспедицией 1945-1950 гг. во главе с А.Л. Монгайтом,в ходе которого были вскрыты важные участки городской территории,обнаружены остатки жилищ и ремесленных мастерских,изучались укрепления.

 

 

 

 Княжество      Рязанское


     Формальной датой основания города Рязани,считается ее первое упоминание в летописи в 1096 году. Кто основал современную Рязань — точно не известно,считается,что основателем мог быть младший из братьев-наследников черниговского князя Святослава Ярославича (сына известного Ярослава Мудрого),Ярослав Святославич,получивший поокские земли (Рязань и Муром) в свой удел около 1078 года.

   Ярослава Святославича  считают первым независимым Рязанским  князем,от него пошли линии  независимых Муромских и Рязанских  князей.

       Как самостоятельное           княжество Рязань просуществовала  около 400 лет,с начала 12 века и по 1521 год. Великим князьям Московским удалось присоединить Рязанское княжество самым последним из независимых (Великих) русских княжеств,уже после подчинения ими Господина Великого Новгорода,Пскова,Смоленска,Твери,Нижнего Новгорода,

Ярославля. Первым Рязанский князь — Ярослав  Святославич,ему наследовал  князь  Святослав (от него пошла линия Муромских  князей), и последним был Великий  Рязанский князь Иван Иванович,при  нем Рязанское княжество начало чеканить свою монету.


    

 

 

  

 

   После  присоединения Рязанского княжества  к Московскому в 1521 году было  образовано Рязанское наместничество,вместо  Рязанского князя стал править  наместник ,назначенный из Москвы.

       В 1079 году Петр 1 разделил территории  России на 8 губерний.

Часть Рязанщины вошла в Московскую губернию как

Переяславль-Рязанский  уезд,а южные земли Рязанщины  были отнесены к Азовской губернии. Однако,губернии оказались слишком  большими и трудноуправляемыми,поэтому  последовала вторая реформа.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       В 1719 году по новой реформе  губернии были разделены на  провинции,вся территория Российской  империи была поделена на 50 провинций,была  образована и Переяславль-Рязанская  провинция в составе Московской  губернии. Таким образом,границы  исторической Рязанщины неоднократно перекраивались и ее земли и города попадали в различные административно-территориальные деления России.

Информация о работе Календарные обряды и песни Рязанской земли