Календарные обряды и песни Рязанской земли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Носители рязанской песенной традиции,представители старшего поколения,сохранили воспоминания о многих праздниках,обрядах,обычаях,приемах землепользования и ведения хозяйства,строительстве дома и хозяйственных построек,способах местного гончарства и ткачества — словом,обо всем том укладе жизни,который вырабатывался многими поколениями людей применительно к конкретной среде обитания,с ее природой,климатом,жизненными ресурсами.
Для реализации поставленной цели автору реферата необходимо было решить ряд задач:
- охарактеризовать историю заселения и возникновение
Рязанской земли;
- дать описание престольных (храмовых) праздников;
- рассмотреть годовой календарно-земледельческий круг и
проследить его отражение в бытующих на Рязанщине
песенных жанрах;

Содержание работы

Введениe………………………………………………

I. История заселения Рязанской земли……………………………..

II. Характеристика престольных (храмовых) праздников.................

III. Праздники народного календаря Рязанщины…………………...

IV. Описание традиционного женского народного костюма Рязанской области. …………………………………………………..

V. Заключение........................................................................................

VI. Список литературы.........................................................................

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 7.80 Мб (Скачать файл)

       Встречая Филипповки, «все заговляли» - варили мясо,пекли пироги,у кого  много родственников собиралось  они пели,плясали.

 

Введение во храм Богородицы

 

      Приход зимы в крестьянских святцах связан с праздником Введение Пресвятой Богородицы (21 ноября//4 декабря). Говорили: «Введенье пришло-зиму привело!» Поскольку зима только устанавливается, то об этом времени говорили: «Введенье ломает леденье».

       В день  праздника на Руси распространен  обычай запекать монету   «  на счастье» в какое-либо обрядовое  печенье. Также в этот день  пекли оладьи, в один из них  запекали «копеечку»

       На Введение родители договаривались  между собой о сватовстве и  свадьбе своих сыновей и дочерей на выданье.

 

Егорий осенний

 

     Особый  день крестьянского месяцеслова-Егорий( Юрий) холодный, или Егорий осенний(26 ноября//9 декабря). Он посвящен реальному  историческому событию Русской  Православной Церкви-воспоминанию  об освящении в Киеве храма во имя великомученика Георгия.

     С этим осеним  днем связана знаменитая поговорка:  «Вот тебе, бабушка, и Юрьев  день».

         В этот день существовал обычай  выпекания обрядового печения.

Обрядовые печения  «кони»-это символ домашней крестьянской животины. В русской народной традиции Егорий храбрый-покровитель крестьянских стад, но главное, в осенний Егорьев день     26 ноября отмечалось погружение природы в зимний сон, ее переходное состояние от осени к зиме.

     Зима-это  разгул волчьих стай, а повелителем волков в народной поэтике считался Егорий, поэтому в молении к нему обращались: «Не бей нашу скотину и не ешь!». Таким образом, егорьевский обряд многофункционален по своему значению: здесь и моление к Егорию милостивому о сохранении домашних стад, здесь и определенная жертва печеными «конями», которые зарывались в снег, ближе к земле, как бы посвящаясь матушке- землице, озимой ржи и собственно зиме, чтобы она была снежной и спокойной.

     3.2 Праздники зимнего солнцестояния

            День Варвары-мученицы

 

 

        Для людей приобщенных к православию,  в годовом круге праздников  наступившей зимы важную роль  играл день во имя Варвары-великомученицы (4//17 декабря).

      Современное  значение праздника-в почитании  великомученицы. Наиконах святая изображается с алавастром для причастия в руках. Ей молятся верующие перед неожиданной смертью.

       Отмечая широкое почитание Варвары  -великомученицы простыми верующими  следует отметить, что в течении  многих десятилетий православные  люди не имели возможности приобщиться к святым таинствам перед кончиной. Но среди них было не мало таких, которые владели азами ритуальной грамоты и знали, какому святому и в каких случаях жизни следует молиться, чтобы получить помощь.

      Русская лексика сохранила соответствующие слова, отражающие факт былых празднований Варварина дня.

Выражение«проварварится»в значении

прогулять,просудачить,упустив  срок для выполнения какой-либо сезонной работы.

      Среди крестьян так чаще всего  говорили о нерадивых пряхах. Говорили: «Проварварились,проварварились,на тот свет телешом отправились!»В современном русском языке эти слова стали лексическими раритетами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Никола зимний

 

 

      Приметным днем декабря был  день Николы-угодника зимнего  ( 6 //19 декабря). Это один из самых почитаемых на Руси святых.

Не было такого дома,на божнице  которого не стояла бы одна или несколько  икон святителя Николая. Иконой Николая-угодника родители благословляли своего сына; с малым образком святителя отправлялись в дальний путь.

      В Рязанской области  были  широко распространены  небольшие  староверческие иконки Николая-угодника  медного литья. Они стояли вместе  с деревянными иконами на божнице.  Как и везде в России,на Рязанщине  немало церквей,освященных во  имя святителя Николая. Поэтому в зимний день Николая-угодника во многих селениях был престольный праздник. И как отголосок древней традиции по которой Святки рассчитывались по дням зимнего солнцестояния,мы встречаемся с обычаями в этот день сватанья невест.

       Во многих местах на зимнего Николу устраивались посиделки.

Для удальцов зимний Никола,был долгожданным днем устраивания  кулачных боев. Кулачные бои на Николу были повсеместной забавой молодежи. Это традиция постепенно стала уходить  из народной жизни с началом коллективизации.

Обычно для  игры « в кулачки» выстраивались  «стенка на стенку». Соблюдались  правила игры: «на лежак» и сзади  бить нельзя,нельзя было прибегать  к пинкам. За нарушение правил наказывали и могли избить.

      По окончании «кулачки» собирали  слетевшие с головы шапки и подбрасывали кверху,когда были собраны все шапки, «кулачки» начинались вновь,и продолжались до полуночи.

      В Рязанской губернии на зимнего  Николу и Рождество, устраивалисть  большие базары,где торговали  зерном нового урожая. На таких базарах запасали все необходимое к Святкам.

 

Святки

 

       Святками называют время от  Рождества Христова ( 25 декабря //7 января) до Крещения Господня (6//19 января). Они открываются и завершаются  двумя великими церковными праздниками  — Рождеством Христовым и Крещением Господним.

      Ритуальное  время между этими двумя праздниками  четко делится на два периода:  от Рождества до Нового года  и от Нового года до Крещения.  По новому стилю этими периодами  будет время от Рождества ( 7 января) до Старого Нового года (14 января) и от Старого Нового года до Крещения ( 19 января).

Во многих селения  Святки назывались « святочными вечерами».

     Древнее  праздничное двенадцатидневье  Святок  посвящалось зимнему солнцевороту. В году два солнцеворота —  зимнее и летнее,связанные с особым астрономическим состоянием Солнца и Земли,по-старорусски они назывались Коловратом.

        Невольно вспоминаешь Евпатия  Коловрата и представляешь,как  же могуч,светел ликом и велик  душой был этот рязанский боярин,если  он носил прозвище Солнца — Евпатий Коловрат.

     Святки  зажигали костры. Их зажигали  или ночью под Рождество,в   иных местах под Новый год,иногда  под Крещение.

     На  Рязанщине в Шиловском р-не,костры  зажигали на рождественский сочельник,когда  зажигались звезды,во дворе раскладывали костры,чтобы согрелись души усопших.

 

 

      Коляда — Рождество

 

     Благодаря  восприятию христианского предания  о рождении Христа,праздник в  народном быту наполнился подробностями,которые  как бы иллюстрировали события,связанные  с Рождением Христа. Это прежде всего обычай до первой вечерней звезды накануне Рождества ничего не есть,как символ того,что звезда возвестила волхвам о рождении Христа.


    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С появлением первой вечерней звезды трапезничали. Ели  в строгом молчании. Было принято варить постную кутью из пшеницы с медом. Этой трапезой как бы перекладывался мосток к Рождеству и Святкам,открывавшимся колядованием.

     В  селениях нагорного берега Оки,обычай  колядования не сохранился,хотя  в Бессоновке и Устани осталось  название «Коляда» для вечера накануне Рождества. Аналогичная ситуация в Михайловском и Сапожковском районах. Но в некоторых селениях Скопинского и Шиловского уездов молодежь накануне Рождества колядовала:один надевал вывороченную шубу и брал в руку палку;через плечо ему вешали кошель или суму для собранных продуктов.Колядующие пели:

                                       « Пришла Коляда

                                          Накануне Рождества!

                                          Мы ходили,мы искали,

                                          Мы нашли Коляду

                                          У Петрова у двора»....

      Колядующие собирали пироги и  пышки. Примечательная особенность  бытовавшая по всему югу Рязанской  области (от Михайловского до  Шацкого районов)  появление Коляды накануне Рождества в доме


 

нерадивых прях. Считалось,что Коляда ходила по дворам и говорила: «Я –

Коляда,смотрю,кто  сколько напрял».

       Колядой обряжались в разное  старье,под платок или шапку  навешивали мочки конопли,от пояса до ног ряженные обвязывались соломой. В Шацком районе обход «бабки-Коляды» заканчивался «сжиганием Коляды»,т.е сжиганием вороха соломы,которая утаскивалось из-под чужих окон. В некоторых местах делали чучело Коляды,его мастерили из набитой соломой рубахи или из палок. Чучело жглось на костре. В больших селах костры разводили на каждой улице,в селениях поменьше- один на деревню,он разжигался на окраине деревни или посередине.       Примечательное время  «сжигание Коляды»-полночь. В деревнях говорили: «Иисуса Христа надо обогреть и освятить».

Когда костер догорал,прыгали  через пепел,считалось,что после  того,как сожгли Коляду,она уже  не будет ходить по дворам.

       Однако корни образа «бабки  Коляды»,значительно глубже. Этот  образ стоит в одном ряду  с такими мифологическими персонажами,как Матушка Середа,Матушка Пятинка (образ Параскевы Пятницы),они своего рода,мифологические старицы,которые держат в своих руках жизненно важные нити миропорядка,олицетворение старого и нового года. И это,понятно,поскольку речь идет о завершении круговорота большого солнечного цикла,последний виток которого проходится на период зимнего солнцестояния. Коляда как бы закрывала старый годовой цикл. Она приходила к людям в образе ритуального персонажа накануне Рождества « по сочельникову  мосту»,т.е рождественский сочельников мост соединяет старый и Новый год.

       Примечателен в связи с этим  Ряжский ритуал,по которому Коляда  совершает обход с мешком,куда  предварительно усаживали маленького  ребенка,он олицетворяет наступающий  год. «Сочельничать» т.е. разговляться всей семьей постной пищей(т.к еще идет пост),начинали с молитвы, лишь только появится первая вечернее звезда.

       Главная еда сочельника — пшеница  или рис с медом (кутья). В  Зарайском уезде в этот день,с  утра,как только затопят печи,в избах начинали печь блины,а молодые бабы и девки,собиравшись гурьбою, кличат Коляду:                                     

                                      «Коляда,подай блина,Коляда!

                                         Не подадите блина,Коляда!

                                         Корову за рога,Коляда!

                                         Подадите блина,пойдем прочь,Коляда!»

     Женщины,наварив  овсяного киселя,прежде чем сесть  завтракать,звали Мороз:                                     

                                      «Коляда,Коляда!

                                        Отворяй ворота!

                                        Мороз,Мороз!

                                        Не бей наш овес!

                                        Лен да конопи,

                                        Как хочешь колоти!».

      Характерное для разных мест  явление состоит в том,что порой   один и тотже текст исполняется  и как колядка,и как таусенька.

      К 12 часам ночи,под Рождество,ходили в церковь. В домах оставались только старики да старухи-стряпухи,которые готовили еду для разговенья. Заранее под Рождество стол переднего угла застилался столешницей,а на стол ставили хлеб и соль,говорили:      

« Хлеб и соль-на стол,сенца клок-под стол-под Рождество,в знак того,что Христос родился». Ради великого праздника и для разговенья режут «парсучка» (свинью),варят жировую лапшу со свининой,готовят драчены,пекут толстые и тонкие блины.

    Ранним  утром Рождества Христова,начиная  с 4-х часов,по домам ходили пастухи. Каждый шел к тем хозяевам,чью скотину он пас. Обычай был широко распространен и состоял в следующим: пастухи обходили избы и поздравляя хозяев с праздником бросали горсть зерна,чаще — овса,иногда с солью,на пол или в передник хозяйке,зерно должны были ловить на лету или полами одежды,его сразу же скармливали скотине или с той же целью берегли для Крещения. Это делалось для хорошего урожая в следующем году. Пирог и яйцо получал пастух,когда бросал по дому горсти овса и проса с пожеланием:

                                     «Быки да телятки,

                                       Хвосты кудреватки,

                                       Овечки — суядины, 

                                       Свинки — супоросы,

                                       Хозяин — на здоровье!».

      В канун Нового года хозяйка  чистым веником выметала избу,застилала  стол чистой скатертью и клала  большой хлеб.

       Затем хозяин зажигал свечу  перед иконами,и вся семья молилась  Богу. Утром смотрели,какое зернышко найдется в переднем углу:просяное,овсяное или житкое- то и уродится в нынешнем году.

       Всю рождественскую неделю по  домам ходили «славильщики» или  «христославы». Во многих селах  ребятишки славили Христа «со   звездой». Днем молодежь рядившись,гуляла по улицам с гармошкой. Дети дошкольного возраста заходили в дом и звонко говорили: « Здравствуйте! С праздником!

                        Открывайте сундучок!

Информация о работе Календарные обряды и песни Рязанской земли