Календарные обряды и песни Рязанской земли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Носители рязанской песенной традиции,представители старшего поколения,сохранили воспоминания о многих праздниках,обрядах,обычаях,приемах землепользования и ведения хозяйства,строительстве дома и хозяйственных построек,способах местного гончарства и ткачества — словом,обо всем том укладе жизни,который вырабатывался многими поколениями людей применительно к конкретной среде обитания,с ее природой,климатом,жизненными ресурсами.
Для реализации поставленной цели автору реферата необходимо было решить ряд задач:
- охарактеризовать историю заселения и возникновение
Рязанской земли;
- дать описание престольных (храмовых) праздников;
- рассмотреть годовой календарно-земледельческий круг и
проследить его отражение в бытующих на Рязанщине
песенных жанрах;

Содержание работы

Введениe………………………………………………

I. История заселения Рязанской земли……………………………..

II. Характеристика престольных (храмовых) праздников.................

III. Праздники народного календаря Рязанщины…………………...

IV. Описание традиционного женского народного костюма Рязанской области. …………………………………………………..

V. Заключение........................................................................................

VI. Список литературы.........................................................................

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 7.80 Мб (Скачать файл)

                        Доставайте пятачок!

                        Не дадите пятака?

                        Мы корову за рога!

      Так ходили все Святки.Плясунов,колядующих,угощали  в каждом доме. Повеселить хозяев  особенно старались девушки в  тех домах,где жили холостые  парни.

      И хотя к концу ХХ столетия  тексты  коляд,как и само колядное обрядово-игровое действо накануне Рождества,оказалось почти полностью утраченным,однако архивные и зафиксированные фольклористами даже в наше время материалы, говорят о том, что на территории Рязанского края был широко представлен этот календарный жанр.

 

Авсень —  Новый год

 

      Широко известным в русских  землях средней полосы,остается  обычай «кликать Авсень»(вар.,  Овсень,Усень,Таусень). «Авсень» - это   день на кануне Нового года,он  назван именем ритуального персонажа  фольклорных текстов,которые исполнялись только один раз в течении суток в момент перехода от старого года к новому.

В селениях нагорного  берега Оки, «Авсень» перестали  «кликать»  к 1990 г.,а в других местностях обычай перестал существовать намного раньше.

                                  « Кликали»:

                                           «Авсень, Авсень!

                                             Мы ходили,мы гуляли,

                                             По святым вечерам!

                                             Авсень, Авсень!

                                             Мы искали,мы искали,

                                             У Кулябичева двора...».

      Дети,подростки,холостая молодежь,молодушки,седовичи, объединившись в группы по  возрасту,а иногда и по полу,ходили от дома к дому и под окошками «кликали Авсень»,(говорили «шуметь», «кликать»,или «кричать Авсень»).


       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В контексте  «Усеней — Авсеней» этот ритуальный персонаж с именем Авсень,Усень,Таусень,Баусень,должен прилететь или чаще — прибыть на коне.

        В ответ «кликающим»,хозяева домов  выносили лепешки или свиные  ножки,блины,яйца и другие продукты. Детей щедро угощали разной  снедью,а взрослых угожали и  водкой.

       Обойдя деревню, «певуны» собирались  в одном доме,где сначала пели песни,а потом угощались собранной едой.

       Старым женщинам,исполняли таусеньку  «про зайца»:                                       

                                        «Овсень, Овсень!

                                          Уж ты,заенька!

                                          Горностаенька!

                                          Припадал снежку,

                                          Увидал кишку,

                                          Кишку и лепешку,

                                          Свиную ножку!».     

      Традиционное для авсеньевских  текстов сравнение хозяюшки с  красным солнышком,а деток с  частыми звездочками.

      Определенные тексты исполнялись  для женатых и для тех хозяев,которые  не имели детей. В свою очередь каждая возрастная группа имела свое ритуальное время для обхода дворов и положенные им по традиции тексты для поздравлений.

Обойдя дворы,окликальщики собирались в одном из домов для  посиделок-веселья,игр,гаданий и  ряжаний.

      Девушки любили наряжаться в военное- в шинели,картузы,а ребята- в юбки с лентами,рядились в вывороченные шубы,в «гадающую цыганку», «барина», «солдата», «в покойника»,это действо имело социально-бытовые черты,с бьющими через край сценами сатирической игры.

     Ряженные  ходили по селу и заглядывали на «сиделки»,куда девушки собирались во время Святок. Они обычно собирались у вдовы,за «сиденье» приносили дрова,помогали по хозяйству.

 

        Кулачные бои

 

      Распространенная святочная игра  — кулачные бои. Знаменитое  искусство русских людей вести рукопашный бой,оттачивалось и во время кулачных игр. Участники боя и зрители сходились вместе на улице. Из каждой группы играющих (группы пои 500 человек),выходили по одному мальчику и начинали подзадоривать противные стороны. Потом вступали в драку. Дрались до тех пор ,пока одна из сторон не обратится в бегство.,если ни одна из сторон не уступала,то устраивали передышку,отправляясь в трактир,расположенный поблизости. Все вместе пили чай и пиво,а потом опять делились на группы и продолжали биться.

     По  старинной примете,чья деревня  победит в кулачном бою,там  урожай будет больше.

        Кулачные бои продолжались с  Нового года и до Крещения.

 

Гадания

 

     Любимый  способ развлечения молодежи  во время Святок — гадания.  Гадать начинали с Нового года. Однако основная часть гаданий  совершалась вечером под Крещение.Гадание-  это возможность определить судьбу. Гадали с целью узнать об  урожае в наступающем году,а молодежь-о женихах и невестах.

    Девушки  кружились с завязанными глазами  и шли по селу,к какому дому  подойдут-туда и замуж идти.

      Курице на зеркале давали хлеб  и уголь,если курица клюнет  хлеб,жених будет богатый,уголь-бедный,зеркало-модный.

      Ловили  в темноте овец,старую поймают-будет  старый муж,молодую-молодой.

     Вытаскивали колосья-полный колос-к богатой

жизни.

Перебрасывали кушак через ворота или через  крышу,в какую сторону растянется-туда замуж.

Многообразие  святочных гаданий поражает,фактически получалось,что в большей или меньшей степени в сферу «реального в нереальном» оказывалось втянутым все жизнеспособное население общины.

 

 

Крещение

 

       О высоком сакральном статусе  Крещения в народной среде  свидетельствует мифопоэтический характер восприятия этого праздника крестьянским населением.

       Праздник столь велик,что на  Крещение « в 12 часов ночи  верба расцветает у колодца» (говорили  жители с.Озерки Сараевского района).

       Крещенская обрядность отличается  разнообразием и сохранностью своих основных элементов. Крещенская обрядовость воспринималась как обладающая особыми охранительными свойствами.

       Крещение — рубеж между двумя  различными периодами времени  и календарного года и крестьянского  круговорота жизни.

  Крещение  — это время завершения Святок  и начало великого    Промежговенья.

       Старинный крещенский обычай,зажигание  свечей перед иконой Богоявления  Господня,во время освящения воды  в храме. По окончании вечерни  свечи уносили домой и берегли  за образами:их зажигали только во время сильных гроз - « для отвращения ударов молнии».

       Самые важные крещенские обычаи  — очищающие. Они связаны с  очищением воды и берегом с  помощью креста. 

       В ночь накануне Крещения или  же крещенским днем,на всех    дверях,притолоках,воротах,окнах ставятся кресты,чтобы предохранить дом и все живое в нем от  действия  нечистых сил.    Кроме того,каждой хозяйке советуется накрыть посуду с водой,квасом и другими напитками,иначе в них «искупается нечистый».

       Особое значение в крещенской обрядовости имел и имеет крестный ход к реке с прорубанием «иордани» («ордани») и освящением воды. На реке вырубалась прорубь в форме креста,изо льда готовили подставку под ноги,батюшке,чтобы не замочился,когда будет крестом освящать воду.

     Все  спешили умыться,а затем выпускали  голубей,три раза пели и трижды  выпускали голубей. Купаются в  проруби, «чтобы смыть все беззакония  прошлого года и потопить телесные  болезни,особенно лихорадки»,говорили  жители Скопинского уезда.

      За крещенской водой ходили в ближайшую церковь,если храм находился далеко,то за водой шли на прорубь,колодец или родник. Русская земля богата святыми источниками,и к ним никогда не заростала тропа,она всегда была протоптана в морозный крещенский вечер.

      Считается ,что крещенская вода обладает целительными и  очищающими  свойствами,её набирают при свечах,хранят в доме много лет,она широко используется для религиозно-бытовых нужд:

ею кропят в  избе,на дворе,кропят скотину,умываются,пьют при болезнях,хранят дома от «сглазу».

      Широкое распространение имел  крещенский обычай выпекать из  ржаного теска кресты и фигурки  всех домашних животных,кресты  ели сами и давали скотине  от сглаза и поили святой  водой.

      Охранные и очистительные обряды  — одни из важнейших в структуре сокральных рубежей.

После Крещения начинался новый период — мясоед,во время которого вправляли свадьбы,следили  за  скотиной и выполняли обычные  домашние работы.

        

      

        Февраль — Бокогрей

       Трифонов день


      Для февраля как последнего месяца зимы типичны следующие присловья : « Февраль три часа прибавит», «Вьюги,метели под февраль полетели», «Сшиби рог с зимы», «Февраль воду подпустит,март подберет». Выделяются своей насыщенностью характеристики февраля в качестве поворотного для года месяца: в феврале - «солнце на лето,зима на мороз», «февраль рассечет змиу пополам» и «медведю в берлоге согреет бок».По рязанским присловьям : « Февраль- бокогрей,корове бок греет и воду подпускает», « в феврале курица напьется из лужицы».

       В Древней Руси февраль называли  свадьбами,т.к. всегда в это   время справлялось много свадеб.

        Первый день февраля по старому  стилю в православии посвящен  мученику Трифону.

По преданию,он жил во Фригии и пас гусей.

        За проповедь христианства пострадал в 250 г.н.э. Еще в юности святой Трифон получил  дар от Бога,исцелял болезни и прогонять бесов.

        Таким образом,первый день февраля  посвящен святому,который,согласно  религиозно-бытовому календарю,наделен  особенно важными возможностями в случаях,когда грозит гибель урожаю: в его власти очищение хлебных полей от вредителей. Сакральные функции святого очищать хлеба от скверны говорят о его близком отношении к плодородящим силам земли.

      Народная метеорология Трифонова  дня советует наблюдать за звездами. По ним судили о весне:много звезд на небе-зима долго продержатся,а весна будет поздняя. Со звездами в народной поэтике (загадках,святочных приметах,заклинаниях) ассоциируется урожай на ягоды,горох,грибы,приплод ягнят.

       В этот день сельские девушки молились святому Трифону о хороших женихах.

      Мученик Трифон в своей жизни  прославлялся даром исцелять  порченых,кликуш,бесноватых,изгонять  бесов.

      Мотивы очищения,плодородия,брака,которыми  открывался первый день февраля,продолжали звучать в  течении всего месяца

         в февральских обрядах и обычаях.

 

Сретение Господне

 

      По Христианскому преданию,празднование  Сретения Господня установлено  в память встречи Симеоном  Богоприимцем святой Девы Марии,которая  пришла в Иерусалимский храм с младенцем Христом в 40-й день после Его рождения,чтобы пронести жертву Богу за свое очищение.

      В рязанской лексике типичные  названия праздника — Сретенье,Встретенье,Усретенье.

И в наше время  люди с нетерпением ожидают этот праздник,т.к. в

среднерусских широтах Сретенье является какбы  первой ритуально-временной границей между зимой и весной. Считалось,что  на Сретенье «зима с летом встречаются»,

«на Сретенье солнце-на лето,зима-на мороз».По погоде этого  дня судили о весне: какова погода на Сретенье,такова и весна будет.

       Широко известна среди крестьян  фенологическая примета о том,что  метель в день Сретенья Господня,обещает  продолжительную зиму и может  не хватить кормов для скотины.

        Отличительное значение Сретенного  дня в празднечном ряду других дней,связано с особой верой людей в исцеляющие свойства сретенской воды. По свидетельству православного священнослужителя: «Вода,освящаемая в начале каждого месяца,имеет благодатную силу,подкрепляет здоровье,исцеляет болезни,прогоняет демонов. Значение Сретеньева дня как праздника,имеющего очистительный характер,подчеркивалось тем,что в этот день,как говорили крестьянки, « Божья Мать сорокову молитву брала».Замужними женщинами почитался и следующий день февраля,называемый Анной Сретенской (3//16февраля),поскольку праведница Анна в народном быту воспринималась как покровительница замужних.

 

«Починки»

 

      Третьего февраля возникает новая  тема-приближается весна и надо  готовиться к земледельческим  работам. Этот день в деревне  называли «починками». Осматривали и чинили упряжь и сбрую.

      С ранней зари,помолясь всей  семьей,выходят в сараи и занимаются  работой. Не только земледельцы,но  и люди занятые другим делом,с   Семионова дня начинали починку  своих орудий труда. Так в  прежние времена,крестьяне жившие на берегах реки Прони,Оки,занимающиеся рыболовством,начинали чинить свои рыболовные снасти и лодки.

 

«Иродовы дочери»

 

       В течение зимы,особенно в последний  февральский месяц,люди сталкиваются  с опасными заболеваниями и  прежде всего с эпидемиями и эпизоотиями.

Информация о работе Календарные обряды и песни Рязанской земли