Календарные обряды и песни Рязанской земли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Носители рязанской песенной традиции,представители старшего поколения,сохранили воспоминания о многих праздниках,обрядах,обычаях,приемах землепользования и ведения хозяйства,строительстве дома и хозяйственных построек,способах местного гончарства и ткачества — словом,обо всем том укладе жизни,который вырабатывался многими поколениями людей применительно к конкретной среде обитания,с ее природой,климатом,жизненными ресурсами.
Для реализации поставленной цели автору реферата необходимо было решить ряд задач:
- охарактеризовать историю заселения и возникновение
Рязанской земли;
- дать описание престольных (храмовых) праздников;
- рассмотреть годовой календарно-земледельческий круг и
проследить его отражение в бытующих на Рязанщине
песенных жанрах;

Содержание работы

Введениe………………………………………………

I. История заселения Рязанской земли……………………………..

II. Характеристика престольных (храмовых) праздников.................

III. Праздники народного календаря Рязанщины…………………...

IV. Описание традиционного женского народного костюма Рязанской области. …………………………………………………..

V. Заключение........................................................................................

VI. Список литературы.........................................................................

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 7.80 Мб (Скачать файл)

       Совокупность простудно-инфекционных  заболеваний в народе,называлась  одним словом «лихорадка»,хотя  деревенские лекари четко определяли  признаки и стадии болезни  : «Гнетея», «Трясея», «Огнея», «Знобея». До недавнего времени широко был известен совет старых людей не  спать по вечерним  зорям,начиная со Сретеньева дня,чтобы не пристала «кумаха-трясовица».

     По народным  повериям,лихорадки — это демонические  существа женского облика,которые  обитают в мрачных подземельях  ада.Не случайно их изображали с крыльями летучей мыши.

     Разнообразие  заговоров от разного типа  заболеваний в одном и том  же уезде свидетельствует о  развитой системе деревенского  целительства,о наличии достаточного  числа лиц,владевших народными  способами врачевания. В течении всего февраля,а также в марте,народный месяцеслов постоянно обращается к помощи святых угодников для избавления от «кумошниц»,лихорадок,лукавых духов,внезапной смерти.

 

 

Агафья —  коровница

 

 

      В сакральном пространстве  февральского месяцеслова,день Агафьи-коровницы (или коровятницы)отмечен очередным актом борьбы сил зла и миром людей. Накануне праздника предпринимались ритуально-магические предохранительные меры к тому,чтобы силы хаоса не поселились в домах. Предпринимались следующие меры : в зажиточных домах,где печи построены с трубой,происходят в этот день большие хлопоты,с вечера накрывают трубы крепко — накрепко,замазывают глиной,никто не спит в эту ночь,ни взрослые,ни дети. И все эти хлопоты для того,что бы уберечь себя и свою семью от нечистой силы,которая в этот день вылетает из ада в виде птиц и заглядывает в трубы. Эти силы олицетворение эпидемических болезней,которыми сопровождается переходное время от осени к зиме ,зимы к весне.

      В чей дом удастся заглянуть  адской птице,там поселится болезнь,которая будет косить одного за другим членов семьи.Болезням подвержены и ослабшие за зиму животные.

      Примечателен днем было 5 февраля,считалось,что  в день Агафьи коровницы пробегала  коровья сместь,5 февраля считалось  своего рода днем рождения олицетворенной болезнью.

      По народным преданиям, « коровья  смерть» имела «руки с   граблями»,она  появлялась в облике черной  кошки,черной собаки. «Коровью смерть»  называли черной немочью.

      Таким образом месяц февраль  является периодом сакрального очищения от всевозможной немочи и так же днем изграния «коровьей смерти».

      Способы изгнания: с помощью опахивания,добычи  живого огня,окуривания животных,прогоняя  их сквозь ров или прорытый  холм.

      Широкое распространение эпидемий  и эпизоотий в Рязанской губернии летом 1910 года вызвало в сельской местности волну «профилактических»опахиваний»и других предохранительных обрядов. В деревнях напуганные холерой крестьяне собирались на сход и решали как воспрепятствовать появлению в деревни «страшной гостьи». В тот же день,поздно ночью,были собраны все вдовы и девушки деревни. Их запрягали в одну соху иоригинальное шествие отправлялось вокруг деревни. Это делалось,чтобы показать холере ,что жители ее не боятся,во время пахоты пели веселые песни.

     Локальные  традиции опахивания сохранились  и до наших дней в некоторых  селениях рязанской области.

 

         Отел- «коровий» праздник

 

     Февраль  приносит с собой бессонные  ночи тем хозяевам,у кого на  дворе водится домашняя животинка:  начинают телится коровы,надо не упустить срок,чтобы обмыть и обогреть новорожденного теленка.В течении трех-четырех суток молоко от отелившейся коровы не употребляют,через 12 удоев хозяйка,помолившись,перекрестившись сама и перекрестив корову,обмывала ее святой водой. После этого молоко употреблялось в пищу.

     День  очищения коровы считался в  старину семейным   праздником,его  называли даже «коровьем праздником».

     В  современном ритуале очищения,большую  роль играет  святая вода,особенно  богоявленская. При этом даже в одном селении у разных хозяек способы очищения могут отличатся некоторыми деталями в действиях,в молитвах-приговорах.

    Святой  водой кропят только коров,когда  ягнится овца,то приплод святой  водой не обрызгивают. Если  после отела корова болеет,то  просят о помощи святого Власия.

 

Власий - «коровий бог»

 

    Власьев  день отмечался как день,посвящавшийся  покровительству коровьих стад. Восприятие крестьянами святого  мученика Власия в качестве  покровителя скота расценивалось  священнослужителями как проявление «остатков глубокой старины и суеверий».

  В старину  рязанские крестьяне святого   Власия называли «коровьем богом».

       В день праздника с утра  было принято печь обрядовые  хлебцы,пеклись «кони» и «копыта»  с творожнойначинкой,по одному  на каждого члена семьи. На Власьев день пеклись также «копыря» - типа ватрушек,с начинкой из молочной каши,чаще пшенной.Хорошие хозяйки на Власия корпят домашних животных крещенской водой,ставят в углах хлевов ветки освященной вербы,курят ладаном или «богородской травой». В день Власия не работают на скотине, т. к. это — скотий праздник. Считалось,кто нарушит запрет,у того могут « загореться зеленя» или скот падет.

 

3.3   Масляница

 

 

      Масляница, Масляная, Молочная, Сырная  неделя, Сырница, - особенное праздненство,сохранившееся в народном календаре от давних христианских времен.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У ряанцев старшего поколения  более всего в употреблении следующие  названия этой недели : Масляная неделя,Маслина,Маслинская неделя,Масляная заговенья. « С маслиной,с широкой!» - поздравляют бабки,зайдя к соседям.   Придут,помолятся и поздравляют хозяев. Однако прежде чем встречать Масляницу,наши старики поминают умерших предков. В русском православии суббота накануне Масляной недели — это день особого поминания умерших.  

В Рязанской области день имеет локальные названия : маслинский помин,распускная потянущая,суббота  распускная,поминальная распускная.

        В Рязанской области в субботу  на кануне масляничной недели  посещается кладбище,воскресенье  на кануне ,называется мясным заговеньем. В этот день первый раз едят мясо перед Масляной неделейи Великим постом.

        Празднованию Масляницы придавалось  такое же важное значение,как  Пасхе и престольным дням.

        К Маслянице заранее припасались  продукы,за недостающими,особенно  рыбой,ездили на базар.     Старались,чтобы на Масленицу  на праздничном столе было  изобилие. О значении этого праздника можно судить и по такому присловию : «Хоть себя заложить,а Масляницу проводить!». «Многолюдно,сытно,весело!» - это уже современная емкая характеристика от былого масленичного празднования.

    Бьющий через  край избыток сил,еды,питья,нарядов,веселья — основной мотив всех больших аграрных праздников. Благодаря этому,как бы реализовывалась основная идея аграрного круговорота — осуществление плодородия и движения коловрата — колеса солнца и годовой спирали календаря.

      Во время Масляной недели это идея воплощалась в жизнь,благодаря следующим ритуально — праздничным контекстам:

 

1) — праздничное  «многояствие»,т.е. угощение  чрезмерным  количеством  разнообразной еды;

2) - праздничные  гостевания  и чествование молодоженов;

3) — катание  с гор и на лошадях;

4) — прогулки  в праздничных шалях и одеждах;

  5) — ряженья;

  6) — обычай  Прощенного воскресенья;

7) — обычай  Чистого четверга;

 

 

Праздничное «многояствие»

 

      Особенность «многояствия» на  Масляницу определялась характером этой недели употреблять в пищу молочное,рыбное и много пряженого ( печеного в масле) На Масляницу пекут много блинов,в течении всей недели,но не везде и не всегда Масляница была «блинницей».

     Это  относится и к Рязанскому краю. В некоторых местах наряду с блинами,пекли «орешки и ржанки»,замешанные на масле. Издавна к блинам подаются масло,сметана,творог. Причем качество и количество масла,сметаны,творога улучшалось по мере нарастания празднования. Первый блин полагается посвятить всем усопшим предкам,его отдавали нищим,или оставляли на окне,чтобы странники его съев,помолились за хозяев дома и предков. Так соблюдался обычай подаяния.

 

Праздничные гостевания

 

       В Рязанской области,как и во  многих местах Нечерноземья,неизвестны  названия дней Масляной недели,но  действительно исконными,народными,было  и осталось представление о  том,что с середины недели начинается  широкая или коренная Масляница.  До четверга все были заняты своими делами,женщины пряли,мужчины плели лапти,заготовляли лыко.   Работали до обеда,а после обеда все отправлялись на гору или на базар за рыбой,белям хлебом. С четверга начинались катания на санях,а родственники ходили друг к другу в гости.

      Праздничные гостевания у родственников,как  правило,длилось пятницу,субботу  и воскресенье. На Масляничной  недели устраивались последние  свадьбы перед постом.

В каждом доме в  радостью и почетом встречали  молодоженов. Чевствованию молодоженов  придавался особый ритуально-магический смысл,их сравнивали с пробуждением природы,любимым развлечением было заставить молодоженов поцеловаться на улице,при всех. Над холостой молодежью разыгрывали озорные шутки,высмеивали их.

 

Катание с гор и на лошадях


      Удовольствие покататься с гор и на лошадях на Масляничной неделе в старину ,придавалось ритуальное значение. Когда катались в гор,то смотрели,которая из девушек прокатится дальше,та,полагали,быстрее выйдет замуж (вариант:в дальнюю сторону ,в дальнюю деревню).

      В случае необходимости,как,например  на юге Рязанской области,горку  устраивали специально,чаще всего  наращивая ее снежными колобами,а  затем заливали водой.

 Разнообразен  выбор предметов,приспосабливавшихся  для катания : «лубье» (липовая  кора),коровьи шкуры,санки,салазки.

      Катались также,стоя на ногах,поэтому,по  некоторым сведениям,когда зять  приезжал на «позывы» в дом  к теще,то он привозил в подарок  лапти для всех родственниц  своей жены — лапти дарились  для катания с гор(их намазывали  навозом,поливали водой и выставляли на мороз,а затем катались с гор).

       Привлекает внимание старый обычай  кататься с гор с соломенными  факелами в руках. Шумный и  веселый способ катания с гор  — кучей малой на больших  санях.

       Символический,ритуальный подтекст,имел широко распространенный на Масляницу обычай,повалив молодку,прокатиться на ней всем бабам и мужикам.

В более южных  местах Рязанской области строили  качели. Качели — чисто весеннее развлечение, тем самым как бы «закачивали» весну,чтобы она быстрее  пришла.

        Любимый способ Масляничных катаний  на лошадях,запряженных в сани. Начиная со среды, сначала катали  детей. Лошадей украшали кушаками,полотенцами,хвост  и гриву «убирали» разноцветными  лентами и лоскутами ,привязывали  колокольчики.

       Масленичный поезд мог доходить до нескольких сот саней и представлять красивейшее зрелище. Вереницы саней друг за другом,катались во круг села и по окрестным селениям.

 

Кулачные  бои

 

      Любимые развлечения молодежи  на Масляничной недели — кулачные  бои. Любопытной особенностью весенних мужских боевых игр рязанцев — поединки палочных бойцов.игра требовала мужества, не случайно в субботу ,когда устраивались палочные бои,называли «бешеной субботой».

     Перед  поединком,один из соперников  выходил в центр,и вызывал поединщика,боец троекратно подзадоривал противника и резко вызывал его «махаться».

Особенность сражения — битва на палках «верхами»,т.е. Поединщики,словно на конях,сидели на плечах у своих товарищей верхом. Можно лишь представить,какое удивительное зрелище представляло собой это удивительное сражение.

     На  юге Рязанщины,там,где проходила  казачья засека,разыгрывалась знаменитая  казачья игра  «Взятие снежного  городка».

На Масляницу  в разгар боя,к бойцам могла прорваться толпа ряженных.

 

Ряженья

 

      Широкое распространение имел обычай ряженья,и ритуальныхигр с участием ряженных. Любимыми были переодевания в вывороченную шубу — символ плодородия и богатства. Переодевание происходило из мужчин в женщин и женщин в мужчин,таких ряженных в Милославском и Скопинском районах,называли «русалками».

     В годы Великой  Отечественной войны,появляются  ряженные женщины,одетые в солдатскую  форму.

Демонстрировали богатство бабушкиных сундуков,особенно красивые шали.

      Классические фигуры масляничных  ряжений — в «старика» и «старуху». Эти два персонажа разыгрывали смеховое действо,чаще всего — свадебный поезд. Рядились «конем», «кобылой», «гусем».

 

Костры  и сожжение Масляницы

 

Все большие  аграрные праздники,связанные с  поворотными состояниями природы,сопровождалось зажжением огняПо русским народным представлениям,огонь обладает очищающей,оздоровляющей и животворящей силой. Поэтому кострам придавалось особое значение. Огонь сопровождал и завершал праздник. Он был двух типов : в форме большого костра,факелов,и в форме сожжения ритуального персонажа,олицетворявшего праздник. Костры различались по месту зажжения : одни в селе,другие на окраине,в лугах,у рек.         Довольно мало сохранилось сведений о сожжения масленичного чучела, одно из них относится к селу Мурмино Рязанского уезда. Здесь, молодежь на Прощеный день празновали проводы масляницы :делали соломенное чучело,наряжали его в старые женские одежды, «торжественно таскали по селу»,а затем сжигали на задворках с песнями.

Информация о работе Календарные обряды и песни Рязанской земли