Аннотация на музыкальное сочинение "Наташа" из "Пушкинского венка"Георгия Свиридова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:39, творческая работа

Описание работы

Георгий Васильевич Свиридов (1915–1998) родился в небольшом городке Фатеже близ Курска. Его интерес к музыке, народной песне проявился рано. Свои музыкальные занятия он начал в классе фортепиано Курской музыкальной школы, продолжил в Ленинградском Центральном музыкальном техникуме. Уже, будучи членом Союза композиторов, Свиридов в 1936 году поступил в Ленинградскую консерваторию в класс композиции П. Б. Рязанова. Заканчивал свое обучение он уже под руководством Д. Д. Шостаковича.

Файлы: 1 файл

annotatsia_Sviridov.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

ГУО «Брестский Государственный  музыкальный колледж им. Г.Ширмы»

 

 

 

 

 

                                               

 

 

                                                Аннотация на произведение

 

                                       «Наташа»

 

                                                   из цикла «Пушкинский венок»

 

Сл. А.Пушкина                                                            муз. Г.Свиридова

Переложение для женского хора А.Гриняка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила учащаяся 4 курса

Хорового отделения

Шиковецкая Марина

 

 

 

                                                             Брест - 2012г.

Творческий  портрет композитора и его  основные произведения

 

Георгий Васильевич Свиридов (1915–1998) родился в небольшом городке  Фатеже близ Курска. Его интерес к музыке, народной песне проявился рано. Свои музыкальные занятия он начал в классе фортепиано Курской музыкальной школы, продолжил в Ленинградском Центральном музыкальном техникуме. Уже, будучи членом Союза композиторов, Свиридов в 1936 году поступил в Ленинградскую консерваторию в класс композиции П. Б. Рязанова. Заканчивал свое обучение он уже под руководством Д. Д. Шостаковича.

Композиторская биография  Свиридова не совсем обычна. Первые сочинения, сразу сделавшие известным  его имя, - романсы на стихи Пушкина - написаны, когда их автору еще не было двадцати лет. Однако окончательно он сформировался как композитор лишь спустя полтора десятилетия. Тогда-то и начался расцвет его творчества, ознаменованный замечательными, самобытными произведениями. В числе крупнейших художественных свершений композитора, - его вокально-симфонические фрески "Поэма памяти Сергея Есенина", "Патетическая оратория", кантаты "Курские песни" и "Ночные облака", многочисленные романсы на стихи Пушкина, Блока, Есенина, Пастернака и других. Свиридовым написано огромное количество произведений для хора a cappella, среди них: концерт "Пушкинский венок", "Концерт памяти А. А. Юрлова", хоры из музыки к драме А. К. Толстого "Царь Федор Иоаннович", хоровой цикл "Песнопения и молитвы".

Свиридову оказалось под силу поднять и творчески переплавить крупные интонационные пласты: крестьянского и городского бытового мелоса, революционной и массовой песни, пласты древней музыки знаменного распева, обрядовые попевки. Результатом такого сплава стала афористичность музыкального языка композитора, при котором в немногом выражается многое, в малом сконцентрировано большое содержание.

Свиридовский стиль  и един и многолик. Так, мелодика в его сочинениях всегда соединяет  в себе черты русской крестьянской и городской песни. Гармонический язык его характеризуется таким же единством фольклорных и индивидуальных, русских и общеевропейских черт, как и мелодика. При этом решающая роль в придании свиридовской гармонии своеобразия принадлежит не средствам мажора – минора, не гармонической функциональности, а всему, что идет от русского крестьянского многоголосия. Драматургия произведений Свиридова носит эпический характер. Развитие в ней совершается не посредством раскрытия внутренних противоречий, а путем сопоставления и объединения цельных, монолитных образов. Композитор любит долго пребывать в одном эмоциональном состоянии, поэтому его излюбленные методы развития – мелодическая вариантность и остинатность.

Высшее в иерархии духовных ценностей для Свиридова  – Слово. Поэтому в своем творчестве он обращается только к подлинно большим поэтам и к каждому из них находит свой ключ, в каждом видит его особенные черты, будь то Пушкин, Лермонтов, Исаакян, Бернс, Блок, Есенин, Маяковский. Все, что сделано композитором для обновления и подъема вокальных жанров, трудно переоценить.

Велика новаторская  роль его многочастных вокально-симфонических  сочинений, одним из которых и  является "Поэма памяти Сергея Есенина". По своему назначению свиридовские ораториальные  циклы близки обрядовым произведениям. Для них характерны всякого рода синтетические жанры с участием хоровых масс и с элементами театрализации. С другой стороны, эти произведения взяли на себя ту функцию, которую до них выполняли главным образом симфонии: обобщенное воплощение жизненных проблем, глубоко затрагивающих всех и каждого.

Продолжая и развивая лучшие традиции русской музыки, Свиридов стал основоположником новой, собственной  традиции. Эта свиридовская традиция присоединилась к ранее существовавшим, не оспаривая, а наоборот, подкрепляя и усиливая их. Можно сказать и так: Свиридов – новое звено в цепи многовекового развития русской культуры.

 

"Пушкинский  венок" был написан в 1978г., исполнен в 1979г. к 180-ти летию со дня рождения А.С.Пушкина. Концерт состоит из 10 частей:

-"Зимнее утро"

-"Колечушко-сердечушко"

-"Мери"

-"Эхо"

-"Греческий пир"

-"Камфара и мускус"

-"Зорю бьют"

-"Наташа"

-"Восстань боязливый"

-"Стрекотунья-белобока".

Ключ к миру пушкинской поэзии - в многозначности и многоплановости  удачного и ёмкого названия - "Пушкинский венок". Это - и венок из прекрасных цветов пушкинской поэзии и лавровый венок поэту. В решении пушкинской темы Свиридов использовал жанр русского хорового концерта, где хор становится главным действующим лицом. Хор трактован как личность поэта. Круг тем и мотивов, "вплетённых" в "Пушкинский венок", многолик: здесь и кольцо человеческой жизни, и круговорот времён года, темы и мотивы пушкинской поэзии от раннего стиха до одного из последних. Через весь цикл проходят символы: утро и вечер, весна и зима - начало и конец жизни. Хоры чередуются по принципу контраста: фактурного, образного. С одной стороны контрастно-сюжетный тип композиции, с другой - ощущение художественного единства. В "Пушкинском венке" воплощён образнобогатый, но духовно цельный мир поэзии Пушкина. Это размышление художника о жизни, о красоте, о нравственности. Песня и песенные формы - основа "Пушкинского венка".

"Наташа" - это психологическая  разрядка, пастораль, лирическое  интермеццо, написанное на слова  раннего юношеского стихотворения лицейской поры. Здесь лёгкий бег воспоминаний в поисках неуловимой женской тени, которой нет «ни над озерам волнистым, ни под кровом лип душистым» и без которой этот мир, уже тронутый осенью, совсем не тот, что был прежде… «Свет, Наташа! Где ты ныне?» Нет отзыва…

 

Автор литературного текста.

Автором стихотворения, которое послужило основой данного  произведения, стал А.С.Пушкин. Первый русский национальный поэт, родоначальник  всей последующей русской литературы, начало всех начал ее - таково справедливо и точно признанное место и значение Александра Сергеевича Пушкина в развитии отечественного искусства слова. Пушкин также впервые - на достигнутом им высочайшем эстетическом уровне поднял свои творения на передовой уровень просвещения века, европейской духовной жизни XIX столетия и тем самым полноправно ввел русскую литературу в качестве еще одной и значительнейшей национально-самобытной литературы в семью наиболее развитых к тому времени западных литератур. Пушкин основал школу самобытного искусства, которую развивали, предлагая новые и новые пути, Гоголь, Лермонтов, Некрасов, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Толстой, Чехов, Горький, Маяковский, Пастернак, Твардовский и многие другие писатели. Пушкинская широта в познании и изображении действительности, философская глубина его творчества, историзм, и вместе с тем острое чувство современности - все оказало могучее воздействие на художников различных поколений, обогатила самые разные области искусства. Не только переводя сюжеты и мотивы Пушкина на язык музыки, но стремясь следовать самому духу его творчества, разножанровые музыкальные произведения создавали Глинка, Чайковский, Даргомыжский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Глазунов, Рахманинов, Прокофьев, Асафьев, Шостакович и Свиридов. С именем поэта связали свое творчество Кипренский, Тропинин, Айвазовский, Репин, Серов, Нестеров, Перов, Суриков, Бенца, Фаворский. В истории лучших драматических театров страны пушкинская драматургия заняла почетное место. Роли в пушкинских пьесах играли такие крупнейшие актеры как Картыгин, Давыдов, Варламов, Ермолова, Станиславский, Москвин, Качалов. Тайна безмерного обаяния поэта в том, что он и по сей день является образцом доброты и таланта, смелости, простоты, демократичности, жизнелюбия, верности в дружбе, уважения к труду и людям труда. Он "...в каждое мгновение жизни в каждой ее песчинке видел, ощущал, переживал огромный, вечный вселенский смысл. И потому он не просто любил жизнь во всех ее проявлениях, жизнь была для него величайшим таинством, величайшим действом. И потому он был велик во всем: и в своих надеждах, и в своих заблуждениях, и в своих победах, и в своей любви к людям, к природе, в любви к Родине, к ее истории, ее будущему". Художественно-аналитический тип поэтического мышления, величайшее достижение Пушкина, сложился не сразу. Путь к нему был труден. Лицейскую поэзию, к которой относится произведение Наташа, отличает, противоречивое сочетание тем, мотивов, образов, выросших из наблюдений над окружающей действительностью и вместе с ним хранящих отзвуки карамзинской поэзии. Особенно это проявилось в стихах о мечтательном уединении, о грусти и беспечных любовных наслаждениях. Сглаженность языка, ходовые поэтические определения не позволяли воспроизводить действительность в ее живой конкретности. Обилие мифологических образов и мотивов, причудливо сочетавшихся с бытовыми деталями, - тоже следствие стилевых влияний. За два столетия Пушкин не сделался прошлым, вчерашним поэтом, не превратился в "литературное наследие". Пушкин сохраняет свойства живого собеседника: отвечает на вопросы тех, кто вступает с ним в контакт. По настоящему великие художники подобны тени отца Гамлета: они идут впереди и зовут за собой. Пушкин всегда таков, каким он нужен новому поколению читателей, но не исчерпывается этим, остается чем-то большим, имеющим свои тайны, чем-то загадочным и зовущим.

 

 

 

Музыкально-теоретический  анализ

Форма произведения и его структурные  особенности.

Композитор для своего произведения использовал часто  встречающую в его произведениях  куплетно-вариантную форму - форму, в которой каждый куплет представляет вариант первого. В форме этого произведения, в первую очередь варьируется, именно вокальная мелодия. В следующих за первым куплетам вариантов меняется интервальный рисунок мелодии, происходят тонально-гармонические изменения при сохранении метроритмической основы. Но структура (период) сохраняется при её сокращении и расширении. Самое главное все куплеты варианта сох роняют образное и жанровое единство. Таким образам, схема формы выглядит так:     А  +  А1  +  А2  + А3  + А4 

                       (куплет) (варианты...)

И в тоже время в  этой куплетно-вариантной форме проявляется  и форма второго плана - простая  трёхчастная репризная форма, которая  скрепляет куплетную форму в  единое целое:

     А      +       А1     +       АI          -  простая трёхчастная однотомная.

 (1-9тт.)(10-28тт.)(29-40тт.)

Первая часть - А (1-9тт.) - период. Показывает картинку уходящего  лета. Состоит из двух предложений. Первое предложение (а) строится по принципу суммирования (1+1+2), проводится в тональности соль диез минор. Второе предложение (аI) - суммирование с расширением (1+1+1+2), возникает политанальность соль диез минор в мелодии и си мажор в других голосах.

Вторая часть - А1 (10-28тт.) - период. Основная тема здесь проходит в мажоре, на тональном органном пункте. Состоит из двух предложений по четыре такта, второе предложение расширяется за счёт развития. Трижды повторяется один текст с разной гармонией: квинты сменяются тритонами, квартами ре диез минора, умVII до диез минора.

Третья часть - АI (29-40тт.) - варьированная реприза. Состоит из двух предложений. Первое предложение строится по принципу суммирования. Затакт ко второй фразе готовит кульминацию. Второе предложение - кульминация всего произведения, она отмечена динамически - f, акцентам, октавным затактом, яркой мажорной гармонией VI ступени.

 

Жанровая  основа произведения – баркарола. Баркарола (итал. Barcarola, от barco - лодка) – первоначально песня венецианских гондольеров. Музыкальный размер 6/8 (либо другой трёхдольный). Движение мелодии мягкое, «колеблющееся», ритмический рисунок сопровождения монотонный, лад минорный, характер лирический - всё это нашло отражение в данном произведении. Характер его лирический с оттенком меланхолии или лёгкой мечтательности.

 

Ладовая и тональная основа.

Основная тональность gis-moll – H-dur. Параллельный минора-мажор с преобладанием gis-mooll. Объединяющим звеном двух ладов, служит общая тоника – тоника с секстой си мажор, которая равна тоническому секстаккорду соль минора.

 Натуральному минорному ладу присуще несколько архаичное звучание. Помимо основной тональной опоры, в произведении можно выделить ряд отклонений 14т. fis-moll с последующим возращением в gis-moll. В 18т. отклонение dis-moll. В 20т. -  cis-moll.

 

 Мелодическая и интонационная основа.

Мелодия на протяжении всего  произведения проходит в партии первых сопрано. Интанационно проста, преимущественно  диатоническая. Мелодия всего произведения вырастает из первой интонации, которая  затем проходит в разном ладотональном  освещении. В ней, как и в гармонии избегается вводнотоновость, седьмая натуральная, что даёт возможность частых ладовых отклонений и модуляций. Пропуск седьмой повышенной ступени своеобразно окрашивает и мелодию, и гармонию, образуя соль диез - эолийский. Хроматика вводится как средство усиления экспрессии в кульминации. Она лёгкая, изящная, волнующая, включает много волн развития (баркаролы). Ритм однообразен. Свиридов бережно отнёсся к слову использовав мелодический речитатив. В произведении не встречаются распевы. В мелодии много секстовых ходов, но без распева текста. В хоре очень тонко выписаны многообразия движений души влюблённого героя: трепет, лирика, нежность, молитвенность, восторженность и др.

 

Особенности гармонического языка.

Аккордика целиком формируется из звуков мелодии, образуя "Резонансную гармонию" - свёртывание мелодии в гармоническую вертикаль. Простые аккорды и обороты представляют красочные параллелизмы. Произведению характерны широкие ходы одних голосов на фоне остинато других. Повторность созвучий и пульсирующий ритм - служат устойчивым фоном для свободного интонационного развёртывания мелодии. 

Встречается также одновременное  звучание квинт (соль диез минор), кварт (си мажор): 4т, 32т., 10т.

 

 

 

 

 

Постоянная полиладовость: соль диез минор - си мажор (4, 10, 13, 17, 24, 26)

 

 

Кластер из двух секунд, двойные квинты (субдоминанта и доминанта  без терций):

 

 

 

 

 

 

Встречаются красочные, празрачные кварто-квинтовые созвучия - характерные для русской музыки, которые разряжаются аккордами  с пропущенными тонами, а позже сменяются большими секундами, своеобразными кластерами.

Трезвучные аккорды - особенность свиридовской гармонии. В конце построений звучит свиридовская тоника - минорный секстаккорд с  удвоенной терцией (в си мажоре это - тоника с секстой, а в соль диез миноре это тонический секстаккорд):

 

 

 

 

 

 

Метроритм.

Двенадцатидольный метр, в котором написана партитура, выражен  размерам 12/8. Этот сложный размер выражает наличие в такте одной сильной(первой) и одной относительно сильной (седьмой) доли.

Информация о работе Аннотация на музыкальное сочинение "Наташа" из "Пушкинского венка"Георгия Свиридова