Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 11:29, доклад
Работа над музыкальным произведением многообразна и зависит от сложности содержания произведения, пианистических трудностей. Основная задача на первом этапе – создать свое исполнительское представление о музыкальном произведении, вообразить каким оно должно стать. В помощь учащемуся следует ознакомить его с какими-либо фактами из жизни композитора, его воззрениями, характеризуя эпоху и творчество в целом. Необходимо познакомить с записями выдающихся исполнителей, однако желательно сделать это после работы над произведением, когда ученик уже имеет представление о произведении по собственной игре.
Чепурная Марина Александровна,
преподаватель МОУ ДОД «ДМШ №1»
г. Балаково
Этапы работы над музыкальным произведением
Работа над музыкальным произведением многообразна и зависит от сложности содержания произведения, пианистических трудностей. Основная задача на первом этапе – создать свое исполнительское представление о музыкальном произведении, вообразить каким оно должно стать. В помощь учащемуся следует ознакомить его с какими-либо фактами из жизни композитора, его воззрениями, характеризуя эпоху и творчество в целом. Необходимо познакомить с записями выдающихся исполнителей, однако желательно сделать это после работы над произведением, когда ученик уже имеет представление о произведении по собственной игре.
Разбор произведения должен быть грамотный, музыкально-осмысленный: метроритмическая точность, устойчивость звукоизвлечения, фразировка, аппликатура, педаль. Желательно как можно раньше исполнять произведение наизусть, избегая механического заучивания. Моторная память может изменить при волнении. Учить наизусть нужно в медленном темпе, по отдельным разделам, тщательно вслушиваясь и детально осознавая текст.
Второй этап работы – самый длительный по времени. Его особенностью
является игра в медленном темпе forte. Свою работу на втором
этапе
А. Йохелес описывает так: «Это честное
выколачивание… Нужно, чтобы руки привыкли
к определенным нотам, к определенным
движениям…Цель не в том, чтобы искать
какие то краски, формы, а в том, чтобы приучить
двигательный аппарат к данной вещи, чтобы
руки это знали сами». «Самое трудное –
сыграть в первый раз так медленно, чтобы
каждый палец сознательно ударял по середине
клавиши, не задев никакой другой, и чтобы
в этом была какая-то плавность».
В работе над произведением очень важна последовательность и первоочерёдность задач. Первая проблема – звучание инструмента. Мягкие мышцы рождают мягкий звук и наоборот. Прикасаться нужно с ощущением большой упругости и устойчивости, ощущая звук на кончике пальца.
Фразировка. Главное при раскрытии содержания ощущение развития любого построения, умение довести мысль до её ближайшей вершины.
«В каждой фразе есть известная точка, которая составляет логический центр фразы», считал К.Игумнов. Смысл, заложенный в каждой фразе, надо выявить, не теряя взаимосвязи с предыдущим и последующим. Объяснить значение пауз, цезур, без которых исчезает ощущение дыхания в музыке.
Аппликатура. Здесь важна элементарная аппликатурная грамотность, приобретённая при изучении гамм, арпеджио. Пользоваться удобной аппликатурой, с помощью которой лучше всего можно выразить авторскую мысль. Использовать естественные возможности пальцев, соответствующие конкретной задаче.
Педаль. Работа над педалью – часть художественного осмысления произведения. Главные принципы педализации:
1. Педалью управляет только слух. Воспитывать умение слушать себя.
2. Расширять музыкальный
3. Избегать простого заучивания педали. Это всегда творческий процесс.
4. Важность овладения техникой педализации. Педаль зависит от стиля, характера музыки, от темпа регистра, фактуры, динамики произведения.
Освоение технических трудностей. Пианистические движения должны быть удобными, важно к ним приспособиться. Исполнение в быстром темпе невозможно без автоматизации движений. Простота, естественность, целенаправленность пианистических приемов, исключение из них всего лишнего, мешающего достижению нужных результатов – в этом и заключается целесообразность всей двигательной стороны исполнения.
Третий этап – работы длится вплоть до вынесения исполнения на эстраду и является завершающим. Окончательно претворяется в исполнение музыкальный образ, реализуется музыкальный замысел. Теперь нужно стараться больше играть, чтобы вылепливалась форма. Важно ощутить развёртывание произведения во времени, при этом ощутить кульминацию, уметь горизонтально мыслить, научиться мыслить крупно. В этом может помочь прослушивание записей данного произведения. Окончательно уточняется темп. Важно чувствовать пульс, единый темп. Чтобы «выграться» в нужный темп, нужно больше играть целиком в требуемом темпе, приучить себя слышать и мыслить в нужном движении. Полезно выученное произведение временно отложить, чтобы в дальнейшей работе восстановить свежесть его восприятия. Исполнение должно быть ярким, рельефным, наполненным волей, собственным отношением к музыке. Поэтому так важно вслушиваться в музыку, уметь воспринимать и передавать, с не меньшей внутренней наполненностью, лиричность, задушевность, философскую углубленность, бесконечное разнообразие состояний.
И завершающая стадия работы над сочинением – ощущение внутренней раскрепощенности, творческой свободы. Чтобы исполнение было уверенным, убедительным, следует чаще выступать на эстраде. Гарантировать удачное выступление невозможно, но способствовать нужно. А это – учитывать индивидуальные склонности ученика, исполнять понравившиеся и любимые произведения.
1.Вицинский А. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением.
2.Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано.
Информация о работе Этапы работы над музыкальным произведением