Контрольная работа по «Риторика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 10:22, контрольная работа

Описание работы

Во все времена существования ораторского искусства остаются актуальными такие вопросы: Как достичь цели, поставленной оратором? Как завоевать аудиторию, привлечь ее на свою сторону? Какую речь считать наиболее действенной? В чем секреты убедительности устного публичного выступления? Из чего слагается успех ораторской речи? Какие возможные способы убеждения следует считать наиболее эффективными?
Найти ответы на эти вопросы невозможно без глубокого изучения истории и теории риторики, без знакомства с трудами известных ученых и мастеров устного слова.

Файлы: 1 файл

РИТОРИКА.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Риторика»

Вариант №7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст-ка гр. ЮВ-12-6

Лескова Н. Н.

Проверил: Жукова А. С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чита -2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1. Судебная речь Андреевского по делу Андреева

 

ВВЕДЕНИЕ

Во все времена существования ораторского искусства остаются актуальными такие вопросы: Как достичь цели, поставленной оратором? Как завоевать аудиторию, привлечь ее на свою сторону? Какую речь считать наиболее действенной? В чем секреты убедительности устного публичного выступления? Из чего слагается успех ораторской речи? Какие возможные способы убеждения следует считать наиболее эффективными? 
Найти ответы на эти вопросы невозможно без глубокого изучения истории и теории риторики, без знакомства с трудами известных ученых и мастеров устного слова.

Теоретическая часть представляет собой изучение темы №4 тематики курса «История риторики. Риторика в средние века». Для чего необходимо рассмотреть следующие вопросы:

    1. Характерные особенности развития риторики в средние века;
    2. Развитие гомилетики;
    3. Фома Аквинский и Иоанн Златоуст.

Профессия юриста требует не только высоких нравственных качеств и профессионального мастерства, но и широкого общего образования. Юристу приходится сталкиваться с людьми самых разнообразных профессий и различного уровня культуры. И в каждом случае необходимо находить нужный тон, слова, аргументирующие и грамотно выражающие мысли. Высокий рейтинг многих судебных ораторов определяется тем впечатлением общей культуры и интеллигентности, которое оставляют их выступления, безукоризненное владение литературным языком, умение точно, ясно, правильно и логично выразить мысль. Значит, язык - это инструмент, при помощи которого оформляются и передаются все мысли, это профессиональное оружие юриста. Основным критерием культуры речи лингвисты считают нормативность, которая включает в себя точность и ясность, правильность, чистоту речи, то есть отсутствие в ней диалектных, просторечных слов, узкопрофессиональных выражений, неуместно употребляемых иноязычных слов. Кроме того, культурной считается речь, которой присуще речевое мастерство: логическая стройность, богатство словаря, разнообразие грамматических конструкций, художественная выразительность.

В практической части целью является анализ судебной защитной речи Андреевского по делу Андреева. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

    1. ознакомиться с позицией защиты и выделить её основные виды.
    2. дать определение композиции речи и выделить её составляющие.
    3. ознакомиться со способами доказательства и опровержения и изучить существующие риторические приёмы

При написании данной работы были использованы нормативно-правовые источники, учебная и научная литература, а так же научные статьи и ссылки с электронных ресурсов.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Характерные особенности развития риторики в средние века.

Риторика - наука об искусстве красноречия - существует с древнейших времен и занимает важное место в культуре, соединяя богатую историческую традицию и практические рекомендации для всех желающих говорить красиво, точно и убедительно1.

Главной особенностью средневековой эпохи является её глубокая и очень сложная взаимосвязь с религией. В средние века церковь была самым крупным феодальным землевладельцем. Она занимала господствующие положения в экономике, политике, идеологии. Религия служила оправданию и укреплению феодального строя. Богословию были подчинены все социальные институты, философия, наука, образование искусство. Идеи, не согласуемые с учением церкви, не признавались, всякая живая, свободная мысль подавлялась. Это тормозило, сдерживало развитие духовной жизни средневекового общества. Система религиозного мировоззрения наложила свой отпечаток на все достижения того времени, в том числе и на ораторское искусство.

В новых духовных условиях Средневековья риторика, воспринявшая основные нормы античной теории красноречия, приобретает новые черты. Господствующим жанром становится церковное красноречие, и задачи оратора заключаются в разъяснении и иллюстрировании заранее известных положений. Цитирование и ссылка на авторитеты становятся основными элементами выступлений.

Достижения античной риторики были унаследованы теориями словесности средних веков и Возрождения. Средневековые риторики были написаны по-латыни, обращены не только к устной, но и к письменной форме речи. В средневековье риторика развивалась во Франции, Германии. Италии. При этом происходило переосмысление античного наследия. Несомненна связь риторики в это время с господством отдельных художественных направлений (барокко, классицизм). Особое развитие получили духовное красноречие (гомилетика) и жанр так называемой схоластической риторики. Происходило постепенное формирование логического и стилистического направлений в риторике. Это определяло, с одной стороны, ее тяготение к грамматике, с другой - к поэтике. Европейские риторические идеи носили ярко выраженный поучительный характер. Риторика преподавалась в христианских учебных заведениях для подготовки священников к проповедям, к общению с паствой.2

Особенность византийской и западноевропейской средневековой риторики в том, что главный ее предмет — проповедь и богословская полемика. Средневековая риторика занималась в основном не ораторией, а гомилетикой. Ораторская речь произносится однократно. Проповедь представляет собой ряд поучений в форме слова или беседы, предназначенных для постоянного круга лиц. Задача гомилетики — духовно-нравственное просвещение, воспитание и обучение.

    1. Развитие гомилетики.

Слово гомилии греческого происхождения и означает "речь перед народом, беседа с несколькими людьми". Оно употреблялось еще в античные времена. В начале христианства это слово стало использоваться для обозначения храмовой проповеди священников, которые преимущественно не имели соответствующего образования и объясняли Священное Писание как можно проще.

Проповедь — одна из характерных и массовых форм средневековой словесности. Более того, это единственная живая форма публичной речи. Отличительной чертой проповедей было то, что они создавались на латинском языке. А когда провозглашались перед светскими людьми, тогда проповедник переходил на народный язык.

Гомилетика в узком смысле слова – это теория церковных проповедей. Однако термин понимают и шире, особенно при противопоставлении ораторике. В широком смысле слова гомилетика – то, что Аристотель называл торжественным красноречием. Развитие гомилетики начинается в I столетии н.э., которое она получила именно в церковной проповеди, когда черты торжественной речи – обращенность к сочувствующей аудитории, расчет не на мгновенный эффект, а на долговременное воздействие – были заострены и усилены тем, что проповедник (гомилетический оратор) вырос в особую общественную фигуру. Эта фигура изначально поставлена выше присутствующих, проповедь произносится с амвона, на проповедь не отвечают проповедями. Проповедник сам и прокурор, и защитник. У него нет соперника. Сама позиция проповедника помогает ему завоевать аудиторию, даже если он неопытен. Но действующий проповедник, религиозный или политический, как правило, уже известен, даже знаменит. Он завоевал себе право на общественную проповедь у какой-то части общества. Именно для этой части он и говорит.

В отличие от ораторики, любимый приём гомилетики в ораторском искусстве – развернутая метафора, притча. Гомилетика – это всегда истолкование действительности, это обязательно проповедь неких положений или воззрений, которые разворачиваются чаще всего с помощью уподоблений.

В основе гомилетической стратегии лежит принцип аналогий и уподоблений, дополнительных умственных построений и развернутых метафор. Гомилету положено воспарять мыслью: оттуда открываются ему какие-то новые ракурсы темы. Вот почему эту стратегию называют метафорической.

Заданность основного содержания в гомилетике предполагает, что эта речь в отличие от ораторики опирается не на юридическую справедливость («трудовые эквиваленты стоимости»), а на философскую концепцию построения новых общественных отношений на самом основном уровне, уровне семьи и философского мировоззрения как целого. Государственное устройство, государственная идеология гомилетику не интересуют. Вот почему большая часть первомученников−проповедников погибла от государственных чиновников и государственной власти. Малая часть из апостолов (двенадцать из семидесяти) умерла своей смертью.

Но изменения в мировоззрении и семейном строе заставили, в конце концов, измениться и государство. Оно было вынуждено принять новую идеологию. Более того, в риторическом треугольнике "оратор — речь — слушатель" античная риторики преимущественно сосредоточена на втором элементе, то есть на "речи". Средневековая же риторика сосредоточивается на третьем элементе — "слушатель".

Вся риторическая аргументация античного времени строилась не путем ссылки на авторитеты, а на построении определенных соображений. Для средневекового оратора существовал абсолютный авторитет — Священное Писание. Соображения были нужны лишь для того, чтобы подвести каждый конкретный случай под то или иное высказывание священного текста. Поэтому средневековые проповеди наполнены ссылками на Священное Писание. Для средневекового мышления — это последний пункт любого рассуждения, к которому автор пытается подойти как можно скорее.

Античная риторика была тесно связана с необходимостью убеждать, обосновывать те мысли, которые собеседники не признавали. В средневековых проповедях эти функции постепенно отходили на второй план. Конечно, проповедник пытался убедить свою паству, но в основном проповедь произносилась не в ситуации противоречивых точек зрения, а в противопоставлении знания и незнания, простого объяснения новых истин.

Оценивая состояние риторики в средние века, нужно сказать, что в эту эпоху авторитет риторики всё ещё высок. Жизнь не предъявляет к ней особенно больших требований, ибо на смену античному миру, знавшему по преимуществу судебное и парламентское красноречие, не связанное с противостоянием коммуникативных установок, а носящее преимущественно коммуникативный или информационный характер, риторика все больше растворяется в искусстве произносить проповеди - гомилетике, и, естественно, ее авторитет поддерживается мощным авторитетом церкви. Гомилетика занимала монопольное положение в риторике на протяжении почти всего европейского средневековья, хотя не все её проявления носили официальный характер.

Так же следует отметить, что только в конце эпохи средневековья, в XIII-XIV вв., появляются нормативные произведения по искусству проповеди, в которых действительно чувствуется влияние риторической традиции. Но до этого почти в течение тысячи лет латинский проповедь разрабатывается стихийно, без нормативных правил.

Первым гомилетом в полном смысле этого слова стал блаженный Августин, чье произведение "О христианскую доктрину" считается классикой гомилетики.

В Средневековье прославились такие ораторы, как Иоанн Златоуст (ум. в 407 г. н.э.) и Фома Аквинский (1225 - 1274 гг.). Иоанн Златоуст считался идеальным византийским проповедником. Фома Аквинский заложил основы теории церковного красноречия

    1. Фома Аквинский и Иоанн Златоуст.

Вершиной восточного духовного красноречия является творчество Иоанна Златоуста (ок.350 - 407 гг.), в произведениях которого усвоение традиций античной культуры христианской церковью достигло полной классической завершенности.

Знаменитый Иоанн Златоуст (347-407 г.) считался идеальным византийским проповедником и неустрашимым обличителем. Само прозвище Златоуст свидетельствует об уважительном отношении к публичному слову и о почитании людей, умевших посредством живой речи воздействовать на слушателей.

Борьба за аскетический идеал и резкая критика существующей власти сделали Иоанна Златоуста очень популярным в народе, но одновременно восстановили против него византийский императорский двор и высшее духовенство: в 403 г. И. 3. был отправлен в ссылку, из страха перед народом возвращен, но в 404 г. низложен и вновь сослан. В Византии и на Руси был идеалом проповедника и неустрашимого обличителя

В своих многочисленных беседах святой Златоуст оставил вдохновенные объяснения (толкования), в которых ярко выражены христианские черты - убедительная величавость и высокая мощь новой религии - гармонируют с ясностью выражений и высокохудожественным стилем языческих ораторов, на многие книги Священного Писания и почитается Церковью - очень авторитетным толкователем Библии.

 Он составил последование (чин) Литургии, носящей его имя, ввел  в церковное употребление крестные ходы и некоторые другие благочестивые обычаи. Сверх всего этого он известен своей заботой о распространении веры Христовой.

В чем же своеобразие красноречия Иоанна Златоуста в сравнении с его предшественниками? Что нового он внес в формирование восточной ветви духовного красноречия? Иоанн был не только блестящим, но и исключительно плодовитым оратором: ему принадлежит около 1000 проповедей. Но это вовсе не значит, что его речи писались наспех. Наоборот, их отличала филигранная отделка формы и содержания. Что же было характерно для его риторической манеры? В ней слились в органичный сплав лучшие черты античной риторики и новые, типично христианские. Златоуст не отказывается от аттицизма, но после 387 г. он дополнил его пышностью и сочностью азианства. Его стиль отличается прозрачностью и легкостью, натуральностью изложения, четко расставленными смысловыми акцентами, большой точностью и емкостью примеров, тонкостью моралистических наблюдений.

Информация о работе Контрольная работа по «Риторика»