Контрольная работа по "Риторике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 08:45, контрольная работа

Описание работы

Язык и речь занимают особое место в профессиональной деятельности юриста. Ведь юрист – это правовед. А право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм, правил поведения, регулирующих общественные отношения между людьми и выражающих волю государства. Формируя и формулируя правовые нормы, охраняя их в различных многочисленных процессуальных актах, юрист должен безупречно владеть нормами языка и охранять их.

Содержание работы

Введение 2-3
Основная часть
1. . Композиция судебной речи 4-5
2. Предложение и разделение как составные части судебной речи 5-9
Заключение 10
Список используемой литературы 11

Файлы: 1 файл

юрид.риторика.docx

— 41.71 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение                                                                                                                        2-3

Основная часть

  1. . Композиция судебной речи                                                                          4-5

2.   Предложение и разделение как составные части судебной речи           5-9

Заключение                                                                                                                    10

Список  используемой литературы                                                                            11 

 

Введение

Язык и речь занимают особое место  в профессиональной деятельности юриста. Ведь юрист – это правовед. А  право – это совокупность устанавливаемых  и охраняемых государством норм, правил поведения, регулирующих общественные отношения между людьми и выражающих волю государства. Формируя и формулируя правовые нормы, охраняя их в различных  многочисленных процессуальных актах, юрист должен безупречно владеть  нормами языка и охранять их.

Изучение языка законов, процессуальных актов, судебных речей осуществляется двумя науками: юриспруденцией и  лингвистикой.

Науке известен ряд работ о языках закона (Т.А. Бушуева, И. Ильинский, Н.Ф. Кузнецова, А.А. Ушаков, Г.И. Шатков), монографии по вопросам судебной речи (Н.С. Алексеев, А.Н. Васильев, Б.Н. Головин и др.).

Однако, говоря о языке нормативного или процессуального акта, судебной речи, авторы выступают прежде всего  как юристы, так как их интересует выраженное в документе правовое содержание, анализ же языка, как правило, без соответствующей лингвистической  основы и сводится, по существу, к  общим рассуждениям о точности, доходчивости, выразительности. Недостаточное внимание к языку правоведения проявляется  и в системе юридического образования.

В последние 15–30 лет появилось  некоторое количество работ о  языке права и речи юриста. Научные  статьи (Н.В. Соловьев, В.В. Девяткина, Н.Н. Ивакина), публикуемые в журналах «Российская юстиция», «Правоведение» (Т.В. Губаев, Е. Сидоров), монографии (А.А. Леонтьев, Н.Н. Ивакина, Н.Г. Михальская и другие), а также учебные пособия (Г.С. Бояринцева, Н.Н. Ивакина, В.Ю. Яблонский).

Нарушение юристом языковых норм может  вызвать отрицательную реакцию  со стороны собеседников. Кроме того, каждый юрист выступает и как  оратор, как пропагандист правовых знаний, читая лекции; прокурор и  адвокат ежедневно произносят публичные  речи в судебных процессах, поэтому  необходимо владеть навыками публичной  речи.

А.Ф. Кони в своих выступлениях неоднократно подчеркивал значение нравственных начал в судебной деятельности, и это не случайно. В течение ряда лет он настойчиво разрабатывал курс судебной этики. «Можно и даже должно говорить, – писал он, – об этической подкладке судебного красноречия, для истинной ценности которого недостаточно одного знания обстоятельств дела, знания родного языка и умения владеть им и, наконец, следования формальным указаниям или ограничениям оберегающего честь и добрые права закона. Все главные приемы судоговорения следовало бы подвергнуть своего рода критическому пересмотру с точки зрения нравственной дозволенности их. Мерилом этой дозволенности могло бы служить то соображение, что цель не может оправдывать средства и что высокие цели правосудия… должны быть достигаемы только нравственными средствами. Кроме того, деятелям судебного состязания не следует забывать, что суд в известном отношении есть школа для народов, из которой, помимо уважения к закону, должны выноситься уроки служения правде и уважения к человеческому достоинству».

Актуальность темы обусловлена  недостаточным вниманием к языку  правоведения со стороны юристов  и лингвистов, что приводит к снижению качества содержания судебной речи и  ее эффективности. Данный факт свидетельствует  о нежелании судебного оратора  вдумываться в значение употребляемых слов, о его неуважении к языку. Ведь высокий рейтинг многих юристов определяется тем впечатлением общей культуры и интеллигентности, которое оставляют их выступления, безукоризненное владение литературным языком, умение точно, ясно, правильно и логично выразить мысль. Все эти факторы представляют собой обязательное условие для успешной самопрезентации судебного оратора. Значит, язык – это профессиональное оружие юриста. И вопросы культуры речи юриста поднимаются самой жизнью, практической необходимостью.

Живой и постоянный интерес выдающихся русских писателей к судебной речи не мог не отразиться в их произведениях:»  Преступление и наказание», «Братья  Карамазовы» Ф.М. Достоевского, «Воскресение» Л.Н. Толстого, «Русский лес» Л. Леоного. Некоторые из этих произведений включены в школьную программу, а это значит, что учитель должен будет познакомить детей на уроках литературы с особенностями судебной речи.

Теоретическая и практическая значимость исследуемой темы определяется комплексным  использованием разных аспектов лингвистического анализа – грамматического, синтаксического, функционально – стилистического, текстового. Определенную практическую значимость представляет анализ особенностей языкового оформления судебной речи, знание чего помогает избежать неточностей  и способствует верной трактовке  излагаемой информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

 

1. Композиция судебной  речи

 

Риторика, в зависимости  от цели оратора, различает пять видов  речи: развлекающая, информационная, воодушевляющая, убеждающая, призывающая к действию. Судебная речь является разновидностью убеждающей речи, где главным средством  воздействия на слушателей является логическая аргументация. Это обстоятельство находит отражение и в ее композиционном построении. По мнению античных судебных ораторов, полная судебная речь должна содержать семь частей: вступление, предложение, разделение, изложение  или повествование, доводы, патетическую часть, заключение. Такое членение на составляющие было обусловлено стремлением  говорящего представить логическую аргументацию в наиболее доходчивой форме. Основной тезис оратора, или  конкретная его цель, формулировался как короткое, ясное и четкое утверждение. Это утвердительное предложение (тезис) оратор обязан доказать, поэтому оно  становилось заключением силлогизма. Если тезис оратора был сложным  и его нельзя было выразить как  простое суждение, оратор делил его  на составляющие части, чтобы каждая из составляющих могла стать заключением  силлогизма. В этом случае надо было доказывать несколько главных силлогизмов. Если тезис оратора нельзя выразить как простое суждение, главным  силлогизмом становится дедуктивное  умозаключение из сложных суждений. Такой подход к построению речи диктовал и отношение к собранному материалу: все, что имело отношение к  доказательству основного тезиса оратора, должно было войти в речь, а все, не имеющее прямого отношения  к доказательству, следовало исключить  из текста.

Изящество в слове  остается неизменным требованием, предъявляемым  к судебному красноречию, поскольку  только с его помощью удается  овладеть вниманием слушателей, усилить  доводы и выразительность каждой части речи.

Назовем теперь композиционные части данной речи, а затем обсудим  каждую из них более подробно. Обычно речь начинается введением или вступлением, иногда эту часть называют приступом. Затем следует предложение –  это ясно и кратко сформулированный основной тезис оратора, конкретная цель всей речи, которая обычно излагалась так, чтобы потом быть доказанной как силлогизм. За предложением следовало  разделение. В этой час и основной тезис оратора делится на составляющие части и кратко объясняется весь порядок изложения речи. Затем  оратор излагал свой взгляд на обсуждаемый  вопрос. Эта часть речи называется повествованием или изложением.

Для обоснования  своей позиции автор использовал  доказательства, подтверждающие его  точку зрения и опровергающие  аргументы процессуальных противников. Последняя часть называлась «доводы». За доводами следовала патетическая часть, в которой оратор стремился  воздействовать на чувства слушателей и таким образом усилить действие логических аргументов. Завершало речь заключение, где оратор или кратко повторял сказанное, или выводил  следствия из уже доказанного  утверждения, или стремился еще  раз подействовать на чувства  слушателей.

Не всякая речь содержит в себе все названные части, и  не всегда они следуют одна за другой в таком порядке. Композиционная форма речи изменяется в соответствии с особенностями конкретной цели оратора, его центрального тезиса. Оратор может начать речь сразу с объяснения основного тезиса, исключив введение и разделение. Иногда большая посылка высказывается без доказательств как мысль известная, которую никто не станет оспаривать. Но полная речь всегда содержит в себе все названные композиционные части.

Затем следует предложение. Основное утверждение оратора просто для восприятия и потому оратор, стремящийся показать свое уважение к слушателям и тем самым вызвать  с их стороны такие же ответные чувства, соединяет его с разделением. Таким приемом оратор подчеркивает свое стремление не отнимать у слушателей лишнего времени.

Разделение –  это основной тезис оратора, конкретная цель его выступления, которая в  этой части речи делится на составляющие части и излагается как одно или  несколько утверждений. После того как оратор докажет эти утверждения, его речь считается законченной, и он должен перейти к заключению. Части этих утверждений (если эти  утверждения являются сложными суждениями) определяют и указывают порядок  изложения и доказательства.

Простой категорический силлогизм, с помощью которого доказывается утверждение (р) – умозаключение, определяющее то, как будут строиться все  части данной речи. Меньшая его  посылка – основа повествования, а большая является отправной  точкой для доводов.

Закончив с патетической частью, оратор переходит к заключению. Здесь он кратко повторяет доводы, доказывавшиеся в речи. Обращает на себя внимание последний аргумент заключения. Античные ораторы полагали, что он должен быть сильнейшим и должен воздействовать не только на разум, но и на чувства  слушателей. Поэтому Цицерон берет  его из патетической части речи.

 

  

2.Предложение и разделение  как составные части судебной  речи.

 

Предложение (теза) представляет собой тщательно сформулированное применительно к обстановке, строению, конкретной композиции произведения главную мысль - тему (см. раздел Изобретение).

В отличие от этой главной  мысли, само наименование - предложение - подразумевает решение, которое предлагается на рассмотрение аудитории. Предложение остается главной мыслью, которая развертывается в текст высказывания, обосновывается и воспроизводится во всех его частях. Предложение обычно находится в начале высказывания: либо непосредственно после вступления, либо после разделения предмета, либо после изложения (как в речи святителя Филарета), либо даже после опровержения, особенно когда опровержение помещается в начале речи. Иногда предложение помещается в конце речи, статьи или книги и совпадает с выводом.

Разделение представляет собой перечисление и наименование в последовательном порядке составляющих содержания всего произведения или его части: видов родового понятия, частей целого, свойств или признаков, последовательности событий, аспектов проблемы.

Состав и последовательность частей разделения поэтому организуют весь текст или его часть. Но значение разделения не сводится к его непосредственному использованию в тексте: разделение является важнейшим инструментом расположения как такового, и работа над расположением начинается с построения разделения, поскольку композиционные части речи в своем составе, соотношении и порядке следования должны быть ясно и отчетливо поняты самим ритором.

В хорошо построенном произведении разделение, даже если оно не представлено в явном виде, заметно по последовательности и четкости композиции.

Разделение как часть  высказывания рекомендуется лишь в  тех случаях, когда создаваемое  произведение пространно, содержательно сложно или если автору нужно особо выделить составные части содержания. Так, полезно строить разделение в лекции, в учебнике, в полемической статье, в судебной речи, в докладе, в послании и т. п.

Существуют три основных вида разделения: (1) предмета речи, то есть понятия, лежащего в основании предложения; (2) содержания произведения, то есть тех вопросов, которые излагаются в нем; (3) полемической позиции, то есть предмета полемики.

Разделение предмета речи основано на делении понятия и подчиняется соответствующим логическим правилам.

 

Введение, или вступление – необходимость  этой части диктуется соображениями  здравого смысла. Действительно, прежде чем начать что-то объяснять или  доказывать, необходимо сказать, почему мы начинаем говорить, привлечь к себе внимание слушателей, заинтересовать тем, что будет произнесено. Если оратор уверен в благосклонности  и внимании слушателей, он может  обойтись и без этой части речи. Назначение введения в том, чтобы  привлечь внимание слушателей и расположить  их в свою пользу. Если же вам известно, что слушатели имеют предубеждение  против того, что вы собираетесь  сказать, то именно в этой части речи оратор должен постараться рассеять такое предубеждение, иначе все, что он скажет потом, не будет услышано или истолкуется совсем не так, как  хотел оратор.

Информация о работе Контрольная работа по "Риторике"