Этика публичных отношений и речевой этикет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и различного рода официальных мероприятиях, приемах, церемониях, переговорах.
Итак, этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….3
1 Этапы публичного выступления………...………………………….6
1.1 Докоммуникативная фаза……………………………………6
1.2 Коммуникативная фаза………………………………………9
2. Структура выступления…………….……………………………..10
2.1 вступление……………………………………………...……10
2.2 основная часть……………………………………...……….10
2.3 заключение………………………………………………….11
2.4 способ выступления………………………………………...11
2.5 уловки оратора……………………………..………………..12
2.6 язык жестов и поз……………………………..…………….14
2.7 имидж оратора………………………………………………15
3. речевой этикет………………………………………………….…16
3.1 границы явления речевого этикета………………….……..16
3.2 Речевой этикет и речевая ситуация………………………18
3.3 Этикетные требования к интонационному оформлению высказывания…………………….…………………………….20
Заключение……………………………………………………………21
Список используемой литературы……………………………..……

Файлы: 1 файл

риторика.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………….3

1 Этапы публичного выступления………...………………………….6

1.1 Докоммуникативная фаза……………………………………6

1.2 Коммуникативная фаза………………………………………9

2. Структура выступления…………….……………………………..10

2.1 вступление……………………………………………...……10

2.2 основная часть……………………………………...……….10

2.3 заключение………………………………………………….11

2.4 способ выступления………………………………………...11

2.5 уловки оратора……………………………..………………..12

2.6 язык жестов и поз……………………………..…………….14

2.7 имидж оратора………………………………………………15

3. речевой этикет………………………………………………….…16

3.1 границы явления речевого этикета………………….……..16

3.2 Речевой этикет и речевая ситуация………………………18

3.3 Этикетные требования к интонационному оформлению                 высказывания…………………….…………………………….20

Заключение……………………………………………………………21

Список используемой литературы……………………………..……22 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного  по времени процесса становления  взаимоотношений между людьми. Без  соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости  и вежливости, принятые в обществе. Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности  до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Различают несколько  видов этикета, основными из которых  являются:

  • придворный этикет - строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;
  • дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;
  • воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;
  • общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета  в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в  том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

По мере изменений  условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств.

Поведение, недопустимое в одном месте и при одних  обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Нормы этикета, в отличие  от норм морали являются условными, они  носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и  различного рода официальных  мероприятиях,  приемах, церемониях, переговорах.

Итак, этикет - очень большая  и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

 В вопросах общегражданского  этикета не малое место занимает  этикет делового общения, а  в частности – этика приема  посетителей и подчиненных и  беседа с ними. Деловая этика  составляет не только репутацию  самого руководителя, но и репутацию фирмы в глазах деловых партнеров и потенциальных клиентов. К вопросам этики приема посети непосредственное отношение, имеет вопрос внешнего облика “хозяина” и его кабинета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    

 

1 Этапы публичного выступления

1.1  Докоммуникативная фаза

 

В докоммуникативной  фазе различают два начальных  этапа:

  • определение темы и цели выступления;
  • оценка аудитории и обстановки.

Работа на этих этапах носит характер учета и оценки объективных данных: тема и цель выступления обычно задаются программой, расписанием и т.п. Состояние аудитории и обстановка также не выбираются выступающим.

      1. Определение темы и цели выступления

Тему выступления следует  тщательно выбирать. Если есть возможность, то нужно остановиться на том, что хорошо знакомо и интересно лично выступающему. Тогда это, возможно, будет интересно и значимо для других.Затем, нужно попробовать сузить темы выступления, чтобы она представляла наибольший интерес. Необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что-либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагать новую версию.

Не надо пытаться «втиснуть» слишком много материала в  ограниченное время. Еще Шекспир  сказал: «Где мало слов, там вес они  имеют».

Если есть возможность, то необходимо подумать над будущей речью несколько дней. За это время появится множество новых идей. Стержневая идея – это основной тезис, который необходимо ясно сформулировать с самого начала. Знание цели усиливает внимание. В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Например, доклады на научно-технические темы могут произноситься с сердитой, упрекающей интонацией, смысл которой состоим в не произносимых, но подразумеваемых выражениях типа «Если вы не сделаете этого, то пожалеете», или «Не могу понять, почему вы не делаете то-то и то-то». Подобный слегка раздраженный тон позволяет докладчику эффективнее донести свою идею до слушателей.

Возможные интонационные  окраски выступлений следующие:

  • мажорная;
  • беспечная или юмористическая;
  • шутливая;
  • сердитая или упрекающая;
  • мрачная;
  • торжественная;
  • предостерегающая;
  • просительная.

Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем  говорить (средства достижения цели).

Требования к основному  тезису выступления:

  • фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
  • суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
  • мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

После подготовки плана  выступления полезно проконтролировать  себя вопросами:

  • Вызывает ли мое выступление интерес?
  • Достаточно ли я знаю по данному вопросу и имеется ли у меня достаточно данных?
  • Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?
  • Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?

           2. Оценка аудитории и обстановки

Спросите себя: «Кто мои  слушатели?». Если ответ затруднителен, то лучше представить себе группу из двух-трех человек, к которым обращено выступление и готовить речь для них. Обязательно нужно принять во внимание следующие характеристики аудитории:

  • возраст;
  • уровень образования;
  • профессия;
  • цель прихода людей на выступление;
  • уровень заинтересованности в теме;
  • уровень осведомленности в данном вопросе;

Желательно заранее  поговорить с некоторыми людьми из предполагаемой публики, чтобы лучше  узнать аудиторию.

Место выступления –  очень важный фактор успешного выступления. Для того, чтобы чуствовать себя уверенно, нужно заранее придти в зал и освоиться. Если предполагается использование микрофона, то его необходимо отрегулировать.

                           3. Кодирование

Оценка темы, цели и  аудитории является основой и  фоном следующего этапа докоммуникативной  фазы – «кодирования», т.е. создания сообщения на данную тему, с заданной целью, для данной аудитории и в соответствии с конкретной обстановкой. Этот этап включает:

  • подбор материалов;
  • композиционно-логическое оформление речи;
  • использование фактологического материала;
  • работу над языком и стилем выступления.
        1. Фактологический материал

Цифровые данные, для  облегчения восприятия лучше демонстрировать  посредством таблиц и графиков, а  не злоупотреблять их зачитыванием.

Лучше всего, когда в  устном выступлении количество цифрового  материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.

Докоммуникативная фаза обязательно должна завершаться  репетицией выступления. Потренироваться  можно перед близкими или друзьями, можно использовать средства аудиозаписи и видеозаписи, чтобы проконтролировать хронометраж, качество выступления – одним словом, посмотреть на себя со стороны.

Подготовка по существу вопросов:

  • анализ проблемы, ситуации
  • формирование целей, задач, общего подхода к выступлению и собственной позиции
  • подготовка речи и аргументации выводов
  • подбор необходимых документов и материалов
  • Учитывать возрастной и половой факторы.

                     1.2 Коммуникативная фаза

 

Коммуникативная фаза –  это произнесение речи, ответы на вопросы слушателей, ведение дискуссии и т.д.Оратору, стремящемуся к достижению успеха, конструктивного результата, необходимо тщательно подготовить выступление. Такую подготовку можно представить в виде следующих составных частей:

подготовка

манеры поведения

учитывать сложившиеся  ритуалы и субординацию

                                          2 Структура выступления

                                   2.1     Вступление

 

Выступление должно состоять из трех частей:

  1. Вступление.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.

Примерное распределение  времени:

  • вступление – 10-15%;
  • основная часть – 60-65%;
  • заключение – 20-30%.

Вступление – важная часть, так как более всего  запоминается слушателям, поэтому должно быть тщательно продуманным. Оно  включает: объясление цели, название доклада и расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. «Засиживаться» на вступлении не стоим – оно должно быть кратким.

При подготовке вступления следует выбрать тему, которая  имеет целью вызвать интерес публики.

                               2.2 Основная часть

  

Основная часть –  всестороннее обоснование главного тезиса. Некоторые варианты системного построения аргументации:

  • проблемное изложение (выявление и анализ противоречий, путей их разрешения);
  • хронологическое изложение;
  • изложение от причин к следствиям (от частного к общему);
  • индуктивное изложение (от общего к частному).

   Рассматриваются различные аспекты, способствующие лучшему осмыслению слушателями идеи. При этом очень важно не перерасходовать время, обязательно оставив его для заключения.

План развития основной части должен быть ясным. Предмет  выступления должен раскрываться конкретно  и стройно. Должно быть подобрано  как можно больше фактологических  материалов и необходимых примеров.

Информация о работе Этика публичных отношений и речевой этикет