Этика публичных отношений и речевой этикет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и различного рода официальных мероприятиях, приемах, церемониях, переговорах.
Итак, этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….3
1 Этапы публичного выступления………...………………………….6
1.1 Докоммуникативная фаза……………………………………6
1.2 Коммуникативная фаза………………………………………9
2. Структура выступления…………….……………………………..10
2.1 вступление……………………………………………...……10
2.2 основная часть……………………………………...……….10
2.3 заключение………………………………………………….11
2.4 способ выступления………………………………………...11
2.5 уловки оратора……………………………..………………..12
2.6 язык жестов и поз……………………………..…………….14
2.7 имидж оратора………………………………………………15
3. речевой этикет………………………………………………….…16
3.1 границы явления речевого этикета………………….……..16
3.2 Речевой этикет и речевая ситуация………………………18
3.3 Этикетные требования к интонационному оформлению высказывания…………………….…………………………….20
Заключение……………………………………………………………21
Список используемой литературы……………………………..……

Файлы: 1 файл

риторика.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

                                 2.3 Заключение

    

 Заключение – формулирование выводов, которые следуют из главной цели и основной идеи выступления.Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом.В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением, подводящим итог выступлению.

2.4 Способ выступления

 

Необходимо избрать  способ выступления – заглядывая в конспект или избегая чтения текста. Использование конспекта  очень действенно, так как речь звучит естественно, слова приходят сами собой. Чтение же заранее написанного  текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.

2.5 Уловки оратора

 

Следует, однако, не забывать, что никакие навыки и умения сами по себе не принесут успеха выступающему, если его разговор с аудиторией не будет проникнут глубокой идейностью и убежденностью в то, о чем говорится.

Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика в сердцах слушателей, какой бы интересно и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление затронет аудиторию, если оратор говорит о накипевшем на душе, если аудитория поверит в искренность выступающего. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой. Обратим внимание на некоторые часто встречающиеся…

1) фразы                               

Установлено, что коротки  фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую боле тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотом. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.

2) паузы

Паузы – очень важный элемент выступления. Известно, что  слова звучат убедительнее после  мини-пауз. Пауза в устной речи выполняет  ту же роль, что знаки препинания на письме. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд (!).

3)Обращение к аудитории

Известно, что обращение  к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобные уловки. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.

4) комплимент

Другой элемент речевого этикета – комплимент. По своей сути комплимент содержит в себе психологический  механизм внушения. Особенно эффективен комплимент на фоне антикомплимента себе самому. Стиль комплимента слушателям зависит от ситуации, предыдушего контекста речи и специфики взаимоотношений выступающего и аудитории.

5) реакция аудитории

Во время выступления  дóлжно постоянно контролировать реакцию  слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют  оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.

 

 

 

6) представление.

В начале выступления  необходимо представиться. Представление  может осуществляться без посредника или при помощи посредника. В официальной обстановке может быть такое начало:

  • Позвольте представиться!

В этой форму оттенок  официальности выражен очень  ярко. Возможны и другие формы представления  – менее официальные:

  • Разрешите представиться!

Говорящий как бы просит предварительное разрешение вступить в контакт, назвать себя. Далее, выступающий называет свою фамилию, имя и отчество в именительном падеже, а также (при необходимости) место работы, должность и профессию.

 

7) прощание

 Для делового общения  характерны стилистически нейтральные стереотипы прощания:

  • До свидания!
  • Позвольте (разрешите) попрощаться…

Нужно иметь ввиду, что  во многих случаях перед прощанием  желательно поблагодарить собравшуюся  публику.

Еще одна особенность  употребления речевых формул приветствия и прощания состоит в их сочетании с невербальными средствами (жест, улыбка), выражающими внимание, доброжелательность, готовность к контакту.

2.6 Язык жестов и поз

 

Не стоит прятаться  за трибуной, не стоит бояться передвигаться  по сцене. Стоять нужно прями и перенести центр тяжести с пяток на носки. С отдельными слушателями можно наладить зрительный контакт. Выступление не должно быть монотонным, поэтому следует менять тембр голоса, подчеркивая новые и важные мысли.

Очень важно контролировать скорость речи: при быстрой речи аудитория не воспринимает всего материала, а при медленной – люди отвлекаются.

2.7 Имидж оратора

 

Власть оратора над  аудиторией зависит не только от его  силы, ума и воли, но и от производимого  им впечатления и его привлекательности. Создание позитивного образа играет значительную роль в достижении успеха. Случается, что одна неподходящая деталь или несочетающиеся цвета могут разрушить весь тщательно продуманный костюм.  Одежда может испортить все выступление, если голова будет занята не выступлением, а тем, что пуговица на пиджаке болтается и ниточке и вот-вот упадет.

Роль одежды в деловом  общении очень значительна, поскольку  она несет многомерную информацию о своем обладателе:

  • о его финансовых возможностях;
  • об эстетическом вкусе;
  • о принадлежности к определенной социальной группе, профессии;
  • об отношении к окружающим людям.

Одежда влияет на успех  или неуспех. Психологическая основа этого – «эффект ореола». В зависимости от ситуации, деловой костюм может быть в достаточно свободных комбинациях (например, водолазка вместо сорочки), но увлекаться этим не стоит. Не стоит и слепо следовать новинкам моды. Если фигура мужчины не подходит по описание «высокий и стройный», то двубортный костюм из гардероба лучше исключить – он еще больше «укоротит» фигуру, а полных превратит в «колобков».

А чем отличается костюм деловой женщины? Для деловой  женщины нет мелочей. Все –  от прически до обуви - тщательно продумано. Есть несложные правила создания имиджа преуспевающей женщины. При  подборе одежды важно:

  • Умение подбирать одежду. Следует избегать кричащих нарядов, обтягивающих силуэтов, изделий  из прозрачных материалов, толстых свитеров, декольте и мини-юбок.
  • Умение ее носить.
  • умение пользоваться разнообразными аксессуарами. Чем меньше украшений, тем лучше. Если деловая женщина надевает украшение, то оно должно быть функционально, или целенаправленно. Самое необходимое украшение для деловой женщины – это обручальное кольцо. Оно говорит о том, что вы заняты делом и ничем другим.

 

3.Речевой этикет

3.1 Границы явления речевого этикета

 В широком смысле слова речевой этикет характеризует практически любой успешный акт коммуникации. Поэтому речевой этикет связан с так называемыми постулатами речевого общения, которые делают возможным и успешным взаимодействие участников коммуникации. Это постулаты, сформулированные Г.П.Грайсом (1975), которые выводятся из лежащего в основе всякого общения принципа кооперации. К постулатам речевого общения относятся: постулаты качества (сообщение не должно быть ложным или не имеющим под собой должных оснований), количества (сообщение не должно быть ни слишком кратким, ни слишком пространным), отношения (сообщение должно быть релевантным для адресата) и способа (сообщение должно быть ясным, четким, не содержать непонятных для адресата слов и выражений и т.д.).

 Нарушение одного  или нескольких из этих постулатов  в той или иной степени влечет  за собой коммуникативную неудачу.  Другие важные требования –  например, постулаты вежливости (всякое  сообщение должно быть вежливым, тактичным и т.д.) – не включаются Грайсом в число основополагающих, поскольку задачей сообщения считается эффективная передача информации. Показательно, что даже при столь утилитарной постановке задачи приходится рассматривать требования речевого этикета как необходимые условия успешной коммуникации. Тем более эти требования значимы для сообщений, которые имеют другие функции: налаживания межличностных контактов, привлечения слушателей на свою сторону и т.д. В этих случаях постулаты вежливости неизбежно выступают на передний план. Другие же, например постулаты отношения, оттесняются на периферию. Так, во многих учебниках по рекламе рекомендуется воздерживаться не только от любых высказываний, оскорбляющих или задевающих адресата, но и от высказываний, которые могли бы вызвать у него нежелательные ассоциации. Например, слоган Наше пиво – пиво, от которого не толстеют был признан неудачным, поскольку напоминает о самом факте, что от пива толстеют. Таким образом, требования релевантности и правдивости оказываются в данном случае второстепенными.

К сфере речевого этикета  относятся, в частности, принятые в  данной культуре способы выражения  сочувствия, жалобы, вины, горя и т.д. Так, например, в одних культурах  принято жаловаться на трудности  и проблемы, в других – не принято. В одних культурах рассказ о своих успехах является допустимым, в других – вовсе нет. Сюда же могут относиться и конкретные предписания речевого этикета – что может служить предметом разговора, что нет, и в какой ситуации.

Речевой этикет в узком  смысле слова может быть охарактеризован как система языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. Элементы этой системы могут реализовываться на разных языковых уровнях:

На уровне лексики  и фразеологии: специальные слова  и устойчивые выражения (Спасибо, Пожалуйста, Прошу прощения, Извините, До свиданья и т.п.), а также специализированные формы обращения (Господин, Товарищ и т.п.).

  На грамматическом уровне: использование для вежливого обращения множественного числа (в том числе местоимения Вы); использование вопросительных предложений вместо повелительных (Вы не скажете, который час? Не могли бы Вы немного подвинуться? и т.п.).

  На стилистическом уровне: требование грамотной, культурной речи; отказ от употребления слов, прямо называющих непристойные и шокирующие объекты и явления, использование вместо этих слов эвфемизмов.

  На интонационном уровне: использование вежливой интонации (например, фраза Будьте любезны, закройте дверь может звучать с разной интонацией в зависимости от того, предполагается в ней вежливая просьба или бесцеремонное требование). На уровне орфоэпии: использование Здравствуйте вместо Здрасте, Пожалуйста вместо Пожалста и пр. На организационно-коммуникативном уровне: запрет перебивать собеседника, вмешиваться в чужой разговор и т.д.

3.2 Речевой этикет и речевая ситуация

 Речевой этикет так или иначе привязывается к ситуации речевого общения и ее параметрам: личностям собеседников, теме, месту, времени, мотиву и цели общения. Прежде всего, он представляет собой комплекс языковых явлений, ориентированных на адресата, хотя личность говорящего (или пишущего) также учитывается. Это может быть наилучшим образом продемонстрировано на употреблении Ты- и Вы-форм в общении. Общий принцип состоит в том, что Вы-формы употребляются как знак уважения и большей формальности общения; Ты-формы, напротив, соответствуют неформальному общению между равными. Однако реализация этого принципа может представать в различных вариантах в зависимости от того, как участники речевого общения соотносятся по возрастной и/или служебной иерархии, находятся ли они в родственных или дружеских отношениях; от возраста и социального положения каждого из них и т.д.

Речевой этикет обнаруживает себя по-разному также в зависимости  от темы, места, времени, мотива и цели общения. Так, например, правила речевого общения могут различаться в зависимости от того, являются темой общения печальные или радостные для участников общения события; существуют специфические этикетные правила, связанные с местом общения (застолье, присутственное место, производственное совещание) и т.д.

Информация о работе Этика публичных отношений и речевой этикет