Речевой этикет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

"Словарь по этике" определяет это понятие так: "Этикет (французское etiquette - ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)". Слово "этикет" пришло к нам из Франции, из королевского двора Людовика ХIV. А этикетками называли маленькие бумажные планшетки, выдававшиеся тем, кто хотел предстать перед королём. На них было написано то, как должен человек обращаться к королю, какие движения должен делать, какие слова говорить.

Файлы: 1 файл

русский1.1.docx

— 30.26 Кб (Скачать файл)

Введение

"Словарь по этике"  определяет это понятие так: "Этикет (французское etiquette - ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)". Слово "этикет" пришло к нам из Франции, из королевского двора Людовика ХIV. А этикетками называли маленькие бумажные планшетки, выдававшиеся тем, кто хотел предстать перед королём. На них было написано то, как должен человек обращаться к королю, какие движения должен делать, какие слова говорить.

Этикет - лишь одно из многочисленных средств общения, используемых людьми. Сравнение его с главным средством человеческого общения - языком - позволяет лучше разобраться не только в этикете, но и в самом языке.

Правила и нормы речевого этикета в начале общения: обращение, приветствие.

Обращение - один из важнейших и необходимых компонентов речевого этикета. Обращение используется на любом этапе общения, на всём его протяжении, служит его неотъемлемой частью. В то же время норма употребления обращения и его форма окончательно не установлены, вызывают разногласия, являются больным местом русского речевого этикета.

Все формулы вежливости - это самостоятельные специальные  этикетные средства. Самостоятельные потому, что каждая формула образует целое этикетное высказывание. Специальные, так как служат эти средства в первую очередь этикетным целям.

 

 

1. Русский речевой  этикет

1.1 История возникновения  речевого этикета

 

Возникновение этикета как  такового и речевого этикета в  частности прочно связывается с  развитием государства как основной регулирующей и управляющей системы  общества. Государство, подразумевающее  по своей природе иерархическое  строение власти и институтов власти, различные формы социальной стратификации, различные формы подчинения, нуждается  в нормах и правилах поведения, которые  бы на практике служили для распознавания  различных социальных групп, слоёв, институтов.

"Словарь по этике"  определяет это понятие так: "Этикет (французское etiquette - ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)". Слово "этикет" пришло к нам из Франции, из королевского двора Людовика ХIV. А этикетками называли маленькие бумажные планшетки, выдававшиеся тем, кто хотел предстать перед королём. На них было написано то, как должен человек обращаться к королю, какие движения должен делать, какие слова говорить.

 

1.2 Основа речевого  этикета

 

Речевой этикет представляет собой широкую область стереотипов общения.В процессе воспитания, социализации человек, становясь личностью и все более совершенно овладевая языком, познает и этические нормы взаимоотношений с окружающими, в том числе и речевых взаимоотношений, иначе говоря, овладевает культурой общения. Но для этого надо ориентироваться в ситуации общения, в ролевых признаках партнера, соответствовать собственным социальным признакам и удовлетворять ожидания других людей, стремиться к "образцу", сложившемуся в сознании носителей языка, действовать по правилам коммуникативных ролей говорящего или слушающего, строить текст в соответствии со стилистическими нормами, владеть устными и письменными формами общения.

В каждом обществе этикет постепенно развивался как система правил поведения, система разрешений и запретов, организующих в целом морально-нравственные нормы: оберегай младших, уважай старших, будь добрым к окружающим, не обижай, не оскорбляй  зависящих от тебя, будь трудолюбивым.

Этикетных знаков великое  множество в каждом сообществе. Они  бывают общенациональными, бывают знаками  социальной среды, или социальной группы, или узкого круга - и при этом всегда несут важную информацию: свой - чужой (не принадлежащий к среде, кругу), вышестоящий - нижестоящий, далекий - близкий, знакомый - незнакомый, желанный - нежеланный.

Л.А. Введенская в своей  книге "Русский язык и культура речи" даёт такое определение  речевому этикету: "Под речевым  этикетом понимаются разработанные  правила речевого поведения, система  речевых формул общения.

Степень владения речевым  этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Это, прежде всего, относится к государственным  служащим, политикам, педагогам, юристам, журналистам. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение.

 

1.3 Факторы формирования  речевого этикета

 

1. Речевой этикет строится  с учётом особенностей партнёров,  вступающих в деловые отношения,  ведущих деловой разговор: социального  статуса субъекта и адресата  общения, их места в служебной  иерархии, их профессии, национальности, возраста, пола, характера.

2. Речевой этикет определяется  ситуацией, в которой происходит  общение. Это могут быть презентация,  конференция, совещание, консультация, юбилей или другой праздник.

 

2. Правила и  нормы речевого этикета

2.1 Приветствие  и обращение

 

Правила и нормы речевого этикета в начале общения: обращение, приветствие.

Приветствие: Если адресат  незнаком субъекту речи, то общение  начинается со знакомства. При этом может происходить непосредственно  и опосредованно. По правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться. Однако бывают случаи, когда это сделать необходимо. Этикет предписывает следующие формулы:

- Разрешите с Вами познакомиться.

- Я хотел бы с Вами  познакомиться

- Давайте познакомимся

 

При посещении учреждения, офиса, конторы, когда предстоит  разговор с чиновником и необходимо ему представиться, используются формулы:

- Позвольте (разрешите)  представиться

- Моя фамилия Иванов.

- Дмитрий Алексеевич

Официальные и неофициальные  встречи знакомых, а иногда и незнакомых людей начинаются с приветствия. В русском языке основное приветствие - здравствуйте. Оно восходит к старославянскому глаголу здравствовать, что означает "быть здравым", т.е. здоровым. Наряду с этой формой распространено приветствие, указывающее на время встречи: Доброе утро, Добрый день, добрый вечер. Помимо общеупотребимых приветствий существуют приветствия, которые подчёркивают радость от встречи, уважительное отношение, желание общения: Очень рад Вас  видеть!; Добро пожаловать!

Обращение - один из важнейших  и необходимых компонентов речевого этикета. Обращение используется на любом этапе общения, на всём его  протяжении, служит его неотъемлемой частью. В то же время норма употребления обращения и его форма окончательно не установлены, вызывают разногласия, являются больным местом русского речевого этикета.

После приветствия обычно завязывается деловой разговор. Речевой  этикет предусматривает несколько  зачинов, которые обусловлены ситуацией. Наиболее типичны 3 ситуации: торжественная, рабочая, скорбная. К первой относятся  государственные праздники, юбилеи предприятия и сотрудников, получение  наград, дни рождения, именины, знаменательные даты семьи или её членов, презентация, заключение договора, создание новой  организации.

По любому торжественному поводу, знаменательному событию  следуют приглашения и поздравления. В зависимости от обстановки (официальной, полуофициальной, неофициальной) пригласительные  и поздравительные клише меняются.

Приглашение: Позвольте (разрешите) пригласить Вас., Приходите на праздник (юбилей, встречу..), будем рады Вас видеть.

Как и во всех других ситуациях  межличностного общения поздравления должны быть предельно корректными.

В повседневной деловой обстановке (деловая, рабочая ситуация) также  используются формулы речевого этикета. Например, при подведении итогов работы, при определении результатов  распродажи товаров возникает необходимость  кого-то поблагодарить или, наоборот, сделать замечание. На любой работе, в любой организации у кого-то может появиться необходимость  дать совет, высказать предложение, обратиться с просьбой, выразить согласие, разрешить, запретить, отказать кому-то.

 

2.2 Правила и  нормы речевого этикета в конце  общения: прощание, резюмирование  и комплименты

 

Когда разговор заканчивается, собеседники используют формулы  расставания, прекращения общения. Они выражают пожелание (Всего Вам  доброго (хорошего)! До свидания!); надежду  на новую встречу (До вечера (завтра, субботы); Надеюсь, мы расстаёмся ненадолго.

Кроме обыкновенных форм прощаний существует давно устоявшийся ритуал комплимента. Тактично и вовремя  сказанный комплимент, он поднимает  настроение у адресата, настраивает  на положительное отношение к оппоненту. Комплимент говорится в начале разговора, при встрече, знакомстве или во время беседы, при расставании. Комплимент всегда приятен.

Комплимент относится  к внешнему виду, свидетельствует  об отличных профессиональных способностях адресата, его высокой нравственности, даёт общую положительную оценку

- Вы хорошо (отлично, прекрасно)  выглядите.

- Вы (так) обаятельны (умны, находчивы).

- Вы хороший (отличный, прекрасный) специалист.

- С Вами приятно (отлично,  хорошо) иметь дело (работать).

- Приятно было познакомиться!

Этикетная информация важна  в начале общения, в момент организации  коллектива, когда устанавливается  его структура, определяются типы отношений  между его членами. Но она необходима и в последующем общении. Поток  этикетной информации практически  непрерывен. Человек не может действовать  в обществе, не имея постоянных сведений о том, совпадают ли его представления  о распределении ролей между  членами коллектива с соответствующими представлениями других участников общения. Как шофер, ведущий машину по оживленным улицам города, должен одновременно следить за состоянием дороги и светофорами, за действиями пешеходов, положением и сигналами других машин, за показаниями непрерывно работающих приборов панели управления и одновременно должен сам сигнализировать о предстоящих маневрах, так как каждый член коллектива в процессе общения должен одновременно получать и передавать разнообразнейшую информацию. Параллельно другим ее видам идет информация о структуре коллектива.

2.3. Национальная специфика речевого этикета

 

Речевой этикет имеет национальную специфику.

В речевом этикете практически  всех народов можно выделить общие  черты; так, практически у всех народов  существуют устойчивые формулы приветствия  и прощания, формы уважительного  обращения к старшим и пр. Однако реализуются эти черты в каждой культуре по-своему. Как правило, наиболее развернутая система требований существует в традиционных культурах.

С другой стороны, речевой  этикет остается важной частью национального  языка и культуры. Невозможно говорить о высоком уровне владения иностранным  языком, если это владение не включает в себя знание правил речевого общения  и умение применять эти правила  на практике. Особенно важно иметь  представление о расхождениях в  национальных речевых этикетах. Например, в каждом языке существует своя, формировавшаяся веками система  обращений. При буквальном переводе смысл этих обращений подчас искажается; так, английское Dear используется в официальных обращениях, тогда как соответствующее ему русское Дорогой употребляется, как правило, в менее формальных ситуациях. Или другой пример - во многих культурах Запада на вопрос Как дела? следует отвечать: Хорошо. Ответ Плохо или Не очень считается неприличным: собеседнику не следует навязывать свои проблемы. В России на тот же вопрос принято отвечать нейтрально, скорее с негативным оттенком: Ничего; Помаленьку.

Даже отказываясь от второй чашки чая, гость вместо «нет, спасибо» употребляет выражение, дословно обозначающее «мне уже и так прекрасно».

 

2.4 Особенности речевого этикета при дистанционном общении, общении посредством телефона

 

Научно-технический прогресс ввёл в этикет новую культуру общения - общение по средствам телефона. Своеобразие телефонного разговора  в этой системе состоит в следующем:

1. Телефонный разговор  не является средством массовой  коммуникации

2. Это форма общения  с обратной связью, что сближает  его непосредственной формой  устного речевого общения

3. Телефонный разговор  характеризуется неподготовленностью,  спонтанным протеканием в отличие  от большинства других видов  речевого общения, осуществляемых  с помощью технических средств.

4. Телефонный разговор - это  форма диалогической речи.

5. Этикет телефонного  разговора требует краткости  протекания во времени, что  вызвано следующими причинами:  невозможность беседы сразу со  многими абонентами, неожиданно  и незапланированного нарушается  распорядок дня адресата звонка, телефон предназначен для решения  срочных вопросов, время телефонного  разговор оплачивается.

Информация о работе Речевой этикет