Экспорт услуг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:39, доклад

Описание работы

Урегулирование длительной и многоаспектной конфликтной ситуации на Ближнем Востоке – сложный процесс, в котором с разной степенью активности принимают участие как региональные, так и внерегиональные государства. Заметную роль в этом процессе играют и государства–члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Они заинтересованы в его продвижении вперед и достижении регионального мира и стабильности, так как их собственная безопасность тесным образом связана с безопасностью всего ближневосточного региона. Положение, занимаемое государствами–членами ССАГПЗ в мировой экономике как поставщиков углеводородного сырья и крупных инвесторов капиталов, делает их особенно уязвимыми перед угрозой нарушения региональной стабильности.

Файлы: 1 файл

рег асп.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Урегулирование  длительной и многоаспектной конфликтной  ситуации на Ближнем Востоке –  сложный процесс, в котором с  разной степенью активности принимают  участие как региональные, так  и внерегиональные государства. Заметную роль в этом процессе играют и государства–члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Они заинтересованы в его продвижении вперед и достижении регионального мира и стабильности, так как их собственная безопасность тесным образом связана с безопасностью всего ближневосточного региона. Положение, занимаемое государствами–членами ССАГПЗ в мировой экономике как поставщиков углеводородного сырья и крупных инвесторов капиталов, делает их особенно уязвимыми перед угрозой нарушения региональной стабильности. Обострение ситуации на Ближнем Востоке оказывает негативное влияние на их экономическое развитие, способствуя дестабилизации рынка нефти и газа, а также рынка капиталов и снижению деловой активности внутри этих стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ССАГПЗ

1.1 Цель создания

 В заключительном коммюнике первого совещания в верхах шести арабских государств Персидского залива – Бахрейна, Катара, Кувейта, ОАЭ, Омана и Саудовской Аравии, проходившего в столице САЭ Абу–Даби в мае 1981 г. и где было объявлено о создании ССАГПЗ, указывалось, что "обеспечение безопасности в Заливе связано с достижением мира на Ближнем Востоке". В этом же документе подтверждалась "необходимость решения палестинской проблемы на основе принципа справедливости, обеспечивающего законные права народа Палестины, в том числе и его право на возвращение на родину и создание независимого государства", а также содержалось требование "вывода израильских войск со всех оккупированных территорий, в первую очередь из священного Иерусалима".[3]

Задача достижения ближневосточного урегулирования и акцент, поставленный в первом документе ССАГПЗ на палестинской проблеме как главной составляющей арабо–израильского конфликта, не были случайны. Вновь созданная региональная организация нуждалась в признании со стороны арабского мира, что делало необходимым для создавших эту организацию государств определить свое отношение к главной проблеме, консолидирующей арабские страны.[6]

В этой связи  ССАГПЗ определял себя как неотъемлемую часть арабского мира. В его  документах подчеркивалось, что создание этой организации ни коим образом не противоречит Акту Лиги арабских государств (ЛАГ), в котором содержится призыв к сближению арабских стран и расширению связей между ними, к координации их действий и углублению сотрудничества в интересах сохранения их независимости и суверенитета. Главы государств–членов ССАГПЗ неоднократно подтверждали свои обязательства о выполнении ими устава ЛАГ и всех ее решений, принимаемых на совещаниях арабских государств. Однако ССАГПЗ не предполагал расширять число своих членов за счет подключения к его деятельности других арабских государств, поэтому повышенное внимание к решению ближневосточного конфликта было необходимо для легитимизации самого существования этой региональной организации, носящей закрытый характер.

Существенно и  то, что в документах ССАГПЗ подчеркивается необходимость освобождения всех оккупированных территорий и, в первую очередь, "священного Иерусалима".[2] Для ССАГПЗ, лидером которого является Саудовская Аравия, что принципиально важно, так как соответствует той роли, которую Саудовская Аравия играет в мусульманском мире. Саудовская Аравия как хранительница мусульманских святынь была призвана отстаивать возвращение Восточного Иерусалима с его почитаемыми всеми мусульманами святыми местами.

1.2 Направления  политики

ССАГПЗ возник в период осложнения отношений между  Ираном и арабскими странами, вызванного ирано–иракской войной. Особая роль в  мусульманском мире, на которую Иран начал претендовать после свершения  там "исламской революции", заставляла государства ССАГПЗ искать пути упрочения собственного положения среди мусульманских государств, акцентируя значимость защиты попранных израильтянами прав мусульманских народов. В этой связи, выдвижение на передний план проблемы Восточного Иерусалима было одним из эффективных способов завоевания странами ССАГПЗ поддержки мусульманских государств.[4]

В первые годы существования  ССАГПЗ в его заявлениях по Ближнему Востоку содержалась особенно резкая критика в адрес Израиля в  связи с "его агрессивными действами, направленными против арабской нации". Лидерам ССАГПЗ было необходимо дистанцироваться от политики западных держав, и прежде всего США, проводивших политику поддержки Израиля. Они стремились опровергнуть обвинения в прозападной ориентации их организации, звучавшие в прессе Ирака, Сирии, НДРЙ и ряда других арабских стран. Главы государств ССАГПЗ подтверждали свою ответственность за противодействие "агрессивным акциям со стороны Израиля, направленным на ущемление независимости и суверенитета братского Ливана, его варварским бомбардировкам ливанских городов и деревень, а также палестинских лагерей".

Лидеры ССАГПЗ стремились предстать в качестве защитников интересов всех арабских государств и выражали свою солидарность с теми странами, которые становились объектами израильских репрессалий, будь то Сирия или Тунис, ливанцы или палестинцы.[7] Они заявляли о своем стремлении к достижению справедливого мира на Ближнем Востоке, который невозможно реализовать без вывода израильских войск со всех оккупированных арабских территорий, включая и Восточный Иерусалим, и ликвидации созданных на арабских землях израильских поселений.

В государствах–членах  организации не могли игнорировать и тот факт, что в составе  населения государств ССАГПЗ выходцы  из арабских стран составляли значительную долю, причем особенно широко там были представлены палестинцы. В конце 80–х годов их численность в регионе Персидского залива приближалась к полумиллиону. Кроме того, палестинцы представляли собой наиболее активный в социально–политическом отношении элемент в обществах аравийских монархий. Они были широко представлены в средствах массовой информации, среди преподавателей университетов и средних школ.[5] Палестинцы были членами различных общественно-политических движений, включая местные отделения Движения арабских националистов, ассоциаций выпускников высших учебных заведений, адвокатов, инженеров, врачей, деятелей науки и культуры. Их влияние на общественное мнение в государствах СОАГПЗ было неоспоримо значительным.

ССАГПЗ уделял палестинской проблеме самое пристальное внимание. Во всех документах этой организации неизменно подчеркивалась важность проблемы решения палестинских чаяний, роль ООП в качестве единственного законного представителя палестинского народа и выражалась поддержка борьбы палестинцев за их права, в том числе и за создание независимого государства на территориях Западного берега р. Иордан и сектора Газа, находившихся до июня 1967 г. под контролем арабских государств.[4

В 1983 г. во время  кризиса в рядах ФАТХ и ООП ССАГПЗ занял позицию безусловной поддержки лидера ООП Ясира Арафата. В документах ССАГПЗ того времени содержались призывы ко всем палестинцам сплотиться вокруг ООП как единственного законного представителя народа Палестины. В них же выражалась надежда на то, что столкновения между представителями отдельных палестинских организаций будут решены на основе общих для всех палестинцев принципов, зафиксированных в решениях Палестинского национального совета. Для лидеров государств ССАГПЗ было принципиально важно добиться единства палестинцев, поскольку размежевание и борьба в их рядах могли отразиться на внутриполитической стабильности самих этих государств, на территории которых действовали различные палестинские группировки.[1]

Благодаря посредничеству ССАГПЗ, направившего в ноябре 1983 г. делегацию в Сирию для проведения переговоров между сирийскими и палестинскими лидерами, удалось преодолеть возникшие между ними разногласия, послужившие причиной раздоров в палестинской среде, и прекратить кровопролитные столкнования между палестинцами.

После начала интифады на контролируемых Израилем палестинских территориях ССАГПЗ выразил поддержку  этой форме борьбы палестинцев. 29 декабря 1987 г. в ходе совещания в верхах в Эр–Рияде члены ССАГПЗ приняли  решение безоговорочно поддержать интифаду и направить в связи с ней послания всем государствам–постоянным членам Совета Безопасности ООН, в которых выражалась надежда на адекватное отношение СБ к чаяниям и борьбе палестинцев.[1]

В 1988 г. ССАГПЗ поддержал  провозглашение палестинского государства и выразил признательность тем странам, которые установили отношения с Государством Палестина. Была выражена также поддержка лично Я. Арафату, ставшему главой вновь провозглашенного политического образования.

Государства–члены ССАГПЗ были сторонниками мирного разрешения конфликтной ситуации на Ближнем Востоке. Они сыграли важную роль в том, что идея политического урегулирования ближневосточного конфликта получила поддержку большинства арабских стран.

Вклад каждого  из государств-членов ССАГПЗ в процесс ближневосточного урегулирования не был равнозначен. Наиболее активно в нем участвовала Саудовская Аравия.[3]

В марте 1981 г. король Саудовской Аравии Фахд бен Абдель Азиз выдвинул программу достижения мира на Ближнем Востоке и решения  палестинской проблемы. Программа состояла из восьми пунктов:

– вывод израильских  войск со всех оккупированных в 1967 г. арабских земель, в том числе и  из арабской части Иерусалима;

– ликвидация поселений, созданных Израилем после 1967 г. на арабских территориях;

– гарантия свободы  вероисповедания и соблюдения религиозных  обрядов представителями всех религий  в святых для них местах;

– обеспечение  права палестинского народа вернуться  к родным очагам и выплата компенсации  тем его представителям, которые  не пожелают вернуться;

– передача Западного  берега и сектора Газа на переходный период под управление ООН. Этот период не должен превышать нескольких месяцев;

– создание независимого палестинского государства со столицей в Иерусалиме;

– обеспечение  права государств региона жить в мире;

– ООН или  некоторые государства–члены этой организации осуществляют претворение  в жизнь выдвинутых принципов  урегулирования.

В заключительном коммюнике совещания в верхах ССАГПЗ, состоявшегося 10–11 ноября 1981 г. в Эр–Рияде, была выражена поддержка саудовской инициативы со стороны всех государств–членов организации. Лидеры ССАГПЗ представляли собой единый блок на совещании глав государств и правительств арабских стран к проблеме ближневосточного урегулирования.[5]

На совещании  в Фесе, проходившем трудно, в два этапа, тем не менее удалось преодолеть разногласия между арабскими государствами и принять общеарабский план ближневосточного урегулирования, основанный на саудовском проекте, в который были внесены некоторые изменения и дополнения. Они затронули пункты четвертый, седьмой и восьмой и были приняты в следующей редакции:

– обеспечение  права палестинского народа решать свою судьбу, в том числе его  неотъемлемого права на создание государства под руководством ООП  – единственного законного представителя палестинского народа;

– Совет Безопасности ООН обеспечивает гарантии мирного  существования всех государств региона, в том числе независимого палестинского  государства;

– Совет Безопасности ООН обеспечивает соблюдение этих принципов.

Принятая в Фесе общеарабская платформа урегулирования ближневосточного конфликта изменила вектор арабской политики от непримиримой борьбы с Израилем к поиску путей, ведущих к прекращению противостояния и конструктивного решения палестинской проблемы.

После принятия Египтом решения о заключении мира с Израилем радикальные арабские государства в декабре 1977 г. создали Национальный фронт стойкости и противодействия, который был призван "противодействовать капитулянтским решениям ближневосточной проблемы за счет интересов арабской нации". Багдадское совещание в верхах в ноябре 1978 г., на котором была принята резолюция, осуждавшая "сепаратный курс" Египта и вводившая в отношении него политические и экономические санкции, поддержанная большинством арабских стран, означало победу тех сил в арабском мире, которые отказывались считаться с существованием Израиля как объективной реальности и отказывались искать пути для урегулирования отношений с ним на взаимоприемлемой основе.[1]

После совещания  в Фесе государства–члены ССАГПЗ прилагали усилия к тому, чтобы нормализовать отношения между арабскими странами и сгладить существовавшие между ними расхождения по проблеме ближневосточного урегулирования. В октябре–ноябре 1983 г. делегации, возглавлявшиеся ответственными лицами государств–членов ССАГПЗ, совершали неоднократные поездки по арабским странам, посетив в том числе входившие в состав Национального фронта стойкости и противодействия Ирак, Сирию и Алжир, с целью укрепления единства арабских стран и консолидации их действий по разрешению ближневосточного конфликта.

В тот период их усилия не дали практических результатов. Однако они способствовали упрочению  идеи политического урегулирования ближневосточного конфликта, что, несомненно, сыграло положительную роль в  ближневосточном мирном процессе в целом.[1]

Лидеры ССАГПЗ осознавали значимость роли великих  держав в ближневосточном урегулировании и поддерживали идею созыва международной  конференции по Ближнему Востоку  под эгидой ООН и при участи всех заинтересованных сторон, в том  числе и ООП как единственного законного представителя народа Палестины, а также постоянных членов Совета Безопасности ООН. Эта идея нашла свое выражение в заключительном коммюнике восьмого совещания в верхах государств–членов ССАГПЗ, проходившего 26–29 декабря 1987 г. в Эр–Рияде. Лидеры ССАГПЗ квалифицировали созыв подобной конференции как единственно приемлемый способ урегулирования арабо-израильского конфликта мирным путем на основе принятия справедливого и всеобъемлющего решения.

ССАГПЗ использовал  свои хорошие отношения с западными  странами и, прежде всего, с США, чтобы активизировать их участие в процессе ближневосточного урегулирования. Ответственные лица государств ССАГПЗ считали, что США способны взять на себя роль посредника в нормализации отношений между Израилем и арабскими странами, так как они имели тесные отношения с Израилем и расширяли контакты с арабскими странами, включая и тех, которые традиционно причислялись к числу государств с антизападными режимами – Ираком, Алжиром, Сирией. Лидеры ССАГПЗ выражали свое одобрение и начавшемуся в 1988 г. диалогу между США и ООП, который, по их мнению, должен был помочь созыву международной конференции по Ближнему Востоку.

Информация о работе Экспорт услуг в России