Россия на международном рынке услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - проанализировать динамику международного рынка услуг и выявить современные тенденции развития.
Задачи данной работы:
. Охарактеризовать услуги в целом и рассмотреть географическое распределение международного рынка услуг;
. Выявить роль услуг в мировой экономике;
. Изучить деятельность России на мировом рынке туристических услуг;

Содержание работы

Введение
1.Понятие и структура международного рынка услуг
2.Россия на международном рынке туристических услуг
3.Россия на международном рынке транспортных услуг
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Россия на международном рынке услуг 2222.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

Россия  на международном рынке услуг

 

Содержание

 

Введение

1.Понятие и  структура международного рынка  услуг 

2.Россия на международном  рынке туристических услуг

3.Россия на международном рынке транспортных услуг

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В нашем современном  быстроразвивающемся мире, открываются  новые возможности для взаимоотношений  между людьми, народами, странами. Границы  становятся прозрачнее, открываются  новые просторы для деятельности. На фоне этих тенденций внешнеэкономические связи между странами становятся более активными, что способствует развитию мировых рынков.

Как известно рынок  это-то место, в котором обмениваются товарами. Одним из товаров можно  назвать услугу. Этот товар не имеет  материальной формы, но при этом несет очень важную функцию. С помощью услуг становятся легче взаимоотношения между различными субъектами. В наше время высоких скоростей, когда у людей уходит мало времени на передвижение благодаря развивающейся транспортной технике, становится все больше желающих посещать различные страны, путешествовать, осматривать различные исторические места, да и просто посещать другие города с целью покупки товаров или лечения. И вот как раз в этих моментах очень актуально предоставление качественной услуги как в транспортировке пассажиров, так и в размещении в гостиницах, предоставлении гидов, качественного питания и других сопутствующих услуг. И конечно же очень немаловажно что бы эти услуги были экономичны.

В наше время  очень многие страны пополняют свой бюджет зарабатывая на туризме. Эта статья доходов является у них основной и они уделяют большое внимание качеству предоставляемых услуг. Россия в последнее время тоже стала развиваться в этом направлении.

И конечно же нельзя недооценивать услуги транспорта. Они включают в себя и железнодорожный, и автотранспорт, и воздушный, и водный и подземный. Транспорт, это то что способствует высоким мировым скоростям. Доставка газа, нефти, товаров, транспортировка людей. Только представьте себе на мгновение что транспорт на всей земле остановился. На нашей планете случился бы коллапс.

Поэтому автор  считает, что темы раскрытые в  данной курсовой очень актуальны. Рынок  услуг, это то что движет прогрессом, и отслеживать его развитие и  динамику очень важно, для понимания  обшей мировой тенденции.

В данной работе рассмотрены  основные черты, характеристика и структура международного рынка услуг, освещены вопросы развития рынка услуг в России. Следует сказать, что вследствие важности этого вопроса, он является часто обсуждаемым на страницах научных изданий и периодической печати.

Цель данной работы - проанализировать динамику международного рынка услуг  и выявить современные тенденции  развития.

Задачи данной работы:

. Охарактеризовать услуги  в целом и рассмотреть географическое  распределение международного рынка услуг;

. Выявить роль услуг  в мировой экономике;

. Изучить деятельность  России на мировом рынке туристических  услуг;

. Раскрыть положение России на международном рынке транспортных услуг.

Объектом данной работы являются современные тенденции развития международного рынка услуг.

Предмет исследования - наиболее динамично развивающиеся и наиболее значимые отдельные отрасли сферы  услуг, такие как,  туристические, транспортные.

Информационной базой  работы послужили публикации российских и зарубежных авторов в научных журналах, сборниках международных организаций, учебных пособиях, а также статьи на официальных сайтах. При написании курсовой работы использовалась учебная и периодическая литература отечественных авторов.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и структура международного рынка услуг

 

Мировой рынок  услуг – важное явление современных  международных экономических отношений, несмотря на то, что он находится еще в стадии своего активного формирования, которое происходит стремительными темпами. Именно в последние годы наблюдается значительное увеличение масштабов и разнообразия международной торговли услугами: на долю услуг приходится свыше четверти от всего мирового торгового оборота, она достигла в начале XXI века почти 2 трлн. долларов (по некоторым оценкам, около 3 трлн.). Примечательно, что во внешнеторговом обороте темпы роста услуг примерно в 1,5 раза выше темпов роста физических товаров.

Потенциал мировой торговли услугами огромен. Согласно экспертным оценкам, в международный оборот вовлечено сейчас лишь около 7% мирового производства услуг. Феномен быстрой экспансии международной торговли услугами связывают с действием ряда условий и факторов.

Во-первых, общим условием, определяющим масштабы, структуру, тенденции и динамику развития мирового рынка услуг, является быстрый рост самой сферы услуг во всех развитых странах и ее отдельных секторов в большинстве государств мира. Так, если в конце 50-х годов ХХ в. доля всех видов услуг в ВВП западных стран составляла около 55%, то к началу XXI века она достигла 70%.1

Во-вторых, длительный экономический подъем в большинстве  стран мирового сообщества, наблюдаемый  в конце прошлого века, привел к  повышению темпов экономического роста, деловой активности, производительности труда, уровня доходности фирм, платежеспособности населения, развитию общественного сектора экономики. Более «мобильный» стиль жизни (деловой и «обывательской») обусловил не только значительный рост спроса на уже известные услуги, вовлеченные в мировой торговый оборот, но и расширение спектра новых услуг.

В-третьих, реально  и активно протекающий процесс  глобализации выступает мощным фактором развития мирового рынка услуг, способствуя  одновременно углублению специализации стран и разнообразию форм торговли услугами.

В-четвертых, важнейшую  роль в развитии мирового рынка услуг, его структуры сыграл и играет научно-технический прогресс. Он, в  частности, привел к тому, что:

а)революционные технологические изменения в средствах связи и на транспорте превратили в товары целый ряд так называемых нефакторных услуг. Резкое снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг, а применение новых средств спутниковой связи и видеотехники, системы Интернет дало возможность в некоторых случаях вообще отказаться от личного контакта продавца и покупателя услуги;

б)ускорение темпов технологического прогресса в области телекоммуникаций и информатики повлекло за собой появление новых форм торговли услугами. Речь идет о международном коммерческом обмене информацией, в котором либо базы данных становятся объектом внешней торговли, либо фирмы таким образом поддерживают контакт со своими зарубежными филиалами;

в)технологический прогресс позволил увеличить спрос на те виды услуг, которые и раньше имели товарную форму (финансовые, банковские, страховые услуги).

Международная торговля услугами стала объектом изучения сравнительно недавно. Длительное время  услуги, согласно международной стандартной классификации, принятой ООН, относились к «неторгуемым» товарам (nontradable goods), т.е. товарам, которые потребляются в той же стране, где они производятся, и не перемещаются между странами. По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни часть услуг была вовлечена в мирохозяйственный оборот и появился термин «торгуемые услуги», которые по рекомендации МВФ отражаются в платежном балансе страны.2

 Понятие  «услуги» включает несколько  десятков видов деятельности, продукция  которых может быть определена как услуга. В число услуг входят (по классификатору ООН) 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов: деловые услуги, услуги связи, строительные и инжиниринговые услуги, дистрибьюторские услуги, общеобразовательные услуги, услуги по защите окружающей среды, финансовые услуги, включая страхование, услуги по охране здоровья и социальные услуги, туризм и путешествия, услуги в области организации досуга, культуры и спорта, транспортные услуги, прочие услуги.

Глобальный  экспорт коммерческих услуг в 2012 г. вырос на 2% и составил 4,3 млрд. долларов. Поставки транспортных услуг росли в соответствии с общемировыми трендами в 2%, экспорт группы прочих видов коммерческих услуг вырос лишь на 1%, а наибольший прирост (4%) был зафиксирован по статье «поездки».

Среди прочих видов  коммерческих услуг наиболее динамично  развивался экспорт компьютерных и  информационных услуг (прирост на 6%). Развитие сегмента услуг в мировом  ИКТ образует мозговой центр информационной экономики, т. к. здесь создается интеллектуальная начинка товаров и услуг, производственных технологий, бизнес-процессов. По объему поставок «умного» продукта и его инновационному наполнению по-прежнему лидируют США и страны ЕС, где сосредоточена основная часть мирового интеллектуального потенциала в этой области.

Наряду с  компьютерными и информационными  услугами также увеличился экспорт  строительных и страховых услуг (3% и 2% соответственно), на 2% выросли  прочие виды деловых услуг, охватывающие юридические и бухгалтерские  услуги, консалтинг, рекламу, маркетинг, а также такой важный для коммерциализации инновационной деятельности сегмент, как инжиниринговые услуги.

Ведущие позиции на мировом  рынке в области инжиниринговых услуг устойчиво занимают фирмы  США, Франции, Англии, Японии, Германии, Италии, Канады и Швеции. Для географической структуры рынка инжиниринговых услуг характерно преобладание экспорта в развивающиеся страны, основная часть которых приходится на нефтедобывающие государства Ближнего и Среднего Востока и Азии. В последние годы инжиниринговые компании развитых стран сталкиваются с конкуренцией со стороны местных фирм и экономоператоров из Бразилии, Мексики, Индии, Кореи, Китая и др.

Вместе с тем, в наибольшей степени в 2012 г. пострадал экспорт  финансовых услуг (- 4%). В целом в 2012 г. произошло уменьшение поставок финансовых услуг из развитых стран на 6% при параллельном увеличении экспорта из развивающихся государств и стран СНГ на 3%. Кроме того, сократились поставки услуг связи, включая почтовые, курьерские и телекоммуникационные услуги (- 3%), а также  роялти и лицензионные платежи (-2%).3

На глобальном уровне в  сфере поставок коммерческих услуг  в 2012 г. лидеры не изменились. Первые позиции  вновь заняли США (614 млрд долл., доля в глобальном экспорте – 14,1%), а также Великобритания (278 млрд долл., 6,4%) и Германия (255 млрд. долл., 5,9%). Среди потребителей услуг на первом месте также были США (406 млрд. долл., удельный вес в мировом импорте – 9,9%), на втором – Германия (285 млрд. долл., 6,9%), и на третьей позиции – Китай (281 млрд. долл., 6,8%). 4

По итогам прошедшего года позиционирование Российской Федерации  в мировой торговле товарами и  услугами практически не изменилось (см. табл.1). Доля страны в глобальных поставках составила всего 1,3%, что  свидетельствует о низкой степени вовлеченности российских компаний в международный обмен услугами и недостаточном развитии данного сектора в системе внешнеэкономических связей страны.

Баланс торговли услугами Российской Федерации, в отличие  от торговли товарами, имеет устойчиво отрицательное сальдо: в 2012 г. дефицит торговли услугами достиг своего исторического максимума в 46,2 млрд. долл. (Данные ЦБ РФ). При этом почти 70% всего дефицита по услугам приходится на статью «поездки», что объясняется устойчивой ориентацией выездного туризма и бизнеса на дальнее зарубежье.

Помимо этого, традиционно  отрицательным складывается баланс России по статьям, связанным с предоставлением  строительных, финансовых, страховых, телекоммуникационных, технических  и компьютерных услуг, а также по большинству прочих видов деловых услуг.

Россия осталась на 22 месте  в мире среди экспортеров услуг, несмотря на прирост его объема в 10%. В сфере импорта коммерческих услуг (102 млрд долл., рост на 13%) страна поднялась на одну строчку и заняла 14 место в мире, а ее удельный вес увеличился до 2,5% по сравнению с 2,3% в 2011 г. (WTO Secretariat, Press release, PRESS/658, Geneva, April 12, 2012, p.20).

 

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Экспорт товаров

17 / 1,7

13 / 2,4

13 / 2,5

12 / 2,5

9 / 2,9

13 / 2,4

12 / 2,6

9 / 2,9

8 / 2,9

Импорт товаров

29 / 0,7

19 / 1,2

18 / 1,3

16 / 1,6

16 / 1,8

17 / 1,5

18 / 1,6

17 / 1,8

16 / 1,8

Экспорт услуг

31 / 0,7

26 / 1,1

25 / 1,1

25 / 1,2

22 / 1,3

22 / 1,3

23 / 1,2

22 / 1,3

22 / 1,3

Импорт услуг

22 / 1,2

17 / 1,6

18 / 1,7

16 / 1,9

16 / 2,2

16 / 1,9

16 / 2,0

15 / 2,3

14 / 2,5

Информация о работе Россия на международном рынке услуг