Россия на международном рынке услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:04, реферат

Описание работы

Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений.

Содержание работы

TOC o "1-3" Введение......................................................................................... PAGEREF _Toc52090840 h 2

1. Теоретическая часть.............................................................. PAGEREF _Toc52090841 h 4

1.1 Теория малых групп................................................................ PAGEREF _Toc52090842 h 4

1.2 Психологическая характеристика группы и коллектива........ PAGEREF _Toc52090843 h 5

1.2.1 Социально – психологическая характеристика групп...... PAGEREF _Toc52090844 h 5

1.2.2 Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой. PAGEREF _Toc52090845 h 11

1.3 Теория взаимоотношений личность - коллектив.................. PAGEREF _Toc52090846 h 15

1.3.1 Основной принцип человеческого общения.................... PAGEREF _Toc52090847 h 15

1.3.2 Личность и группа. Проблема взаимоотношений......... PAGEREF _Toc52090848 h 16

1.3.3 Проблема общности в социальной психологии.............. PAGEREF _Toc52090849 h 17

1.3.4 Проблемы социальной психологии................................. PAGEREF _Toc52090850 h 17

1.3.5 Понятие единства развития личности и психики человека. PAGEREF _Toc52090851 h 18

1.3.6 Типы конфликтов и их характеристика........................... PAGEREF _Toc52090852 h 18

1.4 Метод социометрических измерений..................................... PAGEREF _Toc52090853 h 19

1.4.1 История метода................................................................. PAGEREF _Toc52090854 h 19

1.4.2 Гипотезы, цели, задачи..................................................... PAGEREF _Toc52090855 h 20

2. Эмпирическая часть............................................................ PAGEREF _Toc52090856 h 20

2.1 Выбор методики..................................................................... PAGEREF _Toc52090857 h 20

2.2 Выбор испытуемых................................................................ 20

2.3 Реализация диагностических мероприятий........................... PAGEREF _Toc52090859 h 21

2.3.1 Ход исследования............................................................. PAGEREF _Toc52090860 h 21

Социоматрица............................................................................ PAGEREF _Toc52090861 h 21

Социограмма............................................................................. PAGEREF _Toc52090862 h 23

2.4 Анализ и обсуждение полученных результатов................... PAGEREF _Toc52090863 h 24

Обработка результатов............................................................. PAGEREF _Toc52090864 h 24

2.5 Выводы по исследованию...................................................... PAGEREF _Toc52090865 h 28

Заключение.................................................................................. PAGEREF _Toc52090866 h 30

Литература................................................................................... PAGEREF _Toc52090867 h 31

Файлы: 1 файл

меж отн.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

                                  Содержание[A1]

 

 

TOC o "1-3" Введение.........................................................................................  PAGEREF _Toc52090840 h 2

 

1.  Теоретическая часть..............................................................  PAGEREF _Toc52090841 h 4

 

1.1 Теория малых групп................................................................  PAGEREF _Toc52090842 h 4

 

1.2 Психологическая характеристика  группы и коллектива........  PAGEREF _Toc52090843 h 5

 

1.2.1 Социально – психологическая характеристика групп......  PAGEREF _Toc52090844 h 5

 

1.2.2 Социальная коллективность. Отношения  между индивидом и группой.    PAGEREF _Toc52090845 h 11

 

1.3 Теория взаимоотношений личность - коллектив..................  PAGEREF _Toc52090846 h 15

 

1.3.1 Основной принцип человеческого  общения....................  PAGEREF _Toc52090847 h 15

 

1.3.2  Личность и группа. Проблема  взаимоотношений.........  PAGEREF _Toc52090848 h 16

 

1.3.3 Проблема общности в социальной  психологии..............  PAGEREF _Toc52090849 h 17

 

1.3.4 Проблемы социальной психологии.................................  PAGEREF _Toc52090850 h 17

 

1.3.5 Понятие  единства  развития  личности и психики человека.     PAGEREF _Toc52090851 h 18

 

1.3.6 Типы конфликтов и их характеристика...........................  PAGEREF _Toc52090852 h 18

 

1.4 Метод социометрических измерений.....................................  PAGEREF _Toc52090853 h 19

 

1.4.1 История  метода.................................................................  PAGEREF _Toc52090854 h 19

 

1.4.2 Гипотезы, цели, задачи.....................................................  PAGEREF _Toc52090855 h 20

 

2.  Эмпирическая  часть............................................................  PAGEREF _Toc52090856 h 20

 

2.1 Выбор методики.....................................................................  PAGEREF _Toc52090857 h 20

 

2.2 Выбор  испытуемых................................................................ 20

 

2.3 Реализация  диагностических мероприятий...........................  PAGEREF _Toc52090859 h 21

 

2.3.1 Ход  исследования.............................................................  PAGEREF _Toc52090860 h 21

 

Социоматрица............................................................................  PAGEREF _Toc52090861 h 21

 

Социограмма.............................................................................  PAGEREF _Toc52090862 h 23

 

2.4 Анализ и обсуждение полученных  результатов...................  PAGEREF _Toc52090863 h 24

 

Обработка результатов.............................................................  PAGEREF _Toc52090864 h 24

 

2.5 Выводы по исследованию......................................................  PAGEREF _Toc52090865 h 28

 

Заключение..................................................................................  PAGEREF _Toc52090866 h 30

 

Литература...................................................................................  PAGEREF _Toc52090867 h 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

          Природа  межличностных отношений в любых  общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений.

 

        Вступая в  межличностные отношения  самых  разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

 

          Любая  группа на любой возрастной ступени характеризуется своей осо­бой социальной ситуацией развития. Понятие социальной ситуации развития было введено Л.С. Выготским для характеристики развития личности внутри определенного возрастного этапа на основе конкретно – исторической системы его отношений с социальной действительностью. Понятие социальной ситуации развития может быть применено и к характеристике малой группы. Это прежде всего объективные условия существования данной группы, определяемые исторической эпохой, культурой и пр.   Помимо объективных условий социальной ситуации развития детской группы существует субъективный аспект социальной ситуации развития. Он представлен социальной позицией, т.е. отношение членов группы к этим объективным условиям, статусу, и их готовностью к принятию этой позиции и действиям в соответствии с ней.

 

        Анализ социальной  ситуации развития позволяет  раскрыть содержание межличностных  отношений в группах. В  группах  могут быть выделены функционально  – ролевые, эмоционально –  оценочные и личностно – смысловые отношения между сверстниками.

 

          Эмоционально  – оценочные отношения выявляются  в непосредственном взаимодействии  людей, отражая систему их предпочтений. Знание этих отношений позволяет  ответить на многие вопросы  связанные с поведением человека в коллективе. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения – симпатии, антипатии, дружеские предпочтения и т.д.

 

          Исходя  из этого актуальность данной  темы определяется следующими  аспектами: наше внимание должно  затрагивать особую ситуацию развития людей данного возраста, в данном случае 17 – 22 года; необходимо найти точки соприкосновения изменяющегося мира и процесса становления такого вида деятельности взрослого человека в этом возрасте, как эмоционально – личностное общение, а также уточнить влияние сложившейся социальной ситуации на него.

 

    Цель данной курсовой  работы - попытаться изложить характерные  явления, возникающие во  взаимоотношениях  личности и коллектива.

 

    Курсовая работа имеет  три гипотезы: одну основную и две вспомогательных. Основная гипотеза предполагает, что ведущими мотивами взаимоотношений в группе являются деловые мотивы. Первая вспомогательная гипотеза предполагает, что на формирование психологического климата в группе влияет количество участников имеющих неблагоприятный статус в этой группе. Вторая вспомогательная гипотеза предполагает, что на формирование психологического климата в группе влияет половая дифференциация взаимоотношений.

 

     Курсовая работа состоит  из двух частей: первая часть -теоретическая. В ней описывается актуальность выбранной темы, выдвигаются гипотезы. Вторая часть - эмпирическая, в ней проводится исследование, обрабатываются результаты, которые подтверждают или опровергают выдвинутые гипотезы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. 

1.1 Теория малых групп

 

     Теория малых групп  – направление экспериментального  анализа в рамках микросоциологии  и социальной психологии. Основатели  – Морено, Левин, Гурвич, Мэйо  и д.р. Активные исследования  малых групп начались в первые  годы 20века и достигли наибольшего расцвета к 30-м годам. Основные теоретические предпосылки исследований малых групп сводились к тому, что малая группа является  главным объектом социологии; их изучение – единственной возможностью реализации собственного научного, экспериментального подхода в социологии, а результаты этих исследований могут экстраполироваться на все более крупные социальные общности.

 

     Исследования малых  групп подразделяются по разным  основаниям. Наиболее известная  классификация – в соответствии  с тем, какими методами проводятся исследования. С этой точки зрения, они включают социометрическое направление (социометрия), исходящее из необходимости количественного измерения тех межличностных отношений симпатии и антипатии, которые образуют неформальную структуру отношений в малых группах; направление, вытекающее из теории групповой динамики, ставящей акцент на качественном анализе и лабораторном моделировании отношений внутри группы, динамики власти и подчинения, стилей лидерства и т.д.; психотерапевтическое направление, исходящее из идеи игрового, «спонтанного» моделирования межличностных отношений (К. Роджерс).

 

     В последнее время  деление исследований малых групп  по традиционным методическим  направлениям сменяется подразделением  по тем функциональным процессам, которые в наибольшей степени интересуют исследователей: направление изучения лидерства; «самораскрытие» индивидов; общение с другими людьми; механизмов принятия решений в группе; коммуникативных (интерактивных) связей и процессов; социально-психологической перцепции и д.р.  

 

     Исследования малых  групп носят прикладной характер. Они включают вопросы управления  в малых группах, особенности  взаимоотношений между руководителем  и подчиненным, проблемы оптимизации  социально-психологического климата, общения, воспитания и образования, коррекции отклоняющегося поведения, социально-психологической помощи при некоторых психических расстройствах.

 

    Исследования малых групп  чрезвычайно развиты в современной  прагматически ориентированной  западной социальной психологии и социологии. Недостатки теории малых групп – слабость теоретического и методологического обоснования исследований, абсолютизация роли малых групп, некорректный перенос данных отдельных лабораторных и выборочных экспериментов на все социальное поведение и законы социального развития в целом.

 

1.2 Психологическая характеристика  группы и коллек­тива.

     1.2.1 Социально – психологическая  характеристика групп.

 

     Проблема групп, в  которые объединены люди в  процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии.

 

     Реальность общественных  отношений всегда дана как  реальность отношений между социальными  группами, поэтому для социологического  анализа крайне важным и принципиальным  вопросом является вопрос о  том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

 

     «Группа - это некоторая  совокупность людей, рассматриваемых  их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия “группа”»[1]. С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей по какому либо общему признаку необходимому в данной системе анализа.

 

     С другой стороны,  в целом цикле общественных  наук под группой понимается  реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

 

     Группы бывают: большими  и малыми, от двух человек и  более, условными и реальными.  Реальные группы делят на малые  и большие, официальные и не  официальные, устойчивые и ситуативные,  организованные и стихийные, контактные  и неконтактные. Стихийные - К.К. Платонов назвал «неорганизованными группами».

 

     Группы состоят из  людей, общества - из групп. Индивиды, группы и общества - это три  современные реальности, они взаимосвязаны.  Все группы более или менее  специализированы. Их специализация  зависит от потребности людей. Так, семья в промышленном городе имеет одновременно генетическую и воспитательную функции. Другие группы выполняют другие функции. Индивиды участвуют в во многих группах. Некоторые группы предполагают физическое присутствие ее членов. Одновременно можно участвовать в нескольких группах: члены команды по футболу, учебные заведения. Существуют постоянные, временные, случайные или спорадические группы. Некоторые группы созданы для длительного существования и стремятся к этому: школы, деревня, предприятия, заинтересованные в продолжении своего дела. Это группы, которые не хотят исчезнуть. Другие группы обречены на недлительное существование (туристы). Некоторые группы являются свободными, другие имеют обязательный характер. Так, появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию, другие группы, куда вступают по желанию: спортивный клуб, культурные общества или социальное объединение. Формальные группы характеризуются организованной структурой. Социальные отношения здесь носят безличный характер (различные партии). В неформальной группе существуют личные, социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой, симпатиями (это друзья, приятели, “клуб по интересам”). Первичная или ограниченная группа является основой для человека это - семья. В ней происходит процесс культуризации. Вторичные группы - большие по размеру и отношения в них формализованы. Пример: баскетбольный клуб в который входят несколько команд, - это вторичная группа. А одна команда - первичная группа.

 

     Социальная психология  предпринимала многократные попытки  построить классификацию групп.  Американский исследователь Ювенк  вычленил семь различных принципов,  на основании которых строились  такие классификации. Эти принципы  были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе. Однако общая черта всех предложенных классификаций - формы жизнедеятельности группы.

 

     Для социальной психологии  значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях - реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидности реальных групп. Однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые “большие” и “малые” группы. Малые группы - обжитое поле социальной психологии. И все же остановимся на ней.

Информация о работе Россия на международном рынке услуг