Анализ влияния эффекта масштаба на структуру рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 12:14, контрольная работа

Описание работы

Пенсионный фонд Российской Федерации образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………
1 Определение рынка. ……..…………………………………………………………………
1.2 Определение показателя размера предприятия …….…………………...........
2 Концентрация производителей и эффект масштаба. ………………………….
3 Показатели концентрации и ее оценка ………………..…………………………….
Заключение…………………………………………………………………………………………
Список литературы ……………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Экономика отраслевых рынков кр.doc

— 160.97 Кб (Скачать файл)

Определение показателя размера предприятия

Показатели уровня концентрации строятся на основе сопоставления размера предприятия (фирмы) с размером рынка, на котором оно действует. Чем выше размер фирм по сравнению с масштабом всего рынка, тем выше концентрация производителей (продавцов) на этом рынке.

Проблема состоит в том, чтобы ответить на вопрос: что можно считать размером предприятия? Существуют четыре основных показателя, характеризующих размер фирмы относительно размера рынка:

- доля продаж фирмы в рыночном объеме реализации;

- доля занятых на предприятии в общей численности занятых в производстве данного продукта;

- доля стоимости активов фирмы в стоимости активов всех фирм, действующих на рассматриваемом рынке;

- доля добавленной стоимости на предприятии в сумме добавленной стоимости всех производителей, действующих на рынке.

Результаты расчета показателей концентрации могут существенно зависеть от выбора меры размера фирмы. Например, если крупные фирмы используют более капиталоемкие технологии по сравнению с мелкими, то уровень концентрации, измеренный по стоимости активов, будет больше уровня концентрации для той же отрасли, но измеренного по уровню продаж или занятости. На уровень концентрации, выраженный через добавленную стоимость, будет влиять вертикальная интеграция. Если крупные фирмы интегрированы в большей степени, чем средние и мелкие, то использование добавленной стоимости в качестве показателя размера фирмы даст более высокий уровень концентрации, чем объем продаж. Кроме того, существует проблема диверсификации: для фирм, чья деятельность протекает в разных подотраслях и на разных рынках, трудно выделить занятость, объем продаж или величину добавленной стоимости, которые приходятся на данный рынок.

Иногда размер крупнейших фирм может служить характеристикой концентрации на рынке. Именно этот критерий лежит в основе определения доминирующего положения в России (признаком доминирования служит контроль не менее 35% рынка), в Великобритании (соответственно не менее 25% рынка). [1. c45]

.

Концентрация производителей и эффект масштаба

Концентрация производителей на отраслевых рынках приводит к росту размеров фирм. Вслед за Винером, проводившим исследование кривых затрат, в анализе отраслевой организации рынков принято считать, что размер фирм и их число в отрасли связаны с уровнем отдачи от масштаба производства. Это, как правило, проявляется в том, что крупным субъектам рынка удается производить и сбывать изделия с менее высокими средними издержками, чем это могут себе позволить относительно небольшие производители. Экономия на затратах при росте масштабов производства получила название эффекта масштаба. Достаточно часто эффект масштаба анализируется с трех точек зрения:

выпуска одного вида продукции;

выпуска всей продукции одного предприятия;

выпуска продукции компании, состоящей из нескольких производственных единиц.

Каждый из названных аспектов требует специального рассмотрения. Мы же отметим лишь общие моменты. К ним относится прежде всего то обстоятельство, что крупные фирмы способны сократить перерывы в процессе производства. Это выражается и в сокращении времени наладки оборудования, приходящегося на единицу производимого изделия, и в более рациональной организации производственной деятельности, и в росте опыта работников фирмы.

Кроме того, с увеличением масштабов производства снижаются затраты на единицу продукции в связи с тем, что, хотя накладные расходы в эффективно работающих фирмах растут, удельный вес в затратах на единицу изделия сокращается. Оптовая закупка ресурсов позволяет крупным фирмам, с одной стороны, добиваться снижения цен на ресурсы, с другой - более рационально их использовать. К тому же у крупных фирм налажены устойчивые связи как с поставщиками, так и с организациями дистрибьюции и транспортными компаниями.

Следует также иметь в виду, что в крупных фирмах, как правило, концентрируются более квалифицированные инженеры, специалисты, рабочие, поскольку они способны обеспечить приличный уровень вознаграждения и предоставляют возможность трудиться на передовой технике.

 

Таблица 1. Зависимость индекса Херфиндаля-Хиршмана от рыночной доли доминирующей фирмы

 

 

Расчет индекса Джини показывает, что в данном случае он составляет приблизительно 0.18. Чем выше индекс Джини, тем выше неравномерность распределения рыночных долей между продавцами, и, следовательно, при прочих равных условиях выше показатель концентрации.

При использовании индекса Джини для характеристики концентрации продавцов на рынке следует учитывать два важных момента. Первый связан с концептуальным недостатком индекса. Он характеризует, как и показатель разброса логарифмов долей, уровень неравномерности распределения рыночных долей. Следовательно, для гипотетического конкурентного рынка, где 10 000 фирм делят между собой рынок на 10 000 равных долей, и для рынка дуополии, где две фирмы делят рынок пополам, показатель Джини будет одним и тем же. Второй момент связан со сложностью подсчета индекса Джини: для его определения необходимо знание долей всех фирм в отрасли, в том числе и мельчайших.

В экономической теории и практике не существует единственного показателя уровня концентрации в отрасли. В разных исследованиях и для разных целей могут использоваться различные показатели концентрации продавцов на рынке. Для оценки достоинств показателя концентрации применяются правила, предложенные Ханна и Кейем.

 

Идеальный показатель концентрации продавцов должен удовлетворять следующим требованиям.

- Пусть показатель концентрации рассчитывается не для n фирм на рынке, а для k фирм при k < n, причем фирмы ранжированы по убыванию рыночной доли. Если концентрация продавцов на рынке A выше, чем на рынке В, значение идеального показателя для рынка А должно быть больше при любом k.

- Если доля крупной фирмы возрастает за счет мелкой фирмы, то показатель концентрации возрастает.

- Вход новой фирмы на рынок понижает уровень концентрации (при условии, что размер фирмы ниже некоего значимого уровня).

- Слияния и поглощения увеличивают степень концентрации.

Индексы Херфиндаля-Хиршмана и энтропии отвечают всем перечисленным условиям. Другие индексы отчасти согласуются с этими условиями.

В таблице 2 рассматриваются научные подходы к управлению концентрацией производства.

Таблица 2 - Основные элементы научных подходов к управлению концентрацией производства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Под рыночной концентрацией (концентрацией продавцов или покупателей) понимается плотность размещения рыночных структур и совокупность разных удельных весов агентов рынка по объему предложения и спроса. Малое число фирм на рынке, а значит, и их малая плотность свидетельствует о высоком уровне концентрации продавцов. В предельном случае плотность равна единице, т.е. соответствует монопольному рынку. При заданном числе фирм на рынке, чем больше они отличаются друг от друга по объему реализации товара, тем выше уровень концентрации продавцов на рынке.

Аналогичные зависимости характерны и для оценки концентрации на рынке покупателей. Чем меньше покупателей на рынке, тем выше уровень их концентрации. В предельном случае плотность покупателей равна единице, т.е. соответствует рынку монопсонии. При заданном числе покупателей, чем больше они отличаются по объему спроса, тем выше концентрация покупателей на рынке.

Методы анализа эволюции структуры (с позиции концентрации) для рынка и производства отличаются. В первом случае основное внимание уделяется конкуренции и наличию потенциальной возможности захвата рынка. Во втором измеряется либо распределение субъектов производства по размеру, либо по географическому признаку.

Можно предположить, что в данных условиях очевидными направлениями эволюции рынка будут как бурный рост числа новых мелких компаний, в состав которых входит единственное предприятие, так и дальнейшее разукрупнение очень больших старых производственных структур. При равных условиях это приведет к дальнейшему снижению концентрации, что отчасти сегодня и наблюдается.

Обобщая изложенное в данной контрольной работе, нетрудно прийти к выводу, что концентрация производства подвержена влиянию совокупности множества факторов. Их число и соотношение, применительно к условиям конкретного времени и места, может быть различным. Факторы концентрации производства относятся к числу динамичных. Изменение их состава и характера происходит в связи с изменением факторов. Их число и соотношение зависят от особенностей экономической системы общества и характера общественного строя в целом, поступательного развития научно-технического прогресса, экономико-географических условий конкретной территории и многих других.

Все больший удельный вес в экономике большинства стран начинает приобретать сфера нематериального производства, или, как ее иногда называют, сфера услуг. Она с полным правом должна входить в общественное производство, поскольку обществу важно производить не только средства для жизни, но и осуществлять производство самой жизни во всех ее формах. Вот почему в составе общественного производства все более значимыми становятся такие его сферы, как здравоохранение, образование, информационное обслуживание, и другие. Объекты, представляющие названные и другие сферы общественного производства, также подлежат концентрации в географическом пространстве со всеми присущими этому процессу закономерностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Л.В. Рой, В.П. Третьяк "Анализ отраслевых рынков", Учебник, М.: Инфра-М, 2008. - 442с.

2. Ю.В. Тарануха "Экономика отраслевых рынков", Уч. пособие, М.: Дело и сервис, 2002. - 240с

3. Журнал "Проблемы теории и практики управления", 5/2004.

4. Журнал "Банковское дело", 8/2007


Информация о работе Анализ влияния эффекта масштаба на структуру рынка